Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова



В. П. Трыков

Введение
в мировую журналистику

Москва

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова

2007


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой истории журналистики и литературы

 

 

Трыков В.П.

Введение в мировую журналистику: Учеб. пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2007. – 55 с.

Подготовлено на факультете журналистики.

 

© Трыков В.П., 2007


Предисловие

 

Современный человек настолько привык к каждодневному присутствию в его жизни газет, журналов, других средств массовой информации, что ему может казаться, будто журналистика как особый вид деятельности и общественный институт существовала всегда. Однако это не так. Первые газеты в Европе появились лишь в начале XVII в., а само слово журналистика возникло и вошло в культурный обиход только в XVIII столетии. Именно в век Просвещения произошло осознание особого статуса журналистики в социокультурном пространстве, ее важной роли в жизни общества. Один немецкий философ сказал, что «…газеты суть одно из тех великих культурных средств, благодаря которым европейцы сделались европейцами».

Между тем это совсем не значит, что на более ранних этапах общество не нуждалось в средствах передачи актуальной социально значимой информации и не имело их. Известный современный французский философ и писатель, основатель «медиологии» Режи Дебре выделил три исторически сложившихся типа цивилизации в зависимости от господствующих в них средств коммуникации: первый ─ логосфера (цивилизация устного слова), второй ─ графосфера (цивилизация письменного слова ─ рукописного и печатного), третий ─ видеосфера (цивилизация, в которой доминирующее положение занимают аудиовизуальные средства массовой информации).

В настоящем учебном пособии рассмотрены основные тенденции и процессы, которые имели место на двух первых этапах. Автор не ставил перед собой цели написать обстоятельную и развернутую историю зарубежной журналистики. Эта задача вряд ли под силу одному человеку. Мне хотелось всего лишь помочь студентам, изучающим курс истории зарубежной журналистики, дав по необходимости краткое, но систематическое изложение его основ.

Вместе с тем я пытался вписать журналистику в исторический, социокультурный, литературный контекст, показав тем самым, что журналистика как социальный институт является органичной частью западной истории и культуры. Как утверждал английский историк Томас Маколей: «Истинную историю страны можно найти в ее прессе».

 

 


Протожурналистские  явления
в  европейской  Древности

 

Древняя  Греция

Журналистики в современном понимании слова как особого социального института, выполнявшего функцию сбора, обработки и периодического распространения актуальной общественной информации в античности еще не существовало, как не было и системы периодических изданий, средств массовой информации. Между тем древнегреческий полис выработал некоторые способы передачи социально значимой информации.

Важнейшим каналом общественной коммуникации была агора, городская площадь, служившая центром политической и религиозной жизни полиса, местом собраний. Прогуливаясь на агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, узнавали слухи. Глашатаи оповещали граждан полиса о важных событиях.

Другим местом общения греков были гимнасии, помещения для спортивных занятий, которые постепенно превратились в центры обмена информацией и идеями, своеобразные высшие учебные заведения, где с докладами выступали философы.

Демократическое государственное устройство полисов, в которых высшая законодательная власть принадлежала народному собранию, решавшему большинством голосов важнейшие вопросы общественной жизни, превратило полис в «цивилизацию болтовни» (К. Куле). Устное слово было не только основным носителем информации, но и инструментом политического влияния. Успех в политике напрямую зависел от умения красиво и убедительно говорить. Протагор утверждал, что красноречие ─ «политическая добродетель». В народном собрании Древней Греции, как правило, голосовали за предложение лучшего оратора. Кроме того, в Древней Греции не было адвокатов, которые брали бы на себя защиту интересов граждан полиса в суде. Грекам приходилось самостоятельно излагать перед судом суть своих претензий, доказывать их обоснованность. Выигрывал дело тот, кто убедительнее говорил.

