Учебно-методический комплекс. Министерство образования и науки рф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Министерство образования и науки рф



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  Утверждаю _________________________ Проректор по академической политике и инновационному развитию профессор Ю.Ю. Гранкин «__»_________2011 г.
    _________________________ Начальник учебно-методического управления доцент Ю.П. Дмитриева «__»_________2011 г.

Кафедра международных отношений, мировой экономики, международной юриспруденции

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГЕОПОЛИТИКА»

 

Для направления

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

«17» мая 2011 г.

 

Пятигорск 2011

                             

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Пятигорского государственного

лингвистического университета

.

Материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования цикла профессиональных дисциплин к дисциплине «Геополитика»

Учебно-методический комплекс содержит организационно-методические положения (включая цели и задачи курса, требования к студентам), характеристику структуры, содержания и учебно-методического обеспечения преподаваемой дисциплины (в том числе тематический план, рабочую программу, рекомендуемую литературу, основные понятия, тематику курсовых работ и контрольные вопросы, формы и виды самостоятельной работы студентов, требования к итоговой аттестации, балльно-рейтинговые параметры оценки образовательных компетенций студента).

                                                                                 

 

Рецензент:

 

 

1.1. Назначение и трудоёмкость дисциплины

Учебный курс «Геополитика» позволяет дать целостное научное представление о взаимосвязи государственной политики и территории, а так же о классических и современных геополитических школах.

В рамках данной дисциплины рассматриваются история возникновения геополитических идей, их становлению и эволюции, а так же влиянию на современные международные отношения. В современной системе международных отношений ощущается настоятельная общественная потребность в анализе соотношения политических сил в мировом масштабе и в крупных регионах с учетом складывающегося взаимообмена ресурсами, капиталами, товарами, социокультурных контактов, внутриполитического положения и т.д.

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов, изучающих дисциплину «Геополитика» на I- II курсе

Для студентов очной формы обучения курс предусматривает 74 часа. Во II семестре – 12 часов лекционных занятий и 12 часов семинарских занятий, в III семестре: 18 часов лекционных занятий и 18 часов семинарских занятий

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов. Количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов – 12 часов.

 
1.2. Основные дидактические единицы

Предмет, метод и задачи геополитики;геополитический регион; геостратегия; геополитический дуализм; геополитические эпохи;   национальная безопасность государства; национальный интерес; таллосократия; территория; теллурократия

 
1.3. Цель дисциплины:

Цель состоит в усвоении студентами основ классической и современной геополитической теории, понимании сложных проблем мирового сообщества, приобретении ими навыка многоаспектной оценки в сфере геополитики, способности моделировать мировые и региональные тенденции, «геополитически мыслить».

Так же необходимо научить студентов методам анализа современной мировой политики прогнозировать геополитические процессы, использовать геополитические закономерности в управлении; анализировать концептуальные основы и реальную геополитику России на современном этапе.

 

 
1.4. Задачи дисциплины:

1) Рассмотрение теоретических основ, концептуальных подходов и теорий геополитики;

2) Изучение геополитических процессов в России и постсоветском пространстве;

3) Анализ развития основных геополитических макрорегионов и ведущих стран мира.

 

 
1.5. Цикл, к которому относится дисциплина

Гуманитарный,социальный и экономический

1.6. Требования к результатам освоения дисциплины:

 

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы МИД России, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации     ПК-4

ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики        ПДК - 5

 

Код компетенции: Формулировка компетенции

1.6.1 Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины;

1.6.2 База формирования компетенции)

Знать

пространственные аспекты политических явлений;

-

Активные, интерактивные и иные инновационные методы (технологии), используемые для формирования *** Средства оценивания ****

лекция-беседа или диалог с аудиторией,

лекция-дискуссия,

лекция с применением обратной связи,

 лекция с применением элементов «мозговой атаки», лекция с разбором микроситуаций,

-традиционные тесты

-опрос (устный);

-аналитические записки;

-проблемные ситуации;

Уметь: грамотно анализировать международные события, геополитическое расположение государств, геополитический курс России.
Владеть: - основными методами и приемами анализа особенностей современной политической карты мира

 

 

Наименование тем

Общая трудоемкость

(час.)

Аудиторные

занятия

(час.)

 

Самостоятельная работа

 

 

Основные баллы

Дополнительные баллы

Всего

В том числе

Лекции

Семинары

 

 

 
1 2

3

4

5

6

7

8

9

 

1

Основные принципы и методы изучения геополитики. История и становление геополитики

4

4

2

 

 

5  
 

2

10  

2

 

Современные геополитические теории и школы.

