Десять основных типоформирующих признаков по А. Акопову 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Десять основных типоформирующих признаков по А. Акопову



 

1. ТИПОФОРМИРУЮЩИЕ

· Издающий орган (учредитель) - учреждение, занимающееся изданием журнала, издатель (обычно указывается на титульном листе).

· Цели и задачи - определяются документами, задачами издающего органа и отражают цели и задачи отрасли.

· Читательская аудитория - контингент - специалисты в данной отрасли и смежных отраслях.

 

2. ВТОРИЧНЫЕ

· Авторский состав

· Внутренняя структура издания (рубрикация, её наличие или отсутствие)

· Жанровый состав материалов издания

· Оформление (дизайн)

 

3. ФОРМАЛЬНЫЕ

· Периодичность - число номеров издания за год.

· Объём - среднее количество страниц в одном номере.

· Тираж - количество экземпляров (разовый тираж) одного номера.

 

 

4. Система типологических признаков изданий (воронежская школа типологии)

 

Одной из научных школ типологии печатных изданий является воронежская школа. Её представители: Г.В. Антюхин, В.В. Тулупов, Э.А. Худякова, А.А. Золотухин.

 

 Всю совокупность типообразующих факторов можно подразделить на:

· объективные;

· объективно-субъективные;

· субъективные.

 

1. ОБЪЕКТИВНЫЕ - влияют на формирование типа СМИ извне.

1) общественно-экономическая формация;

2) тип общества;

3) социально-экономическая ситуация в регионе/ареале распространения;

4) законодательная база;

5) конъюнктура информационного рынка;

6) технологический фактор;

7) международный фактор;

8) менталитет народа.

 

2. ОБЪЕКТИВНО-СУБЪЕКТИВНЫЕ - учитывают природу журналистики, напрямую зависят от учредителя.

9) цель издания

10) тип журналистики

11) профессиональные и этические стандарты

12) характер информирования

13) маркетинго-менеджмент

14) целевая аудитория

15) авторский состав

16) организационная структура редакции

17) жанры и формы подачи материалов

18) язык и стиль

19) география материалов

20) реклама

21) дизайн

22) объём

23) тираж

24) периодичность

25) ареал и характер распространения

 

3. СУБЪЕКТИВНЫЕ

26) мастерство редактора

27) квалификация читателя

28) читательская активность

 

 

5. Система типологических признаков изданий (московская школа типологии)

 

Одной из научных школ типологии печатных изданий является московская школа. Её представители: Я.И. и И.И. Засурские, Е.П. Прохоров, М.В. Шкондин, Б.И. Есин.

 

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

1) используемые коммуникационные технологии (печать, ТВ, РВ, интернет-СМИ);

2) формат изданий;

3) тираж и объём;

4) периодичность;

5) время выхода (утренняя, вечерняя газета).

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

6) форма собственности (государственная, государственно-капиталистическая, собственность общественно-политических организаций, иностранный капитал);

7) характер инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете:

· инвестиционные бюджеты;

· рекламные бюджеты;

· коммерческие бюджеты.

8) результаты хозяйственной деятельности (доходные или убыточные СМИ?).

 

РЕДАКЦИОННЫЕ

9) структура коллектива;

10) авторский состав.

АУДИТОРИЯ

11) ареал распространения

12) характер информационного потребления

13) социально-демографические характеристики (пол, возраст, гендерный состав);

14) социальный статус.

 

5. ХАРАКТЕР, ТИП ИНФОРМАЦИИ

15) публицистическая;

16) научная;

17) учебно-образовательная.

 

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СМИ

18) литературно-художественные;

19) научно-популярные;

20) рекламные и др.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

21) характер учредителей, издателей, владельцев СМИ;

22) организационные модели:

· организационно-правовые (ПАО, ООО, ОАО);

· организационно-политические (партийные, профсоюзные, НКО-СМИ);

· организационно-экономические (отраслевые СМИ).

 

Интегративным (общим) признаком определённого типологического множества изданий является схожий коммуникативный результат каждого из них.

