Общественное  мнение  как  фактор  развития периодической  печати  в  XVIII  веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное  мнение  как  фактор  развития периодической  печати  в  XVIII  веке



Понятие «общественное мнение» возникло во Франции в середине XVIII столетия. Первоначально «общественное мнение» ─ это публично представленное мнение просвещенной элиты, апеллирующей к универсальному разуму как критерию оценки социальных явлений. Словосочетание «общественное мнение» почти на протяжении всей эпохи Просвещения не было синонимично сочетаниям слов «народное мнение», «мнение широких социальных слоев», тем более, что «народ» в большинстве своем состоял из безграмотных крестьян и не был способен на самостоятельную рефлексию на общественно-политическую тематику. Пресса, если и мыслилась выразительницей «общественного мнения», то это было мнение политического класса, академического сообщества, литературных групп, кружков и салонов и т. п.

Краткий  обзор  европейской  периодики  XVIII  века

Англия

Английские газеты XVIII века. Быстрыми темпами в XVIII столетии шло развитие прессы в Англии. Причина в том, что английская печать эпохи Просвещения развивалась в относительно более благоприятных условиях, чем печать других европейских стран. «Славная революция», принятие «Билля о правах» (1689) и отмена цензуры (1695) ─ все эти события привели к всплеску английской периодической печати в начале века. Возникли многочисленные новые газеты («Дейли курант», «Уикли ньюс», «Лондон пост», «Интеллидженс форин энд доместик» и др.) и первые журналы («Тэтлэр», «Спектэйтор»). В 1706 г. была основана первая английская вечерняя газета «Ивнинг пост» («Вечерняя почта»). Вскоре за ней увидела свет вечерняя «Лондон ивнинг пост» («Лондонская вечерняя почта»), выходившая с 1727 по 1797 гг. Первое десятилетие XVIII в. было отмечено рождением провинциальных газет. Дж. Свифт писал в 1710 г. в одном из своих писем: «Между тем памфлетов и газет стало столько, что их не прочесть и за целый день…».

Важным фактором развития газетной периодики в Англии стала война между Англией и Францией за испанское наследство (1701─1714), породившая большой поток новостей из Франции. Кроме того, английское правительство было заинтересовано в ежедневном информационном канале, по которому оно могло бы разъяснять обществу свою позицию в этом конфликте. Так, в 1702 г. была основана первая английская ежедневная газета ─ лондонская «Дейли курант». Ее основатель Сэмюэль Бакли заявлял, что цель газеты ─ «сообщать новости, сообщать их ежедневно и беспристрастно». «Дейли курант» просуществовала до 1735 г.

Результатом победы Англии и ее союзников в войне с Францией стало укрепление международного авторитета Англии и рост ее влияния на мировую политику. Лондон стал центром духовной, культурной и политической жизни страны. Англия в начале XVIII в. была центром просветительской мысли и «меккой» для многих европейских просветителей, которые отправлялись туда, дабы познакомиться с передовой английской культурой и социальными институтами. Посетивший Англию Монтескье полагал, что она являет собой наиболее оптимальную модель государственного устройства, в которой воплотился одновременно и республиканский и монархический дух. Англия, с точки зрения французского писателя, демонстрирует наивысшую степень свободы, возможной в современном монархическом государстве. Вольтер в «Письмах об английской нации» (1733) противопоставлял абсолютистской Франции более свободную и передовую Англию. Известным англоманом был вынужденный бежать от преследования церковных властей в Англию аббат Прево.

В правление королевы Анны (1702─1714) английская печать сделалась выразительницей общественного мнения и обрела значительное влияние в обществе. В это время в активную журналистскую деятельность включились крупные английские писатели Д. Дефо, Дж. Свифт, Г. Филдинг, С. Джонсон и др.

Даниель Дефо (ок. 1660─1731) прославился как автор памфлетов («Опыт о проектах», 1697; «Ходатайство бедняка», 1698; «Чистокровный англичанин», 1701; «Кратчайший способ расправы с диссидентами», 1702), в которых он предлагал демократические реформы в сфере законодательства и образования, высмеивал спесь английской аристократии, религиозную нетерпимость.