 

4

 

4

 

 

2

 

5  
2

2

10  

 

3

 

Развитие геополитики в России.

 

6

 

4

 

2

 

2

 

 

 

10

 

2

 

 

5

 

0

 

 

4

 

Геополитика России

 

6

 

4

2

 

 

 

2

5

 

 

 

 

 

2

 

 

10

 

5

Геополитические процессы в Восточной  и Западной Европе

4

4

 

2

 

 

5

 
  2  

 

 

10

 

 

6

Геополитика США.

6

4

2

 

2

5

 
 

2

10

 

7

Геополитические интересы Китая, Японии. Геополитика АТР

4

4

2

2

 

 

5

 
 

 

10

 

8

 

Геополитические процессы на Ближнем Востоке

 

4

4

 

2

 

 

 

5

 
2

 

10

 

 

9

 

Геополитические процессы в Латинской Америке и Африки

 

4

 

4

2

 

 

5

 
 

2

 

10

 

 

 

10

 

Кавказ в системе геополитических интересов России

 

 

8

 

 

4

 

2

 

 

4

5

 
2

 

10

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

108

 

 

30

 

30

 

 

 

   12

 

 

225

 
 
 
 
                           

Распределение контрольных точек для дисциплины

контрольные точки неделя баллы вид контроля
1 контрольная точка  

2 контрольная точка  

2.2. Содержание программы курса по дисциплине

Содержание теоретического курса.

Тема 1.

Тема 2.

Современные геополитические теории и школы.

Политические перемены в Европе. Мировое сообщество после второй мировой войны, изменения в соотношении сил между Европой и Америкой. Усиление влияния США. Атлантизм: Д. Мэйниг, С. Коэн. К Грей. Г. Киссинджер. «Неоатлантизм» С. Хантингтона. Ф. Фукуяма и "конец истории". Реализм: Г. Моргентау и С. Волт. «Европейский «континентализм»: Ш. Де Голь. Мондиализм: Г. Льюис, З. Бжезинский, Ж. Атали. «Региональная геополитика: Ив Лакоста. Прикладная геополитика. Электоральная геополитика. Геополитика «европейских новых правых»: Ж. Тириар, Ж. Парвулеску, И. Лакост.

Тема 3.

Развитие геополитики в России.

Россия как центр евразийского ядра. Восточная и западная традиции в российской культуре. Россия как периферийная цивилизация. Экспансия как условие обретения геополитических преимуществ. Причины экспансии России в восточном и южном направлениях. "Мягкость" российской экспансии. Геополитические концепции евразийцев. Предшественники евразийства: славянофилы, религиозные философы. Концепция культурного полицентризма Н. Данилевского. Вклад русских географов, философов и демографов в развитие геополитических концепций (Д. Милютин, П. Семенов-Тян-Шанский, И. Ильин). Теория роли России и Европы в развитии мировой культуры Н. Трубецкого. "Географические миры" П. Савицкого. Основная идея евразийства: сложность системы - залог его непрерывного поступательного развития, упрощение системы - движение к его гибели. Неоевразийство (Л.Н. Гумилев). Понятие пассионарности. Пассионарный толчок. Приспособление этноса к географической и этнической среде. Теория этногенеза. Фазы этногенеза. Фазовые переходы. Этногенез великороссов. Союз Леса и Степи. Формы контактов этносов: симбиоз, ксения и химера.

 

Тема 4.

Геополитика России

Геополитическая функция России. Континентальный, евразийский, сухопутный статус России. Внутренние геополитические проблемы России. Внутренняя геополитика России и военная доктрина. Роль ВПК в геополитической организации российских пространств. Компоненты военной доктрины России: политические ориентация руководства и геополитические константы. Геополитический центр и геополитическая периферия. Две историко-геополитических традиции: Москва и евразийская миссия России, Санкт-Петербург и "геополитическое западничество". Геополитическое преимущество Москвы.

Изменение геополитической ситуации в начале ХХI века.