Все это привело к расцвету в Древней Греции в V в. до н. э. ораторского искусства. Учителями красноречия стали софисты (мудрецы), выступавшие с публичными лекциями в разных полисах. Софисты поражали слушателей изощренностью своих аргументов, умением доказать любой тезис, мастерством импровизированных ответов на вопросы публики. Завоевав репутацию непревзойденных ораторов, они стали давать дорогостоящие уроки красноречия. Протагор, Горгий, Гипий ─ крупнейшие представители софистики. Протагору (ок. 480ок. 410 до н. э.) принадлежит знаменитое утверждение «Человек ─ мера всех вещей». В преподавании он особое внимание уделял правильности употребления слов. Горгий (ок. 480 ─ ок. 380 до н. э.) добивался формальной выразительности речи. Заботясь о ее благозвучии, он использовал ритм, ассонансы и аллитерации, внутренние рифмы. В речи «Похвала Елене» Горгий утверждал: «Слово ─ властитель великий, а телом малый и незаметный; творит оно божественные деяния, ибо способно бывает и страх пресечь, и горе унять, и радость вселить, и жалость умножить». Софисты видели свою задачу в том, чтобы подготовить человека к участию в политической жизни полиса.

Более скромные задачи ставили перед собой логографы ─ так в Древней Греции называли составителей судебных речей. За солидное вознаграждение они писали речь для своего клиента, а иногда и выступали вместо него в суде. Мастером судебного красноречия был Лисий (ок. 435─380 до н. э.). Его речи отличались простотой, краткостью, меткостью характеристик, отсутствием стилистических украшений. Лисий стилизовал речь в соответствии с характером своего клиента. Античное предание включает Лисия в число десяти лучших ораторов древности. Однако первое место в этом списке по праву принадлежало Демосфену (ок. 384─322 до н. э.).

Демосфен начинал как логограф. Добившись значительных успехов на поприще судебного красноречия, он решил попробовать свои силы в качестве политического оратора. Однако его первое выступление в народном собрании провалилось. Речь, произнесенная тихим голосом, плохая дикция Демосфена вызвали насмешки слушателей. Но Демосфен не оставил надежды добиться успеха. Он много работал над совершенствованием своих речей, постоянными упражнениями вырабатывал ораторские навыки. Легенда гласит, что Демосфен произносил речи под шум морских волн, чтобы добиться необходимой силы голоса. Он клал в рот маленькие камешки и произносил тирады, добиваясь отчетливой артикуляции. Усилия Демосфена были вознаграждены: он стал образцом оратора для греков.

В своих страстных речах Демосфен часто откликался на самые актуальные события, волновавшие соотечественников. Так, например, в речах против македонского царя Филиппа, предпринявшего экспансию в Элладу, Демосфен обрушился с острой критикой на агрессора. Слово «филиппика» стала названием гневного, обличительного выступления, а ораторская проза ─ одним из источников публицистики.

Другим ее прообразом была историческая проза. Родоначальником древнегреческой историографии, «отцом истории» (Цицерон) принято считать Геродота (между 490 и 480 ─ ок. 425 до н. э.), написавшего историю греко-персидских войн. Геродот обратился к важнейшим политическим событиям, свидетелем которых он был. Он не ограничился описанием фактов, но дал свой ответ на вопрос о причинах войны, свое объяснение победы греков. Греко-персидские войны, с точки зрения греческого историка, проявление давней, начавшейся в незапамятные мифологические времена вражды между Европой и Азией. Персия потерпела поражение, потому что, осуществив экспансию в Европу, она нарушила естественные, богами очерченные границы своего господства. Наказанием стало ее низвержение с достигнутых высот. Победа греков над персами закономерна: в ней проявились преимущества рабовладельческой демократии над восточной деспотией.

Геродот стремился к достоверному и связному изложению исторических событий, но он верил в то, что история определяется не только человеческими устремлениями, но и божественной волей, поэтому значительное место в его повествовании занимает мифологический элемент. Афиняне восприняли «Историю» Геродота с восторгом и наградили автора огромной суммой в десять таланов.

Для последователя Геродота, древнегреческого историка Фукидида (ок. 460─400 до н. э.), автора «Истории Пелопонесской войны», историю двигают человеческие страсти, интриги, частные интересы и потребности. В структуре фукидидовской «Истории» значительное место занимают ораторские речи и словесные споры между персонажами, что свидетельствует о влиянии софистики на писательскую манеру Фукидида.

