Кафедра государственного и административного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра государственного и административного права



Кафедра государственного и административного права

Учебно-методический комплекс по дисциплине специализации

«Конституционное правосудие в Российской Федерации» ДС

 

 

Для направления/специальности 030501 – «Юриспруденция»

 

                        © Леонова Т.Ю.

                        ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

                        Кафедра государственного и административного права

 

Кемерово

2008

 

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Декан юридического факультета Ф.И.О ._ Н.А. Юркевич______ «_____»__________________ 200 8 г. Первый проректор КемГУ Б.П. Невзоров___ _________________ «_____»__________________ 200 8 г.
УМК обсуждено и одобрено Ученым советом юридического факультета Протокол №___ от «___»_________200__г. Председатель ученого совета факультета, Декан юридического факультета Ф.И.О._ Н.А. Юркевич______ «_____»__________________ 200__г. УМК обсуждено и одобрено Научно-методическим советом КемГУ Протокол №___ от «___»_________200__г. Председатель НМС, первый проректор КемГУ Б.П. Невзоров ___________________ «_____»__________________ 200__г.

 

ОБСУЖДЕНО: РАССМОТРЕНО:
Зав.кафедрой государственного и административного права Ф.И.О.__ Н.П. Ломанова___ «_27__»__октября___ 2008_г. Председатель методической комиссии Ф.И.О. ___________________ «_____»__________________ 200__г.
УМК обсуждено и одобрено На заседании кафедры Протокол №___ от «_27_»_октября__2008_г. Зав. кафедрой государственного и административного права Ф.И.О._Н.П. Ломанова «_27__»___октября___ 2008г. УМК обсуждено и одобрено Методической комиссией юридического факультета        Протокол №__4 от «__27_»__октября___200_8_г.  

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                       стр.

Рабочая программа…………………………………………………………….4

 

Учебно-методические материалы……………………………………………61

 

Методические рекомендации по подготовке семинарских /

практических занятий для студентов ……………………………........……..61

 

Методические указания для преподавателей ……………………………….128

 

Контрольно-измерительные материалы ………………………….. ……….135

 

Тестовые задания……………………………………………………………..136

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной

работы ……………………………........……………………….............……..146

 

Методические рекомендации по выполнению рефератов и докладов…….146

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Студентов………………………………………………………………………151

 

Конспект лекций………………………………………………………………155

 

Словарь терминов…………………………………………………………….190

    Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Утверждаю

Декан юридического факультета

Доцент, к.ю.н.

 

____________________ Н.А.Юркевич

 

«___» ________________ 200__ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине специализации

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

для специальности 030501 «Юриспруденция»

Факультета «Юридический»

 

Факультет: юридический форма обучения: очная курс: 4 семестр: 8 лекции: 42 часа практические занятия: 30 часов самостоятельные занятия: 30 часов зачет: восьмой семестр всего: 148 часов Составитель: ст. преподаватель Леонова Т.Ю.                                             Кемерово Факультет: юридический форма обучения: заочная курс: 6 семестр: 11 лекции: 14 часов самостоятельная работа: 134 часа зачет: одиннадцатый семестр всего: 148 часов     2008

 

Рабочая программа по дисциплине специализации «Конституционное правосудие в Российской Федерации» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030501 «Юриспруденция».

 

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

 

Протокол № __3_ от «__27_» _октября___ 2008_г.

 

Зав. кафедрой ____________________ Н.П. Ломанова

 

Одобрено методической комиссией

 

Протокол № __4_ от «__27__» __октября____ 2008_г.

 

Председатель _____________________ И.В. Масалитина 

 

 

Список используемых в программе сокращений:

РФ – Российская Федерация

ФКЗ – Федеральный конституционный закон

ФЗ – Федеральный закон

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

РГ – Российская газета

Организационно-методический раздел

 

Тема 1:

Конституционное правосудие как форма конституционного контроля: общая характеристика

Понятие, сущность и виды конституционного контроля. Судебный конституционный контроль как специфическая форма правосудия. Соотношение конституционного контроля и конституционного надзора.

