Цигун ученых (для поддержания здоровья) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цигун ученых (для поддержания здоровья)



До начала династии Хань в Китае существовали две основные школы учености. Одна из них была создана Конфуцием (551–479 гг. до н. э.) в эпоху Весны и Осени. Поэтому ученые, развивавшие философию Конфуция, как правило, называются конфуцианцами. Впоследствии его философия получила дальнейшее распространение и развитие благодаря усилиям Мэн‑цзы (372–289 гг. до н. э.) в эпоху Воюющих Царств. Сторонников этой философии называли жуцзя (конфуцианцами). Главными понятиями, которые положены в основу их учения, были лояльность, сыновняя преданность, доброта, человечность, доверие, справедливость, гармония и мир. При этом основными предметами изучения являются человечность и человеческие чувства. Философия жуцзя во многом стала основой китайской культуры.

Вторая основная школа учености получила название даоцзя (даосизм); она была создана Лао‑цзы в VI в. до н. э. Лао‑цзы приписывают авторство книги под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Добродетели»), в которой описывались моральные принципы человека. Несколько позже, в эпоху Воюющих Царств, его последователь Чжуан Чжоу[13] написал книгу под названием «Чжуан‑цзы», приведшую к формированию новой сильной академической ветви. До начала династии Хань даосизм считался не религией, а скорее еще одной ветвью научного знания. Но лишь во времена Ханьской династии традиционный даосизм был объединен с заимствованным из Индии буддизмом и постепенно начал приобретать статус религии. Вот почему даосизм, существовавший до Ханьской династии, следует рассматривать как научный даосизм, а не как религиозный.

С точки зрения их вклада в цигун, обе школы делали особый акцент на сохранении здоровья и предупреждении заболеваний. Представители обеих школ считали, что многие болезни являются следствием эмоциональных и умственных эксцессов, потому что если разум человека неспокоен, выведен из равновесия и лишен мира, тогда и внутренние органы не в состоянии нормально работать. Например, депрессия может привести к язве желудка и несварению. Злость вызовет неполадки в работе печени, огорчение приведет к застою и уплотнениям в легких, а страх способен нарушить нормальное функционирование почек и мочевого пузыря. Они понимали, что, если человек хочет избежать болезни, он должен научиться уравновешивать и расслаблять собственные мысли и чувства. Это получило название «регулирования разума».

Итак, ученые делали акцент на умиротворении разума посредством медитации. Главное в обучении неподвижной медитации заключалось в том, чтобы избавиться от мыслей, чтобы разум был чистым и спокойным. Когда человек становится спокойным, течение мыслей и чувств замедляется и он чувствует себя умственно и эмоционально невозмутимым. Такой вид медитации можно представить в виде эмоционального самоконтроля. Находясь в состоянии «отсутствия мыслей», вы достигаете глубокого расслабления и можете даже расслабить ваши внутренние органы. Когда тело находится в таком расслабленном состоянии, его ци будет течь беспрепятственно и сильно, как и должно быть. Подобный вид неподвижной медитации был весьма распространен в научной среде Древнего Китая.

Чтобы достигнуть спокойного и умиротворенного состояния разума, эти занятия были направлены на регуляцию деятельности разума, тела и дыхания. Ученые верили, что, как только все три компонента будут отрегулированы, поток ци станет плавным и равномерным, так что заболевание не произойдет. Вот почему упражнения с ци, придуманные учеными, называются сю ци, то есть «культивирование ци». Китайское слово сю обозначает «регулировать, совершенствовать, исправлять», а также «поддерживать в хорошем состоянии». Подобные практики значительно отличаются от даосских упражнений с ци, созданных после династии Хань. Эти даосские упражнения назывались лянь ци, что в переводе значило «тренировка ци». Лянь обозначает «отрабатывать, тренировать, упражнять, укреплять». Но о даосском цигун, возникшем после Ханьской династии, мы поговорим позже.