Хотя, как уже отмечалось, устное слово приобрело доминирующее положение в культуре Древней Греции, полис пользовался и письменными каналами оперативной передачи социально значимой информации. Нерегулярные, непериодические письменные источники информации книги повсеместно предшествовали регулярным и периодическим ─ газетам и журналам. Алфавит был позаимствован греками у финикийцев в VIII в. до н. э. Античные книги представляли собой рукописные папирусные свитки, на которых текст располагался столбцами. Читались столбцы справа налево. Переписчиками книг были рабы. Книги были редкостью и сначала распространялись в ограниченном количестве экземпляров среди друзей и единомышленников автора. Книжная торговля в Древней Греции развивается лишь с V в. до н. э. Но и тогда книги были доступны немногим из-за их дороговизны.

Основным письменным источником информации были ежедневные публичные надписи (к V в. до н. э. в большинстве своем греки были грамотны), содержавшие сведения о значимых событиях полисной жизни. Левкомата ─ так назывались беленые деревянные таблички, на которые записывалась эта информация. Левкомата выставлялись в публичных местах. Записи на них периодически обновлялись. Сообщаемые факты никак не комментировались. Левкомата выполняли роль местных «газет».

Надписи делались и на стенах храмов или больших каменных стеллах, которые затем выставляли на всеобщее обозрение в святилищах. Они содержали важные официальные документы ─законы, указы, договоры.

Публичные надписи не были инструментом власти, контроля за гражданами полиса. Их цель состояла в том, чтобы информировать население и провозглашать полисные ценности.

 

Древний  Рим

Рим ─ наследник великой культуры Древней Греции, ее демократических традиций. Рим, как и Эллада, не знал института цензуры, хотя слово цензор восходит к латинскому «censor» ─ оценщик. Цензором в Древнем Риме называли выборного чиновника, который каждые пять лет проводил перепись граждан и имел право, оценив их деловые и моральные качества, корректировать списки всадников и сенаторов, вычеркивать из списков недостойных и включать туда новые имена.

Демократическое устройство античного общества породило свободу слова и право на свободомыслие. В народном собрании, в сенате ораторы свободно выражали свои мнения по важнейшим вопросам общественно-политической жизни, литературные произведения не подвергались предварительной цензуре. Однако терпимость к чужому мнению и плюрализм не исключали сурового наказания для тех, кто нарушал нормы полисной этики. Так, Протагор за свою книгу «О богах», в которой он выразил сомнение в существовании богов, был изгнан из Афин. Как утверждал впоследствии Дж. Мильтон, в античности только два рода сочинений находились под контролем власти: клеветнические и те, в которых ставились под сомнения религиозные представления древних греков и римлян. Однако судьба Овидия, сосланного по приказу императора Августа на берег Черного моря за свои эротические любовные стихотворения и поэмы, свидетельствует о том, что табу налагалось, видимо, на более широкий круг произведений. Но что бесспорно, так это то, что в античности не существовало предварительной цензуры. Трактат Протагога был сожжен по решению ареопага, а книги Овидия изъяты из публичных библиотек уже после того, как они были опубликованы.

В Древнем Риме до середины IV в. до н. э. составлялись «анналы» (от лат. «anno» ─ год), рукописные перечни-хроники важнейших событий официальной жизни, происшедших за год. Изложение событий велось в строго хронологическом порядке и отличалось деловитостью, лаконичностью и сухостью стиля. В отличие от греческих историков, стремившихся дать объяснение событий, римские хронисты ограничивались констатацией фактов. В анналах сохранились имена высших римских чиновников, сообщения о солнечных и лунных затмениях, о войнах, знамениях, повышениях цен и т. д. Анналы записывали на беленых табличках, которые ежегодно выставлялись в доме верховного жреца, великого Понтифика, куда могли приходить граждане, чтобы ознакомиться с записями.

Когда Рим захватил новые территории, возникла необходимость распространять информацию в провинции. Канадский исследователь Гарольд Иннис вкниге «Империя и средства коммуникации» (1950) утверждал, что социальные и властные структуры Римской империи формировались под влиянием письменности. Рим смог стать империей, когда письменное слово, контролируемое элитой, стало основным способом общения власти с народом. Благодаря письменности располагавшиеся в центре элиты смогли управлять огромными территориями, что было необходимой предпосылкой расцвета императорской власти.