Современная организация судебного конституционного контроля в Российской Федерации. Тенденции развития судебного конституционного контроля в Российской Федерации и ее субъектах.

Конституционное правосудие как подотрасль конституционного права. Конституционное правосудие и другие отрасли права. Конституционное правосудие и судопроизводство по гражданским, административным и уголовным делам.

Институты конституционного правосудия – судебное конституционное право и конституционное судопроизводство, их соотношение и место в конституционном праве.

Наука конституционного права и конституционное правосудие. Сравнительное конституционное правосудие.

Конституционное правосудие как учебная дисциплина. Цели, задачи, структура и программа курса.

 

Тема 2:

Тема 1:

Темы рефератов и докладов

 

1.  Соотношение конституционного правосудия с отраслями отечественного права.

2.  Порядок разработки и принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.

3. Проблемы становления конституционной юстиции в субъектах РФ.

4.  Место постановлений Конституционного Суда Российской Федерации в системе источников российского права.

5. Комитет Конституционного надзора СССР.

6.  Закон РСФСР от 12.07.1991г. «О Конституционном Суде РСФСР»: предпосылки принятия и общая характеристика.

7.  Соотношение Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

8. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

9.  Стаж по юридической специальности как требование к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

10. Председательствующий в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

11. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

12. Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации.

13. Представительство органов государственной власти в Конституционном Суде Российской Федерации.

14. Научно-консультативный Совет Конституционного Суда Российской Федерации.

15. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающего в отставке.

16. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в разрешении дел, связанных с выборами и референдумом.

 

Вопросы для подготовки к зачету (устному и письменному) по дисциплине

«Конституционное правосудие в Российской Федерации»

 

1. Понятие, сущность и виды конституционного контроля.

2. Соотношение конституционного надзора и конституционного контроля.

3. Модели судебного конституционного контроля.

4. Конституционный надзор в СССР.

5. Этапы развития Конституционного Суда РФ. 

6. Место Конституционного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации.

7. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

8. Конституционное правосудие как подотрасль конституционного права РФ.

9. Система источников конституционного правосудия.

10.Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства: понятие, принципы, цели и задачи.

11.Формы конституционного контроля.

12.Общая характеристика Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994г.

13.Правовая природа Конституционного Суда РФ.

14.Разграничение полномочий конституционных судов и иных судов.

15.Компетенция Конституционного Суда РФ.

16.Порядок формирования Конституционного Суда РФ.

17.Статус судьи Конституционного Суда РФ.

18.Организация деятельности Конституционного Суда РФ.

19.Аппарат Конституционного Суда РФ и вспомогательные службы.

20.Участники конституционного процесса: общая характеристика.

21.Представительство в Конституционном Суде РФ.

22.Процессуальные сроки в конституционном судопроизводстве.

23.Понятие и виды стадий конституционного судопроизводства.

24.Понятие и виды обращений в Конституционный Суд РФ, субъекты права на обращение.

25.Основания отказа в принятии обращения в Конституционный Суд РФ.

26.Основания для отложения и прекращения производства по делу в Конституционном Суде РФ.

27.Понятие и виды актов Конституционного Суда РФ.

28.Итоговое решение Конституционного Суда РФ: содержание, процедура принятия и оглашения.

29.Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ.

30.Место актов Конституционного Суда РФ в системе источником                    конституционного права РФ.

31.Исполнение решений Конституционного Суда РФ.

32.Разрешение Конституционным Судом РФ споров о компетенции.

33.Производство по делам о защите прав и свобод граждан.

34.Разрешение дел по запросам судов.

35.Толкование Конституционным Судом РФ Конституции РФ.

36.Рассмотрение дел по делам о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов органов государственной власти и договоров между ними.

37.Специальные полномочия Конституционного Суда РФ: законодательная инициатива, послания и иные. 

38.Организация конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

39.Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

40.Акты конституционных (уставных) судов субъектов РФ: понятие, виды, порядок принятия, юридическая сила. 

 

Конспект лекций

Лекция 4.

Конституционный Суд РФ.