За опубликованный анонимно в 1702 г. памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» Дефо, выступивший в защиту «диссидентов» ─ противников господствующей англиканской церкви, был привлечен к суду и приговорен к позорному столбу и тюремному заключению. В памфлете «Гимн позорному столбу» (1703) писатель защищал свободу мысли и прессы. Гимн содержит знаменитые строки:

«Ты им скажи: он предан был позору

За то, что удержаться не посмел

От правды, что предстала молча взору,

И в изречениях был слишком смел»

Пер. М. Баженова

Выйдя на свободу осенью 1703 г., Дефо вернулся к журналистике. С 1704 по 1713 гг. он издавал газету «Уикли ревью» («Еженедельное обозрение»), выходившую три раза в неделю и составлявшуюся исключительно самим писателем. Это была небольшая брошюрка объемом от 4 до 8 страниц. Газета издавалась на государственные средства, получала денежную дотацию от правительства. Читатели не знали имени издателя газеты и называли его «Мистер Ревью».

Дефо-издатель газеты по-прежнему выступал на стороне вигов, отстаивал демократические права и свободы, в частности, право авторов на свои произведения, призывал парламент принять закон об авторском праве. В 1704 г. Дефо опубликовал «Эссе о регулировании прессы». Продолжая мильтоновскую традицию, Дефо выступил против цензуры как оружия в руках правящей партии. Важнейшим критерием для Дефо была правдивость прессы. Он ─ за свободу прессы, но лишь до тех пор, пока она находится в руках порядочных людей, уважающих правду. Поэтому Дефо не отрицает необходимости контроля за прессой. Он согласен с тем, что периодические издания, опубликовавшие материалы клеветнического или оскорбительного характера, дезинформацию, должны подвергаться наказанию. Ведь ругань в адрес конкретных лиц ─ это, по мнению Дефо, всего лишь способ уклониться от правдивого и серьезного обсуждения важных вопросов общественной жизни. Дезинформация, публикация слухов и выдумок ─ насилие над правдой, угрожающее благополучию и спокойствию нации. Вместе с тем недопустимы лицензирование прессы и предварительная цензура по отношению к произведениям, в которых излагаются идеи, неугодные правительству. При этом регулирование печати должен осуществлять парламент, а не исполнительная власть. В качестве способов регулирования печати Дефо предлагал обложение периодических изданий умеренными налогами, запрет печатать имена людей, замешанных в скандалах, обязательное указание имени автора на титульном листе книги.

«Уикли ревью» отличалась высоким литературным качеством публикаций, аналитизмом комментариев и материалов. Дефо внес значительный вклад в развитие жанра эссе. Он был блестящим мастером мистификации, прекрасным полемистом. Броские заголовки его статей и памфлетов привлекали внимание читателей. Вместе с тем Дефо-журналист обнаружил удивительную способность менять свои политические взгляды и симпатии в зависимости от конъюнктуры. После выхода из тюрьмы он поддерживает то вигов, то тори.

Одним из лучших английских журналистов века Просвещения был другой крупный писатель Джонатан Свифт (1667─1745). Сначала он поддерживал вигов, но развязанная ими разорительная война за испанское наследство (1701─1713) побудила писателя перейти в лагерь тори. При поддержке тогдашнего лидера тори лорда Болингброка Свифт издавал торийскую газету «Экземинер» («Обозреватель»), которая вела жесткую полемику с вигами. Одним из авторов был сам Болингброк, печатавшийся под псевдонимом «Случайный писатель».

Свифт-публицист ─ автор многочисленных памфлетов, в том числе таких как «Битва книг» (1697) и «Сказка о бочке» (1704). Первый был откликом на спор «древних» и «новых». Почитатель современных писателей, библиотекарь библиотеки Сент-Джеймского дворца поставил их книги на самое видное место на полках, а произведения античных авторов задвинул подальше. Это спровоцировало сражение между книгами, так как старинные книги потребовали, чтобы им вернули подобающее место. Свифт в полемике «древних» и «новых» скорее на стороне первых. В «Сказке о бочке» писатель выступил против мракобесия и религиозного фанатизма.

Благодаря Дефо, Свифту, Филдингу в английской газетной периодике получил развитие жанр политического эссе. «Уикли ревью» Д. Дефо, «Экземинер» Дж. Свифта преобразовали политическую сцену и проложили дорогу профессиональной журналистике.