Геополитические последствия распада СССР. Переход к однополярной системе мира. Позиции России в современной мировой политике. Источники и стратегические ресурсы геополитической мощи России. Геополитические интересы России. Россия и Европейское сообщество. Россия и страны Восточной Европы. Россия и США. Геополитические интересы России на Ближнем Востоке. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион. Россия и Китай. Два сценария развития геополитической ситуации. Зоны жизненно-важных интересов России. Перспективы российской государственности. Россия – региональная или мировая держава. Национальный вопрос и его геополитическое будущее для России. Евразийский подход. Геополитическая стратегия России в XXI веке. Важность многополярного мира для судьбы России.

Тема 5.

Тема 6.

Геополитика США.

 

Внешнеполитическая идеология США в XXI веке. Американские концепции глобального лидерства. Концепция национальной безопасности США. Зоны жизненно-важных интересов США. Геополитические интересы США в Европе. Россия в системе американской геополитики. Американские интересы на Кавказе, Ближнем Востоке, в Индии, Центральной Азии. Китай и Япония в геополитике США. «Новый мировой порядок».

 

Тема 7.

Тема 8.

Тема 9.

Тема 10.

Содержание семинарских (практических) занятий.

Тема 1.

Тема 2.

Современные геополитические теории и школы.

  1. Мировое сообщество после второй мировой войны, изменения в соотношении сил между Европой и Америкой.
  2. Атлантизм: Д. Мэйниг, С. Коэн. К. Грей. Г. Киссинджер.
  3. «Неоатлантизм» С. Хантингтона. Ф. Фукуяма и «конец истории». Реализм: Г. Моргентау и К. Волт.
  4. «Европейский «континентализм»: Ш. Де Голь.
  5. Мондиализм: Г. Льюис, З. Бжезинский, Ж. Атали.
  6. «Региональная геополитика».
  7. Прикладная геополитика.
  8. Электоральная геополитика.
  9. Геополитика «европейских новых правых».

Тема 3.

Развитие геополитики в России.

  1. Восточная и западная традиции в российской культуре.
  2. Геополитические концепции евразийцев.
  3. Концепция культурного полицентризма Н. Данилевского.
  4. Вклад русских географов, философов и демографов в развитие геополитических концепций (Д. Милютин, П. Семенов-Тян-Шанский, И. Ильин).
  5. Теория роли России и Европы в развитии мировой культуры Н. Трубецкого. «Географические миры» П. Савицкого.
  6. Основная идея евразийства.
  7. Неоевразийство
  8. Теория этногенеза.

 

Тема 4.

 

  1. Геополитические последствия распада СССР.
  2. Позиции России в современной мировой политике.
  3. Источники и стратегические ресурсы геополитической мощи России.
  4. Геополитические интересы России.
  5. Зоны жизненно-важных интересов России.
  6. Перспективы российской государственности.
  7. Национальный вопрос и его геополитическое будущее для России.
  8. Геополитическая стратегия России в XXI веке.

 

Тема 5.

Тема 6.

Геополитика США.

 

  1. Внешнеполитическая идеология США в XXI веке.
  2. Американские концепции глобального лидерства.
  3. Концепция национальной безопасности США.
  4. Зоны жизненно-важных интересов США.
  5. Геополитические интересы США в мире.
  6. Перспективы глобального лидерства.

 

Тема 7.

Тема 8.

Тема 9.

Тема 10.

Темы мини-проектов

Тема __. ___Геополитическое будущее России____________ 1. _____. 2. ______. 3. ______. Тема __10_. противодействие терроризму__на СК____ 1. ___________. 2. _____________. …. ….

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «_______Геополитика___»

3.1. Карта методической обеспеченности учебной дисциплины

Автор, название, год издания

Количество экземпляров

на кафедре в библиотеке

I. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. 1.       Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник. М.: Логос. 1998. 2. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.:Международные отношения, 2001. 464с. 3. Дугин А. Основы геополитики. М.: Арктогея, 2002. 928 с. 4. Концепция национальной безопасности России // Российская газета. 2000. 18 янв. С.3-4. 5. Мухаев Р. Т. Геополитика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-623с.   6. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003. 359 с.      1 1 1 1 1 2  

II. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. 1.       Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999. 2. Брагин М. США. Под знаком Ирака // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С. 18-31. 3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Мысль, 1989. 4. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М.: Прогресс, 1993. 5. Колосов А.А., Туровский Р.Ф. Геополитическое поло-жение России на пороге XXI века. Реалии и перспективы/Полис. 2003. № 3. 6. №2. С.82-89. 7. Кулагин В. Международные отношения на пороге XXI века// Международная жизнь. 1999. №5. С.21-30.. 8. Панин В.Н. «Большая геополитическая игра» вокруг         9. Кавказа // Мир на Северном Кавказе через языки, обра-зование, культуру. Материалы IV Mеждународного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. 10. Панин В.Н. Влияние внешней миграции на геополити-ческие процессы на Северном Кавказе // Материалы межрегионального конгресса по миграционной поли-тике. - Ставрополь: Изд-во СГАУ, 2002. 11. Панин В.Н. Внешнеполитическая стратегия США // Университетские чтения. Пятигорск: ПГЛУ, 2002. 12. Панин В.Н. Геополитические процессы и национальная безопасность на Северном Кавказе / Власть в России: теория, традиции, перспективы. Материалы международной конференции. - Волгоград: ВАГС, 2000. 13. Панин В.Н. Международные отношения на рубеже XXI века // Геополитические процессы на Северном Кавказе. Материалы международной конференции. Пятигорск: ПГЛУ, 2000. 14. Панин В.Н. О некоторых теоретических аспектах поня-тия «Безопасность» // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы III Mежду-народного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. 15. Панин В.Н. Политический процесс на Ближнем Восто-ке: влияние России и США. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. 16. Панин В.Н. Северный Кавказ в системе национальной безопасности России // Материалы региональной научно-практической конференции «Социально-экономические и духовные проблемы региона КМВ». - Пятигорск: Изд-во ПФ СКГТУ, 2002. 17. Панин В.Н. Современное состояние этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Материалы международного «Круглого стола». - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2003. 18. Переслегин С.Б. О геополитическом положении Евро-пы // Звезда. 1998. №12. С. 186-198. 19. Примаков Е.М. Россия, восстанавливая свой большой и перспективный потенциал, возвращается к положению великой державы // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С.32-42.. 20. Современный мир и Россия // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С.50-94. 21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //М.. 2003      

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

     

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА,

ИЗДАВАЕМАЯ КАФЕДРОЙ

1. Миллер Н.Н. Рекомендации по подготовке курсовых работ, рефератов и аналитических записок для студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения». – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. 42 с. 1  

Банк контрольных заданий.

3.1.1. Банк контрольных заданий и вопросов по каждой теме учебной дисциплины;

Тема 1.

Тема 2.

Современные геополитические теории и школы.

Тема 3.

Развитие геополитики в России.

Евразийство - это:

1. политико-философская концепция русско­го мыслителя К.Н. Леонтьева

2. направление русской общественно-политической мысли, отрицавшее специфичес­кий, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по за­падному образцу;

3. общественно-политическое направление, выступавшее за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артели).

4. общественно- политическое направление русского зарубежья, анализировавшее раз­витие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России;

Кто автор термина «пассионарность »:

1.Л.Гумилев

2.П. Савицкий

3.Н. Трубецкой

4.Н. Данилевский

Какой город, по мнению П. Семенова-Тян-Шанского, должен быть столицей России:

1. Москва

2. Санкт - Петербург

3. Екатеринбург

4. Пятигорск

 

Тема 4.

Геополитика России

Каков геополитический статус современной России?:

1. великая держава

2. региональная держава

3. сверхдержава

 

Тема 6. Геополитика США.

Для зачета

  1. Субъект и объект геополитики. Предмет геополитики.
  2. Основные законы геополитики. Источники геополитики.
  3. Категории геополитики. Функции геополитики.
  4. Геополитическая структура мира. Геополитические парадигмы.
  5. Геополитические эпохи.
  6. Классические теории геополитики.
  7. Политическая география Ф. Ратцеля.
  8. Р. Челлен и Ф. Науман – «Срединная Европа».
  9. Геополитика К. Хаусхофера. К. Шмит «Бегемот против Левиофана.
  10. А. Мэхэн – «Морское могущество», Х. Маккиндер – «Географическая ось истории».
  11. Имперская геостратегия Н. Спайкмена.
  12. Мировое сообщество после второй мировой войны, изменения в соотношении сил между Европой и Америкой.
  13. Атлантизм: Д. Мэйниг, С. Коэн. К. Грей. Г. Киссинджер.
  14. «Неоатлантизм» С. Хантингтона. Ф. Фукуяма и «конец истории». Реализм: Г. Моргентау и К. Волт.
  15. «Европейский «континентализм»: Ш. Де Голь.
  16. Мондиализм: Г. Льюис, З. Бжезинский, Ж. Атали.
  17. «Региональная геополитика».
  18. Электоральная геополитика.
  19. Геополитика «европейских новых правых».
  20. Восточная и западная традиции в российской культуре.
  21. Геополитические концепции евразийцев.
  22. Концепция культурного полицентризма Н. Данилевского.
  23. Теория роли России и Европы в развитии мировой культуры Н. Трубецкого. «Географические миры» П. Савицкого.
  24. Неоевразийство
  25.  Гумилев Теория этногенеза.

