![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методический комплекс. Министерство образования и науки рфСодержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра международных отношений, мировой экономики, международной юриспруденции УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОПОЛИТИКА»
Для направления
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «17» мая 2011 г.
Пятигорск 2011
Печатается по решению редакционно-издательского совета Пятигорского государственного лингвистического университета . Материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования цикла профессиональных дисциплин к дисциплине «Геополитика» Учебно-методический комплекс содержит организационно-методические положения (включая цели и задачи курса, требования к студентам), характеристику структуры, содержания и учебно-методического обеспечения преподаваемой дисциплины (в том числе тематический план, рабочую программу, рекомендуемую литературу, основные понятия, тематику курсовых работ и контрольные вопросы, формы и виды самостоятельной работы студентов, требования к итоговой аттестации, балльно-рейтинговые параметры оценки образовательных компетенций студента).
Рецензент:
Знать пространственные аспекты политических явлений; - |
Активные, интерактивные и иные инновационные методы (технологии), используемые для формирования *** | Средства оценивания **** | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лекция-беседа или диалог с аудиторией, лекция-дискуссия, лекция с применением обратной связи, лекция с применением элементов «мозговой атаки», лекция с разбором микроситуаций, |
-традиционные тесты -опрос (устный); -аналитические записки; -проблемные ситуации; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уметь: грамотно анализировать международные события, геополитическое расположение государств, геополитический курс России. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеть: - основными методами и приемами анализа особенностей современной политической карты мира | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
№
| Наименование тем | Общая трудоемкость (час.) | Аудиторные занятия (час.) |
Самостоятельная работа
|
Основные баллы | Дополнительные баллы | |||||||
Всего | В том числе | ||||||||||||
Лекции | Семинары |
| |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||
| |||||||||||||
1 | Основные принципы и методы изучения геополитики. История и становление геополитики | 4 | 4 | 2 |
|
| 5 | ||||||
2 | 10 | ||||||||||||
2 |
Современные геополитические теории и школы. |
4 |
4 |
| 2
| 5 | |||||||
2 | 2 | 10 | |||||||||||
3 |
Развитие геополитики в России. |
6 |
4 |
| 2
| 2
|
| ||||||
10 | |||||||||||||
2
|
| 5 | |||||||||||
0 | |||||||||||||
4 |
Геополитика России |
6 |
4 | 2 |
|
2 | 5 | ||||||
| |||||||||||||
| 2 | ||||||||||||
| 10 | ||||||||||||
5 | Геополитические процессы в Восточной и Западной Европе | 4 | 4 | 2 |
| 5 | |||||||
2 |
|
10
| |||||||||||
6 | Геополитика США. | 6 | 4 | 2 |
| 2 | 5 | ||||||
2 | 10 | ||||||||||||
7 | Геополитические интересы Китая, Японии. Геополитика АТР | 4 | 4 | 2 | 2 |
| 5 | ||||||
| 10 | ||||||||||||
8
| Геополитические процессы на Ближнем Востоке
| 4 | 4 | 2
|
| 5 | |||||||
2 |
| 10 | |||||||||||
9 |
Геополитические процессы в Латинской Америке и Африки |
4 |
4 | 2 |
|
| 5 | ||||||
2
| 10 | ||||||||||||
10 |
Кавказ в системе геополитических интересов России |
8 |
4 | 2 |
4 | 5 | |||||||
2 |
| 10 | |||||||||||
|
| ||||||||||||
|
Итого: |
|
108 |
30 |
30
|
12 |
225 | ||||||
Распределение контрольных точек для дисциплины
контрольные точки | неделя | баллы | вид контроля |
1 контрольная точка | |||
2 контрольная точка |
2.2. Содержание программы курса по дисциплине
Содержание теоретического курса.
Тема 1.
Тема 2.
Современные геополитические теории и школы.
Политические перемены в Европе. Мировое сообщество после второй мировой войны, изменения в соотношении сил между Европой и Америкой. Усиление влияния США. Атлантизм: Д. Мэйниг, С. Коэн. К Грей. Г. Киссинджер. «Неоатлантизм» С. Хантингтона. Ф. Фукуяма и "конец истории". Реализм: Г. Моргентау и С. Волт. «Европейский «континентализм»: Ш. Де Голь. Мондиализм: Г. Льюис, З. Бжезинский, Ж. Атали. «Региональная геополитика: Ив Лакоста. Прикладная геополитика. Электоральная геополитика. Геополитика «европейских новых правых»: Ж. Тириар, Ж. Парвулеску, И. Лакост.
|
Тема 3.
