С каким конфликтом работать? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С каким конфликтом работать?



 

Для начала нужно выбрать конфликт, с которым ты будешь работать, и очень конкретно его обозначить. С кем у тебя конфликт? По какому вопросу? В чем его суть? Конфликт может касаться одной сферы жизни, а может и нескольких. Темы, на почве которых вспыхивают конфликты, бывают самые разные: деньги, бытовые разногласия, политика, супружеские отношения, этические вопросы… У каждого в какой‑то момент включается своя кнопка. И этот момент можно отследить: предположим, тебя возмущает предательство, даже в сериалах и фильмах. Или тема развода. Или нечестность. Или глупость. Или легкомыслие. У всех свой набор.

С помощью этой методики очень хорошо работать в случае конфликта с супругом, даже если это хронический конфликт, вокруг которого вы, кажется, ходите годами и не можете прийти к какому‑то решению. Подобные техники, прежде всего, меняют твое внутреннее состояние. И тогда ты почувствуешь, увидишь то решение, которое в реальной жизни в нашем сознании никогда не появится. Если участников конфликта несколько, сложно будет охватить всех сразу, поэтому возьми в работу одного, ведущего. Например, в конфликте участвуют муж, свекровь и другие члены его семьи. Если ты считаешь, что конфликт в основном происходит между тобой и мужем, то бери мужа, если между тобой и свекровью, бери свекровь.

Эта техника предназначена для работы с конфликтом, который возникает с кем‑то вокруг какого‑то вопроса: предположим, если кто‑то кому‑то нанес моральный или материальный ущерб, если есть денежный долг, если ты конфликтуешь с ребенком из‑за его нежелания учиться…

Если же речь идет о физическом или сексуальном насилии, эта техника для самостоятельной работы не подходит.

Есть важный момент, который необходимо помнить, работая по этой и другим расстановочным методикам. Их результат нельзя спрогнозировать: ты можешь озвучить сначала один запрос и видеть один результат, но в расстановке откроется что‑то, на что ты никогда не смотрел.

Да, все мы живые люди и хотим, чтобы конфликт разрешился именно так, как мы себе это представляем. Чтобы нам отдали деньги, которые нам должны, чтобы ребенок стал хорошо учиться… Однако в твоем семейном поле появится то решение, которое в нем уже есть. С помощью техник считать его просто, однако управлять этими процессами с помощью перестановки фигур, чтобы получить именно тот результат в реальной жизни, который мы хотим, в некоторых случаях можно, а в некоторых – невозможно.

Ценность подобных методов в том, что, считывая информацию в нашем поле, мы можем менять свое состояние, свои взгляды и свое поведение в реальной жизни. Этот конфликт разрешится прежде всего у тебя внутри. А после этого произойдут и изменения вовне. Если ты хочешь, чтобы конфликта не было, его не будет, но это не значит, что в реальной жизни он разрешится по той схеме, которую ты себе воображаешь. Очень часто решение, которое есть в семейном поле, выходит за рамки общепринятых норм и представлений о том, что хорошо, а что плохо.

 

Техника работы с конфликтом

 

Техника, о которой я сейчас расскажу, творит самые настоящие чудеса: от изменения внутреннего состояния человека до исчезновения конфликта.

 

Женя – участница коучинга и одновременно активный пользователь техник, которые я даю для самостоятельной работы. Технику конфликта она использовала во многих жизненных ситуациях.

Вместе с мужем они сделали технику в отношении конфликта в денежных вопросах, потому что у них был кредит, который в последнее время сложно стало выплачивать. В результате они перестали ссориться, мужу подняли зарплату на 50 %, им вернули долг (приличную сумму), и вопрос с кредитом был закрыт.

Женя сама сделала технику для разрешения конфликта на работе с руководителем их отдела. В результате ее руководитель перестала к ней придираться и вскоре совсем перешла на другое место работы.

Женя пошла дальше и предложила маме сделать технику после ссоры родителей, потому что уже увидела результаты в своей жизни. Обычно после ссор родители сутками не разговаривали друг с другом, каждый занимался своими делами и делал вид, что рядом никого нет. Мама согласилась, так как тяжело воспринимала свои ссоры с мужем, отходила от них неделями, внутри обижалась на мужа, а в последнее время у нее стала часто болеть голова и подниматься давление. Мама сделала технику, и на следующий день родители Жени общались так, словно ссоры накануне не было.