Органами правосудия в РФ выступают:

1. КС РФ

2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ

3. Арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ

4. Суды субъектов РФ (конституционные, уставные, мировые судьи)

При обращении в суды решаются вопросы о подведомственности (входит ли разрешение конкретного дела в судебную компетенцию) и подсудности (какой именно суд должен решать подведомственное суду дела). Вопрос о надлежащем суде решается с позиций предметной территориальности и инстанционной подсудности.

Судебная власть есть одна из ветвей государственной власти. Поэтому КС РФ как орган судебной власти входит в систему государственной власти в целом и имеет родовые признаки органа государственной власти.

Однако КС имеет особую правовую природу. С одной стороны, это орган судебной власти, с другой стороны, он осуществляет конституционный контроль как самостоятельное особое направление государственно-властной деятельности. Это позволяет рассматривать КС отдельно от судебной системы как один из высших органов государственной власти.

В соответствии с г.7 Конституции РФ «Судебная власть» КС РФ включен в судебную систему РФ, однако в ряде зарубежных государств в конституциях выделяется раздел (главы), посвященные КС.

В системе разделения властей КС является уникальным публично-властным субъектом, призванным находить оптимальный баланс между властью и свободой, публичными и частными интересами, защищать личность, общество и государство от необоснованных посягательств, поддерживать состояние защищенности и безопасности конституционно-правового статуса всех и каждого субъекта социальных и правовых отношений.

КС рассматривая конституционно-правовые вопросы, тем самым влияет на принятие политических решений, разрешает политические споры конституционно-правовыми средствами, но при этом сам выступает не как участник политического процесса, а как хранитель Конституции РФ, конституционных ценностей и идеалов.

 

КС РФ как орган государственной власти обладает следующими признаками:   1. Образование (формирование) КС РФ осуществляется в порядке установленном Конституцией РФ, ФКЗ «О КС» и ФКЗ «О судебной системе РФ» 2. Собственная компетенция (властные полномочия (права и обязанности) + предметы ведения) четко установлены Конституцией РФ, ФКЗ «О КС» 3. Порядок деятельности КС установлен ФКЗ «О КС» и Регламентом КС РФ» 4. КС является федеральным органом государственной власти 5. КС является коллегиальным органом государственной власти 6. КС РФ не является вышестоящей инстанцией для судов общей, административной и арбитражной юрисдикции, для конституционных и уставных судов субъектов РФ, т.е. он не возглавляет какую-либо систему судебных органов, не является по отношению к ним апелляционной, кассационной или надзорной инстанции 7. КС РФ никому не подчинен и не подконтролен, независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от других органов государственной власти

 

Конституционный Суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.1 ФКЗ «О КС»).

КС РФ расположен в г. Санкт-Петербурге.

 

Независимость КС РФ обеспечивается специфическими условиями, средствами и мерами, т.е. гарантиями. Они установлены ФЗ «О финансировании судов в РФ» от 10.02.1999г. №30-ФЗ, Указом Президента РФ «Об обеспечении деятельности КС РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям КС РФ и членам их семей» от 07.02.2000г. №306.

Гарантии: 1. Финансирование из государственного бюджета. КС РФ распоряжается финансовыми средствами, выделенными бюджетом, по своему усмотрению (может быть и экономия и внутреннее перераспределение средств). Смета расходов КС РФ не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом – с учетом инфляции, роста цен). Смета расходов КС РФ включает: фонд оплаты труда (судей и аппарата), начисления на зарплату (страховые взносы), текущие расходы (закупка товаров, оплата услуги и т.д.), командировки, оплата транспортных услуг, оплата коммунальных услуг, капитальные расходы (капитальный ремонт, приобретение предметов и оборудования длительного пользования), иные расходы. 2. КС самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Кадровое обеспечение - численность аппарата устанавливает сам КС РФ, принимает, увольняет, перемещает и т.д. Информационное обеспечение – правовая литература, опубликование сборников решений, библиотека, официальный сайт www.ksrf.ru. 3. КС РФ является юридическим лицом, т.е. самостоятельным субъектом гражданского оборота 4. КС РФ может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах. 5. Не допускается какое-либо ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и иных условий деятельности КС РФ (ст.7 ФКЗ «О КС»). Нарушение этих правил может повлечь уголовную, административную, дисциплинарную ответственность (НО! Такая ответственность не установлена). 6. Имущество, необходимое КС РФ для осуществления его деятельности, является федеральной собственностью и находится в его оперативном управлении (ст.7 ФКЗ «О КС»). Имущество: здания, помещения, транспортные средства, техника, оборудование и т.д. КС РФ может наделять правом оперативного управления его имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата (единственное исключение из понимания правового термина «оперативное управление»). 7. Организационная самостоятельность КС РФ выражается в том, что он самостоятельно определяет порядок своей деятельности, на основе Конституции РФ, ФКЗ «О КС».