Развитие геополитики в России.
Россия как центр евразийского ядра. Восточная и западная традиции в российской культуре. Россия как периферийная цивилизация. Экспансия как условие обретения геополитических преимуществ. Причины экспансии России в восточном и южном направлениях. "Мягкость" российской экспансии. Геополитические концепции евразийцев. Предшественники евразийства: славянофилы, религиозные философы. Концепция культурного полицентризма Н. Данилевского. Вклад русских географов, философов и демографов в развитие геополитических концепций (Д. Милютин, П. Семенов-Тян-Шанский, И. Ильин). Теория роли России и Европы в развитии мировой культуры Н. Трубецкого. "Географические миры" П. Савицкого. Основная идея евразийства: сложность системы - залог его непрерывного поступательного развития, упрощение системы - движение к его гибели. Неоевразийство (Л.Н. Гумилев). Понятие пассионарности. Пассионарный толчок. Приспособление этноса к географической и этнической среде. Теория этногенеза. Фазы этногенеза. Фазовые переходы. Этногенез великороссов. Союз Леса и Степи. Формы контактов этносов: симбиоз, ксения и химера.
Тема 4.
Геополитика России
Геополитическая функция России. Континентальный, евразийский, сухопутный статус России. Внутренние геополитические проблемы России. Внутренняя геополитика России и военная доктрина. Роль ВПК в геополитической организации российских пространств. Компоненты военной доктрины России: политические ориентация руководства и геополитические константы. Геополитический центр и геополитическая периферия. Две историко-геополитических традиции: Москва и евразийская миссия России, Санкт-Петербург и "геополитическое западничество". Геополитическое преимущество Москвы.
Изменение геополитической ситуации в начале ХХI века.
Геополитические последствия распада СССР. Переход к однополярной системе мира. Позиции России в современной мировой политике. Источники и стратегические ресурсы геополитической мощи России. Геополитические интересы России. Россия и Европейское сообщество. Россия и страны Восточной Европы. Россия и США. Геополитические интересы России на Ближнем Востоке. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион. Россия и Китай. Два сценария развития геополитической ситуации. Зоны жизненно-важных интересов России. Перспективы российской государственности. Россия – региональная или мировая держава. Национальный вопрос и его геополитическое будущее для России. Евразийский подход. Геополитическая стратегия России в XXI веке. Важность многополярного мира для судьбы России.
|
Тема 5.
Тема 6.
Геополитика США.
Внешнеполитическая идеология США в XXI веке. Американские концепции глобального лидерства. Концепция национальной безопасности США. Зоны жизненно-важных интересов США. Геополитические интересы США в Европе. Россия в системе американской геополитики. Американские интересы на Кавказе, Ближнем Востоке, в Индии, Центральной Азии. Китай и Япония в геополитике США. «Новый мировой порядок».
Тема 7.
Тема 8.
Тема 9.
Тема 10.
Содержание семинарских (практических) занятий.
Тема 1.
Тема 2.
Современные геополитические теории и школы.
Тема 3.
Развитие геополитики в России.
Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Геополитика США.
Тема 7.
Тема 8.
Тема 9.
Тема 10.