Еще при Юлии Цезаре (I в. до н. э.) по его приказу ежедневно стали выходить рукописные бюллетени «Acta senatus» и «Acta diurna». «Acta senatus» («Сенатские ведомости») были своего рода официальным периодическим изданием, содержавшим протоколы заседаний Сената. Они просуществовали до I в. н. э., пока раздраженный нападками сенаторов на него и его семью император Тиберий не запретил их публикацию. Это был первый в истории репрессивный акт в отношении периодических изданий.

В «Acta diurna» («Ежедневные ведомости») записывалась уже не только официальная информация, но и весьма разнообразные сведения, которые отражали повседневную жизнь римлян и могли вызвать интерес у читателей (казни, несчастные случаи, военные события, похороны, чудеса, городские объявления и т. д.). «Acta diurna» не только вывешивались, но и продавались. В период Империи их содержание стало беднее и однообразнее: они превратились в придворную хронику. Иногда императоры использовали «Acta diurna» в пропагандистских целях.

«Диурнарии» ─так называли в Риме тех, кто собирал и записывал информацию для «Acta diurna», далеких предшественников нынешних журналистов. Падение Рима в V в. н. э. привело к исчезновение этих рукописных прообразов газет. Но память о них сохранилась в языке. Слово «журналистика» этимологически восходит к латинскому «diurnal» ─ «дневной»; того же корня французские слова «jour» ─ «день», «journal» ─ первоначально «дневник», а затем «газета».

Рим унаследовал от Древней Греции традицию ораторского красноречия. Некоторые произведения ораторской прозы содержали отклик на актуальные события общественной жизни и являлись образцами ранней публицистики. Так в своих «Речах против Катилины» римский писатель, общественный деятель и блестящий оратор Цицерон (106─43 до н. э.) выступил с разоблачением заговора, организованного его политическим противником, римским патрицием Катилиной. Цицерон воздействовал на слушателей, используя разные приемы: афоризмы, остроумные сентенции, броские концовки фраз, нагнетание вопросительных и восклицательных конструкций. Некоторые фразы становились крылатыми выражениями, как, например, знаменитое «O tempora! o mores!» («О времена! О нравы!») из «Первой речи против Катилины».

Античность создала средства коммуникации, которые в измененном и усовершенствованном виде существуют и в современном медийном пространстве ─ алфавит, книгу, собрания, на которых произносились речи и принимались важные решения, регулярно публиковавшиеся записи важнейших событий общественно-политической и повседневной жизни древних. В античной культуре ─ истоки современной публицистики. Красноречие древних, их историография, летописи, хроники, в которых запечатлелись наиболее значимые общественно-политические события той эпохи, а подчас содержался и живой, страстный отклик на них, готовят появление европейской публицистики, само название которой восходит к латинскому «publicus» ─ «общественный».

 

Средние века

Средневековая культура превыше всего ставила традицию и авторитет (прежде всего авторитет Священного Писания и церкви), поэтому человек Средневековья испытывал недоверие и проявлял настороженность к любым новшествам. Все новое представлялось опасным, греховным, способным разрушить сложившееся социальное духовное равновесие. Кроме того, взгляд человека был обращен к небу. Преходящая земная жизнь осознавалась лишь как подготовка к жизни вечной. Основной духовной установкой Средневековья было раскрыть потаенную истину, проникнуть в тайный смысл явлений, а не овладеть новой и более широкой информацией. Эти особенности средневекового сознания обусловили относительное безразличие средневекового человека к миру новостей. Он не ощущал острой потребности в новой информации. Его кругозор был ограничен повседневными заботами, тяжелой работой, борьбой за выживание. Самые важные сведения и истины он находил в Библии и церковных проповедях. Подавляющая масса населения была неграмотной. Монополия на образование принадлежала церкви. На этапе раннего Средневековья светские школы почти повсеместно в Западной Европе были вытеснены монастырскими, в которых готовили будущих клириков.

