Произведения художественной литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведения художественной литературы



 

Адвокат Пателен. – 336.

Араго, Э. Аристократы. – 372.

Вергилий. Энеида, кн. I и III. – 312, 323.

Вольтер, Ф. Заира. – 313.

Гёте, И.В. Фауст. – 147.

Шекспир. Тимон Афинский. 147 – 148.

Эсхил. Прикованный Прометей. – 130.

 

Указатель периодических изданий

 

«Aftonbladet» («Вечерняя газета») – шведская ежедневная газета, издается в Стокгольме с 1830 года; в XIX в. – орган либеральной буржуазии. – 420.

«Blätter der Gegenwart für sociales Leben» («Современная газета по вопросам социальной жизни») – немецкая ежемесячная газета, издавалась В. Марром в Швейцарии (Лозанне) и 1844 – 1845 годах; орган тайного общества «Молодая Германия». – 285, 286.

«Le Constitutionnel» («Конституционалистская газета») – Французская ежедневная буржуазная газета; выходила в Париже с 1815 по 1870 год; в 40‑х годах – орган умеренного крыла орлеанистов; в период революции 1848 г. выражала взгляды контрреволюционной буржуазии, группировавшейся вокруг Тьера; после государственного переворота в декабре 1851 г. – бонапартистская газета. – 383.

«Constitutionnel neuchâtelois» («Невшательский конституционалист») – швейцарская конституционно‑монархическая газета, издавалась в Невшателе с 1831 по февраль 1848 года. – 285.

«Le Courrier de Provence» («Курьер Прованса») – французская ежедневная газета, издавалась в Париже с 1789 по 1791 год. – 233.

«Daily Advocate and Advertiser» («Ежедневный адвокат и уведомитель») – американская ежедневная буржуазная газета, под данным названием выходила в Питтсбурге (США) в 1832 – 1843 годах. – 218.

«Le Débat Social, organe de la démocratie» («Социальные дебаты, орган демократии») – бельгийская еженедельная газета, орган буржуазных радикалов и демократов; выходила в Брюсселе с 1844 по 1849 год. – 208.

«Décade philosophique, littéraire et politique» («Философская, литературная и политическая декада») – французская газета республиканского направления, выходила в Париже с 1794 по 1807 г. три раза в месяц под редакцией Ж.Б. Сея. – 233.

«La Démocratie pacifique» («Мирная демократия») – ежедневная газета фурьеристов, выходившая в Париже в 1843 – 1851 гг. под редакцией В. Консидерана. – 208.

«Deutsch‑Französische Jahrbücher» («Немецко‑французский ежегодник») – издавался в Париже под редакцией Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел в свет только первый, двойной выпуск в феврале 1844 года. В нем был опубликован ряд произведений Маркса и Энгельса. – 43, 44.

«Deutsche‑Brüsseler‑Zeitung» («Немецкая брюссельская газета») – основана немецкими политическими эмигрантами в Брюсселе, выходила с января 1847 по февраль 1848 года. С сентября 1847 г. Маркс и Энгельс являлись постоянными сотрудниками газеты и оказывали непосредственное влияние на ее направление. – 380, 440, 443, 451, 455, 456.

«Deutsche Vierteljahrs Schrift» («Немецкий ежеквартальный журнал») – издавался в Штутгарте и Тюбингене с 1838 по 1870 год. – 70.

«Deutsches Bürgerbuch» («Книга для немецких граждан») – ежегодник на 1845 г., изданный в Дармштадте Г. Пютманом в декабре 1844 г., и на 1846 г. – летом 1846 г. в Мангейме. В ежегоднике были опубликованы две статьи Энгельса. – 209, 225, 341.

«La Gazette de France» («Газета Франции») – французская ежедневная газета роялистского направления, выходила в Париже с 1631 по 1914 год. – 293.

«Gesellschaftsspiegel. Organ zur Vertretung der besitzlosen Volksklassen und zur Beleuchtung der gesellschaftlichen Zustände der Gegenwart» («Зеркало общества. Орган для защиты интересов неимущих классов народа и для освещения современных общественных отношений») – ежемесячный журнал «истинных социалистов»; издавался под редакцией М. Гесса в Эльберфельде в 1845 – 1846 годах; всего вышло 12 номеров. – 291, 305, 348, 391 – 395.

«Le Globe» («Земной шар») – ежедневная газета, издававшаяся в Париже в 1824 – 1832 годах; с 18 января 1831 г. стала органом сен‑симонистской школы. – 259.