Темы мини-проектов
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «_______Геополитика___»
|
3.1. Карта методической обеспеченности учебной дисциплины
Автор, название, год издания |
Количество экземпляров | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на кафедре | в библиотеке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. 1. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник. М.: Логос. 1998. 2. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.:Международные отношения, 2001. 464с. 3. Дугин А. Основы геополитики. М.: Арктогея, 2002. 928 с. 4. Концепция национальной безопасности России // Российская газета. 2000. 18 янв. С.3-4. 5. Мухаев Р. Т. Геополитика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-623с. 6. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003. 359 с. | 1 1 1 1 1 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. 1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999. 2. Брагин М. США. Под знаком Ирака // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С. 18-31. 3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Мысль, 1989. 4. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М.: Прогресс, 1993. 5. Колосов А.А., Туровский Р.Ф. Геополитическое поло-жение России на пороге XXI века. Реалии и перспективы/Полис. 2003. № 3. 6. №2. С.82-89. 7. Кулагин В. Международные отношения на пороге XXI века// Международная жизнь. 1999. №5. С.21-30.. 8. Панин В.Н. «Большая геополитическая игра» вокруг 9. Кавказа // Мир на Северном Кавказе через языки, обра-зование, культуру. Материалы IV Mеждународного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. 10. Панин В.Н. Влияние внешней миграции на геополити-ческие процессы на Северном Кавказе // Материалы межрегионального конгресса по миграционной поли-тике. - Ставрополь: Изд-во СГАУ, 2002. 11. Панин В.Н. Внешнеполитическая стратегия США // Университетские чтения. Пятигорск: ПГЛУ, 2002. 12. Панин В.Н. Геополитические процессы и национальная безопасность на Северном Кавказе / Власть в России: теория, традиции, перспективы. Материалы международной конференции. - Волгоград: ВАГС, 2000. 13. Панин В.Н. Международные отношения на рубеже XXI века // Геополитические процессы на Северном Кавказе. Материалы международной конференции. Пятигорск: ПГЛУ, 2000. 14. Панин В.Н. О некоторых теоретических аспектах поня-тия «Безопасность» // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Материалы III Mежду-народного конгресса. Симпозиум по геополитике и безопасности. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. 15. Панин В.Н. Политический процесс на Ближнем Восто-ке: влияние России и США. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. 16. Панин В.Н. Северный Кавказ в системе национальной безопасности России // Материалы региональной научно-практической конференции «Социально-экономические и духовные проблемы региона КМВ». - Пятигорск: Изд-во ПФ СКГТУ, 2002. 17. Панин В.Н. Современное состояние этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Материалы международного «Круглого стола». - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2003. 18. Переслегин С.Б. О геополитическом положении Евро-пы // Звезда. 1998. №12. С. 186-198. 19. Примаков Е.М. Россия, восстанавливая свой большой и перспективный потенциал, возвращается к положению великой державы // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С.32-42.. 20. Современный мир и Россия // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С.50-94. 21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //М.. 2003 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ИЗДАВАЕМАЯ КАФЕДРОЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Миллер Н.Н. Рекомендации по подготовке курсовых работ, рефератов и аналитических записок для студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения». – Пятигорск: ПГЛУ, 2007. 42 с. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Банк контрольных заданий. 3.1.1. Банк контрольных заданий и вопросов по каждой теме учебной дисциплины; Тема 1. Тема 2. Современные геополитические теории и школы. Тема 3. Развитие геополитики в России. Евразийство - это: 1. политико-философская концепция русского мыслителя К.Н. Леонтьева 2. направление русской общественно-политической мысли, отрицавшее специфический, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по западному образцу; 3. общественно-политическое направление, выступавшее за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артели). 4. общественно- политическое направление русского зарубежья, анализировавшее развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России; Кто автор термина «пассионарность »: 1.Л.Гумилев 2.П. Савицкий 3.Н. Трубецкой 4.Н. Данилевский Какой город, по мнению П. Семенова-Тян-Шанского, должен быть столицей России: 1. Москва 2. Санкт - Петербург 3. Екатеринбург 4. Пятигорск
Тема 4. Геополитика России Каков геополитический статус современной России?: 1. великая держава 2. региональная держава 3. сверхдержава
Тема 6. Геополитика США. Для зачета