Многие китайские источники, созданные конфуцианцами и даосами, ограничивались лишь темой сохранения здоровья. Занимаясь цигун, ученый неизменно следовал своей естественной жизненной судьбе, не ставя перед собой иных целей, кроме сохранения здоровья. Такая философия довольно сильно отличается от воззрений даосов, живших после династии Хань: они отрицали невозможность изменения судьбы человека. Даосы верили в возможность тренировки ци для ее укрепления, в способность человека добиться долголетия. В ученой среде говорили: Жэнь шэн циши гулай си, что переводится как «Семьдесят в человеческой жизни встречается редко». Эту фразу следует понимать таким образом, что в древние времена довольно мало людей проживали более семидесяти лет из‑за недостатка качественной пищи и должного здравоохранения.

Есть и еще одно высказывание: Ань тянь ле мин, которое означает «Примирись с небом и радуйся судьбе». Наконец, еще одно изречение: Сю шэнь ай мин – «Совершенствуй тело и ожидай судьбу». А теперь сравните эти высказывания с философией поздних даосов, которые утверждали: Ибай эрши вэй чжияо, что в переводе с китайского значит «Сто двадцать – значит, умираешь молодым». Они не просто верили, но и доказали, что человеческая жизнь может быть продлена, что судьбе можно сопротивляться и преодолеть ее.

Хотя конфуцианство и даосизм были двумя основными школами китайской научной мысли, существовало еще немало других школ, так или иначе имевших отношение к занятиям цигун. Мы не будем останавливаться на обсуждении этих школ, поскольку после них осталось лишь незначительное количество документов, посвященных цигун.

В заключение перечислим основные характеристики цигун ученых:

А. Основной упор делался на совершенствование духа и разума, а не физического тела.

Б. Опубликованные источники по цигун описывают эту систему знаний хаотично и несистематизированно.

В. В то время целью культивирования ци являлось сохранение здоровья. Преодоление смерти и судьбы считалось невозможным.

Г. До начала династии Хань даосизм считался направлением схоластики, но после Ханьской династии он начал приобретать религиозные черты и в конце концов превратился в даосскую религию. Следовательно, цигун, созданный даосами до Ханьской династии, можно считать цигун ученых‑даосов.

 

Медицинский цигун

Большинство императоров Древнего Китая уважали ученых, а также их философию. Но вот к целителям относились далеко не так, поскольку лекарь выносил свой диагноз, прикасаясь к телу пациента, что в то время считалось признаком принадлежности к низшему классу общества. Несмотря на то что врачи глубоко и успешно разработали основы медицинской науки, на них нередко поглядывали свысока. И все же медики продолжали тяжело трудиться и заниматься исследованиями, передавая полученные результаты из поколения в поколение. Среди всех групп населения Китая, занимавшихся изучением цигун, дольше всего это делали врачи. Со времен открытия движения ци в человеческом теле около четырех тысячелетий тому назад китайские врачи уделяли больше всего внимания изучению поведения этой энергии. Результаты этих исследований проявились в акупунктуре, акупрессуре (точечном массаже), а также в траволечении.

Кроме того, многие китайские медики использовали свое знание для создания различных комплексов упражнений цигун, направленных на поддержание здоровья и лечение от определенных заболеваний. Китайские врачи считали, что для излечения болезней недостаточно медитировать сидя или в неподвижном состоянии, чтобы регулировать тело, разум и дыхание (как это делали ученые). Они считали, что для усиления циркуляции ци человек должен двигаться. Несмотря на то что спокойный и умиротворенный разум играл важную роль в поддержании здоровья, еще более важными были физические упражнения. В процессе медицинской практики они узнали, что те, кто регулярно выполняет физические упражнения, реже болеют, а их тела стареют не так быстро, как у людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Врачи также обнаружили, что определенные движения тела способны увеличить циркуляцию ци в тех или иных органах. Исходя из полученных знаний, медики заключили, что эти упражнения можно использовать для лечения определенных заболеваний и восстановления нормальной работоспособности тех или иных органов.