Рост количества газет, большая часть которых поддерживала вигов, заставлял правительство тори в отсутствии закона о цензуре искать новые методы контроля над прессой. Правительство понимало невозможность восстановления цензуры, но и не могло допустить доминирования вигов в печати. Во главе кампании против журналистов стоял лидер тори лорд Болингброк. Вскоре выход был найден: в 1712 г. был принят Закон о «штемпельном сборе», который облагал каждое периодическое издание налогом. Размер налога зависел от объема издания. Штемпельный сбор привел к двукратному увеличению стоимости газет, но на спрос это существенно не повлияло: читателями газет в Англии были люди состоятельные. Однако нововведение оказало существенное влияние на состояние прессы: многие газеты вынуждены были закрыться, но оставшиеся усилили свои нападки на тори.

Между тем, по сравнению с предыдущим периодом, в первой трети XVIII в. английская пресса стала более разнообразной и диверсифицированной: издавались политические газеты, газеты для женщин, развлекательные газеты. Число периодических изданий быстро росло. В 1724 г. выходили три ежедневные газеты, шесть еженедельных и семь газет выходили три раза в неделю.

В 1714 г. умерла королева Анна, и новым английским монархом стал Георг I, при котором у власти прочно и надолго обосновались виги. За время сорокашестилетнего правления вигов (1714─1760) Англия окончательно сложилась как парламентская держава с буржуазными свободами и либеральной экономической политикой. Большая часть английской прессы поддерживала вигов. По отношению к оппозиционно настроенным изданиям и журналистам правительство вигов редко прибегалок репрессивным мерам, зато широко использовались экономические рычаги давления на печать. Обычным делом стал подкуп журналистов, раздача пенсий, выгодных должностей. В 1724 г. правительство фактически освободило от штемпельного сбора 18 проправительственных газет. Освободившись юридически, английская журналистика становилась все более зависимой экономически.

Начиная с 30-х гг. XVIII в. происходила смена собственников газет. Постепенно большинство лондонских газет переходили из рук владельцев типографий в собственность книготорговцев. Печатники же становились мелкими ационерами-пайщиками. Новая форма групповой собственности привела к увеличению стоимости газетного производства. Вместе с тем газеты стали важным и дешевым инструментом рекламы продукции книготорговцев и способом отстаивания их коммерческих интересов в борьбе с книжными пиратами. В 1710 г. в Англии был принят закон о защите авторских прав, но тем не менее книготорговцы не чувствовали себя достаточно защищенными от пиратов и стали использовать газеты, находившиеся теперь в их собственности, для дополнительной защиты своих коммерческих интересов. Например, газеты блокировали рекламу пиратских книг. Некоторые газеты отказывались печатать рекламные объявления библиотек, выдававших книги на дом, так как подобная практика, естественно, подрывала книжную торговлю, составляя ей серьезную конкуренцию, приводила к падению объема книжных продаж.

Многие газеты по-прежнему оставались в «непрофессиональных» руках из политических соображений, некоторые продолжали оставаться в руках печатников или публицистов, но основная тенденция наметилась: газеты переходили в акционерную собственность книготорговцев.

К середине XVIII в. печатная газета почти совершенно вытеснила рукописные новости. Обычный объем газеты ─ 4 страницы in-folio с многоколонной версткой (как правило, четыре столбца на каждой странице).Средний тираж лондонских газет составлял 2─3 тысячи экземпляров. К 1750 г. в Лондоне насчитывалось 5 ежедневных газет и такое же количество еженедельных. Крупнейшие политические лондонские газеты («Лондон джорнэл», «Уикли джорнэл», «Крафтсмэн») достигали тиража в 10 тысяч экземпляров. Газета «Крафтсмэн» («Мастер») была основана в 1726 г. и просуществовала до последней трети XVIII века. Это была первая газета, которой руководила группа политиков во главе с лордом Болингброком, орган тори, оппозиционный правительству вигов, но в целом лояльный к королевской власти. Газета сыграла важную роль как в политической, так и в экономической жизни королевства.

В 1760 г. с восшествием на престол Георга III к власти в стране вернулись тори, что повлекло за собой ужесточение политики в области печати. К концу столетия размеры штемпельного сбора возросли в шесть раз. Обычной практикой стали судебные преследования журналистов. Общественное внимание привлекло нашумевшее дело Уилкса. Джон Уилкс, издатель вигского еженедельника «Норт Брайтон», раскритиковал в газете тронную речь нового короля. Георг III объявил Уилкса своим личным врагом. В 1763 г. за антиправительственные и оскорбительные по отношению к королевской семье публикации в «Норт Брайтон» Уилкс был арестован и заточен в Тауэр. Английское общество раскололось на сторонников и противников Уилкса.

