Теоретико-типологический анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-типологический анализ



Теоретико-типологический анализ

1. Классификации по тематическому направлению и целевому:

· универсальное издание (общественно-политическое);

· специализированное.

2. Выявление типологических признаков и их компонента.

3. Сопоставление типологических характеристик периодических изданий, их типов и видов.

4. Создание универсальной классификационной типологической модели.

5. Провести собственно типологическое моделирование.

 

 

Десять основных типоформирующих признаков по А. Акопову

 

1. ТИПОФОРМИРУЮЩИЕ

· Издающий орган (учредитель) - учреждение, занимающееся изданием журнала, издатель (обычно указывается на титульном листе).

· Цели и задачи - определяются документами, задачами издающего органа и отражают цели и задачи отрасли.

· Читательская аудитория - контингент - специалисты в данной отрасли и смежных отраслях.

 

2. ВТОРИЧНЫЕ

· Авторский состав

· Внутренняя структура издания (рубрикация, её наличие или отсутствие)

· Жанровый состав материалов издания

· Оформление (дизайн)

 

3. ФОРМАЛЬНЫЕ

· Периодичность - число номеров издания за год.

· Объём - среднее количество страниц в одном номере.

· Тираж - количество экземпляров (разовый тираж) одного номера.

 

 

4. Система типологических признаков изданий (воронежская школа типологии)

 

Одной из научных школ типологии печатных изданий является воронежская школа. Её представители: Г.В. Антюхин, В.В. Тулупов, Э.А. Худякова, А.А. Золотухин.

 

 Всю совокупность типообразующих факторов можно подразделить на:

· объективные;

· объективно-субъективные;

· субъективные.

 

1. ОБЪЕКТИВНЫЕ - влияют на формирование типа СМИ извне.

1) общественно-экономическая формация;

2) тип общества;

3) социально-экономическая ситуация в регионе/ареале распространения;

4) законодательная база;

5) конъюнктура информационного рынка;

6) технологический фактор;

7) международный фактор;

8) менталитет народа.

 

2. ОБЪЕКТИВНО-СУБЪЕКТИВНЫЕ - учитывают природу журналистики, напрямую зависят от учредителя.

9) цель издания

10) тип журналистики

11) профессиональные и этические стандарты

12) характер информирования

13) маркетинго-менеджмент

14) целевая аудитория

15) авторский состав

16) организационная структура редакции

17) жанры и формы подачи материалов

18) язык и стиль

19) география материалов

20) реклама

21) дизайн

22) объём

23) тираж

24) периодичность

25) ареал и характер распространения

 

3. СУБЪЕКТИВНЫЕ

26) мастерство редактора

27) квалификация читателя

28) читательская активность

 

 

5. Система типологических признаков изданий (московская школа типологии)

 

Одной из научных школ типологии печатных изданий является московская школа. Её представители: Я.И. и И.И. Засурские, Е.П. Прохоров, М.В. Шкондин, Б.И. Есин.

 

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

1) используемые коммуникационные технологии (печать, ТВ, РВ, интернет-СМИ);

2) формат изданий;

3) тираж и объём;

4) периодичность;

5) время выхода (утренняя, вечерняя газета).

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

6) форма собственности (государственная, государственно-капиталистическая, собственность общественно-политических организаций, иностранный капитал);

7) характер инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете:

· инвестиционные бюджеты;

· рекламные бюджеты;

· коммерческие бюджеты.

8) результаты хозяйственной деятельности (доходные или убыточные СМИ?).

 

РЕДАКЦИОННЫЕ

9) структура коллектива;

10) авторский состав.

АУДИТОРИЯ

11) ареал распространения

12) характер информационного потребления

13) социально-демографические характеристики (пол, возраст, гендерный состав);

14) социальный статус.

 

5. ХАРАКТЕР, ТИП ИНФОРМАЦИИ

15) публицистическая;

16) научная;

17) учебно-образовательная.

 

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СМИ

18) литературно-художественные;

19) научно-популярные;

20) рекламные и др.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

21) характер учредителей, издателей, владельцев СМИ;

22) организационные модели:

· организационно-правовые (ПАО, ООО, ОАО);

· организационно-политические (партийные, профсоюзные, НКО-СМИ);

· организационно-экономические (отраслевые СМИ).

 

Интегративным (общим) признаком определённого типологического множества изданий является схожий коммуникативный результат каждого из них.