«Journal des Débats politiques et littéraires» («Газета политических и литературных дебатов») – французская ежедневная буржуазная газета, основанная в Париже в 1789 году. В период Июльской монархии – правительственная газета, орган орлеанистской буржуазии. Во время революции 1848 г. газета выражала взгляды контрреволюционной буржуазии; после государственного переворота 1851 г. орган умеренной орлеанистской оппозиции. – 196, 440.

«Kommunistische Zeitschrift» («Коммунистический журнал») – орган Союза коммунистов; вышел лишь пробный номер в начале сентября 1847 года. – 410, 411, 415, 418, 419, 421, 422, 424, 428 – 430.

«Mercure de France» («Вестник Франции») – французский ежемесячный журнал роялистского направления; выходил в Париже с 1672 по 1820 год. – 293.

«The Morning Chronicle» («Утренняя хроника») – ежедневная английская буржуазная газета, выходила в Лондоне с 1770 по 1862 год; орган вигов, в начале 50‑х годов орган пилитов, затем консерваторов. – 222.

«Le National» («Национальная газета») – французская ежедневная газета, выходила в Париже с 1830 по 1851 год; орган умеренных буржуазных республиканцев. – 376, 383, 384.

«The New Moral World» («Новый нравственный мир») – еженедельная газета социалистов‑утопистов, основана Р. Оуэном в 1834 г., издавалась до 1846 г., сначала в Лидсе, а с октября 1841 г. – в Лондоне; с ноября 1843 по май 1845 г. в этой газете сотрудничал Ф. Энгельс. – 207, 208.

«The Northern Star» («Северная звезда») – английская еженедельная газета, центральный орган чартистов, основан в 1837 году; выходила до 1852 г., сначала в Лидсе, а с ноября 1844 г. – в Лондоне. Основателем и редактором газеты был Ф. О’Коннор, в редакцию входил также Дж. Гарни. С 1843 по 1850 г. в газете печатались статьи и заметки Энгельса. – 181, 182 – 186, 188, 190, 192 – 194, 197, 199, 201, 204, 279, 284, 287, 289, 371, 376, 377, 384, 432, 440.

«Österreichischer Beobachter» («Австрийский наблюдатель») – австрийская ежедневная газета; под данным названием выходила в Вене с 1810 по 1848 год; неофициальный орган австрийского правительства. – 440.

«Peuple souverain» («Народ‑суверен») – французская ежемесячная газета демократического направления; в 40‑х годах издавалась в Марселе. – 443.

«Das Pfennig‑Magazin» («Пфенниг‑журнал») – немецкий еженедельный научно‑популярный журнал; издавался в Лейпциге с 1833 по 1855 год. – 218.

«La Phalange. Revue de la science sociale» («Фаланга. Социально‑научное обозрение») – орган фурьеристов, издававшийся в Париже с 1832 по 1849 год; неоднократно менял название, периодичность, объем и формат. – 308, 338.

«Le Point du jour» («Рассвет») – французская ежедневная газета, издававшаяся в период французской буржуазной революции конца XVIII в. с 19 июня 1789 по 1791 г. Бертраном Барером; освещала дебаты в Национальном собрании. – 352.

«La Presse» («Пресса») – французская ежедневная буржуазная газета, выходила в Париже с 1836 года; в 1848 – 1849 гг. – орган буржуазных республиканцев; после государственного переворота 2 декабря 1851 г. антибонапартистская газета. – 383.

«Le Producteur» («Производитель») – французский журнал, издавался в Париже в 1825 – 1826 годах; первый печатный орган сен‑симонистов. – 259.

«La Réforme» («Реформа») – французская ежедневная газета, орган мелкобуржуазных демократов‑республиканцев; издавалась в Париже с 1843 по 1850 год. С октября 1847 до января 1848 г. Энгельс опубликовал в этой газете ряд статей. – 372, 376, 379, 380, 383, 384, 388, 440, 444.

«Révolutions de France et de Brabant» («Революция во Франции и в Брабанте») – французский еженедельный журнал, издавался в 1789 – 1791 гг. в Париже под редакцией К. Демулена. – 104.

«Rheinische Jahrbücher zur gesellschaftlichen Reform» («Рейнский ежегодник по вопросам социальной реформы») – немецкий журнал, издавался Г. Пютманом; вышло всего два тома, первый в Дармштадте в августе 1845 г., второй в местечке Бель‑Вю на немецко‑швейцарской границе в конце 1846 года. – 288, 289.

«Rheinische Zeitung für Politik, Handel und Gewerbe» («Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности») – ежедневная газета, выходила в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 года. С апреля 1842 г. в газете сотрудничал Маркс, а с октября того же года стал одним из ее редакторов. – 443.