С 1771 г. все газеты стали печатать отчеты о парламентских дебатах с молчаливого согласия парламента. Британцы проявляли огромный интерес к дебатам в парламенте. Во время парламентской сессии более половины площади газеты отводилось парламентским отчетам. Одну страницу занимали платные объявления и новости культуры (информация о новых книгах, театральных постановках, концертах). Остальное место отводилось новостям международной жизни, статьям на различные темы, поэзии, светским сплетням.

В 1784 г. в Англии появился первый почтовый экипаж, курсировавший по маршруту Лондон─Бристоль. Вскоре было налажено транспортное сообщение между различными частями страны, что привело к ускорению распространения периодики и расширению ее географии, росту количества газет. С конца XVIII в. в Англии наблюдался быстрый рост провинциальной прессы. В 1782 г. было 50 региональных газет, а в 1795 г. ─ уже 72 газеты.

В XVIII в., в соответствии с английскими законами, ответственность за содержание опубликованных в газете материалов нес владелец типографии, в которой газета печаталась. Он должен был проверять, не содержит ли газетный номер явной клеветы или дезинформации. Типографщики хранили в тайне имя автора, нарушившего закон и написавшего пасквиль, так как были кровно заинтересованы в условиях растущей конкуренции привлечь читателя интересными материалами, часто скандального, сенсационного, пасквильного характера.

Парадокс состоял в том, что в конце XVIII столетия в стране, которая первой отменила цензуру, пресса по-прежнему находилась под гнетом ограничений, заставлявших издателей и авторов жить в постоянном страхе перед тюремными заключениями, штрафами и наказаниями у позорного столба.

К последней трети XVIII в. в английской прессе поднимается волна выступлений и протестов против преследований журналистов, против привилегии судей, а не присяжных решать дела о пасквилях, против запрета публиковать парламентские отчеты.

Большой победой вигов стало принятие в 1792 г. «Закона о пасквилях» (или еще иначе его называют «Законом Фокса»)[2]. Прежде присяжные имели право лишь констатировать наличие пасквиля, то есть признать опубликованный текст оскорбительным для конкретного лица. Вопрос о виновности журналиста решали не присяжные, а судьи. Причем, обвиняемый не имел права доказывать достоверность фактов, изложенных в пасквиле. По «Закону Фокса» суд присяжных решал вопрос не только о наличии пасквиля, но и о намерениях автора, а, следовательно, о его виновности или невиновности.

В конце XVIII ─ начале XIX вв. в Англии наблюдался быстрый рост числа периодических изданий. Если в 1784 г. на территории Великобритании выходило 79 газет, то к 1834 г. их число выросло до 400. В последней трети столетия были основаны такие ежедневные политические лондонские газеты, как «Морнинг кроникл» («Утренняя хроника»), «Морнинг пост», («Утренняя почта»), «Таймс» («Времена»), которые станут в следующем столетии крупнейшими и влиятельнейшими британскими изданиями, образцами английской политической периодики.

Английские журналы XVIII века. Первыми «полноценными» европейскими журналами принято считать два английских журнала ─ «Тэтлер» («Болтун») и «Спектэйтор» («Зритель»). «Тэтлер» был основан в 1709 г. Ричардом Стилом (1672─1729). «Спектэйтор» стал его совместным проектом с Джозефом Аддисоном (1672─1719) и увидел свет в 1711 г. Оба журнала просуществовали недолго ─ всего несколько лет (три года), ─ но оставили глубокий след в европейской журналистике.

«Тэтлер» и «Спектэйтор» ─ образцы просветительской, нравоописательной журналистики. Политика занимала в них весьма скромное место. Основное внимание было сосредоточено на вопросах литературы, философии, морали. Вдохновляясь идеями Дж. Локка, Стил и Аддисон верили в воспитательную функцию литературы. Аддисон признавался, что цель его журнала не только в «развлечении», но и в «совершенствовании страны». Основные жанры, к которым обращались Стил и Аддисон нравоописательный очерк, юмористический портрет, остроумная психологическая характеристика, информационная заметка о новостях культурной жизни, заранее написанные и заготовленные «письма в редакцию». Особенно значителен вклад Стила и Аддисона в развитие эссеистики.