 

 

6. Типоформирующие признаки газет

 

Типологическое моделирование - вид практической деятельности, предусматривающий определение концепции издания, его типоформирующих и типологических признаков в зависимости от условий социальной среды и положения на рынке.

 

Базовыми являются типоформирующие признаки - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и трансформацию типа СМИ.

Типологические признаки - свойства, составляющие внутреннюю структуру типа и уточняющие концепцию издания.

 

Типоформирующие признаки:

1. читательская аудитория;

2. форма собственности;

3. цели и задачи издания.

По А.Акопову, в число типоформирующих признаков входит также      издающий орган (учредитель) - учреждение, занимающееся изданием журнала, издатель (обычно указывается на титульном листе).

 

Касательно изучения аудитории как определяющего признака для издания. Главная цель анализа аудитории - завоевать большее количество читателей. Также это - возможность улучшения творческой работы редакции, изменение и улучшение структуры издания, содержания.

 

АУДИТОРИЯ может быть:

1) базовой (те, кому журналисты пишут);

2) потенциальной (это возможности, цели газеты на будущее - те, кто мог бы тоже читать газету);

3) реальной (те, кто действительно читает газету).

 

Форма собственности относится к экономическим характеристикам СМИ и может быть:

· государственной,

· государственно-капиталистической,

· собственностью общественно-политических организаций,

· СМИ, существующие на иностранный капитал.

 

Цели и задачи - определяются документами, задачами издающего органа и отражают цели и задачи отрасли.

 

 

7. Типообразующие признаки газет

Т ипообразующие признаки - свойства, составляющие внутреннюю структуру типа и уточняющие концепцию издания.

 

Точный выбор этих признаков и их составляющих во многом обеспечивает успех изданию. В эту группу признаков мы относим следующие:

1. авторский состав - контингент авторов материалов, публикуемых в этом издании;

2. внутренняя структура - система разделов и рубрик, рубрикации внутри издания или ее отсутствие;

3. жанры - набор используемых в данном периодическом издании жанров журналистики;

4. оформление (дизайн) - наличие или отсутствие элементов художественного оформления.

 

На эти признаки оказывают непосредственное влияние типоформирующие признаки. В зависимости от издателя, целей издания и читательской аудитории выбирается соответственное оформление, состав авторов, жанры материалов, внутренняя структура.

Наконец, еще в более подчиненном, зависимом состоянии находятся такие признаки, как периодичность, объем и тираж,

называемые формальными (подчиненными) типологическими признаками.

 

 Они также зависят от сложившегося типа, читательской аудитории, целей издания, и, в меньшей степени, от вторичных признаков (например, оформление, внутренняя структура и жанры могут влиять на тираж издания, хотя и опосредованно).

 

8. Формальные типологические признаки газет

Формальные типологические признаки - это признаки, характеризующие тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных типологических признаков.

Широко известные как выходные сведения издательской продукции, данные признаки используются в следующих значениях:

1. периодичность - число выпусков (номеров) издания за определенный период времени (в год, месяц, неделю и т.п.);

2. объем - размер одного выпуска (номера) издания в полосах (при заданном формате), печатных знаках, учетно-издательских листах;

3. тираж - количество экземпляров одного выпуска (номера) издания.

Таким образом, используя все вышеперечисленные признаки, мы сможем получить наиболее целостное представление о современной системе прессы, при создании классификации наиболее верно определить тип каждого конкретного издания или группы изданий, а также выстроить конкретную модель издания того или иного типа.

 

 

9. Массовое сознание - как сознание читательской аудитории

 

Одна из задач СМИ - пробиться к определённой личности, работать с ней. У журналиста должен быть чёткий образ своего читателя.

СМИ создают массовое сознание, оказывая влияние на общественное мнение.

 

Аудитория - важнейший, типоформирующий признак СМИ.

С точки зрения массовой культуры, аудитория - масса потребителей этой культуры, распространённой, прежде всего, масс-медиа.

С точки зрения экономики и рынка, аудитория - потребитель медиа как продукта.

 

 

Издания по целевому назначению

 

1. Массово-публицистические (общественно-политические / универсальные).

2. Литературные (художественные, худ. - публицистические, лит. - худ.).

3. Культурно-просветительские.

4. Для развлечения, игр, проведения досуга.

5. Учебные и методические («Журналист»).

6. Научные.

7. Производственно-практические.

8. Официально-документальные.