Для экзамена 1. Субъект и объект геополитики. Предмет геополитики. 2. Основные законы геополитики. Источники геополитики. 3. Категории геополитики. Функции геополитики. 4. Геополитические эпохи. 5. Классические теории геополитики. 6. Политическая география Ф. Ратцеля. 7. Р. Челлен и Ф. Науман – «Срединная Европа». 8. Геополитика К. Хаусхофера. 9. К. Шмит «Бегемот против Левиофана. 10. А. Мэхэн – «Морское могущество», 11. Х. Маккиндер – «Географическая ось истории». 12. Имперская геостратегия Н. Спайкмена. 13. Мировое сообщество после второй мировой войны, изменения в соотношении сил между Европой и Америкой. 14. Концепции аэрократии и эфирократии. 15. Атлантизм: Д. Мэйниг, С. Коэн. К. Грей. Г. Киссинджер. 16. «Неоатлантизм» С. Хантингтона 17.. Ф. Фукуяма и «конец истории». 18. Реализм: Г. Моргентау и К. Волт. 19. «Европейский «континентализм»: Ш. Де Голь. 20. Мондиализм: Г. Льюис, З. Бжезинский, Ж. Атали. 21. «Региональная геополитика». 22. Электоральная геополитика. 23. Геополитика «европейских новых правых». 24. Восточная и западная традиции в российской культуре. 25. Геополитические концепции евразийцев. 26. Концепция культурного полицентризма Н. Данилевского. 27. Теория роли России и Европы в развитии мировой культуры Н. Трубецкого. «Географические миры» П. Савицкого. 28. Неоевразийство 29. Теория этногенеза. 30. Мир после «холодной войны» 31. Страны «золотого миллиарда» и их роль в мировом сообществе. 32. Роль информационных потоков в геополитических процессах. 33. Геополитические последствия распада СССР.. 34. Геополитические интересы России.. 35. Геополитическая стратегия России в XXI веке. 36. Геополитические отношения в Центральной Азии: новая геополитическая динамика. 37. Россия и страны Прибалтики. 38. Территория бывшего СССР в аспекте геополитических интересов ведущих мировых государств. 39. СНГ в системе российских приоритетов безопасности. 40. Вызовы безопасности по южному периметру России. 41. Современная геополитика стран Восточной Европы. 42. Геополитическая ситуация на Балканах. 43. Геополитика стран Балтии. 44. Геополитические интересы стран-членов ЕС. 45. Роль НАТО в геополитических процессах в Европе. 46. Геополитические интересы США в мире. 47. Геополитика АТР. 48. Геополитика Китая 49. Геополитика Японии. 50. Геополитика Турции. 51. Геополитические процессы в Латинской Америке. 52. Геополитические процессы Африке 53. Геополитические процессы на Кавказе. 54. Роль ядерного оружия в международных отношениях. 55. Глобализация: плюсы и минусы. 56. Роль межгосударственных объединений и международных организаций в мировой политике. 57. Роль нефтегазовых ресурсов в геополитике. 58. Геополитические процессы на Ближнем Востоке.
3.4. Методические рекомендации по руководству самостоятельной работой студентов. 3.4.1. Очная форма обучения; 1. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Изучение дисциплины должно быть последовательным и непрерывным в течение всего учебного года. Посещение лекций и тщательное их конспектирование экономит значительное количество времени. Подготовку к каждой теме необходимо начинать еще во время лекционного курса. При изучении рекомендуемой литературы желательно тезисно зафиксировать основные идеи, что существенно сократит время на подготовку к семинарским занятиям, промежуточной и итоговой аттестации. 2. Описание последовательности действий студентов. Необходимо регулярно посещать семинарские занятия. Обязательным условием является подготовка студента по каждому вопросу к семинарскому занятию и по содержанию теоретического курса. Если возникают трудности с поиском информации для подготовки к семинарскому занятию, студент должен заранее подойти к преподавателю с данной проблемой. Дополнительная информация по изучаемой теме приветствуется и поощряется дополнительными баллами. 3. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. 4. Рекомендации по работе с литературой. В библиотеке ПГЛУ действует справочно–библиографический отдел, в котором можно получить консультации по поиску литературы. Для получения фактической, документальной и аналитической информации, последних статистических данных полезно обращаться и к электронным публикациям, к сведениям в сети Интернет. При этом необходимо особо тщательно подходить к выбору электронных источников. Категорически запрещается представлять к защите готовых чужих рефератов, размещенных, в частности, и в Интернете, что приведет к получению неудовлетворительной оценки. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра международных отношений, мировой экономики, международной юриспруденции УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОПОЛИТИКА»
Для направления
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «17» мая 2011 г.
Пятигорск 2011
Печатается по решению редакционно-издательского совета Пятигорского государственного лингвистического университета . Материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования цикла профессиональных дисциплин к дисциплине «Геополитика» Учебно-методический комплекс содержит организационно-методические положения (включая цели и задачи курса, требования к студентам), характеристику структуры, содержания и учебно-методического обеспечения преподаваемой дисциплины (в том числе тематический план, рабочую программу, рекомендуемую литературу, основные понятия, тематику курсовых работ и контрольные вопросы, формы и виды самостоятельной работы студентов, требования к итоговой аттестации, балльно-рейтинговые параметры оценки образовательных компетенций студента).
Рецензент:
Знать пространственные аспекты политических явлений; - | Активные, интерактивные и иные инновационные методы (технологии), используемые для формирования *** | Средства оценивания **** | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лекция-беседа или диалог с аудиторией, лекция-дискуссия, лекция с применением обратной связи, лекция с применением элементов «мозговой атаки», лекция с разбором микроситуаций, |
-традиционные тесты -опрос (устный); -аналитические записки; -проблемные ситуации; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уметь: грамотно анализировать международные события, геополитическое расположение государств, геополитический курс России. |
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.243 (0.014 с.)