Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методический комплекс. Министерство образования и науки рфСтр 1 из 8Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра международных отношений, мировой экономики, международной юриспруденции УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОПОЛИТИКА»
Для направления
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «17» мая 2011 г.
Пятигорск 2011
Печатается по решению редакционно-издательского совета Пятигорского государственного лингвистического университета . Материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования цикла профессиональных дисциплин к дисциплине «Геополитика» Учебно-методический комплекс содержит организационно-методические положения (включая цели и задачи курса, требования к студентам), характеристику структуры, содержания и учебно-методического обеспечения преподаваемой дисциплины (в том числе тематический план, рабочую программу, рекомендуемую литературу, основные понятия, тематику курсовых работ и контрольные вопросы, формы и виды самостоятельной работы студентов, требования к итоговой аттестации, балльно-рейтинговые параметры оценки образовательных компетенций студента).
Рецензент:
Знать пространственные аспекты политических явлений; - |
Активные, интерактивные и иные инновационные методы (технологии), используемые для формирования *** | Средства оценивания **** | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лекция-беседа или диалог с аудиторией, лекция-дискуссия, лекция с применением обратной связи, лекция с применением элементов «мозговой атаки», лекция с разбором микроситуаций, |
-традиционные тесты -опрос (устный); -аналитические записки; -проблемные ситуации; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уметь: грамотно анализировать международные события, геополитическое расположение государств, геополитический курс России. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть: - основными методами и приемами анализа особенностей современной политической карты мира | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
№
| Наименование тем | Общая трудоемкость (час.) | Аудиторные занятия (час.) |
Самостоятельная работа
|
Основные баллы | Дополнительные баллы | |||||||
Всего | В том числе | ||||||||||||
Лекции | Семинары |
| |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
| |||||||||||||
1 | Основные принципы и методы изучения геополитики. История и становление геополитики | 4 | 4 | 2 |
|
| 5 | ||||||
2 | 10 | ||||||||||||
2 |
Современные геополитические теории и школы. |
4 |
4 |
| 2
| 5 | |||||||
2 | 2 | 10 | |||||||||||
3 |
Развитие геополитики в России. |
6 |
4 |
| 2
| 2
|
| ||||||
10 | |||||||||||||
2
|
| 5 | |||||||||||
0 | |||||||||||||
4 |
Геополитика России |
6 |
4 | 2 |
|
2 | 5 | ||||||
| |||||||||||||
| 2 | ||||||||||||
| 10 | ||||||||||||
5 | Геополитические процессы в Восточной и Западной Европе | 4 | 4 | 2 |
| 5 | |||||||
2 |
|
10
| |||||||||||
6 | Геополитика США. | 6 | 4 | 2 |
| 2 | 5 | ||||||
2 | 10 | ||||||||||||
7 | Геополитические интересы Китая, Японии. Геополитика АТР | 4 | 4 | 2 | 2 |
| 5 | ||||||
| 10 | ||||||||||||
8
| Геополитические процессы на Ближнем Востоке
| 4 | 4 | 2
|
| 5 | |||||||
2 |
| 10 | |||||||||||
9 |
Геополитические процессы в Латинской Америке и Африки |
4 |
4 | 2 |
|
| 5 | ||||||
2
| 10 | ||||||||||||
10 |
Кавказ в системе геополитических интересов России |
8 |
4 | 2 |
4 | 5 | |||||||
2 |
| 10 | |||||||||||
|
| ||||||||||||
|
Итого: |
|
108 |
30 |
30
|
12 |
225 | ||||||
Распределение контрольных точек для дисциплины
контрольные точки | неделя | баллы | вид контроля |
1 контрольная точка | |||
2 контрольная точка |
2.2. Содержание программы курса по дисциплине
Содержание теоретического курса.
Тема 1.
Тема 2.
|
Современные геополитические теории и школы.
Политические перемены в Европе. Мировое сообщество после второй мировой войны, изменения в соотношении сил между Европой и Америкой. Усиление влияния США. Атлантизм: Д. Мэйниг, С. Коэн. К Грей. Г. Киссинджер. «Неоатлантизм» С. Хантингтона. Ф. Фукуяма и "конец истории". Реализм: Г. Моргентау и С. Волт. «Европейский «континентализм»: Ш. Де Голь. Мондиализм: Г. Льюис, З. Бжезинский, Ж. Атали. «Региональная геополитика: Ив Лакоста. Прикладная геополитика. Электоральная геополитика. Геополитика «европейских новых правых»: Ж. Тириар, Ж. Парвулеску, И. Лакост.
