Учебно-методические материалы. Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические материалы. Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям



Методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям (семинарам)

Семинары являются одним из важнейших видов теоретического обучения студентов. Продолжительность семинара по одной теме учебного курса может составить от 2 до 6 учебных часов. 

Семинары проводятся по важным темам курса и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного и профессионального мышления, умения активно участвовать в дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Подготовка студента к семинару осуществляется на основании задания (плана семинара), которое разрабатывается преподавателем на основе рабочей программы и доводится до сведения студентов своевременно, но не позднее пяти дней до дня проведения семинара. Семинар проводится не ранее 6-7 дней после прочтения лекции по теме семинара. Указанное время позволяет студенту ознакомиться с планом семинара, изучить рекомендованные нормативные правовые акты, законспектировать рекомендованную учебную и специальную литературу по изучаемой теме.

Преподаватель оказывает содействие и помощь студентам при подготовке к семинару. Основные методические советы и рекомендации по изучению темы даются на лекции, в том числе как подойти к изучению литературы, на что обратить особое внимание, какие нормативные акты являются базовыми и т.д. Кроме того, преподаватель организует еженедельные консультации для того, чтобы студенты могли задать вопросы или обратиться за помощью при изучении отдельных вопросов темы семинара.

Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов, в том числе посещение библиотеки и работа с первоисточниками.

К ряду семинаров студентам рекомендуется написание рефератов и подготовка докладов. Темы рефератов и докладов посвящены актуальным в теоретическом и практическом отношениях вопросам. Тема реферата или доклада должна быть либо заглавной в проблематике всего семинара, либо дополняет содержание основных учебных вопросов, либо посвящается обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов семинара.

Обсуждение вопросов, выносимых на семинар, происходит под руководством преподавателя. При ответах рекомендуется делать ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов, актов органов конституционного контроля, касающихся проблем семинара.

Каждая высказанная точка зрения должна быть обоснована студентом.

Студенту могут быть заданы вопросы по его ответу, по его варианту решения задачи, на которые должны быть даны ответы.

Возможна дискуссия при решении задачи или ответе на конкретный вопрос.

Студенты при ответах могут пользоваться лекциями, конспектами, подготовленными ими к семинару, а также учебными пособиями и дополнительной литературой. При этом необходимо понимать, что дословное цитирование указанных источников не обязательно, приоритет следует отдавать свободному пересказу ранее прочитанного материала, который сопровождается собственными анализом и оценками соответствующих правовых явлений.

К каждой теме курса предлагаются вопросы для самоконтроля, позволяющие студенту проверить самостоятельно свою степень усвоения материала конкретной темы дисциплины.

К каждой теме семинара предложена рекомендуемая литература (правовые источники, судебные акты, научные публикации, статьи, монографии и др.). Необходимо отметить, что правовые акты являются обязательными для подготовки конкретных тем семинара.

Умение искать, анализировать и применять для ответов на вопросы и решения задач и заданий нормативно-правовые источники в значительной степени определяет успешность освоения материала по дисциплине. При изучении дисциплины студенты обязаны применять и ссылаться исключительно на действующие нормативные правовые акты. Утратившие юридическую силу нормативные документы могут рассматриваться как материал по вопросам, содержащим историю развития, становления и т.д. Необходимо подчеркнуть, что по настоящей учебной дисциплине незначительное число специальных учебников и учебных пособий, при этом имеющаяся учебная литература иногда отстает от изменений и дополнений действующего законодательства. Студент при ответе на вопросы не вправе ссылаться на литературу, если она основана на недействующем законодательстве. Таким образом, учебный материал необходимо корректировать в свете новых правовых актов, принятых после издания учебника или учебного пособия.

В списке рекомендуемых нормативных правовых актов указаны акты в редакции на дату составления настоящего учебно-методического комплекса, поэтому преподаватель в рамках лекций и консультаций ориентирует студентов на произошедшие изменения и дополнения в нормативном материале. Однако это не освобождает студента от обязанности самостоятельного поиска действующей редакции закона или иного нормативного правового акта на момент подготовки к семинару и решения конкретной задачи.

При поиске нормативных правовых актов студенту следует ориентироваться на официальные источники их опубликования - Собрание законодательства РФ, Российская газета, Парламентская газета, в соответствии с ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ», Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Однако надо иметь в виду, что при изучении отдельных тем рекомендованы акты принятые до принятия вышеуказанных закона и указа, поэтому следует применять Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ. Также студентам рекомендуется использование широко распространенных электронных баз правовых данных - «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс» и т.д. Электронные базы правовых данных имеются в библиотеках, в зале кодификации юридического факультета, распространяются на коммерческой основе, а также частично представлена в сети Интернет.