Эссе на литературную, философскую, политическую, этическую или бытовую тему было «гвоздем» каждого номера, его композиционным ядром. Авторами эссе были Стил или Аддисон. Другие заметки и материалы, чаще всего анонимные, поручались прочим немногочисленным сотрудникам журналов. Стил и Аддисон умели живо, остроумно, увлекательно говорить о серьезных проблемах, вывести разговор, казалось бы, о незначительных и «легкомысленных» предметах на уровень философского обобщения. Журналы Стила и Аддисона почти никогда не нападали на личности, но высмеивали нравы и институты современного английского общества.

Разумеется, «Тэтлер» и «Спектэйтор» адресовались образованной публике, интересовавшейся серьезными проблемами современной общественной и культурной жизни. Показательно, что в каждом номере «Тэтлера» и «Спектэйтора» под названием журналов был напечатан латинский эпиграф (обычно цитата из какого-нибудь античного классика). Однако «образованная публика» для Стила и Аддисона ─ это не только и не столько интеллектуальная элита, избранный и узкий круг ценителей-знатоков, ученых и мыслителей, но достаточно широкая читательская аудитория, состоящая и из представителей среднего класса. Аддисон заявлял, что его «Зритель» ставил своей целью вывести философию из тиши кабинетов и библиотек, колледжей и университетов и заставить ее поселиться в клубах, собраниях, в кофейнях и за чайным столом. «Спектэйтор» отличался сдержанным и доброжелательным тоном, культивировал позицию беспристрастного зрителя, объективного наблюдателя, стороннего созерцателя событий и нравов.

«Тэтлер» и «Спектэйтор» имели огромный успех. Ежедневный тираж «Спектэтора» доходил до 3─4 тысяч экземпляров. Журналам подражают: в Англии появились многочисленные журналы со сходными названиями ─ «Северный Болтун», «Болтушка», «Ворчун», «Шептун», «Всеобщий зритель» и т. д. В XVIII в. оба журнала были многократно переизданы в виде отдельных книг и переведены на многие европейские языки. «Спектэйтор» был широко известен за пределами Англии (в том числе в России, оказав влияние на Сумарокова, Новикова и др. И.А. Крылов воспроизвел в своем журнале «Зритель» (1792) название английского предшественника).

Другая модель журнала была предложена английским издателем Эдвардом Кейвом (1691─1754), основавшим в 1731 г. в Лондоне ежемесячник «Джентльменс мэгэзин» («Журнал джентльмена»). Журналу-эссе Кейв противопоставил журнал-хранилище «всякой всячины», журнал-панораму. Здесь впервые в названии периодического издания было использовано слово «мэгэзин», восходящее к французскому «magasin» ─ склад, хранилище. «Джентльменс мэгэзин» отличался установкой на разнообразие материалов, информации и рубрик. В журнале находили место публикации научного характера, политическая хроника, философия, история, рецензии на музыкальные произведения, некрологи, а также сообщения о новостях светской жизни, свадьбах, приемах, метеорологических явлениях и т. д. Кейв первым, несмотря на существовавший с 1738 г. запрет на публикацию в прессе парламентских отчетов, отважился его нарушить и стал печатать в «Джентльменс мэгэзин» отчеты о парламентских сессиях, правда, не называя имен депутатов-ораторов и лишь после окончания сессии.

Значительное место в журнале отводилось литературной критике, печатались биографические очерки, беллетристика. «Джентльменс мэгэзин» был прототипом литературно-художественных журналов. Журнал был весьма успешен и просуществовал до 1914 г.

Английская журналистика в XVIII столетии была одной из ведущих журналистик мира, собравшей серьезные творческие силы, откликавшейся на самые актуальные проблемы европейского развития, успешно разрабатывавшей жанры памфлета, эссе, стремившейся к объективности и полноте освещения фактов.

 

Франция

Утрехтский мир, заключенный в 1713 г. по итогам войны за испанское наследство, развеял мечты Франции о гегемонии в европейской политике. Франция была вынуждена уступить Англии некоторые свои колониальные владения в Америке. Однако Франция в XVIII столетии остается культурным центром Европы, оплотом европейского Просвещения. Дидро, Руссо, Вольтер были признанными властителями дум европейцев. Зарождение и развитие просветительского движения способствовало росту периодики во Франции (прежде всего журнальной).