 

Для выполнения этой техники тебе понадобятся листы, лучше формата А4, мелки, карандаши, ручки. Подушки, стулья или другие предметы в данном случае однозначно не подходят. В работе будут участвовать четыре фигуры: ты, другой участник конфликта, сам конфликт и посторонний наблюдатель. На трех листах недоминирующей рукой нужно нарисовать внутренние образы себя, другого участника и конфликта. Это абсолютно произвольные рисунки. Ничего не пиши на этих листах, поставь только стрелку вдоль одной из сторон листа, обозначающую направление взгляда фигуры.

Лист постороннего наблюдателя оставь пустым, подписав его в правом верхнем углу. Посторонний наблюдатель – это не живой персонаж из твоей реальной жизни, а виртуальная личность, которая видит твою конфликтную ситуацию со стороны, не имея к ней никакого отношения. Эта личность обладает мудростью, знаниями, опытом, которых, возможно, у тебя не хватает. Ты можешь назвать его Странник, Мудрая женщина, Попутчик или как‑то еще, написав это имя в правом верхнем углу листа обычным почерком.

Разложи листы на пространстве (на полу): сначала свой лист, потом лист другого участника и конфликта. Расположение фигур должно соответствовать вашим внутренним позициям по отношению друг к другу в реальной жизни. При раскладывании слушай свои ощущения и ориентируйся только на них. Не думай! Лист постороннего наблюдателя положи в стороне, на расстоянии от других листов: он не участник этой истории.

На начальном этапе практикующие часто допускают некоторые ошибки. Во‑первых, начинают анализировать рисунки. Не стоит этого делать: прими рисунок как есть и просто работай с ним. Во‑вторых, постороннего наблюдателя размещают очень близко к участникам конфликта. Но когда эта фигура находится в поле конфликта, это уже не посторонний наблюдатель, потому через нее будет идти совершенно другая информация.

Приступив к выполнению техники, в первую очередь встань на лист постороннего наблюдателя и постой в этой позиции минуты две как минимум, чтобы войти в образ. А после смотри на то, что происходит в поле конфликта, как бы со стороны. Листы участников конфликта лежат далеко или близко друг от друга? Каковы особенности их расположения по отношению друг к другу? Возможно, какой‑то лист лежит ближе к конфликту, а какой‑то – дальше от него. Что отличает эти фигуры друг от друга? Что у них общего? Куда смотрит первый участник этого конфликта? Куда смотрит второй? Чего желает фигура в позиции «Я»? Чего желает второй участник? К чему хорошему стремится фигура на позиции «Я»? К чему хорошему стремится другой участник?

На этом этапе ты можешь увидеть конфликт совершенно по‑другому. Здесь главное – максимально выйти из роли участника конфликта и войти в роль постороннего наблюдателя, чтобы посмотреть на ситуацию с точки зрения независимого эксперта.

Ответив на вопросы, перейди на пол, а далее на лист «Я». Становись на лист, развернувшись лицом в направлении стрелки. Но это не обязательно должно означать, что ты четко смотришь в эту сторону: на листе твое тело начинает реагировать, поэтому твой взгляд может отклоняться от того направления, куда указывает стрелка.

Вчувствуйся в эту позицию. Как реагирует твое тело? Куда ты смотришь? На конфликт? На другого человека? В другую сторону? Как ты чувствуешь себя на этом листе? Чего ты желаешь на этом месте? К чему хорошему стремишься? Затем перейди на пол.

Очень хорошо, если ты будешь выполнять эту технику в сопровождении человека, который будет зачитывать вопросы. Можно записать их на диктофон и включать последовательно, прослушивая каждый вопрос и отвечая на него. Все вопросы трудно удержать в голове, тем более когда ты работаешь самостоятельно. Перейди на пол и на лист другого участника конфликта. Ответь на те же самые вопросы. Как реагирует твое тело? Ты чувствуешь тепло или холод? Как ты дышишь? Как ты стоишь? Куда ты смотришь?