Для экзамена

1. Субъект и объект геополитики. Предмет геополитики.

2. Основные законы геополитики. Источники геополитики.

3. Категории геополитики. Функции геополитики.

4. Геополитические эпохи.

5. Классические теории геополитики.

6. Политическая география Ф. Ратцеля.

7. Р. Челлен и Ф. Науман – «Срединная Европа».

8. Геополитика К. Хаусхофера.

9.  К. Шмит «Бегемот против Левиофана.

10. А. Мэхэн – «Морское могущество»,

11.  Х. Маккиндер – «Географическая ось истории».

12. Имперская геостратегия Н. Спайкмена.

13. Мировое сообщество после второй мировой войны, изменения в соотношении сил между Европой и Америкой.

14. Концепции аэрократии и эфирократии.

15. Атлантизм: Д. Мэйниг, С. Коэн. К. Грей. Г. Киссинджер.

16. «Неоатлантизм» С. Хантингтона

17.. Ф. Фукуяма и «конец истории».

18. Реализм: Г. Моргентау и К. Волт.

19. «Европейский «континентализм»: Ш. Де Голь.

20. Мондиализм: Г. Льюис, З. Бжезинский, Ж. Атали.

21. «Региональная геополитика».

22. Электоральная геополитика.

23. Геополитика «европейских новых правых».

24. Восточная и западная традиции в российской культуре.

25. Геополитические концепции евразийцев.

26. Концепция культурного полицентризма Н. Данилевского.

27. Теория роли России и Европы в развитии мировой культуры Н. Трубецкого. «Географические миры» П. Савицкого.

28. Неоевразийство

29. Теория этногенеза.

30. Мир после «холодной войны»

31. Страны «золотого миллиарда» и их роль в мировом сообществе.

32. Роль информационных потоков в геополитических процессах.

33. Геополитические последствия распада СССР..

34. Геополитические интересы России..

35. Геополитическая стратегия России в XXI веке.

36. Геополитические отношения в Центральной Азии: новая геополитическая динамика.

37. Россия и страны Прибалтики.

38. Территория бывшего СССР в аспекте геополитических интересов ведущих мировых государств.

39. СНГ в системе российских приоритетов безопасности. 

40. Вызовы безопасности по южному периметру России.

41. Современная геополитика стран Восточной Европы.

42. Геополитическая ситуация на Балканах.

43. Геополитика стран Балтии.

44. Геополитические интересы стран-членов ЕС.

45. Роль НАТО в геополитических процессах в Европе.

46. Геополитические интересы США в мире.

47. Геополитика АТР.

48. Геополитика Китая

49. Геополитика Японии.

50. Геополитика Турции.

51. Геополитические процессы в Латинской Америке.

52. Геополитические процессы Африке

53. Геополитические процессы на Кавказе.

54. Роль ядерного оружия в международных отношениях.

55. Глобализация: плюсы и минусы.

56. Роль межгосударственных объединений и международных организаций в мировой политике.

57. Роль нефтегазовых ресурсов в геополитике.

58. Геополитические процессы на Ближнем Востоке.

 

3.4. Методические рекомендации по руководству самостоятельной работой студентов.

3.4.1. Очная форма обучения;

1. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины.

Изучение дисциплины должно быть последовательным и непрерывным в течение всего учебного года. Посещение лекций и тщательное их конспектирование экономит значительное количество времени. Подготовку к каждой теме необходимо начинать еще во время лекционного курса. При изучении рекомендуемой литературы желательно тезисно зафиксировать основные идеи, что существенно сократит время на подготовку к семинарским занятиям, промежуточной и итоговой аттестации.

2. Описание последовательности действий студентов.

Необходимо регулярно посещать семинарские занятия. Обязательным условием является подготовка студента по каждому вопросу к семинарскому занятию и по содержанию теоретического курса. Если возникают трудности с поиском информации для подготовки к семинарскому занятию, студент должен заранее подойти к преподавателю с данной проблемой. Дополнительная информация по изучаемой теме приветствуется и поощряется дополнительными баллами.

3. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

4. Рекомендации по работе с литературой.

 В библиотеке ПГЛУ действует справочно–библиографический отдел, в котором можно получить консультации по поиску литературы.

Для получения фактической, документальной и аналитической информации, последних статистических данных полезно обращаться и к электронным публикациям, к сведениям в сети Интернет. При этом необходимо особо тщательно подходить к выбору электронных источников. Категорически запрещается представлять к защите готовых чужих рефератов, размещенных, в частности, и в Интернете, что приведет к получению неудовлетворительной оценки. 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  Утверждаю _________________________ Проректор по академической политике и инновационному развитию профессор Ю.Ю. Гранкин «__»_________2011 г.
    _________________________ Начальник учебно-методического управления доцент Ю.П. Дмитриева «__»_________2011 г.

Кафедра международных отношений, мировой экономики, международной юриспруденции

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГЕОПОЛИТИКА»

 

Для направления

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

«17» мая 2011 г.

 

Пятигорск 2011

                             

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Пятигорского государственного

лингвистического университета

.

Материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования цикла профессиональных дисциплин к дисциплине «Геополитика»

Учебно-методический комплекс содержит организационно-методические положения (включая цели и задачи курса, требования к студентам), характеристику структуры, содержания и учебно-методического обеспечения преподаваемой дисциплины (в том числе тематический план, рабочую программу, рекомендуемую литературу, основные понятия, тематику курсовых работ и контрольные вопросы, формы и виды самостоятельной работы студентов, требования к итоговой аттестации, балльно-рейтинговые параметры оценки образовательных компетенций студента).

                                                                                 

 

Рецензент:

 

 

1.1. Назначение и трудоёмкость дисциплины

Учебный курс «Геополитика» позволяет дать целостное научное представление о взаимосвязи государственной политики и территории, а так же о классических и современных геополитических школах.

В рамках данной дисциплины рассматриваются история возникновения геополитических идей, их становлению и эволюции, а так же влиянию на современные международные отношения. В современной системе международных отношений ощущается настоятельная общественная потребность в анализе соотношения политических сил в мировом масштабе и в крупных регионах с учетом складывающегося взаимообмена ресурсами, капиталами, товарами, социокультурных контактов, внутриполитического положения и т.д.

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов, изучающих дисциплину «Геополитика» на I- II курсе

Для студентов очной формы обучения курс предусматривает 74 часа. Во II семестре – 12 часов лекционных занятий и 12 часов семинарских занятий, в III семестре: 18 часов лекционных занятий и 18 часов семинарских занятий

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов. Количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов – 12 часов.

 
1.2. Основные дидактические единицы

Предмет, метод и задачи геополитики;геополитический регион; геостратегия; геополитический дуализм; геополитические эпохи;   национальная безопасность государства; национальный интерес; таллосократия; территория; теллурократия

 
1.3. Цель дисциплины:

Цель состоит в усвоении студентами основ классической и современной геополитической теории, понимании сложных проблем мирового сообщества, приобретении ими навыка многоаспектной оценки в сфере геополитики, способности моделировать мировые и региональные тенденции, «геополитически мыслить».

Так же необходимо научить студентов методам анализа современной мировой политики прогнозировать геополитические процессы, использовать геополитические закономерности в управлении; анализировать концептуальные основы и реальную геополитику России на современном этапе.

 

 
1.4. Задачи дисциплины:

1) Рассмотрение теоретических основ, концептуальных подходов и теорий геополитики;

2) Изучение геополитических процессов в России и постсоветском пространстве;

3) Анализ развития основных геополитических макрорегионов и ведущих стран мира.

 

 
1.5. Цикл, к которому относится дисциплина

Гуманитарный,социальный и экономический

1.6. Требования к результатам освоения дисциплины:

 

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы МИД России, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации     ПК-4

ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики        ПДК - 5

 

Код компетенции: Формулировка компетенции

1.6.1 Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины;

1.6.2 База формирования компетенции)

Знать

пространственные аспекты политических явлений;

-

Активные, интерактивные и иные инновационные методы (технологии), используемые для формирования *** Средства оценивания ****

лекция-беседа или диалог с аудиторией,

лекция-дискуссия,

лекция с применением обратной связи,

 лекция с применением элементов «мозговой атаки», лекция с разбором микроситуаций,

-традиционные тесты

-опрос (устный);

-аналитические записки;

-проблемные ситуации;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.27 с.)