Между тем почти весь XVIII в. французская пресса оставалась в строгих рамках ограничений, которые были наложены на нее еще в эпоху Реформации. В 1723 г. был принят цензурный кодекс, который налагал строжайший запрет на любые бесцензурные публикации, как рукописные, так и печатные, как французские, так и заграничные. Королевский ордонанс 1757 г. под страхом смертной казни запрещал публикации, «направленные против религии, смущающие умы, покушающиеся на авторитет власти, возмущающие порядок и спокойствие». Смертная казнь за преступление печати довольно широко практиковалась во Франции в XVIII столетии. Количество цензоров постоянно росло: в 1741 г. было назначено 79 королевских цензоров, в 1751 г. ─ 82, в 1763 г. ─ 121. С 1777 г. цензура существует и в провинции. Кроме того, в XVIII в. сохранялась система королевских привилегий, поэтому открыть новую газету было чрезвычайно трудно: по-прежнему нужно было получить от короля «патент».

Вместе с тем именно в XVIII столетии во Франции формируется общественное мнение. Огромный вклад в этот процесс внесли просветители, отстаивавшие свободу слова. В значительной степени именно под влиянием просветительских идей у французов сложилось убеждение в том, что они имеют право на свободный доступ к информации.

Рост общего интереса к новостям в сочетании с неграмотностью значительной части населения объясняет успех рукописных изданий, регулярно запрещавшихся королевскими указами. Множество рукописных листков циркулировало в аллеях Люксембургского сада, в парижских кафе, на Новом мосту. Их зачастую читали там вслух, что позволяло неграмотным быть в курсе новостей. Нувеллизм продолжал свое существование во Франции в эпоху Просвещения.

Еще одним каналом обмена актуальной общественно значимой информацией были парижские салоны, некоторые из которых специализировались на распространении записанных новостей (новости о театре, литературе, подпольных, запрещенных публикациях, новых книгах, интересных судебных процессах, сатирические скетчи и песенки, придворные слухи). Эти записи продавались желающим с ними ознакомиться.

В середине XVIII в. центрами общения, местом бесед и обмена информацией становятся парижские кафе. Среди светской публики возникает своего рода мода на посещение кафе, многие из которых стали очагами распространения просветительских идей.

Великая французская революция (1789─1793 гг.) положила начало новому этапу в развитии французской журналистики. С началом революции во Франции фактически была отменена цензура. 24 августа 1789 г. была принята «Декларации прав человека и гражданина», в которой, в частности, провозглашалось: «Свободный обмен идеями и мнениями есть одно из самых драгоценных прав человека. Любой гражданин может свободно говорить, писать, печатать, не злоупотребляя этой свободой и не переходя тех границ, которые установлены законом».

Французские газеты XVIII века. В начале XVIII в. журналистами и читателями уже осознавалась граница между «gazette» и «journal». «Газетт», как правило, «листок», выходящий еженедельно и освещающий события общественно-политической жизни и новости из разных стран. «Журналь» ─ обычно ежемесячное издание культурного или научного характера.

Три периодические издания, основанные еще в предыдущем столетии, ─ «Газетт», «Меркюр галан», «Журналь де саван» ─ сохраняли свои ведущие позиции во французской журналистике.

«Газетт де Франс» («Французская газета» ─ под таким названием детище Т. Ренодо выходило в XVIII в.) сохраняла монополию на политические новости и официальную информацию. В 1761 г. была передана в ведение министерства иностранных дел и превратилась в официальный орган властей. К 1780 г. имела 12 тысяч подписчиков.

«Меркюр галан» (переименованная в «Меркюр де Франс», «Французский Меркурий») оставался ведущим литературным изданием, выходившим ежемесячно. Среди его редакторов были друзья философов-просветителей, но газета не поддерживала ни материализма, ни деизма, вообще избегала серьезного обсуждения горячих тем, политики. Политическая информация перепечатывалась из «Газетт де Франс». В «Меркюр де Франс» публиковались преимущественно новости литературной жизни, литературная критика, художественные произведения, проповеди, городская и светская хроника. На страницах «Меркюр» была напечатана рецензия на роман Дефо «Робинзон Крузо». Издание с похвалой отзывалось о произведениях Дидро и особенно Руссо. «Меркюр де Франс» был дорог и влиятелен. Если годовая подписка на «Газетт де Франс» стоила 15 ливров, то на «Меркюр» вдвое больше. Издание имело большой успех, широко распространялось не только в Париже, но и в провинции. К концу века у него было 15 тысяч подписчиков. Как и «Газетт», «Меркюр де Франс» была официальным изданием. По распоряжению Людовика XV в 1724 г. на первой странице «Меркюр де Франс» стали печатать изображение королевского герба.