 


 

12. Группы периодических изданий, выделяемые на основе типоформирующего признака «учредитель»

 

В процессе научных исследований и в практике редакционно-издательской деятельности нередко возникает необходимость в анализе определенной группы периодических изданий, объединенных по какому-либо признаку. Среди них могут быть:

 

- журналы или газеты одного издателя (например, система журналов Российской академии наук или система газет Правительства РФ);

 

- издания одного тематического направления (например, строительные, медицинские, машиностроительные журналы или сельскохозяйственные, железнодорожные, промышленные газеты);

 

- издания одного типа по целевому назначению (например, научные, общественно-политические, литературные журналы или массовые и отраслевые газеты);

- издания одной читательской группы (молодежные газеты, детские и женские журналы);

 

- издания одного административно-территориального уровня (городские, районные, областные газеты или республиканские, региональные журналы) и т.д.

Анализ доходов медиа

15% - подписка

35% - розница

50% - реклама (практически все СМИ сегодня не рентабельны, а газеты-районки и вовсе убыточны).

 

Формы собственности

 

- государственные медиа;

- государственно-капиталист. медиа

- обществ. организ;

-медиа, существующие на средства иностранных инвесторов

 

 

13. Тип газеты и её оформление. Композиционно-графическая модель

Тип издания - исторически сложившаяся устойчивая модель группы изданий, соединяющая в себе наиболее характерные признаки, присущие всей группе (изданий). Типологические признаки издания, по А. Акопову, являются вторичными.

Типологическое моделирование - вид практической деятельности, предусматривающий определение концепции издания, его типоформирующих и типологических признаков в зависимости от условий социальной среды и положения на рынке.

Моделирование сокращает время на подготовку выпуска.

Газетное моделирование - научно обоснованная разработка всех компонентов редакционной деятельности с целью повышения её эффективности.

Задачи оформления

 

1) управляющая - грамотно построенная модель полосы позволяет аудитории легче ориентироваться.

2) комментирующая - выделение оформлением главных деталей.

3) эстетическая.

 

Основные задачи коллектива, разрабатывающего оформление

· организовать газетное или журнальное содержание в соответствии со значимостью и тематикой материалов, разместить их по полосам и непосредственно на полосе;

· оформить материалы графически.

 

Оформительская модель - оформление формы, содержания и их взаимное воздействие. Образец основных компонентов, на основе которого производится выпуск всех номеров:

1. Структурная модель - внутренняя структура издания, определяющая тематическое строение газеты в целом:

· основные рубрики (разделы)

· объем рубрик (блоков)

· соотношение материалов (своих и чужих) из разных источников.

 

2. Композиционная модель - объединяет форму и содержание газеты, с помощью пространственных решений задаёт размерные варианты.

 

3. Графическая модель - фиксирует основы цветового, шрифтового, иллюстративного решения газеты.

В совокупности эти понятия дают ещё одно понятие: КГМ - композиционно-графическая модель:

· анализ читательской аудитории

· разработка тематической модели

· разработка структурной модели

· разработка КГМ.

 

14. Тип газеты и стиль публикации. Языковая модель газеты

Языковые особенности зависят от:

· цели и задачи издания

· соц., психологич., языковых особенностей читательской аудитории

· редакционного состава

 

Социолингвистический анализ — анализ языка в зависимости от типа издания (Винокур, Костомаров, Солганик).

 

 

Типажи местных газет

1. «Газета-форум» - площадка для обсуждения актуальных проблем.

2. «Газета-хозяйка» - поднимает темы благоустройства, гл. герой - рядовой житель, достигший многого.

3. «Дела житейские» - сопричастность к проблемам жителей. Недостаток - нет проработанных тем.

4. «Стареющий активист» или «старушка-селянка» - районные газеты.

5. «Газета поколения некст».

6. «Говорящая голова» или «газета власти».

7. «Газета-бомба» - в открытой оппозиции к местной власти.

8. «Газета-мостик» - разъясняет позицию власти, но сама от неё отстраняется («АиФ - Черноземье»).

9. «Газета-дело» - экономические вопросыю

10. «Газета-мама», «газета-соседка».

11. «Газеты-мозаики» - цель: быстро рассказать (обзорно) новости, не вдаваясь в подробности.

Примеры:

Общероссийская универсальная – «Российская газета», «Новая газета»

Общероссийская специализированная –«Digital photo», «За рулем»

Региональная универсальная – «Галерея Чижова»

Региональное специализированное - «За рулем» Воронеж

 

 

16. Типы и типовые модификации: специализированные издания

Специализированная пресса

· «для всех не обо всём» - обладает широкой аудиторией и чёткой тематикой.