Некоторые из этих движений напоминают повадки определенных животных. Естественно, что для выживания в условиях дикой природы каждое животное должно обладать инстинктивными навыками защиты собственного тела. Этот инстинкт частично связан с повышением уровня собственной ци и с необходимостью предотвращения потерь энергии. В процессе своего развития мы, люди, утратили многие из этих инстинктов, тем самым еще более удалившись от природы.

Некоторые врачи разрабатывали свои упражнения цигун, копируя движения животных, с помощью которых те поддерживают свое здоровье и лечатся. Типичным хорошо известным комплексом таких упражнений являются уциньси (Упражнения Пяти Животных), созданные Хуа То. Еще один известный комплекс, построенный по сходному принципу, носит название бадуаньцзинь (Восемь Кусков Парчи). Его разработал маршал Юэ Фэй, который, между прочим, был воином, а не врачом.

Но китайские врачи не остановились на этом: используя свои медицинские познания в области движения ци, они продолжали исследования, пока не обнаружили, какие именно движения способны излечить ту или иную болезнь или нарушение здоровья. Естественно, многие движения были вполне сходны с теми, что применялись для поддержания здоровья (поскольку многие болезни вызываются нарушением равновесного состояния ци). Если такой дисбаланс продолжается в течение продолжительного времени, наступает поражение внутренних органов, вплоть до физических изменений в них. Это напоминает попытку использовать электрическую машину, подведя к ней неподходящий по электрическим характеристикам ток, – со временем такая машина безусловно сломается. Китайские врачи считают, что физическому повреждению органов пациента предшествуют аномалии в равновесии и движении ци. Непосредственному началу заболевания и физического поражения внутренних органов всегда предшествуют нарушения циркуляции ци  . Если ци, текущая в меридиане, снабжающем определенный орган, слишком положительна (Ян) или, наоборот, отрицательна (Инь), этот физический орган начинает повреждаться. Если при этом не откорректировать циркуляцию ци, орган начнет функционировать с перебоями и даже разрушаться. Самый лучший способ исцеления заключается в восстановлении равновесия и равномерности потока ци еще до появления проблем. Корректировка (или усиление) нормального движения ци в организме является основной целью акупунктуры и акупрессуры. Важными средствами восстановления нормального движения ци также являются целебные растения и специальные диеты.

Если заболевание ограничивается застоем ци (физического повреждения органов не произошло), то для восстановления нормального циркулирования энергии и ликвидации причины заболевания можно использовать оздоровительные упражнения цигун. Однако если болезнь зашла слишком далеко – так, что физические органы начинают отказывать, – ситуация становится критической; в этом случае необходимо конкретное врачебное вмешательство. Для лечения может применяться акупунктура, лекарственные растения, может даже потребоваться оперативное вмешательство. Методы лечения включают в себя также особые упражнения цигун, разработанные специально в целях облегчения состояния больного или даже полного его излечения. К примеру, некоторые довольно простые упражнения эффективны при лечении астмы и язвы, а исследования, проведенные недавно в Китае и на Тайване, продемонстрировали определенную эффективность некоторых упражнений цигун в отдельных видах рака[14].

За многие тысячелетия наблюдений природы и самих себя некоторые практикующие цигун пошли еще дальше. В частности, они заметили, что циркуляция ци в организме человека подвержена сезонным колебаниям. Так возникла продуктивная идея помогать организму приспособиться к этим периодическим изменениям. Было замечено, что в определенное время года различные внутренние органы испытывают одни и те же характерные проблемы. Например, в начале осени легким приходится адаптироваться к более холодному воздуху. В процессе приспособления легкие становятся уязвимы для всяких неблагоприятных воздействий, так что человек может легко простудиться. Подвержена сезонным изменениям и система пищеварения: например, ваш аппетит может повыситься или вдруг возникнет несварение. Определенные проблемы с почками и мочевым пузырем возникают при понижении температуры окружающего воздуха. Скажем, при избыточной нагрузке на почки вы можете ощутить боль в пояснице. Сконцентрировавшись на этих сезонных нарушениях в циркуляции ци, медитаторы создали комплекс упражнений, пригодных для ускорения адаптации организма.