«The Sun» («Солнце») – английская ежедневная буржуазно‑либеральная газета, выходила в Лондоне с 1798 по 1876 год. – 383.

«The Times» («Времена») – крупнейшая английская ежедневная газета консервативного направления; основана в Лондоне в 1785 году. – 196, 440.

«Der Volks‑Tribun» («Народный трибун») – еженедельная газета, основанная немецкими «истинными социалистами» в Нью‑Йорке; выходила с 5 января до 31 декабря 1846 года; редактором газеты был Г. Криге. – 406.

«Vorwärts!» («Вперед!») – немецкая демократическая газета, выходила в Париже с января по декабрь 1844 г. два раза в неделю. В газете сотрудничали Маркс и Энгельс. – 175, 178, 208.

«Der Wanderer» («Странник») – намечавшаяся к изданию газета Бернской общины Союза коммунистов. – 426.

«Weekly Dispatch» («Еженедельное сообщение») – английская еженедельная газета; выходила под данным названием в Лондоне в 1801 – 1928 годах; в 40 – 50‑х годах XIX в. придерживалась радикального направления. – 195.

«Das Westphälische Dampfboot» («Вестфальский пароход») – ежемесячный журнал «истинных социалистов»; издавался под редакцией О. Люнинга в Билефельде с января 1845 по декабрь 1846 г. и в Падерборне с января 1847 по март 1848 года. – 282, 345 – 348.

«Wigand’s Vierteljahrsschrift» («Трехмесячник Виганда») – философский журнал младогегельянцев; издавался О. Вигандом в Лейпциге в 1844 – 1845 годах. В журнале участвовали Б. Бауэр, М. Штирнер, Л. Фейербах и другие. – 345 – 347.

 

 

Выходные данные тома

 

Том подготовили к печати А.К. Воробьева и А.И. Малыш

Помощники подготовителей Т.Т. Гиоева и Л.Л. Калинина

Редакторы И.А. Бах и А.И. Малыш

 

Технический редактор А.П. Агафошина

Корректоры В.А. Зотова, Н.Д. Черединцева

 

* * *

 

Сдано в набор 31 мая 1974 г.

Подписано в печать 26 ноября 1974 г.

Формат 60×92 1/16.

Бумага типографская № 1.

Условн. печ. л. 35,13.

Учетно‑изд. л. 34,6.

Тираж 45 тыс. экз.

Заказ № 1480.

Цена 1 руб.

 

* * *

 

Издательство политической литературы.

Москва, А‑47, Миусская пл., 7.

 

* * *

 

Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградское производственно‑техническое объединение «Печатный Двор» имени А.М. Горького Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

197136, Ленинград, П‑136, Гатчинская ул., 26.

 

Сноски

 

Комментарии

 

1

 

1 Конспект статьи Энгельса «Наброски к критике политической экономии», опубликованной в журнале «Deutsch‑Französische Jahrbücher» (см. настоящее издание, т. 1, стр. 544 – 571), находится в пятой из девяти тетрадей экономических выписок, сделанных Марксом в Париже («Парижские тетради»). Материалы этой тетради могут быть датированы примерно первой половиной 1844 года.

Данный конспект – одно из свидетельств той высокой оценки, которую снискала у Маркса первая экономическая работа Энгельса. Она в немалой степени повлияла на характер научных интересов Маркса, побудила его, среди других причин, к интенсивным занятиям политической экономией, которые продолжались с небольшими перерывами фактически всю его жизнь. Будучи уже зрелым экономистом, Маркс называл статью Энгельса гениальным наброском, неоднократно цитировал ее в «Капитале». – 3.

 

2

 

2 Маркс излагает здесь то место статьи Энгельса, где говорится об условиях труда после уничтожения частной собственности (см. настоящее издание, т. 1, стр. 553). – 3.

 

3

 

3 Данный конспект книги Джемса Милля «Основы политической экономии», составленный К. Марксом, по‑видимому, в первой половине 1844 г. по ее французскому переводу Паризо («Élémens d’économie politique». Traduits de l’anglais par J.T. Parisot. Paris, 1823), является частью четвертой и пятой из девяти тетрадей экономических выписок, которые Маркс сделал в Париже с октября 1843 по январь 1845 года. В настоящей публикации все цитаты из Милля заключены в кавычки, а свободное изложение Марксом конспектируемого текста дается без кавычек, независимо от того, проставлены или не проставлены кавычки в рукописи самого Маркса. При подготовке русского перевода была проведена сверка всех выписок Маркса в основном на немецком языке не только с французским переводом, но и с английским оригиналом книги Милля, к которому Маркс не обращался.