· «не для всех не обо всём» - для отдельных частей общества, узкоспециализированных.

Основанием для выделения определённого типа этих газет являются запросы аудитории (автолюбители, садоводы, геймеры).

 

1. Деловые издания («Коммерсантъ») - пресса качественная, оперирует любой информацией, которая способна оказать влияние на поведение агентов рынка, либо отражает рыночную ситуацию; информация чётко структурирована, заголовки отражают суть публикаций.

 

Специфика потребления деловой информации:

· утилитарное, прагматичное потребление (информация для ориентации на рынке);

· потребление в условиях жесточайшего дефицита времени;

· потребление в условиях гиперболического роста информации в мире.

 

2. Пресса здоровья - консультативная, обзорная, просветительская функции; аудитория - женщины среднего класса и ниже, пенсионеры.

3. Пресса для садоводов-огородников.

4. Экологическая пресса - информационная, просветительская, воспитательная, организационная, контролирующая, рекреационная функции.

5. Пресса любительских увлечений («Охота и рыбалка») - функция контакта.

6. Религиозная пресса («Христианская ПРАВДА»).

7. Пресса сверхъестественного.

8. Эротическая пресса.

9. Спортивная пресса.

10. Рекламная пресса.

11. Кулинарные издания.

12. Детские издания.

13. Молодёжные издания.

14. Издания для пенсионеров.

15. Женские / мужские издания.

 

 

17. Основные группы общероссийских и региональных изданий

Типы дореволюционных газет

· «Качественная газета»;

· Информационные газеты;

· «Малая» бульварная газетная пресса.

ПОСТСОВЕТСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ

1. Эпоха бунтарского романтизма. 1985-1990 годы

· Система периодических изданий остается инструментом в руках партии, но уже направлена на критику командно-административной системы и бюрократии;

· Стремительный рост тиражей общественно-политических СМИ и толстых журналов («КП», «АиФ»);

· Переосмысление советской истории в публицистических текстах, расцвет журнальной публицистики;

· Расцвет нелегальной и полулегальной прессы без каких-либо табу, полностью аппозиционных;

· Зачатки парламентской функции журналистики.

2. Эпоха обретения законов и основных политических функций. 1990-1996 годы

· СМИ функционируют по модели «4власти», активно участвуют в формировании властных институтов через демократические инструменты;

· Появление многообразной, многополярной, многопартийной системы СМИ;

· Появление независимых СМИ, т.е. СМИ учрежденные трудовыми коллективами, редакциями;

· Появление элементов эпохи ангожирования первые покупки СМИ начинающими капиталистами («Правда», «Советская Россия»);

3. Эпоха раздела рынков СМИ. С 1996 года

· Концентрация медиа-капитала, разделение и перманентный передел рынка СМИ и информационного рынка в целом;

· Многочисленные попытки, чаще всего неудачные, создания новых общественно-политических СМИ («Русский телеграф», «Новые известия», «Московские новости» и др.);

· Деградация ряда сущностных функций СМИ, включая коммуникативную, социально-ориентированную, культурно-образовательную.

1.04.2013 года официально зарегистрированных изданий в России 87 432.

 

19. Газетная журналистика: вызовы времени.

 

Газетам четыре века. Будет ли пятый? Спорят теоретики и практики. А.Мирошниченко (Россия) и Р. Доусон (США) предрекают газете в традиционном её виде конец (первыми газеты капитулируют в США, в России - в 2036 году).

Р. Доусон предрекает конец не газетной индустрии, а газете - печатной периодике.

Источники дохода газет:

· продажи тиража;

· реклама.

 

Есть факторы

1) глобального порядка:

· растущие затраты на производство и упаковку контента (себестоимость газеты достигает громадных масштабов);

· новые механизмы монетизации цифрового контента (реклама в интернете).

2) национального порядка:

· состояние инфраструктуры

· демографические показатели

· регулирование отрасли со стороны правительства.

 

Теоретико-типологический анализ

1. Классификации по тематическому направлению и целевому:

· универсальное издание (общественно-политическое);

· специализированное.

2. Выявление типологических признаков и их компонента.

3. Сопоставление типологических характеристик периодических изданий, их типов и видов.

4. Создание универсальной классификационной типологической модели.

5. Провести собственно типологическое моделирование.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.112 с.)