Комплексы упражнений медицинского цигун создавали и те, кто, как и маршал Юэ Фэй, не имел никакого отношения к медицине. Вероятно, эти комплексы первоначально создавались для укрепления здоровья, а впоследствии нашли применение для лечения заболеваний.

Отличительные особенности медицинского цигун:

А. Медицинский цигун более направлен не на неподвижные техники медитации, а на медитативные упражнения в движении.

Б. Основная цель медицинского цигун заключается в сохранении здоровья и лечении заболеваний.

В. Упражнения цигун представляли собой лишь незначительную часть китайской медицины; основными методами лечения оставались траволечение, акупунктура и акупрессура.

 

3. Боевой цигун (для единоборств)

Вероятно, боевого китайского цигун не существовало до момента появления «Трактата об изменении мышц и сухожилий», созданного Да Мо в Шаолиньском монастыре (годы династии Лян, 502–557 гг.). Практикуя придуманный Да Мо цигун Изменения мышц и сухожилий, шаолиньские монахи обнаружили, что этим они не только улучшили свое здоровье, но и значительно повысили эффективность приемов ведения боя. С той поры во многих стилях боевых искусств были созданы комплексы цигун для повышения эффективности боя. Кроме того, заметим, что многие стили вообще были созданы на основе теории цигун. Мастера боевых искусств играли очень важную роль в мире китайского цигун.

Первое применение теории цигун в боевых искусствах было связано с увеличением силы и эффективности работы мышц. Сама теория была проста. Разум (И) использовался для направления ци к мышцам, чтобы наполнить их энергией и заставить более эффективно выполнять работу. Обычно человек использует свои мышцы менее чем на сорок процентов. Следовательно, если ему удастся научиться концентрироваться, применяя свой сильный И для направления ци к мышцам, человек сможет поднять энергетику мускулатуры на гораздо более высокий уровень, тем самым улучшив собственную эффективность ведения боя.

По мере того как теория применения акупунктуры становилась все более понятной, приемы ведения боя получали возможность дальнейшего совершенствования. Знатоки боевых искусств научились атаковать определенные области тела противника (такие, как жизненно важные акупунктурные полости), тем самым нарушая движение ци в организме врага и создавая энергетический дисбаланс, который приводил к серьезным повреждениям и даже смерти. Чтобы добиться этого, занимающийся должен был понимать пути и время движения ци в организме; нужно было также уметь наносить удары в конкретные точки, выполняя их аккуратно и на необходимую глубину проникновения. Техники нанесения ударов по акупунктурным точкам (полостям) называются дянь сюэ («удары по полостям») или дянь май [15] («удары по каналам»).

Большинство техник боевого цигун способствуют улучшению здоровья занимающегося. Но есть и некоторые другие виды этого искусства, которые, помогая развить определенный боевой навык, при этом вредят здоровью бойца. Примером этому может служить система «Ладонь Железного Песка»: хотя методы тренировки позволяли развить в себе поразительную разрушительную силу, сами упражнения могли изуродовать руки, а также повлиять на движение ци в верхних конечностях и внутренних органах.

Начиная с шестого века на основе теории цигун было создано множество боевых стилей; условно их можно разделить на «внешние» и «внутренние».