Встань на пол, а потом на место конфликта. Вот тут тебя могут ждать некоторые открытия. Вчувствуйся в фигуру конфликта. Куда он смотрит? На фигуру «Я»? На другого участника? В другую сторону? К кому он ближе? От кого он дальше? Может ли конфликт сказать участникам что‑то? Чем‑то им помочь? Здесь может быть много вариантов: конфликт может оказаться ближе к другому участнику или к тебе, но при этом не обязательно, что он будет чувствовать больше связи с тобой или с другим участником. Он может почувствовать себя абсолютно лишним. И когда на месте конфликта ты будешь отвечать на вопрос, сможешь ли ты им сказать нечто, что может им помочь, прислушайся к своему внутреннему посланию, не сочиняй его из головы.

А теперь мы подошли к важному этапу, потому что именно на этом этапе и будет происходить трансформация. Перейди опять на место постороннего наблюдателя и посмотри, что изменилось. Листы лежат правильно или хотелось бы дать им новые места? На месте постороннего наблюдателя ты можешь выбрать для этих трех фигур новое расположение. Если нужно, подойди к листам и разложи их по‑другому, так, как, с точки зрения постороннего наблюдателя, теперь должны лежать эти листы. Вернись на место постороннего наблюдателя и оцени, правильно ли ты их переложил. Если есть необходимость, подправь.

После этого снова встань на лист «Я» и оцени ситуацию. Что изменилось? Куда ты смотришь? На конфликт? На другого человека? В другую сторону? К чему хорошему ты стремишься? Скорее всего, что‑то будет по‑другому. Главное, максимально довериться своим ощущениям, а не идеям из головы. А потом последовательно перейди на листы другого участника и самого конфликта и отследи изменения по такой же схеме. Поскольку все участники на втором этапе занимают уже иные позиции, у них появятся новые ощущения и чувства. Что я наблюдала в своей практике? Бывало, конфликт уходил с другим человеком, бывало, оставался с клиентом, а бывало, просто уходил из поля.

После того как ты пройдешься по всем листам, возвратись на лист постороннего наблюдателя и посмотри, нужно ли переместить листы еще раз. Вполне может оказаться, что такая необходимость есть. Подобных перемещений может быть несколько. Если же с позиции постороннего наблюдателя ты почувствуешь, что ничего перемещать не надо, просто заверши работу. Это означает, что либо больше нет смысла ничего перемещать, либо все выглядит органично.

Нередко после этой работы конфликты уходят из реальной жизни. Одна моя клиентка, проделав эту технику, через некоторое время встретилась с человеком, с которым она конфликтовала, и они общались так, как будто конфликта никогда и не было. У нее было совершенно другое состояние, и, когда она пришла домой, она не могла до конца поверить, что такое возможно.

 

Практическая часть

 

Оксана:  Переходим к практической части, но сначала я дам некоторые рекомендации по технике.

Первое: лучше взять конфликт с реальным человеком. Это может быть конфликт, который произошел недавно, или ситуация обострения хронического конфликта, когда ты пытаешься что‑то доказать, но ничего не выходит, хотя понимаешь, что с этим нужно что‑то делать. Или случай, когда произошло расставание с прежним партнером, но внутри тебя что‑то не завершилось, предположим, ты не можешь смириться с предательством, изменой или еще чем‑то.

Второе: не бери тех персонажей, с которыми ты уже работал в данной книге. Дай время, чтобы изменения подействовали.

Третье: лист постороннего наблюдателя клади подальше.

Тогда информация, которую ты получаешь, будет четче.

Четвертое: когда ты переходишь с листа на лист, обязательно сначала становись на пол. И обязательно дай себе время вчувствоваться на позиции фигуры. При ответах на вопросы старайся не добавлять каких‑то лишних сведений. Если ты сделаешь все по инструкции, то, как показывает практика, у тебя появится решение и ты почувствуешь его по своему состоянию.

Пятое: всегда заканчивай работу на листе «Я».

Итак, рисуем недоминирующей рукой (у правшей – левая, у левшей – правая) внутренние образы себя, конфликта и другого участника. Ставим стрелки вдоль одной из сторон листа – направление взгляда, когда ты встанешь на лист. Потом берем пустой лист – это будет посторонний наблюдатель – и даем ему произвольное название.

 

Работа Аллы с мужем

 

Алла пришла на тренинг «Сила рода во мне», чтобы разобраться в своих конфликтах с мужем. Она постоянно была недовольна тем, что происходит в их отношениях. Муж, как ей казалось, принимал совсем неверные решения, не учитывал ее мнение и не понимал ее. Подруги удивлялись ее недовольству, им казалось, что муж любит Аллу, хорошо зарабатывает, не пьет, не курит и заботится о семье. Просто мечта любой женщины. Но Алла считала иначе.