Отсталость средневековой Европы в технической и образовательной областях проявлялась в сфере коммуникации. Средневековое общество было преимущественно бесписьменным. Как утверждал известный французский историк-медиевист Ж. Ле Гофф, «Феодализм ─ это мир жестов, а не записанного слова». В традиционалистском социуме весьма велика роль слухов, преданий, вообще устной передачи информации. Основными центрами социальной коммуникации в средние века были церковь и городская рыночная площадь. Здесь узнавали новости, обсуждали слухи, обменивались информацией.

Ораторское искусство утратило в средние века свое былое значение, поскольку с исчезновением народного собрания, Сената, суда, основанного на состязательности сторон, сфера публичного слова сузилась и замкнулась в стенах храма. Теперь на события, которые волновали прихожан, оказывались в центре общественного внимания, откликалась прежде всего церковная проповедь.

Проповедь как жанр ораторской нравоучительной прозы возникла в глубокой древности. Его истоки ─ в речах библейских пророков, в античном ораторском искусстве. Еще в 1 тысячелетии до н. э. иудейские религиозные ораторы и проповедники ─ пророки ─ в своих речах возвещали народу божественную волю, обличали соплеменников, нарушивших договор с Богом, и предсказывали страшные беды, которые постигнут за это израильтян. В пророческих проповедях содержались элементы публицистики. Пророки откликались на важные внешнеполитические события, войны. Образцами жанра в Новом Завете стали Нагорная проповедь Христа, послания апостолов.

Расцвет жанра пришелся на средние века. Выдающимися проповедниками в западной культурной традиции были Августин Аврелий (IV─V вв. н. э.), Франциск Ассизский (XIII в.), Бертольд Регенсбургский (XIII в.). Августином Аврелием (354─430) было составлено 500 проповедей. Они отличались живостью интонации и простотой стиля. Основатель братства нищенствующих монахов, названного по его имени орденом францисканцев, Франциск Ассизский (1181 или 1182─1226) был выдающимся писателем. Его перу принадлежат такие образцы проповеднического жанра, как «Похвала добродетели», «Послание брату Льву». Стиль Франциска Ассизского ─ проповедника отличался экспрессивностью, повышенной эмоциональностью. Выдающийся немецкий проповедник Бертольд Регенсбургский (ок. 1210─1272) стремился быть понятным аудитории, войти с ней в контакт, для чего часто использовал в своих проповедях прием имитации диалога, который заключался в том, что часто во время чтения проповеди он прерывал свой монолог вопросом, якобы обращенным к нему кем-то из прихожан. Это нарушало монотонность проповеднического дискурса и привлекало внимание аудитории.

Как и их далекие предшественники ─ иудейские пророки, средневековые проповедники откликались на события современной общественной жизни, помогая своим авторитетным словом пастве сориентироваться в непростых вопросах и коллизиях окружающего мира, выполняя тем самым, по существу, функции публицистов.

Это было тем более важно, что большинству населения в средние века письменные источники информации были недоступны, во-первых, по причине неграмотности, во-вторых, потому что книга в ту эпоху была роскошью, драгоценностью, сокровищем как духовным, так и материальным. Тогда при крупных монастырях существовали специальные мастерские ─ скриптории, где монахи переписывали книги. Это были в основном книги религиозного содержания, и для настоятелей церквей, монахов они ─ вместилище мудрости, поэтому их украшали. Книги были рукописными, написанными на пергаменте. Производство пергамента началось еще в I в. до н. э. в городе Малой Азии Пергаме. Этот дорогостоящий материал, недубленая кожа, изготовленная из телячьих или свиных шкур, использовался для роскошных изданий уже во времена императорского Рима. В X в. н. э. пергамент окончательно вытеснил папирус. На рубеже античности и Средневековья изменился и внешний вид книг: в IV─V вв. н. э. на смену папирусному свитку пришел кодекс, книжный формат, отличавшийся большей практичностью и сохранившийся поныне.

В средневековых пергаментах буквы образовывали орнамент. Заглавная буква на странице (инициал) представляла собой своего рода миниатюру, часто в виде птицы или фантастического животного. Оклад изготавливали из слоновой кости, металла и украшали драгоценными камнями. Позже в XII─XIV вв. с подъемом городов и основанием первых европейских университетов появятся большие городские скриптории и значительное число светских книг. Книга из предмета роскоши и объекта почитания превратилась в инструмент познания, учебник и товар, но товар дорогостоящий, доступный весьма немногим. Кроме того, рукописные книги читались и распространялись чрезвычайно медленно.