«Журналь де саван» сохранял монополию на научную информацию, печатал отчеты о заседаниях Парижского парламента, академические речи, информировал о новостях науки. Вольтер опубликовал в 1738 г. на страницах газеты статью о началах философии Ньютона. «Журналь де саван» способствовала повышению культурного престижа Франции в Европе XVIII в.

Из новых газет, основанных в XVIII столетии, необходимо назвать «Журналь де Треву» («Газета Треву»), созданную в разгар религиозных споров между иезуитами и янсенистами. «Журналь де Треву» стала оплотом иезуитов и была призвана защищать истинную религию, то есть ортодоксальный католицизм, от нападок «еретических» газет.

С 1777 г. в Париже стала выходить первая французская ежедневная газета «Журналь де Пари» («Парижская газета»). Ее основателем был литератор Пьер-Антуан де ла Плас. Это небольшое четырехполосное издание отличалось разнообразием рубрик и материалов. Это была газета обо всем, кроме политики. Здесь она ограничивалась сообщением официальной информации, чаще всего перепечатанной из «Газетт де Франс». «Журналь де Пари» писала о литературных новинках, театральных премьерах, парижских модах, религиозных церемониях, светских приемах, дипломатических раутах, уголовных преступлениях, судебных процессах; печатались отрывки из литературных произведений, очерки о нравах артистической среды, светские остроты, астрологические прогнозы и т. д. и т. п.

В середине столетия во Франции появляются довольно многочисленные специализированные газеты ─ литературные, экономические, медицинские, газеты для женщин и т. д. Всплеск специализированной периодики объясняется не только все усиливавшейся во многом под воздействием энциклопедистов жаждой новых знаний, но и тем обстоятельством, что она не подвергалась столь жестким цензурным ограничениям, которые претерпевали издания общего характера.

Преобладание официальной прессы привело к тому, что французы в поисках новых идей и свежей объективной информации обращались к иностранным и французским газетам, печатавшимся за границей и нелегально переправлявшимся во Францию. Многие из этих газет знакомили французов с идеями европейских просветителей, как, например, издававшаяся в Бельгии «Журналь ансиклопедик» («Энциклопедическая газета»). Оппозиционной по отношению к французскому абсолютизму была выходившая в Швейцарии «Журналь де Женев» («Женевская газета»).

После отмены цензуры в 1789 г. во Франции наблюдался небывалый всплеск газетной периодики, повысился общественный статус журналиста. В год начала революции один из наиболее ярких ее деятелей Камиль Демулен писал: «Ну вот я и журналист, и это довольно неплохая роль. Это больше не презираемая, продажная профессия, рабыня власти. Сегодня во Франции именно журналист <…> выносит свою оценку Сенату, сенаторам и самому правителю».

Революционная эпоха породила политическую прессу. Многие газеты стали трибуной той или иной партии, крупных деятелей революции. Первыми ежедневными политическими газетами во Франции были «Ами дю пёпль» («Друг народа») Ж.-П. Марата, «Патриот франсе» («Французский патриот») П. Бриссо, «Монитёр универсель» («Всеобщий наставник») Ш.-Ж. Панкука, «Журналь де Деба» («Газета споров») братьев Бертен. Бриссо писал в 1789 г. в своей статье, открывавшей первый номер «Патриот франсе»: «Нужно найти другой способ просвещения всех французов, непрерывный и не утомляющий их. Такой способ ─ политическая газета».

Первые политические газеты революционной эпохи, как правило, представляли собой листочки или брошюрки в несколько страниц небольшого формата, напечатанные сплошной версткой на плохой бумаге. Почти все они под названием печатали эпиграфы. Так, например, газету «Революсьон де Пари» («Революции Парижа») украшал следующий эпиграф: «Сильные мира сего кажутся нам великими только потому, что мы стоим на коленях. Так поднимемся же».

До 1793 г. во французской прессе торжествовал политический плюрализм. Наряду с изданиями, защищавшими революционные идеи и ценности, издавались и газеты, выступавшие с апологией старого порядка. Однако вскоре почти неограниченная свобода печати была существенно ограничена. После казни Людовика XVI были запрещены издания монархистского толка. Вскоре та же участь постигла и главный печатный орган жирондистов газету «Патриот франсе».