Студентам следует иметь ввиду что акты Конституционного Суда РФ могут публиковаться в Вестнике Конституционного Суда РФ - официальном источнике соответствующего органа конституционного контроля.

При изучении вопросов, связанных с конституционным (уставным) судопроизводством в субъектах РФ следует применять нормативные правовые акты соответствующего субъекта РФ. 

В разделе рекомендуемой литературы к конкретной теме приводятся выборочные списки научных публикаций, которые могут быть использованы студентом для подготовки к семинару. Дополнительная литература может быть рекомендована преподавателем в ходе семинарских занятий. Кроме того, при подготовке к семинару студент должен уметь самостоятельно выявлять и использовать новые публикации, которые появились последа даты составления настоящего учебно-методического комплекса. Широкий круг возможности в поиске новейших публикаций по темам настоящего курса дает Интернет.

Успешность освоения учебного курса непосредственно зависит от умения студента самостоятельно работать с основной и дополнительной учебной литературой, нормативными актами и научными публикациями.

Традиционный подход, основанный на передаче знаний от преподавателя к студентам путем лекций и семинаров, становится недостаточно эффективным, поэтому следует делать акцент на развитие творческого мышления студентов, на активизацию их познавательной деятельности и применять нетрадиционные методы обучения: решение практических задач, круглые столы, дискуссии, рефераты, доклады, ситуационные игры, экспресс-опрос.

После изучения темы на семинаре целесообразно студентам дать домашнее задание для самостоятельного решения и рассмотрения внеаудиторно, например, решение конкретных практических задач.

Решения задач могут рассматриваться на семинаре, а также выборочно проверяться преподавателем у конкретных студентов.

Задача представляет собой спорную проблемную ситуацию по применению конкретных норм права. Студенту необходимо ответит на поставленные в задаче вопросы, на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых актов. Решение задачи - это поиск нормы права, оптимально отвечающей и разрешающей фактическую ситуацию. Приобретенные в процессе решения задач знания и навыки способствуют формированию профессиональных качеств юриста у студентов.

При устном решении задачи студент должен аргументировать свой вариант ответа со ссылками на действующие правовые нормы, акты конституционных судов, материалы правоприменительной практики.

Преподаватель вправе предложить студентам в рамках подготовки к семинару разработать проект текста правового документа (например, подготовить обращение гражданина в Конституционный Суд РФ, подготовить проект заключения Конституционного Суда РФ по вопросу о даче заключения об обвинении Президента РФ в государственной изменен или совершении иного тяжкого преступления). Примерная тематика таких заданий указана к соответствующим темам учебного курса. Составляемый студентом документ должен отвечать требованиям действующего законодательства. Такие письменные задания ориентированы на лучшее усвоение учебного материала, который после прочтения письменно закрепляется студентом, а также формируют профессиональные навыки юриста.

По отдельным темам семинара может быть проведен круглый стол. Как правило, круглый стол проводится по спорным вопросам, имеющим практическую значимость для правовой действительности и интерес для науки, а также широко освещаемые в средствах массовой информации и вызывающие особый общественно-политический интерес.

К круглому столу несколько студентов по желанию или по выбору преподавателя готовят выступления по различным аспектам выбранной темы. При подготовке студентам рекомендуется дополнительная литература. В участии круглого стола и обсуждении темы принимают участие все студенты группы, поэтому преподаватель предлагает всем студентам заранее познакомиться с наиболее интересными материалами темы круглого стола.

Ведущим круглого стола может быть как преподаватель, так и студент. Ведущий круглого стола дает каждому выступающему 7-10 минут для доклада. Затем задаются вопросы участниками круглого стола, при этом время для вопросов следует ограничить 10 минутами. После запланированных выступлений ведущий круглого стола должен предоставить слово всем желающим.

В конце работы круглого стола преподаватель подводит краткий итог.

Проведение ситуационной игры возможно в форме судебного заседания Конституционного Суда РФ по конкретной теме, предложенной преподавателем в соответствии с учебным планом.

Судебное заседание проводится в строгом соответствии с процедурой установленной нормами ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и регламентом Конституционного Суда РФ, а также с применением иных действующих нормативных правовых норм. Рекомендуемые для ситуационной игры документы обязаны изучить студенты всей группы, в том числе и не принимающие непосредственного участия в судебном заседании.

Предмет ситуационной игры и ответственные за ее подготовку определяются преподавателем, который также предлагает студентам примерный план проведения ситуационной игры. Студенты самостоятельно выбирают представителей сторон, судью-докладчика, экспертов, представителей органов государственной власти, судебных приставов других лиц, принимающих участие в судебном заседании.

Итогом ситуационной игры является принятие итогового решения Конституционного Суда РФ по конкретному делу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.011 с.)