С ростом городов, развитием ремесел и торговли постепенно усиливался интерес к земным делам человека. Как следствие этих процессов, на этапе зрелого Средневековья в обществе возросла потребность в информации. Основными каналами ее передачи были монастыри, университеты, княжеские дворы. В XII─XIII вв. в Западной Европе появилась гонцы-курьеры, в чьи обязанности теперь входило доставлять корреспонденцию.

Этот возросший интерес к реальной жизни, историческим событиям проявился в хрониках. Средневековое общество приучалось использовать письменное слово. С XII по XIV вв. во Франции создаются рукописные «Хроники» («Анналы»). Центрами летописания были крупные монастыри (например, аббатство Сен-Дени во Франции). Написанные по латыни, хроники фиксировали важнейшие события общественной и религиозной жизни, происшедшие за год (от Пасхи до Пасхи) во Франции и за ее пределами. Средневековые монахи-хронисты воздерживались от комментария, не давали объяснения событиям, не связывали их в целостную картину развития человечества или отдельного народа. Кроме того, хроники изобиловали выдумками и фантастическими сведениями, которым средневековые читатели легко верили.

Исключение в этом отношении представляют многотомные, написанные на французском языке «Хроники» французского хрониста Жана Фруассара (1337─1404). Фруассар описал в хронологическом порядке важнейшие эпизоды Столетней войны, воспел подвиги и английских, и французских рыцарей, имевшие, с его точки зрения, значение нравственного примера. Фруассар разыскивал и расспрашивал свидетелей событий, добивался точности деталей. Среди средневековых летописцев его выделяет установка на достоверность и объективность описания, что позволяет некоторым исследователям видеть в нем предтечу французской журналистики.

 

Эпоха  Возрождения

Культура Возрождения, поставившая в центр мироздания человека и открывшая ценность и красоту земной жизни, способствовала тому, что формируется вкус к познанию нового. «Время купцов» (Ж. Ле Гофф) создало общественную потребность в открытой информации. Рост городов, крупнейшие из которых становились не только торговыми, но и коммуникационными центрами, куда купцы, прибывавшие из разных стран и с разных концов земли привозили новости, легенды, рассказы об увиденном и пережитом в далеких и экзотических краях. Географические открытия расширили умственный горизонт европейцев, стимулировали интерес к тому, что происходило за пределами привычного и узкого мирка их повседневной жизни.

Важнейшим фактором развития новых коммуникационных технологий стали драматические события той эпохи, наиболее значимые из которых Реформация и порожденные ею многочисленные религиозные конфликты. В 1517 г. в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам собора тезисы, в которых обличал практику продажи церковью индульгенций. Это событие принято считать отправной точкой Реформации, великого перелома в европейской культуре, который проявился прежде всего в расколе христианской церкви на католическую и протестантскую. Одним из самых трагических событий эпохи стала Варфоломеевская ночь, массовая резня французских протестантов (гугенотов), устроенная католиками в Париже в ночь на праздник святого Варфоломея 24 августа 1572 г. Драматизм эпохи сказывался в потоке новостей большого социального значения. В этом смысле Реформация была важным фактором зарождения периодической печати. Потребность в новостях должны были удовлетворить рукописные листки новостей, появившиеся в XV в. и ставшие прообразом газеты.

Листки новостей публиковались с известной регулярностью. Например, во Франции выходило обычно 6─7 листков в год. Венецианские листки новостей аввизи (от итал. avviso ─ «извещение») были еженедельными, поскольку Венеция была в эпоху Возрождения крупным торговым центром, куда стекались новости из разных регионов. В центре города была открыта контора для сбора и распространения новостей. Аввизи продавали за мелкую монетку «газетта», название которой станет впоследствии словом, обозначающим вид периодического издания.