 

Алла:  С позиции ПН видно, что фигура «Я» хочет убежать, муж пытается ее догнать, а конфликт летит над ними. Конфликт похож на торнадо с воронкой внутри и издает жужжащий звук.

Оксана:  Что ты еще можешь сказать с позиции ПН? Что общего у вас, какие отличия, к чему хорошему стремитесь? Отметь, а затем переходи на пол и на листок «Я».

Алла:  Со своей позиции я теперь вижу конфликт перед собой, а муж оказался за мной.

Оксана:  Ты прямо мужа защищаешь перед конфликтом. Хорошо! Переходи на пол, а потом на позицию мужа.

Алла:  На позиции мужа чувствую, что он уменьшается в размерах, а на месте конфликта – что я и конфликт вместе, мы сильные, а муж совсем маленький.

Оксана:  Получается, здесь конфликт нужен для того, чтобы сделать мужа маленьким. Хорошо! Переходи на лист ПН и посмотри, можно ли тут изменить еще что‑то, как‑то переложить листы… Что поменялось с точки зрения ПН? Как именно можно переместить листы? Из позиции ПН попробуй развернуть лист «Я» таким образом, чтобы ты смотрела на мужа, а конфликт был позади. А когда развернешь листы, встань на позицию «Я» и посмотри, что у тебя меняется.

Алла:  Конфликт немного отдалился, но от него больно в спине, а муж маленький, его жалко. На месте мужа я чувствую, как на меня давят, злюсь, но молчу. На месте конфликта: я больше нужен жене.

Оксана:  Это похоже на реальную ситуацию в твоей жизни?

Алла:  Да, очень…

Оксана:  Можно стать на ПН.

Алла:  На месте ПН хочется лист мужа положить рядом с собой, наверное слева. Теперь на своем месте чувствую, как груз упал с плеч, захотелось расправить плечи, но внутри тревога за мужа – то больше, то меньше. На месте мужа – я как бы вырос, стал больше.

Оксана:  Переходи на позицию ПН и посмотри, как ему все это со стороны? Хочет он что‑то передвинуть или нет?

Алла:  Мне хочется отодвинуть наши листы друг от друга.

Оксана:  Когда хочется отодвинуть листы друг от друга, это говорит о том, что людям в жизни необходимо больше пространства. Находиться слишком близко друг к другу, как за ручку, – это не их история. Они нуждаются в некоем свободном пространстве, которого сейчас может не хватать или двоим, или одному. Что ты чувствуешь в своей позиции, Алла?

Алла:  Я большая, и это правда, что пространства не хватает, причем, видимо, и мне, и ему. Да, на своем месте мне хорошо, появилась надежда на лучшее, вера в себя. На месте мужа – еще больше вырос, как будто новое что‑то впереди, увидел планы новые и удивляется. Конфликт сдулся, и все внимание направлено на себя.

Оксана:  Заканчивай на своем месте. Тут мы увидели несколько шагов к решению.

 

Работа Марины с ребенком

 

Сын Марины не хотел учиться, старался увильнуть от выполнения домашних заданий, все время старался переложить ответственность за плохие оценки на учителей. Марину пугало то, что ее сын растет лентяем, бездельником и ни к чему не стремится.

 

Марина:  На позиции ПН фигура «Я» смотрит на ребенка доброжелательно, а ребенок смотрит в сторону конфликта и не смотрит на «Я». Конфликт чуть в стороне, ближе к ребенку. Со своей позиции (на листе «Я») смотрю на ребенка. Он не смотрит ни на меня, ни на конфликт, а в сторону. У меня ощущение, что ребенок как будто большой. А я не слабая и не сильная.

Оксана:  Чего ты желаешь себе на этом месте? К чему хорошему стремишься? Эти вопросы не пропускаем!

Марина:  Я желаю себе, чтобы конфликт исчез!

Оксана:  Хорошо! Переходи на пол, а потом на лист ребенка. Дай себе время вчувствоваться минуту‑две и ответь: как реагирует твое тело? Ты чувствуешь себя сильной или слабой? Куда ты смотришь? Чего желаешь себе на этом месте?