В отличие от многих материалов подобного рода из архива Маркса (выписки, конспекты) в настоящем документе значительную долю занимают собственные рассуждения Маркса, примыкающие по своему содержанию к «Экономическо‑философским рукописям 1844 года» и им предшествующие. В квадратных (редакционных) скобках указаны римскими цифрами страницы той эксцерптной тетради Маркса, где содержится публикуемый конспект. Курсив в цитируемом тексте, как правило, принадлежит Марксу. – 5.

 

4

 

4 Под новейшей политической экономией Маркс подразумевает учение Д. Рикардо, его последователей, в частности Д. Милля, а также, по‑видимому, и других экономистов – современников Рикардо. – 17, 102.

 

5

 

5 В этих определениях отчужденного бога и отчужденного человека Маркс воспроизводит мысли Фейербаха, выраженные в его произведении «Сущность христианства», в частности во второй и третьей главах: «Общая сущность религии» и «Бог как сущность рассудка». – 19.

 

6

 

6 Монетарная система – ранняя форма меркантилизма; сторонники ее считали, что все богатство заключается в деньгах, в накоплении благородных металлов, – отсюда запрещение вывоза золота и серебра из страны, стремление меньше покупать в других странах и больше им продавать, политика активного денежного баланса (см. также примечание 50). – 19.

 

7

 

7 Маркс цитирует здесь следующие работы: Destutt de Tracy. «Élémens d’idéologie». IV et V parties. Traité de la volonté et de ses effets. Paris, 1826, pp. 68, 78 (Дестют де Траси. «Основы идеологии». Части IV и V. Трактат о воле и ее воздействии. Париж, 1826, стр. 68, 78). Adam Smith. «Recherches sur la nature et les causes de la richesse des nations». Traduction nouvelle par Germain Garnier. Tome I. Paris, 1802, p. 46 (Адам Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов». Новый перевод Ж. Гарнье. Т. I. Париж, 1802, стр. 46). [Русский перевод: Адам Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов». Москва, 1962, стр. 33]. – 24, 142.

 

8

 

8 Употребление здесь слова «Schacher» (буквально: торгашество) для обозначения торговли вместо общепринятого немецкого слова «Handel», по‑видимому, отражает в известной мере то крайне отрицательное отношение, которое питал к торговле Ш. Фурье (см. настоящий том, стр. 309 – 337), а также и традицию тогдашней немецкой социально‑критической литературы, подчеркивавшей всячески, в том числе и употреблением терминов с явно отрицательным звучанием, свое осуждение стихийного рыночного обмена при системе частной собственности в противоположность «организованному обмену». – 28.

 

9

 

9 «Экономическо‑философские рукописи 1844 года» являются, по‑видимому, первоначальным наброском задуманной Марксом книги «Критика политики и политической экономии». Работа дошла до нас в виде трех рукописей на листах в 30×40 см, каждая из которых имеет свою собственную пагинацию (римскими цифрами). Впервой рукописи (36 страниц) отдельные страницы разделены на три или два параллельных столбца, и каждый столбец снабжен своим заголовком: «Заработная плата», «Прибыль на капитал», «Земельная рента». Начиная с XVII страницы, текстом заполнен только столбец, озаглавленный «Земельная рента», а с XXII страницы и до конца первой рукописи Маркс писал на всех трех столбцах, не считаясь с заранее проставленными заголовками. Текст этих шести страниц (XXII – XXVII) публикуется в настоящем томе под редакционным заголовком «Отчужденный труд». Из второй рукописи сохранились только четыре страницы. Третья рукопись состоит из 17 сшитых белыми нитками больших листов (34 половинных листа). В конце третьей рукописи (на стр. XXXIX – XL) находится «Предисловие», которое в настоящем томе, как и в предыдущих изданиях, помещено в начале. Раздел рукописи, обозначенный как пункт 6 (о критике гегелевской философии), помещен в конце работы в соответствии с тем намерением, которое выразил Маркс в «Предисловии».

Заглавие всей рукописи Маркса, а также заключенные в квадратные скобки заголовки ее отдельных частей даны Институтом марксизма‑ленинизма при ЦК КПСС. – 41.

 

10

 

10 Здесь и далее римские цифры обозначают авторскую пагинацию страниц рукописи. – 43.

 

11

 

11 Началом этой критики является работа К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение» (см. настоящее издание, т. 1, стр. 414 – 429). – 43.