Французские журналы XVIII века. Французская журнальная периодика в лучших своих образцах ориентировалась на английскую модель нравоописательного журнала-эссе, созданную Аддисоном и Стилом. В 1722 г. известный французский писатель, автор психологических романов Пьер Мариво (1688─1763) основал журнал «Спектатёр франсе» («Французский зритель»). Уже название журнала отсылало к аддисоновскому «Спектэйтору». По содержанию и структуре журнал Мариво также напоминал своего английского предшественника. Мариво печатал в журнале эссе на философские темы, сатирические нравоописательные очерки, психологические портреты. Журнал просуществовал недолго, всего год.

Другой известный французский писатель аббат Прево (1697─1763), автор знаменитой повести «Манон Леско», в Лондоне с 1733 по 1740 гг. издавал еженедельник «Пур э контр» («За и против»). Журнал представлял собой образец персонального журнализма. Большая часть материалов принадлежала перу аббата Прево. Как и П. Мариво, аббат Прево за образец взял британский «Спектэйтор». «Пур э контр» унаследовал ровность и серьезность тона «Спектэйтора», его сдержанность и корректность в оценках. Аббат Прево видел свою задачу в том, чтобы «руководить читателем, не навязывая ему своих симпатий и антипатий».

На двадцати четырех страницах журнала размещалась информация о литературных новинках во Франции и за рубежом, о научных открытиях, художественных выставках, обо всем, что могло интересовать культурную публику.

Журнал выполнял очень важную функцию посредника между английской и французской культурой. Будучи англоманом, аббат Прево считал, что передовая Англия должна стать образцом для французов. В своих очерках и эссе он писал об английских порядках, быте и нравах англичан, но прежде всего об их литературе. Именно Прево ввел в культурное сознание Франции Шекспира, Мильтона, Поупа, Свифта, Филдинга. Журнал имел огромный успех во Франции.

 

Германия

Германия в XVIII столетии представляла собой конгломерат многочисленных самостоятельных княжеств, довольно слабо связанных между собой политически, экономически и юридически. Власть императора Священной Римской империи, избиравшегося курфюрстами, была в значительной мере номинальной. Германских князей смущал и настораживал тот разброд мнений, который демонстрировала освобожденная от цензуры английская пресса, но еще больше напугала их Великая французская революция. Распространения «французской заразы» они страшились более всего.

Цензура в Германии была очень суровой. В 1715 г. император Священной Римской империи издал эдикт, который предписывал всем, кто так или иначе связан с печатным словом, строго соблюдать все законы против клеветы. Тридцать лет спустя это требование в полной мере стало распространяться и на периодические издания. В 1749 г. прусский король Фридрих II пришел к выводу, что журналисты мешают осуществлению его милитаристских замыслов, и ввел существенные ограничения для политической прессы. Лессинг писал своему отцу в 1751 г. из прусской столицы - Берлина: «Я охотно бы прислал вам здешние политические газеты, но не думаю, чтобы это было вам интересно: вследствие строгой цензуры они большей частью так бессодержательны и сухи, что не могут удовлетворить ничьей пытливости».

В 1788 г. при прусском короле Вильгельме II был издан указ о том, что цензуре подлежат не только политические, но и научные периодические издания. В 1795 г. Франц II, напуганный событиями в революционной Франции, усилил контроль за ввозом и копированием иностранных печатных изданий (особенно строго отслеживалась пресса из Голландии и Франции).

Самые строгие цензурные ограничения существовали в Австрии. В начале XVIII в. цензорские функции осуществлял Венский университет, но уже в середине столетия в Австрии была создана специальная Цензорская комиссия, чьи полномочия и власть постепенно возрастали. Это привело к тому, что решением комиссии многочисленные запреты налагались на публикации самого разного характера, в том числе и на художественные произведения.

Немецкие газеты XVIII века. На довольно скудном ландшафте немецкой газетной периодики выделяются несколько изданий. Прежде всего, это берлинская «Фоссише цайтунг» («Газета Фосса»), с 1751 г. издававшаяся Кристианом Фоссом и ставшая впоследствии одной из самых влиятельных немецких газет. Фосс добился хорошего качества публикаций. Достаточно сказать, что сотрудниками газеты были Лессинг и известный в то время писатель и ученый Мориц. Лессинг писал блестящие рецензии и обзор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.051 с.)