 

Символы КС РФ: (ст.114 ФКЗ «О КС», ст.34 ФКЗ «О судебной системе») 1. Общие: · Вывешивание государственного флага на здание КС РФ. («Белый царь на синем море красных турок победил»). · Вывешивание государственного флага в зале заседаний · Нахождение государственного флага в служебных помещениях судей КС РФ. Настольный флажок это нарушение закона, т.к. должен быть флаг соответствующих параметров. Флаг – это полотнище. Флаг должен быть установлен (т.е на древке), а не развешен на стене. · На фасаде здания КС РФ помещается государственный герб РФ. · В зале судебных заседаний находится государственный герб РФ 2. Специальные: · Судьи заседают в мантиях, образец и описание которых устанавливаются в порядке определенном законом. Мантия председателя КС РФ дополняется серебряным медальоном с изображением Фемиды и посеребренной цепью. Судебная мантия сконструирована художником-модельером Е.Н. Коротковой. Мантия дополняется галстуком, узел которого символизирует государственный флаг РФ, и украшается государственным гербом РФ на левой стороне груди мантии. Есть головной убор в виде четырехуголки, к переднему углу которой прикреплена на шнурке кисточка («конфедератка»). Фактически судьи пользуются мантиями в упрощенном виде без соответствующей символики и без головных уборов. Мантии и головные уборы судьям КС РФ передаются Председателем СФ после принесения присяги судьи (ст.177 Регламента СФ РФ). · Удостоверение судьи · Нагрудный значок судьи · Печать КС РФ с изображением государственного герба и своим наименованием

 

ЛЕКЦИЯ №5

Требования, предъявляемые к кандидатурам на должность судьи КС

В мировой практике предъявляются следующие требования к кандидатурам судей КС:

Общие требования:

1. Наличие отечественного гражданства. Это вполне естественно для лица, присягающего на верность Конституции конкретного государства. Двойное гражданство невозможно.

2. Высокая профессиональная квалификация, компетентность. Компетентность определяется высоким уровнем юридического образования и продолжительным стажем профессиональной юридической деятельности.

· Австрия: законченное образование в области государственно-правовых наук. Они назначаются из числа судей, чиновников администрации, профессоров университетов.

· Испания: компетентные юристы, избираемые из числа судей и прокуроров, университетских профессоров, должностных лиц, адвокатов.

· Италия: избираются из судей высших общих и административных судов, в том числе находящихся в отставке, из профессоров права и адвокатов.

· Грузия: наличие высшего юридического образования.

3. Возрастной ценз. Установление нижнего возрастного предела направлена на то, чтобы судьями избирались лица, обладающие достаточным жизненным опытом.

· Армения, Грузия: 35 лет

· Украина: 40 лет

· Венгрия: 45 лет

· Франция, Италия: лица старше 60-65 лет

4. Безупречная репутация. Кандидат должен обладать высоким нравственными качествами, незапятнанной репутацией, быть честным и достойным человеком. Это требование весьма расплывчатое, «резиновое». Оно необходимо для поддержания авторитета судьи.

Специальные требования:

1. Знание государственного языка (Армения, Украина).

2. Письменное согласие стать судьей (Латвия, Молдова).

3. Ценз оседлости (Украина – кандидат должен прожить в стране последние 20 лет).