Тема 3.
Развитие геополитики в России.
Россия как центр евразийского ядра. Восточная и западная традиции в российской культуре. Россия как периферийная цивилизация. Экспансия как условие обретения геополитических преимуществ. Причины экспансии России в восточном и южном направлениях. "Мягкость" российской экспансии. Геополитические концепции евразийцев. Предшественники евразийства: славянофилы, религиозные философы. Концепция культурного полицентризма Н. Данилевского. Вклад русских географов, философов и демографов в развитие геополитических концепций (Д. Милютин, П. Семенов-Тян-Шанский, И. Ильин). Теория роли России и Европы в развитии мировой культуры Н. Трубецкого. "Географические миры" П. Савицкого. Основная идея евразийства: сложность системы - залог его непрерывного поступательного развития, упрощение системы - движение к его гибели. Неоевразийство (Л.Н. Гумилев). Понятие пассионарности. Пассионарный толчок. Приспособление этноса к географической и этнической среде. Теория этногенеза. Фазы этногенеза. Фазовые переходы. Этногенез великороссов. Союз Леса и Степи. Формы контактов этносов: симбиоз, ксения и химера.
Тема 4.
Геополитика России
Геополитическая функция России. Континентальный, евразийский, сухопутный статус России. Внутренние геополитические проблемы России. Внутренняя геополитика России и военная доктрина. Роль ВПК в геополитической организации российских пространств. Компоненты военной доктрины России: политические ориентация руководства и геополитические константы. Геополитический центр и геополитическая периферия. Две историко-геополитических традиции: Москва и евразийская миссия России, Санкт-Петербург и "геополитическое западничество". Геополитическое преимущество Москвы.
|
Изменение геополитической ситуации в начале ХХI века.
Геополитические последствия распада СССР. Переход к однополярной системе мира. Позиции России в современной мировой политике. Источники и стратегические ресурсы геополитической мощи России. Геополитические интересы России. Россия и Европейское сообщество. Россия и страны Восточной Европы. Россия и США. Геополитические интересы России на Ближнем Востоке. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион. Россия и Китай. Два сценария развития геополитической ситуации. Зоны жизненно-важных интересов России. Перспективы российской государственности. Россия – региональная или мировая держава. Национальный вопрос и его геополитическое будущее для России. Евразийский подход. Геополитическая стратегия России в XXI веке. Важность многополярного мира для судьбы России.
Тема 5.
Тема 6.
Геополитика США.
Внешнеполитическая идеология США в XXI веке. Американские концепции глобального лидерства. Концепция национальной безопасности США. Зоны жизненно-важных интересов США. Геополитические интересы США в Европе. Россия в системе американской геополитики. Американские интересы на Кавказе, Ближнем Востоке, в Индии, Центральной Азии. Китай и Япония в геополитике США. «Новый мировой порядок».
Тема 7.
Тема 8.
Тема 9.
Тема 10.
Содержание семинарских (практических) занятий.
Тема 1.
Тема 2.
Современные геополитические теории и школы.
Тема 3.
Развитие геополитики в России.
Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Геополитика США.
|
Тема 7.
Тема 8.
Тема 9.
Тема 10.