Марина:  Ребенок не смотрит на меня, смотрит в сторону конфликта. У него полное безразличие, никаких желаний.

Оксана:  Хорошо, Марина! Переходи на пол, а потом на лист конфликта. Что происходит там?

Марина:  Конфликт смотрит на ребенка, словно хочет привлечь его внимание: посмотри и на меня!

Оксана:  Есть ли у него послание для тебя, для ребенка или для вас двоих? Если да, то почувствуй его, и пусть конфликт его озвучит. Если послания нет, переходи на пол, а потом на лист ПН. И смотри, что изменилось и как все выглядит. Если листам нужны новые места, то для начала переложи их. Далее вернись на позицию ПН и смотри, надо ли что‑то подправить.

Марина:  Лист «Я» и лист ребенка передвинула из положения напротив друг друга в положение рядом. Конфликт отодвинула подальше.

Оксана:  Хорошо, Марина! Для проверки встань на лист ПН и посмотри, надо ли подправить листы. И переходи на позицию «Я».

Марина:  Я в своей позиции. Мы с ребенком стоим плечом к плечу, на конфликт смотреть не хочется.

Оксана:  Марина, куда ты смотришь? Что у тебя изменилось, когда ты встала на лист «Я»? Что изменилось у ребенка при новом расположении фигур? Что ты чувствуешь на листе «Я»? Что чувствует ребенок? Что поменялось в вашем состоянии?

Марина:  Хочется повернуться к ребенку лицом и обнять его, а конфликт отодвинуть подальше. Ребенок настроен доброжелательно.

Оксана:  Отодвигать конфликт со своей позиции не надо. Ответь на вопрос про свои чувства.

Марина:  Мне страшно, меня охватывает отчаяние, боль внутри какая‑то непонятная. На месте ребенка спокойствие, он смотрит вперед, конфликт его защищает, он под защитой и спокоен. Конфликт стоит уверенно и готов помочь ребенку, уберечь его от мамы (Марина плачет).

Оксана:  Встань на лист ПН. Как он все видит со стороны?

Марина:  На ПН мама не здесь, где‑то далеко. (На ПН Марина конфликт ставит напротив мамы. Ребенка чуть в сторону.) На позиции «Я» слезы, словно выходит изнутри боль, хочется просить прощения или донести, что я сожалею. Сейчас словно рухнула стена и что‑то открылось. Потом идет успокоение, нарастает спокойствие. На позиции конфликта: мудрость, терпение, понимание и сила, словно хочет обнять и успокоить, как бы говорит: «Ну ничего‑ничего, все позади». Ребенок со стороны как бы заглядывает на то, что происходит, так, украдкой, и ему радостно, что маме лучше.

Оксана:  Дальше на ПН.

Марина:  Лист конфликта сзади, за мамой, ребенка чуть впереди от мамы и в стороне от нее. Да, так правильнее. На «Я» спокойствие и новое что‑то, как уважение, что‑то мудрое. На листе конфликта тоже спокойствие, и я как бы помогаю им издалека какой‑то силой, которая ушла от меня к маме. Сын смотрит вперед, успокоение, и иногда хочется взглянуть на маму, проверить, как она, но внутри глубокое облегчение.

Оксана:  Хорошо, Марина! Я думаю, что твой ребенок обладает какими‑то талантами. Присмотрись к нему: может быть, на них и надо делать упор в учебе.

Марина:  Да, он хорошо рисует.

 

В завершение этого раздела – еще немного интересной информации. Конфликты и стоящие за ними семейные истории требуют разрешения, и с этими историями могут резонировать наши органы, в результате чего мы заболеваем. Конфликты – это тоже продолжение наших отношений с мужчинами, например с папой, или женщинами в роду. Если удается найти исцеляющее решение, симптом или заболевание уходит, но так бывает не всегда.

Я неоднократно получала отзывы от клиентов, что с помощью этой техники разрешались старые и затяжные конфликты, после чего отношения менялись радикальным образом. Это действительно выглядит как чудо: невозможно до конца понять, как работает семейное поле. Но это и не обязательно: главное, что мы можем находить в нем решение и улучшать нашу жизнь и чувствуем себя ресурснее, сильнее, видим новые возможности, принимаем новые решения, потому что ощущаем себя иначе, чувствуем иначе и видение будущего тоже меняется.

 

Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.043 с.)