 

12

 

12 Это намерение не было осуществлено. Возможно, писать названные брошюры Маркс не стал не столько в силу различных внешних обстоятельств, а потому, что пришел к убеждению о невозможности самостоятельного научного рассмотрения вопросов права, морали, политики и других категорий надстроечного порядка, пока не будет дан научный анализ базиса всякого общества, в том числе буржуазного, – производственных отношений. – 43.

 

13

 

13 Имеется в виду Б. Бауэр, опубликовавший в «Allgemeine Literatur‑Zeitung» две большие рецензии на книги, статьи и брошюры по еврейскому вопросу. Из этих рецензий, помещенных в выпуске I (декабрь 1843 г.) и выпуске IV (март 1844 г.) указанной газеты, и взято большинство цитируемых здесь Марксом выражений. Выражения «утопическая фраза» и «компактная масса» встречаются в статье Б. Бауэра «Что является теперь предметом критики?» в выпуске VIII «Allgemeine Literatur‑Zeitung» (июль 1844 г.). Развернутая критика этого ежемесячника была позднее дана Марксом и Энгельсом в работе «Святое семейство, или Критика критической критики» (см. настоящее издание, т. 2). – 44.

 

14

 

14 К этому времени Маркс, владевший, помимо немецкого, также и французским яаыком, достаточно хорошо был знаком с французской литературой. Он читал, а часто и конспектировал труды Консидерана, Леру, Прудона, Кабе, Дезами, Буонарроти, Фурье, Лаотьера, Вильгарделя и других авторов. Английским языком в первой половине 40‑х гг. Маркс еще не владел и поэтому мог пользоваться произведениями английских социалистов лишь в переводах на немецкий или французский языки. Так, сочинения Оуэна он знал по французским переводам, а также по работам французских авторов, излагавших взгляды Оуэна. Текст самих «Экономическо‑философских рукописей» и другие источники не содержат указаний на более обширное знакомство с творчеством английских социалистов, которое заметно позднее, например в «Нищете философии», написанной в 1847 году. – 44.

 

15

 

15 Помимо главного произведения Вейтлинга «Гарантии гармонии и свободы» (1842), Маркс имеет, вероятно, в виду и статьи, публиковавшиеся в журналах, издаваемых самим Вейтлингом в 1841 – 1843 гг., а также написанное Вейтлингом программное сочинение для Союза справедливых «Человечество, каково оно есть и каким оно должно быть».

В изданном Георгом Гервегом сборнике «Einundzwanzig Bogen aus der Schweiz». Zürich und Winterthur, 1843 («Двадцать один лист из Швейцарии». Цюрих и Винтертур, 1843) были анонимно опубликованы три статьи Гесса: «Социализм и коммунизм», «Философия действия», «Единая и полная свобода». – 44.

 

16

 

16 См. настоящее издание, т. 1, стр. 544 – 571. – 44.

 

17

 

17 В письмах Маркса к Руге, в его статьях «К еврейскому вопросу», «К критике гегелевской философии права. Введение», опубликованных в «Deutsch‑Französische Jahrbücher» (февраль 1844 г.), прослеживаются по крайней мере следующие первые элементы содержания «Экономическо‑философских рукописей» – «Критики политики и политической экономии»: требование беспощадной критики существующего мира как одной из важнейших предпосылок образования нового мира; призыв к критике политики, к занятию определенной партийной позиции в политике и установление, таким образом, живой связи теории с действительной борьбой; раскрытие природы денежного фетишизма в буржуазном обществе, сущности денег как отчужденной от человека сущности его труда и его бытия; постановка проблемы отчуждения человека от себя самого и от природы в условиях капитализма; критическая оценка утопического («тогдашнего») коммунизма – той его формы, которую проповедовали Кабе, Дезами, Вейтлинг и другие; акцент на уничтожение частной капиталистической собственности, как главной цели и содержания радикальной социальной революции («общечеловеческой эмансипации»); тезис об образовании и возвышении с развитием капитализма пролетариата – класса, который призван уничтожить частную собственность и быть «сердцем», т.е. основной движущей силой революционного переустройства общества. – 44.

 

18

 

18 L. Feuerbach. «Grundsätze der Philosophie der Zukunft». Zürich und Winterthur, 1843 (Л. Фейербах. «Основные положения философии будущего». Цюрих и Винтертур, 1843).

Статья Л. Фейербаха «Предварительные тезисы к реформе философии» была напечатана во втором томе сборника «Anekdota zur neuesten deutschen Philosophie und Publicistik» («Неизданное из области новейшей немецкой философии и публицистики»). В этот двухтомный сборник кроме работ других авторов входила статья Маркса «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции». Опубликованная здесь статья «Лютер как третейский судья между Штраусом и Фейербахом», автором которой до недавнего времени считался Маркс, была написана Л. Фейербахом. – 44.