Темы мини-проектов
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «_______Геополитика___»
3.1. Карта методической обеспеченности учебной дисциплины
Автор, название, год издания |
Количество экземпляров | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на кафедре | в библиотеке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. 1. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник. М.: Логос. 1998. 2. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.:Международные отношения, 2001. 464с. 3. Дугин А. Основы геополитики. М.: Арктогея, 2002. 928 с. 4. Концепция национальной безопасности России // Российская газета. 2000. 18 янв. С.3-4. 5. Мухаев Р. Т. Геополитика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-623с. 6. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003. 359 с. | 1 1 1 1 1 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. 1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999. 2. Брагин М. США. Под знаком Ирака // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С. 18-31. 3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Мысль, 1989. 4. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М.: Прогресс, 1993. 5. Колосов А.А., Туровский Р.Ф. Геополитическое поло-жение России на пороге XXI века. Реалии и перспективы/Полис. 2003. № 3. 6. №2. С.82-89. 7. Кулагин В. Международные отношения на пороге XXI века// Международная жизнь. 1999. №5. С.21-30.. 8. Панин В.Н. «Большая геополитическая игра» вокруг 9. Кавказа // Мир на Северном Кавказе через языки, обра-зование, культуру. Материалы IV Mеждународного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. 10. Панин В.Н. Влияние внешней миграции на геополити-ческие процессы на Северном Кавказе // Материалы межрегионального конгресса по миграционной поли-тике. - Ставрополь: Изд-во СГАУ, 2002. 11. Панин В.Н. Внешнеполитическая стратегия США // Университетские чтения. Пятигорск: ПГЛУ, 2002. 12. Панин В.Н. Геополитические процессы и национальная безопасность на Северном Кавказе / Власть в России: теория, традиции, перспективы. Материалы международной конференции. - Волгоград: ВАГС, 2000. 13. Панин В.Н. Международные отношения на рубеже XXI века // Геополитические процессы на Северном Кавказе. Материалы международной конференции. Пятигорск: ПГЛУ, 2000. 14. Панин В.Н. О некоторых теоретических аспектах поня-тия «Безопасность» // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы III Mежду-народного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. 15. Панин В.Н. Политический процесс на Ближнем Восто-ке: влияние России и США. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. 16. Панин В.Н. Северный Кавказ в системе национальной безопасности России // Материалы региональной научно-практической конференции «Социально-экономические и духовные проблемы региона КМВ». - Пятигорск: Изд-во ПФ СКГТУ, 2002. 17. Панин В.Н. Современное состояние этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Материалы международного «Круглого стола». - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2003. 18. Переслегин С.Б. О геополитическом положении Евро-пы // Звезда. 1998. №12. С. 186-198. 19. Примаков Е.М. Россия, восстанавливая свой большой и перспективный потенциал, возвращается к положению великой державы // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С.32-42.. 20. Современный мир и Россия // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С.50-94. 21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //М.. 2003 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИЗДАВАЕМАЯ КАФЕДРОЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Миллер Н.Н. Рекомендации по подготовке курсовых работ, рефератов и аналитических записок для студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения». – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. 42 с. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Банк контрольных заданий. 3.1.1. Банк контрольных заданий и вопросов по каждой теме учебной дисциплины; Тема 1. Тема 2. Современные геополитические теории и школы. Тема 3. Развитие геополитики в России. Евразийство - это: 1. политико-философская концепция русского мыслителя К.Н. Леонтьева 2. направление русской общественно-политической мысли, отрицавшее специфический, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по западному образцу; 3. общественно-политическое направление, выступавшее за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артели). 4. общественно- политическое направление русского зарубежья, анализировавшее развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России; Кто автор термина «пассионарность »: 1.Л.Гумилев 2.П. Савицкий 3.Н. Трубецкой 4.Н. Данилевский Какой город, по мнению П. Семенова-Тян-Шанского, должен быть столицей России: 1. Москва 2. Санкт - Петербург 3. Екатеринбург 4. Пятигорск
Тема 4. Геополитика России Каков геополитический статус современной России?: 1. великая держава 2. региональная держава 3. сверхдержава
Тема 6. Геополитика США. Для зачета