4. Отсутствие судимости и других официальных данных, компрометирующих кандидата (Латвия – судимые или привлекаемые в качестве обвиняемого; Эстония – кандидат дает клятвенное заверение в том, что они не состояли на службе в органах безопасности оккупировавших Эстонию государств или разведке либо контрразведке, их вооруженных сил, не были их агентами, а также не участвовали в преследовании граждан за их политические убеждения, нелояльность, классовую принадлежность или службу в государственных или охранительных органах Эстонской Республики).

 

5. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ

Требования к кандидатам на должность судьи КС РФ установлены в ст.8 ФКЗ, при этом установленный перечень требований является исчерпывающим:

1. Гражданство РФ:

· Гражданство подтверждается паспортом.

· Гражданство может быть приобретено по любому основанию, не обязательно по рождению.

· Двойное гражданство не допустимо, т.к. гражданство другого государства ставило бы под сомнение независимость судьи от него, особенно при рассмотрении дел о конституционности международных договоров. Однако в самом законе это не установлено.

2. Возраст не менее 40 лет ко дню назначения:

· Установление возрастного ценза объясняется тем, что именно в этом возрасте человек отвечает иным требованиям, достичь определенного жизненного и профессионального опыта.

· Предельный возраст кандидата – 70 лет, т.к. это предельный возраст судьи КС РФ.

3. Высшее юридическое образование:

· Наличие диплома об образовании.

· Может быть дневное, заочное, вечернее обучение.

· Любой ВУЗ – государственный или частный, но должна быть лицензия на право оказания образовательных услуг.

4. Стаж по юридической специальности не менее 15 лет:

· Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должность судей федеральных судов утверждена приказом Минюста РФ, ВС РФ, ВАС РФ №10 от 27.12.1996г., зарегистрирована в Минюсте 04.02.1997г. №1250. Применение этой Инструкции не бесспорно, но она применяется по аналогии закона.

· В стаж включается работа в органах государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных); в ОМС; в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование, т.е. стаж по юридической специальности не требует наличия только высшего юридического образования.

· В стаж включается работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, если она требует знаний в какой-либо отрасли права и умения применять их на практике (например, народные заседатели).

· Если при работе в вышеуказанных должностях был период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 и 3 лет, то он засчитывается в стаж.

· Стаж определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов, должностных инструкций и иные сведения.

· Учитывается работа, как на территории РФ, так и за ее пределами.

5. Обладание признанной высокой квалификацией в области права:

· Ученая степень к.ю.н. или д.ю.н. (не обязательно). Специальность не имеет значения, но предпочтительнее специалист в области компетенции КС РФ.

· Практикующий судья.

· Присвоение Президентом РФ высшего квалификационного класса.

· Наличие публикаций по юридической тематике.

· Государственные награды за профессиональные заслуги.

6. Обладание безупречной репутацией (неопределенное требование):

· Общепризнанные моральные качества.

· Никогда не привлекался к административной или уголовной ответственности.

· Не подвергался дисциплинарным взысканиям.

· Не был замечен в «непристойных» местах.

· Не был замечен в политических скандалах и связях с преступным миром.

Некоторые авторы конституционалисты предлагают установить в качестве ценза – состояние здоровья кандидата.

 

ЛЕКЦИЯ №9

Конституционный суд.

Конституционный суд наделен властными полномочиями по рассмотрению дел, разрешает все вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением дела, выносит по нему окончательное решение.

Компетенция КС реализуется в двух формах:

1. коллективной – посредством пленарных заседаний и заседаний палат

2. индивидуальной – через председателя КС и судей, председательствующих на заседаниях суда и его палат, а также судей, предварительно изучающих обращение, и судей-докладчиков, готовящих дело к слушанию.

 

Стороны.

Сторонами являются лица и органы, которые обращаются в КС за разрешением возникшей неопределенности в конкретной конституционно-правовой ситуации (без такого обращения не может начаться конституционный процесс в суде). Сторона судебного конституционного процесса – это собирательное понятие обязательного участника конституционного судопроизводства.