 

19

 

19 Маркс подразумевает здесь все материалистическое воззрение Фейербаха в целом, которое сам Фейербах называл «натурализмом» и «гуманизмом», или «антропологией» и в котором развивалась та мысль, что новая, т.е. фейербаховская, философия делает человека как неотъемлемую часть природы (натуры) своим единственным и высшим предметом. Такая философия, или антропология, по мысли Фейербаха, включает в себя физиологию и становится универсальной наукой; сущность нового времени, утверждал он, составляет обожествление действительного, материально существующего; сущность новой философии заключается в отрицании теологии, в утверждении материализма, эмпиризма, реализма, гуманизма. – 44.

 

20

 

20 Это свое намерение Маркс вскоре после написания данного «Предисловия» выполнил совместно с Энгельсом в книге «Святое семейство, или Критика критической критики» (см. настоящее издание, т. 2). – 46.

 

21

 

21 Страницы первой рукописи Маркс делит на три параллельных столбца, снабдив их заголовками: «Заработная плата», «Прибыль на капитал» и «Земельная рента». Каждый столбец заполнен текстом, относящимся к указанным темам. Однако это трехчленное изложение нарушается, а к концу рукописи теряет, по существу, всякое значение. Принятые Марксом заголовки соответствуют трем категориям буржуазной политэкономии, которые, согласно учению Адама Смита, в свою очередь, представляют три вида доходов трех основных классов тогдашнего буржуазного общества – рабочего класса, промышленной буржуазии и земельных собственников. – 47.

 

22

 

22 Маркс цитирует стр. 138, т. I работы А. Смита (см. примечание 7) [Русский перевод, стр. 66]. Все последующие ссылки даны Марксом на это издание. – 47.

 

23

 

23 Цитируется стр. 162, т. II работы А. Смита (см. примечание 7) [Русский перевод, стр. 194]. – 49.

 

24

 

24 Цитируется стр. 193, т. I работы А. Смита (см. примечание 7) [Русский перевод, стр. 84]. – 51.

 

25

 

25 Сложные проценты – проценты, последовательно начисляемые не только на первоначальную величину, но и на приращение к ней за какой‑нибудь определенный срок. Таким образом, эта первоначальная величина возрастает наподобие члена геометрической прогрессии: например, 2×2=4 ×2=8 ×2=16 и т.д. – 52, 63.

 

26

 

26 На стр. VII первой рукописи, в отличие от предыдущих страниц, Маркс излагает тему «Заработная плата» на всех трех столбцах. На стр. VIII имеет место изложение двух тем: на первом, левом, столбце – «Заработная плата», на втором, правом, – «Прибыль на капитал». – 52.

 

27

 

27 W. Schulz. «Die Bewegung der Production. Eine geschichtlich‑statistische Abhandlung zur Grundlegung einer neuen Wissenschaft des Staats und der Gesellschaft». Zürich und Winterthur, 1843 (В. Шульц. «Движение производства. Историко‑статистическое исследование для обоснования новой науки о государстве и обществе». Цюрих и Винтертур, 1843). – 55.

 

28

 

28 С. Pecqueur. «Théorie nouvelle d’économie sociale et politique, ou Etudes sur l’organisation des sociétés». Paris, 1842 (К. Пеккёр. «Новая теория социальной и политической экономии, или Исследования об организации обществ». Париж, 1842). – 56, 68.

 

29

 

29 Ch. Loudon. «Solution du problème de la population et de la subsistance». Paris, 1842 (Ч. Лаудон «Разрешение проблемы народонаселения и пропитания». Париж, 1842). – 56.

 

30

 

30 E. Buret. «De la misère des classes laborieuses en Angleterre et en France». T. I. Paris, 1840 (Э. Бюре. «О нищете рабочих классов в Англии и во Франции». Т. I. Париж, 1840). – 57.

 

31

 

31 J.В. Say. «Traité d’économie politique». Troisième édition. T. I – II. Paris, 1817 (Ж.Б. Сэй. «Трактат по политической экономии». Издание третье. Т. I – II. Париж, 1817). – 59.

 

32

 

32 Весь этот абзац принадлежит не А. Смиту, а Ж. Гарнье – французскому переводчику его «Богатства народов». – 60.

 

33

 

25 Сложные проценты – проценты, последовательно начисляемые не только на первоначальную величину, но и на приращение к ней за какой‑нибудь определенный срок. Таким образом, эта первоначальная величина возрастает наподобие члена геометрической прогрессии: например, 2×2=4 ×2=8 ×2=16 и т.д. – 52, 63.