Во внешних стилях основной упор делается на накопление ци в конечностях и координации энергетического взаимодействия с физическими боевыми приемами. Эти стили следуют теории вайдань‑цигун (цигун Внешнего Эликсира). В вайдань‑цигун для генерирования ци в конечностях используются, как правило, особые упражнения: для повышения плотности ци во время выполнения упражнений применяется концентрация разума. Это значительно усиливает мускульную силу, а следовательно, и эффективность проведения боевых приемов. Цигун также можно использовать, чтобы научиться выдерживать различные удары. В этом случае ци направляется к кожным покровам и мышцам, наполняя их собой и позволяя безо всяких повреждений выдерживать удар. Этот тренинг обычно называют «Железной Рубашкой» (те бу шань) или «Покровом Золотого Колокола» (цзин чжун чжао). Стили боевых искусств, использующие в своих тренировках вайдань‑цигун, обычно называют внешними (вай‑гун) или жесткими (ин‑гун). Типичным примером стиля, в котором используется боевой вайдань‑цигун, является шаолиньское гунфу.

Но хотя вайдань‑цигун может помочь бойцу увеличить его силу, этот метод тренировок имеет и определенные недостатки. Поскольку данная система в основном акцентируется на тренировке внешних мышц, она способна привести к их переразвитию. В результате возникает проблема «рассеивания энергии» (саньгун), когда занимающийся начинает быстро дряхлеть. Чтобы поправить положение, боец внешнего стиля, достигший высокого уровня мастерства в занятиях внешним цигун, переходит к занятиям внутренним цигун, направленным на ликвидацию проблемы рассеяния энергии. Вот почему говорят: «Шаолиньское гунфу – от внешнего к внутреннему».

Внутренний боевой цигун основан на теории нэйдань (Внутреннего Эликсира). В этом комплексе ци производится не в конечностях, а в туловище, а затем направляется к конечностям для увеличения силы. Чтобы направить ци к конечностям, техника выполнения должна быть мягкой при минимальном использовании мышц.

Теория и практика боевого нэйдань‑цигун гораздо сложнее, чем в вайдань‑цигун. Тех, кто заинтересовался этими стилями, я отсылаю к моей книге «Ян‑стиль тайцзи‑цюаня для продвинутых учеников, том 1: теория тайцзи и тайцзи‑цзинь». Несколько внутренних стилей боевых искусств были созданы в горах Удан и Эмэй. Особой популярностью пользуются тайцзи‑цюань, багуа‑чжан, люхэбафа‑цюань и синьи‑цюань. Однако вы должны понимать, что даже во внутренних стилях боевых искусств, обычно называемых мягкими стилями, в некоторых случаях требуется применение мышечной силы. Вот почему ушуист, практикующий внутренний боевой стиль, достигнув определенной степени совершенства во внутреннем цигун, должен овладеть более жесткими внешними техниками. По этому поводу в Китае говорят: «Внутренние стили идут от мягкого к жесткому».

В последние пятьдесят лет мастера тайцзи‑цигун и тайцзи‑цюаня разработали новую систему, направленную в основном на поддержание здоровья. Она называется уцзи‑цигун, что переводится как «цигун Беспредельности». Уцзи («Беспредельность») – это состояние нейтральности, предшествующее Тайцзи – состоянию взаимно дополняющих друг друга противоположностей. Если у вас в голове роятся мысли и чувства, значит, присутствуют Инь и Ян; но если вы успокоите разум, то сможете вернуться к пустоте Уцзи. Когда вы достигаете этого состояния, ваш разум сосредоточен и ясен, тело расслаблено, а ци вашего тела может двигаться естественно и плавно, самостоятельно восстанавливая равновесие. Уцзи‑цигун приобрел большую популярность во многих регионах Китая, особенно в Шанхае и Кантоне.

Из всего сказанного видно, что, хотя цигун широко изучается ушуистами, основной упор тренировок изначально делался на улучшении боевых характеристик, а не укреплении здоровья. Хорошее здоровье считалось побочным продуктом таких тренировок. Лишь в двадцатом веке оздоровительный аспект боевого цигун начал постепенно привлекать к себе внимание. Это особенно касается внутренних стилей боевых искусств (более подробно вы сможете прочесть об этом в наших книгах по боевым искусствам[16]).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.018 с.)