В конституционно-правовом споре всегда есть противоположная сторона, которая не согласна с выдвинутой заявителем правовой позицией и отстаивает собственную позицию.

Стороны непосредственно заинтересованы в конкретных юридических результатах рассматриваемого дела.

 

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются (ст.53 ФКЗ):   1. заявители – органы и лица, направившие обращение в КС 2. органы или ДЛ, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке 3. государственные органы, компетенция которых оспаривается  

 

Заявители.  Их круг конкретный и исчерпывающий. Они различаются в зависимости от видов производств.

Таковыми могут выступать:

1. по делам о проверке конституционности актов и договоров – Президент РФ, СФ, ГД, 1/5 членов СФ или депутатов ГД, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, ВАС РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ч.2 ст.125 Конституции РФ)

2. по делам о разрешении споров о компетенции – любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч.3 ст.125 Конституции РФ и Президента РФ, в случае предусмотренном ч.1 ст.85 Конституции РФ.

3. по делам о конституционности законов, проверяемых по индивидуальным и коллективным жалобам на нарушение конституционных прав и свобод – граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан и иные органы и лица, устанавливаемые федеральным законом (Генеральный Прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека РФ).

4. по делам о проверке конституционности законов, по запросам судов – суд (судья) любой инстанции, если он при рассмотрении находящегося в его производстве дела, по которому применен или подлежит применению закон, придет к выводу о его неконституционности.

5. по делам о толковании конституции РФ – Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ.

6. по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления – СФ.

Заявителям противостоят органы и ДЛ, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого оспаривается. Противоположная сторона в конституционном судопроизводстве не именуется ответчиком.

Только заявителями могут быть граждане, группы депутатов, судьи.

Органы и ДЛ, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке и государственные органы, компетенция которых оспаривается. Их выделение только подчеркивает некоторую специфику их статуса. В таких делах также есть заявитель – орган или лицо, не согласное с компетенционными притязаниями других органов или лиц, и противоположная сторона - орган или лицо, позиция которого подвергается сомнению.

В случае, предусмотренном ч.1 ст.85 Конституции РФ Президента РФ может быть только заявителем.

Стороны обладают равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

 

Права: 1. Знакомиться с материалами дела 2. Излагать свою позицию по делу 3. Задавать вопросы другим участникам дела 4. Заявлять ходатайства 5. Представлять письменные отзывы, пояснения, подлежащие приобщению к материалам дела 6. Знакомиться с отзывами других участников

 

Права стороны-заявителя (дополнительно): 1. Изменить основание или предмет обращения 2. Отказаться от обращения в части или полностью 3.  Отозвать свое обращение до начала рассмотрения дела в заседании КС.

 

Обязанности: 1. Явиться по вызову КС РФ 2. Дать объяснения 3. Ответить на вопросы КС и участников процесса

 

Статус сторон следует рассматривать в узком и широком смыслах.

В широком смысле статус стороны характеризуется с точки зрения места, которое они занимают в конституционном судебном процессе:

1. Сторона должна обладать конституционно-судебной процессуальной правоспособностью, под которой следует понимать предусмотренную конституционным законодательством способность субъектов приобретать (иметь) процессуальные права и обязанности: ФЛ – должно достичь 18 лет (ст.60 Конституции РФ), ЮЛ – должно пройти государственную регистрацию в установленном законом порядке, ОГВ – должен быть легитимно избран либо сформирован.

2. У заявителя больше прав и обязанностей, чем у других участников – оформит обращение, оплатить государственную пошлину, перевести документы на русский язык и т.д.

В узком смысле статус сторон ограничен рамками конкретного дела, рассматриваемого по существу. Здесь полное равноправие сторон, ни у одной стороны нет юридических преимуществ.

В зависимости от характера процессуального участия стороны бывают:

1. Коллегиальными:

· Объединения граждан

· СФ

· ГД

· Правительство

· ВС РФ

· ВАС РФ

· Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

· В соответствии со ст.48 ФКЗ «О КС» КС может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета, поэтому получиться коллегиальная сторона. Это есть форма процессуального соучастия, которое требует правовой регламентации.