 

34

 

33 В данном месте Маркс воспроизводит мысли А. Смита о благодетельном значении конкуренции, которые тот высказывал в своем главном сочинении «Богатство народов». Смит считал, что если бы, например, капитал оказался распределенным среди двадцати торговцев, то возросла бы конкуренция между ними, и это принесло бы прямую выгоду как потребителю, так и производителю, ибо различные торговцы вынуждены были бы продавать дешевле и покупать дороже, чем в том случае, когда вся отрасль монополизирована одним или двумя лицами. Возрастающая конкуренция между различными капиталами, по мнению Смита, должна способствовать повышению оплаты труда, и она не понижает прибыль. В условиях возрастающего спроса на рабочую силу и конкуренции между капиталистами последние оказываются перед необходимостью нарушить «естественное соглашение» не повышать заработную плату. – 64.

 

35

 

28 С. Pecqueur. «Théorie nouvelle d’économie sociale et politique, ou Etudes sur l’organisation des sociétés». Paris, 1842 (К. Пеккёр. «Новая теория социальной и политической экономии, или Исследования об организации обществ». Париж, 1842). – 56, 68.

 

36

 

34 Весь этот абзац, включая цитаты из книги Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» и книги Сисмонди «Новые начала политической экономии», представляет собой выписку из книги: Е. Buret. «De la misère des classes laborieuses en Angleterre et en France». T. I. Paris, 1840, p. 6 – 7 (см. примечание 30). – 69.

 

37

 

35 Имеется в виду рассуждение Смита относительно факторов, определяющих преуспевание работающих и величину заработной платы. В числе этих факторов фигурирует «вероятность или невероятность успеха». Смит, в частности, говорит: «Отдайте своего сына в ученики к сапожнику, и вы можете почти не сомневаться, что он выучится шить башмаки; но пошлите его изучать юриспруденцию, и можно поставить, по крайней мере, двадцать против одного, что он не достигнет таких успехов, которые позволили бы ему жить этой профессией. В совершенно справедливой лотерее вынимающие выигрышные номера должны выигрывать все то, что теряют вынувшие пустые билеты. В профессии, в которой приходится двадцать терпящих неудачу на одного удачника, этот одни должен выиграть все то, что должны были бы получить все двадцать неудачников». – 71.

 

38

 

36 В данном месте Маркс приводит положение А. Смита, согласно которому возрастающий спрос населения на какой‑либо продукт массового потребления, например картофель, рост числа потребителей этого продукта, даже если он получается с земли среднего качества, обусловят больший излишек стоимости в руках фермера после возмещения стоимости капитальных затрат и затрат на содержание рабочей силы. В свою очередь большая доля этого излишка будет доставаться земельному собственнику. Отсюда вывод: с увеличением численности населения повышается и уровень земельной ренты. – 76.

 

39

 

37 Маркс формулирует здесь вывод, вытекающий из общего контекста рассуждений представителей так называемой новейшей политэкономии, прежде всего Д. Рикардо, об отношениях между земельными собственниками, получающими земельную ренту, не работая – по праву собственности на землю как основное средство производства – и производителями сельскохозяйственных продуктов – арендаторами, составлявшими значительную часть населения Англии в мануфактурную эпоху капитализма и на первых порах фабричного производства. Что касается А. Смита, то он, следуя за физиократами, доказывал еще мнимую идентичность интересов земельного собственника и общества. – 77, 102.

 

40

 

38 Это замечание, скорее всего, касается мелкобуржуазных взглядов Сисмонди, идеализировавшего патриархальные отношения частной земельной собственности. – 80.

 

41

 

39 Термину «торгашеские махинации» в оригинале соответствует трудно переводимое слово «Verschacherung». Социально‑критическая литература того времени по традиции, восходящей к Фурье, частную торговлю, вообще всякого рода рыночные сделки третировала в общем как гнусное и мерзкое дело. В данном случае, как и в других местах «Экономическо‑философских рукописей», налицо известное, по крайней мере терминологическое, влияние на Маркса его предшественников в трактовке торговли (см. также примечание 8). – 80.

 

42

 

40 Подобный вывод был довольно распространен в социально‑критической литературе того времени. В. Вейтлинг, например, писал в своей работе «Гарантии гармонии и свободы»: «Как яма возникает при сооружении вала, так и бедность возникает при накоплении богатства». – 87.