Для экзамена 1. Субъект и объект геополитики. Предмет геополитики. 2. Основные законы геополитики. Источники геополитики. 3. Категории геополитики. Функции геополитики. 4. Геополитические эпохи. 5. Классические теории геополитики. 6. Политическая география Ф. Ратцеля. 7. Р. Челлен и Ф. Науман – «Срединная Европа». 8. Геополитика К. Хаусхофера. 9. К. Шмит «Бегемот против Левиофана. 10. А. Мэхэн – «Морское могущество», 11. Х. Маккиндер – «Географическая ось истории». 12. Имперская геостратегия Н. Спайкмена. 13. Мировое сообщество после второй мировой войны, изменения в соотношении сил между Европой и Америкой. 14. Концепции аэрократии и эфирократии. 15. Атлантизм: Д. Мэйниг, С. Коэн. К. Грей. Г. Киссинджер. 16. «Неоатлантизм» С. Хантингтона 17.. Ф. Фукуяма и «конец истории». 18. Реализм: Г. Моргентау и К. Волт. 19. «Европейский «континентализм»: Ш. Де Голь. 20. Мондиализм: Г. Льюис, З. Бжезинский, Ж. Атали. 21. «Региональная геополитика». 22. Электоральная геополитика. 23. Геополитика «европейских новых правых». 24. Восточная и западная традиции в российской культуре. 25. Геополитические концепции евразийцев. 26. Концепция культурного полицентризма Н. Данилевского. 27. Теория роли России и Европы в развитии мировой культуры Н. Трубецкого. «Географические миры» П. Савицкого. 28. Неоевразийство 29. Теория этногенеза. 30. Мир после «холодной войны» 31. Страны «золотого миллиарда» и их роль в мировом сообществе. 32. Роль информационных потоков в геополитических процессах. 33. Геополитические последствия распада СССР.. 34. Геополитические интересы России.. 35. Геополитическая стратегия России в XXI веке. 36. Геополитические отношения в Центральной Азии: новая геополитическая динамика. 37. Россия и страны Прибалтики. 38. Территория бывшего СССР в аспекте геополитических интересов ведущих мировых государств. 39. СНГ в системе российских приоритетов безопасности. 40. Вызовы безопасности по южному периметру России. 41. Современная геополитика стран Восточной Европы. 42. Геополитическая ситуация на Балканах. 43. Геополитика стран Балтии. 44. Геополитические интересы стран-членов ЕС. 45. Роль НАТО в геополитических процессах в Европе. 46. Геополитические интересы США в мире. 47. Геополитика АТР. 48. Геополитика Китая 49. Геополитика Японии. 50. Геополитика Турции. 51. Геополитические процессы в Латинской Америке. 52. Геополитические процессы Африке 53. Геополитические процессы на Кавказе. 54. Роль ядерного оружия в международных отношениях. 55. Глобализация: плюсы и минусы. 56. Роль межгосударственных объединений и международных организаций в мировой политике. 57. Роль нефтегазовых ресурсов в геополитике. 58. Геополитические процессы на Ближнем Востоке.
3.4. Методические рекомендации по руководству самостоятельной работой студентов. 3.4.1. Очная форма обучения; 1. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Изучение дисциплины должно быть последовательным и непрерывным в течение всего учебного года. Посещение лекций и тщательное их конспектирование экономит значительное количество времени. Подготовку к каждой теме необходимо начинать еще во время лекционного курса. При изучении рекомендуемой литературы желательно тезисно зафиксировать основные идеи, что существенно сократит время на подготовку к семинарским занятиям, промежуточной и итоговой аттестации. 2. Описание последовательности действий студентов. Необходимо регулярно посещать семинарские занятия. Обязательным условием является подготовка студента по каждому вопросу к семинарскому занятию и по содержанию теоретического курса. Если возникают трудности с поиском информации для подготовки к семинарскому занятию, студент должен заранее подойти к преподавателю с данной проблемой. Дополнительная информация по изучаемой теме приветствуется и поощряется дополнительными баллами. 3. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. 4. Рекомендации по работе с литературой. В библиотеке ПГЛУ действует справочно–библиографический отдел, в котором можно получить консультации по поиску литературы. Для получения фактической, документальной и аналитической информации, последних статистических данных полезно обращаться и к электронным публикациям, к сведениям в сети Интернет. При этом необходимо особо тщательно подходить к выбору электронных источников. Категорически запрещается представлять к защите готовых чужих рефератов, размещенных, в частности, и в Интернете, что приведет к получению неудовлетворительной оценки. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра международных отношений, мировой экономики, международной юриспруденции УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОПОЛИТИКА»
Для направления
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «17» мая 2011 г.
Пятигорск 2011
Печатается по решению редакционно-издательского совета Пятигорского государственного лингвистического университета . Материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования цикла профессиональных дисциплин к дисциплине «Геополитика» Учебно-методический комплекс содержит организационно-методические положения (включая цели и задачи курса, требования к студентам), характеристику структуры, содержания и учебно-методического обеспечения преподаваемой дисциплины (в том числе тематический план, рабочую программу, рекомендуемую литературу, основные понятия, тематику курсовых работ и контрольные вопросы, формы и виды самостоятельной работы студентов, требования к итоговой аттестации, балльно-рейтинговые параметры оценки образовательных компетенций студента).
Рецензент:
Знать пространственные аспекты политических явлений; - | Активные, интерактивные и иные инновационные методы (технологии), используемые для формирования *** | Средства оценивания **** | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лекция-беседа или диалог с аудиторией, лекция-дискуссия, лекция с применением обратной связи, лекция с применением элементов «мозговой атаки», лекция с разбором микроситуаций, |
-традиционные тесты -опрос (устный); -аналитические записки; -проблемные ситуации;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.27 с.) |