Аввизи представляли собой листы, сложенные вдвое и исписанные со всех четырех сторон. Информация и заметки не подписывались. По содержанию они представляли собой новости итальянской жизни и сведения из-за границы. Никаких рубрик, разделов не было. Одно сообщение отделялось от другого абзацем, в начале которого указывались дата и место события.

Аналогом венецианских аввизи в Германии в XVI в. были рукописные газеты крупного немецкого банкира Якоба Фуггера (1459─1525), по прозвищу «Богатый». В разных европейских и восточных странах Фуггер имел многочисленных торговых агентов, которые информировали своего шефа о политической ситуации, ценах, состоянии рынка в стране пребывания. Эта информация собиралась, систематизировалась и записывалась, а затем тиражировалась от руки для немногочисленных заказчиков. Так появились «Фуггерцайтунген» («Фуггергазеты», «Ведомости Фуггеров»). Их отличала хорошая информированность и добросовестность в передаче и фиксации сведений. «Фуггерцайтунген» просуществовали до начала XVII в.

В XVI в. в Англии появились «ньюс» («новости») ─ рукописные листки новостей, сообщавшие главным образом о прибытии торговых судов.

 

Начало  книгопечатания

В середине XV века немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг (между 1394─99 ─ 1468) изобрел печатный станок. Это изобретение ознаменовало начало «гутенберговой эры», характеризующейся господством печатного, книжного слова в европейской культуре. Известный канадский социолог Герберт Маршал Маклюэн (1911─1980) в книге «Галактика Гутенберга» (1962) рассматривал изобретение книгопечатания как цивилизационный переворот и исследовал социально-экономические и культурно-психологические последствия этого изобретения. Ученый исходил из выдвинутой им идеи, что тот или иной исторически сложившийся тип общества в значительной степени обусловлен господствующим в нем способом передачи информации. Изобретение алфавита, а затем и книгопечатания привело к радикальному изменению коммуникативной стратегии ─ переходу от аудиальной к визуальной коммуникации. Печатные технологии, по мысли Маклюэна, привели к важным изменениям в чувствительности европейца (его «сенсориума»): под их воздействием произошло нарушение согласованной деятельности мозга, усиление его отдельной (визуальной) функции и, как следствие, «дробление человеческой души». Восприятие мира приобрело линейный характер, то есть человек начал воспринимать все явления так, как он воспринимает напечатанные буквы и слова в тексте ─ следующими одно за другим. Доминирование визуального элемента в культуре создало необходимые социокультурные предпосылки для формирования индустриального общества. «Однородность, единообразие и повторяемость ─ основные характеристики визуального мира…», навязанные книгопечатанием способу мировосприятия и организации опыта европейца. Различные форма «замкнутости» (индивидуализм, национализм, специализация и т. д.), по мнению Маклюэна, суть порождения книгопечатания.

О жизни Гутенберга сохранилось немного достоверных, документально подтвержденных сведений. Даже точная дата его рождения не известна. Он родился в Майнце по одной версии в 1394, по другой в 1399 г. Его отец был патрицием, мать ─ дочерью торговца сукном. Гутенберг окончил школу. Относительно того, учился ли он в университете, у его биографов разные мнения. В 1430─1444 гг. он жил в Страсбурге, где числился в цехе ювелиров. Видимо, именно в Страсбурге были предприняты первые опыты книгопечатания. В 1447 г. Гутенберг вернулся в Майнц, где и основал свою типографию. При жизни Гутенберг напечатал более пятидесяти книг, в том числе знаменитую сорокадвухстрочную (по количеству строк на странице) Библию (так называемая «Библия Гутенберга»), признанный шедевр раннего книгопечатания. В 1460 г. типография Гуттенберга в Майнце была разрушена во время беспорядков, охвативших город из-за соперничества бывшего и вновь назначенного курфюрстов города. Гуттенберг умер 3 февраля 1468 г., похоронен в Майнце.

Во второй половине XV столетия в разных странах Западной Европы появились типографии. В Италии первый печатный станок заработал в 1465 г. Появление печатного станка во Франции относится к 1470 г. Два французских города оспаривают друг у друга право называться родиной книгопечатания во Франции - Париж и Лион. Первым английским печатником был Уильям Кэкстон (1422─1491), открывший типографию в Вестминстере в 1476 г. Большим спросом в то время пользовалась религиозная литература, произведения латинских классиков, изучавшиеся в школе, хроники, рыцарские романы.