 

43

 

41 В рукописи Маркс выражает отчуждение двумя нередко рядом употребляемыми терминами: «Entfremdung» и «Entäußerung». Как правило, это синонимические понятия и на русском языке их вполне можно передавать одним словом. В отдельных случаях, однако, термин «Entäußerung» употребляется Марксом в данной рукописи и в другом смысле, в частности для обозначения обмена деятельностью, перехода из одного состояния в другое, приобретения, т.е. таких экономических и социальных явлений, которые не означают отношений враждебности и чуждости. Наряду с термином «Entfremdung» у Маркса фигурирует также «Selbstentfremdung» (буквально «самоотчуждение»). Этим термином он обозначал деятельность рабочего, его труд на капиталистической основе, как повернутую против самого рабочего, от него не зависящую и ему не принадлежащую деятельность. – 88.

 

44

 

42 В данном месте Маркс воспроизводит в переработанном виде одно из положений философии Фейербаха, который рассматривал религию как отчуждение человеческой сущности. В своем сочинении «Сущность христианства» Фейербах доказывал, что поскольку положительное в воззрении божественной сущности есть всего лишь человеческое, то воззрение человека, являющегося предметом сознания, есть исключительно отрицательное. Чтобы обогатить бога, говорил Фейербах, человек должен стать бедным, чтобы бог был всем, человек должен стать ничем. Человек отрицает в себе то, что он полагает в боге. – 88.

 

45

 

43 Высказанная здесь мысль перекликается с положениями Фейербаха, видевшего в религии и идеалистической философии отчуждение бытия человека и его духовной деятельности. Фейербах писал, что бог, как нечто экстремальное по отношению к человеку, как нечеловеческое представляет собой объективную сущность разума, бог и религия – это предметная сущность фантазии. Он же писал, что сущность гегелевской логики – это деятельность субъекта, его похищенное мышление, что абсолютная философия отчуждает у человека его собственную сущность, его деятельность. – 91.

 

46

 

44 В этом и следующем абзаце Маркс использует терминологию Фейербаха и творчески ассимилирует его мысли: в религии у человека отчуждается его «родовая сущность», его общественный характер; религия покоится на существенном отличии человека от животного – на сознании, которое в строгом смысле налицо только там, где предметом, сущностью существа является его род; человек – это не частичное существо, наподобие животного, а универсальное, неограниченное существо. – 92.

 

47

 

45 Род, родовая жизнь, родовая сущность – фейербаховские термины, выражающие понятие человека, истинно человеческой жизни, которая предполагает дружбу и добродетельные отношения, любовь, как самоощущение рода или действенное осознание принадлежности индивида к совокупности людей. Родовая сущность, полагал Фейербах, позволяет каждому конкретному индивиду осуществлять себя в бесчисленном множестве разных индивидов. Он признавал реально существующую взаимную враждебность и противоположность интересов людей, однако выводил ее не из исторически реальных условий классового общества, экономических условий жизни буржуазного общества, а из отчуждения от человека его подлинной, т.е. родовой сущности, из искусственного, но отнюдь не неизбежного, отрешения человека от предопределенной самой природой гармоничной родовой жизни. – 93.

 

48

 

46 Здесь намечаются исходные положения критики Марксом концепции «равенства» на базе капиталистических отношений, которую Прудон изложил в известном труде «Что такое собственность?». Утопическо‑реформаторским мелкобуржуазным рецептом Прудона предусматривалась замена частной собственности «общественной собственностью» в виде равного мелкого владения в руках непосредственных производителей при «равном» обмене произведенными продуктами. Фактически речь шла о дроблении частной собственности. «Равенство» обмена Прудон мыслил таким образом, что «ассоциированные рабочие» всегда должны получать равную плату, ибо при взаимном обмене их продуктов, даже если это в действительности неравные продукты, каждый получает одно и то же, а излишек продукта одного над продуктом другого будет оставаться вне обмена, не станет достоянием общества, и, таким образом, совершенно не будет нарушаться равенство заработной платы. Заявляя, что в теории Прудона общество предстает как абстрактный капиталист, Маркс тем самым говорит, что Прудон не принимает во внимание реальных противоречий товарного производства, которое остается в силе и при системе мелкого («равного») владения. Несколько позднее, в «Святом семействе», будет сформулирован вывод о том, что Прудон преодолевает экономическое отчуждение в пределах самого этого отчуждения, т.е. фактически вовсе его не преодолевает. – 98.

 

49

 

47 Этими словами начинается XL страница второй рукописи Маркса. Начало фразы, как и первые 39 страниц этой второй рукописи, до нас не дошли. – 100.

 

50

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.198 с.)