 

 

6. Типоформирующие признаки газет

 

Типологическое моделирование - вид практической деятельности, предусматривающий определение концепции издания, его типоформирующих и типологических признаков в зависимости от условий социальной среды и положения на рынке.

 

Базовыми являются типоформирующие признаки - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и трансформацию типа СМИ.

Типологические признаки - свойства, составляющие внутреннюю структуру типа и уточняющие концепцию издания.

 

Типоформирующие признаки:

1. читательская аудитория;

2. форма собственности;

3. цели и задачи издания.

По А.Акопову, в число типоформирующих признаков входит также      издающий орган (учредитель) - учреждение, занимающееся изданием журнала, издатель (обычно указывается на титульном листе).

 

Касательно изучения аудитории как определяющего признака для издания. Главная цель анализа аудитории - завоевать большее количество читателей. Также это - возможность улучшения творческой работы редакции, изменение и улучшение структуры издания, содержания.

 

АУДИТОРИЯ может быть:

1) базовой (те, кому журналисты пишут);

2) потенциальной (это возможности, цели газеты на будущее - те, кто мог бы тоже читать газету);

3) реальной (те, кто действительно читает газету).

 

Форма собственности относится к экономическим характеристикам СМИ и может быть:

· государственной,

· государственно-капиталистической,

· собственностью общественно-политических организаций,

· СМИ, существующие на иностранный капитал.

 

Цели и задачи - определяются документами, задачами издающего органа и отражают цели и задачи отрасли.

 

 

7. Типообразующие признаки газет

Т ипообразующие признаки - свойства, составляющие внутреннюю структуру типа и уточняющие концепцию издания.

 

Точный выбор этих признаков и их составляющих во многом обеспечивает успех изданию. В эту группу признаков мы относим следующие:

1. авторский состав - контингент авторов материалов, публикуемых в этом издании;

2. внутренняя структура - система разделов и рубрик, рубрикации внутри издания или ее отсутствие;

3. жанры - набор используемых в данном периодическом издании жанров журналистики;

4. оформление (дизайн) - наличие или отсутствие элементов художественного оформления.

 

На эти признаки оказывают непосредственное влияние типоформирующие признаки. В зависимости от издателя, целей издания и читательской аудитории выбирается соответственное оформление, состав авторов, жанры материалов, внутренняя структура.

Наконец, еще в более подчиненном, зависимом состоянии находятся такие признаки, как периодичность, объем и тираж,

называемые формальными (подчиненными) типологическими признаками.

 

 Они также зависят от сложившегося типа, читательской аудитории, целей издания, и, в меньшей степени, от вторичных признаков (например, оформление, внутренняя структура и жанры могут влиять на тираж издания, хотя и опосредованно).

 

8. Формальные типологические признаки газет

Формальные типологические признаки - это признаки, характеризующие тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных типологических признаков.

Широко известные как выходные сведения издательской продукции, данные признаки используются в следующих значениях:

1. периодичность - число выпусков (номеров) издания за определенный период времени (в год, месяц, неделю и т.п.);

2. объем - размер одного выпуска (номера) издания в полосах (при заданном формате), печатных знаках, учетно-издательских листах;

3. тираж - количество экземпляров одного выпуска (номера) издания.

Таким образом, используя все вышеперечисленные признаки, мы сможем получить наиболее целостное представление о современной системе прессы, при создании классификации наиболее верно определить тип каждого конкретного издания или группы изданий, а также выстроить конкретную модель издания того или иного типа.

 

 

9. Массовое сознание - как сознание читательской аудитории

 

Одна из задач СМИ - пробиться к определённой личности, работать с ней. У журналиста должен быть чёткий образ своего читателя.

СМИ создают массовое сознание, оказывая влияние на общественное мнение.

 

Аудитория - важнейший, типоформирующий признак СМИ.

С точки зрения массовой культуры, аудитория - масса потребителей этой культуры, распространённой, прежде всего, масс-медиа.

С точки зрения экономики и рынка, аудитория - потребитель медиа как продукта.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.019 с.)