Изобретение книгопечатания стало важнейшей предпосылкой возникновения печатной периодики в Европе. Само слово «пресса» происходит от немецкого «pressen» ─ прессовать, сжимать, делать оттиск. «press» ─ тиски, пресс. Другим необходимым условием зарождения периодической печати стало использование бумаги как основного носителя информации. Изобретенная в Китае еще на заре нашей эры в Европе бумага широко стала применяться только с XV в.

 

Печатные  листки  новостей

Во второй половине XV─XVI вв. появились печатные «листки новостей», памфлеты, истории, новостные баллады («news-ballads»), которые представляли собой брошюры небольшого объема и формата, оперативно откликавшиеся на события внутри страны и за рубежом. Они не имели еще регулярной периодичности, часто рассказывали о каком-либо одном сенсационном событии или громком скандале, иногда были написаны в стихотворной форме. Например, в Англии в 1605 г. особой популярностью пользовалась стихотворная баллада об убийце по имени Джон Фитц.

С этим видом печатной продукции связано возникновение и распространение такого явления как газетные «утки». Слово «утка» как название необычной, недостоверной, часто выдуманной с установкой на сенсацию новости стали употреблять только в XIX в., хотя само явление возникло значительно раньше. Газетные «утки» впервые появились во Франции на рубеже XV─XVI вв. Это были выдуманные курьезные рассказы о необычных фактах, небесных явлениях, несчастных случаях и происшествиях. В своей «Правдивой истории газетных “уток”» (1845) французский писатель Ж. де Нерваль утверждал, что первой газетной «уткой» был рассказ о младенце, родившемся с золотым зубом. Затем последовала история рыбы-епископа, выловленной в Балтийском море, представленной папе и говорившей с ним по латыни. Источником «уток» были рассказы мореплавателей (о морских чудовищах, летающих драконах, о кораблях-призраках, об Эльдорадо и т. д.). Поначалу «утки» публиковались в листках новостей. Но затем в XVI─XVII вв. стали самостоятельной формой публикации в виде небольших сборников объемом до шестнадцати страниц плохой бумаги. Иногда эти брошюрки украшали иллюстрации ─ гравюры с изображением чудовищ, драконов и т. д. Эта продукция имела огромный успех. Существовали целые типографии, которые специализировались на выпуске этих брошюрок.

В конце XVI ─ начале XVII вв. в Германии и Франции стали выпускать печатные хронологии, сборники повествований о наиболее важных событиях, произошедших за полгода или год. В Кёльне на латинском языке издавались «Исторический вестник» («Relatio Hstorica») и «Галло-бельгийский Меркурий» («Mercurius Gallo Belgicus»), представлявшие собой подборку важнейших политических и военных событий за полугодие. В Париже в 1611 г. вышел печатный ежегодник «Меркюр франсе» («Французский вестник»). Эти периодические печатные сборники были ближайшими «предками» европейских газет.

 

Германия

В начале XVII в. наиболее быстрыми темпами шло развитие прессы в двух странах ─ в Германии и Голландии. Но вскоре лидерство перейдет к наиболее интенсивно развивавшимся в политическом и экономическом отношении Англии и Франции.

В начале XVII в. Германия представляла собой конгломерат отдельных княжеств, управляемых местными князьями, лишь формально подвластными верховному сюзерену, императору «Священной Римской империи немецкой нации», которого избирали курфюрсты (князья-избиратели). Феодальную раздробленность страны усугубляла обострившаяся борьба за лидерство и власть внутри императорского дома Габсбургов. Конфликты на религиозной почве, противостояние католиков и протестантов привели к Тридцатилетней войне (1618─1648), завершившейся фактически распадом империи.

Между тем на родине книгопечатания в начале XVII в. появились многочисленные газеты. Широкое распространение получили так называемые кайзеровские ординари ─ газеты, создававшиеся с разрешения кайзера и содержавшие информацию дипломатического и политического характера. Накануне Тридцатилетней войны был



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.042 с.)