2. Единоличными:

· Граждане

· ЮЛ

· Президент РФ

· ВДЛ субъекта РФ

 

4. Представители сторон (ст.52,53 ФКЗ «О КС»)

Представители сторон являются необязательным участником судебного конституционного процесса. Сторона может не привлекать представителя или оказаться от его услуг в любой момент.

Процессуальная самостоятельность представителя ограничена волей того, кому он оказывает юридическую помощь.

Процессуальное представительство предполагает выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица или органа.

Представительство бывает:

1. По должности:

· Руководитель органа, подписавший обращение в КС

· Руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции

· Должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт

· Любой член СФ или депутат ГД

2. По поручению:

· Адвокаты

· Лица, имеющие учетную степень по юридической специальности

Полномочия представителей подтверждаются документально:

1. Ученая степень – дипломом.

2. Адвокаты – удостоверение, ордер и т.д.

3. Полномочия представителя – доверенность или специальный акт при представительстве Президента РФ, ГД, СФ (указ или постановление).

В одном деле могут участвовать представители, как по должности, так и по поручению.

Каждая из сторон может иметь не более 3-х представителей, процессуальные права и обязанности которых равны и находятся в пределах прав и обязанностей сторон (ч.3,4 ст.53, ч.2 т.56, ч.1,2 ст.62 ФКЗ).

Не признаются представителями:

1. заместители руководителей органов, являющихся стороной, без соответствующих полномочий

2. лица, имеющие доверенность на ведение дела, но не обладающие ученой степенью по юридической специальности

3. близкие родственники (дочь, сын) стороны-заявителя без надлежаще оформленной доверенности.

Доверенность может быть оформлена у нотариуса, если сторона является ФЛ, либо от имени организации или органа власти в порядке гражданского законодательства (ст.185 ГК РФ). 

Адвокат предъявляет ордер адвоката в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002г.

Исключение:

1. ст.53 ГК – органы управления ЮЛ могут действовать от имени ЮЛ без доверенности – его полномочия подтверждаются учредительными документами, решение или протоколом или выпиской из них.

2. законное представительство недееспособных (опекуны, попечители), родители, усыновители. Их права и обязанности определяются семейным законодательством и ст.31 ГК. Они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в т.ч. в судах, без специальных полномочий.

Представитель стороны является нестабильным участником, т.к. в любой момент может утратить свой статус.

Представитель стороны в конституционном судебном процессе – это активный участник процесса, наделенный стороной соответствующим объемом полномочий, определяющим правовой режим его участия в конкретном деле.

5. Эксперт (ст.63 ФКЗ).

Экспертиза в конституционном процессе в отличие от иных процессов, проводится по вопросам права.

Выводы эксперта не являются обязательными для КС, который в их оценке исходит из собственных убеждений, основанных на всестороннем и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь исключительно конституцией.

Эксперты могут привлекаться в дело как на стадии подготовки дела к слушанию, так и непосредственно во время заседания.

Как правило, эксперты – это юристы, правоведы, однако могут быть и иные лица. Так, по «чеченскому делу» был привлечен специалист по политической этнографии и общественной (национальной) психологии.

Вопросы для эксперта определяются судьей-докладчиком либо КС (другие лица не могут ставить перед экспертом вопросы).

Если экспертизу проводит группа экспертов, то они дают согласованное заключение или каждый из них составляет собственное заключение.

Перед выступлением в КС эксперт приводится к присяге.

Обязанности эксперта:

· Дать заключение в письменной форме, указав данные об эксперте и его знаниях

· Дать ответы на вопросы, поставленные перед ним, в том числе в процессе

· Подписать свое заключение

Права эксперта (с разрешения суда):

· Знакомиться с материалами дела

· Задавать вопросы сторонам и свидетелям

· Заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов

 

6. Специалисты (ст.49,50 ФКЗ «О КС»)

Специалисты – это лица, обладающие специальными знаниями, которые выступают в качестве консультантов по тем или иным вопросам, представляющим интерес для судей КС.

Специалист



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.184 с.)