Наука древнего волшебства, волхвования и чародейства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука древнего волшебства, волхвования и чародейства



А. Штерн

Наука древнего волшебства, волхвования и чародейства

 

 

Наука древнего волшебства, волхвования и чародейства

 

Введение

 

Как самые явления, так отчасти и теория спиритизма сделались известны у нас в начале 50‑х годов XIX, т. е. со времени всеобщего верчения столов или мании столоверчения, и возбудили множество ложных толков и неправильных понятий.

Не так давно известный спирит Юм предложил ученой комиссии исследовать явления, происходящие в его присутствии и от него независящие, но которые случаются при известных психических условиях, в которых он, Юм, не может дать себе точного отчета.

Как известно, опыт этот, произведенный в одной из зал С.‑Петербургского университета, не удался, и вызвал даже полемику за и против, с опубликованием протокола составленного комиссией.

Приверженцев спиритизма, возникшего в Америке, немало и в России, но многие из них едва ли знакомы с научным взглядом на этот предмет и с его историей.

Не вдаваясь в рассуждения о сущности духовного спиритизма или, вернее, спиритуализма, мы постараемся изложить здесь все, что известно до сих пор о физических явлениях, производимых медиумами‑спиритами, и доказать, что этот‑то спиритизм есть ни что иное, как особенная форма древней магии, имеющая много общего с животным магнетизмом и сомнамбулизмом. Как увидим ниже, явления сомнамбулизма и животного магнетизма были известны еще в глубокой древности, а современный нам спиритизм только соединил в себе видоизменив их несколько, различные старинные магические и животно‑магнитные учения, предания и суеверия.

В самой глубокой древности мы встречаем уже рассказы, вполне сходные с рассказами спиритов, и если истина, на которой основываются явления животного магнетизма, сомнамбулизма и пр., не нова, то и заблуждения, которые примешиваются к этой истине, вовсе не новость спиритов, а повторение старых заблуждений.

При бесчисленном множестве рассказов о сверхъестественном и чудесном, – рассказов, часто ложных и порожденных невежеством и суеверием, многие из них, своей собственной ложью и несостоятельностью, подрывают виру в самые действительные, но пока необъяснимые явления, а потому задача всякого добросовестного исследователя должна состоять в том, чтобы отличить истинные факты от заблуждений воображения и истину от лжи и обмана. Чтобы понять неправду действия, необходимо раскрыть ложь, закравшуюся в убеждения того, кто действует.

 

Глава II. Галлюцинирование

 

Впоследствии мы будем говорить подробно о галлюцинациях, но теперь должны сказать, как объясняют это состояние спириты.

Галлюцинацией обыкновенно называют обман чувств какого‑нибудь лица, состоящий в том, что ему кажутся различные представления и впечатления, которых нет на самом деле. Физиологи объясняют это болезненным состоянием нервов, спутанностью их деятельности, но спириты говорят не то.

Причина снов, рассуждают они, никогда не была удовлетворительно объяснена наукой: она приписывает их воображению; она говорит, что сны – это воспоминание о том, чем душа была занята накануне. Пусть же наука, восклицают они, объяснит, откуда происходит столь частое совпадение появлений во сне умершего лица с минутой действительной его кончины?

Спириты объясняют все это, как мы уже знаем, действительным появлением во сне различных предметов.

Вот как можно объяснить по спиритизму, напр., появление фигуры человека в то же время, как этот настоящий человек обретается в другом более или менее отдаленном месте: во сне дух, с своей внутренней оболочкой, очень легко отделяется от тела; а так как эта оболочка может сделаться и видимой, то, конечно, в то время, когда внешняя телесная оболочка человека прозаически‑грубо храпит, – его внутренняя, тонкая оболочка, вместе с сидящим в ней духом, может странствовать, где ей угодно. Дух и внутренняя оболочка живого человека хотя и позволяют себе иногда странствовать вдали от тела, но всегда держатся этим последним, так сказать, на некоторой веревочке, а именно: как бы далеко ни отошел дух от тела, они всегда соединены светлой лентой, которую и видят многие медиумы.

Если духа видят на такой светлой веревочке, то он принадлежит живому телу; если же нет, то мертвому, или, вернее, никому не принадлежит – получил вольную, ибо смерть, говорят спириты, производит совершенное отделение от тела его внутренней оболочки и духа.

Теперь другой вопрос: превращение.

Превращение состоите в том, что живое тело переменяет свой вид. Эту штуку духа уже гораздо труднее объяснить, чем видения; но ум человеческий хитер: посмотрите, как сейчас спириты докажут вам, что, принимая на себя другой вид, часто не имеющий ничего общего с первым, обычным его видом, дух в то же время нисколько не отделяется от своей оболочки.

Надо принять, говорят спириты, что дух может сообщать своей оболочке всякие формы, все фигуры, физиономии и пр. (почему надо принять – неизвестно).

Вы видите, что это – старые бредни древних магов, которые никак не могли отрешить от материи своих воображаемых духов.

Надо допустить, что дух может произвести такое изменение в группировке, расположении и сгущении частиц внутренней оболочки, что она совершенно изменит свою форму и сделается видимой, ощутительной. Эта перемена может совершиться соединением первобытных жидкостей. Представим себе, напр., внутреннюю оболочку живого лица, не отдельную, но сблекшую тело как будто легким облаком или туманом; это значит, что внутренняя оболочка вылезает наружу, или, так сказать, тело и внутренняя оболочка, лицевая сторона и изнанка, будут как бы выворочены. Неправда ли, занимательно?

Вот эта‑то полувоздушная оболочка и делается вдруг непрозрачной, а тело сквозь нее становится невидимым, т. е. или мы ничего не видим на месте бывшего тела, или видим что‑нибудь другое, ту форму, которую угодно было принять полувещественной оболочки.

Мало этого, спириты еще говорят, что дух может сделать все, что ему угодно из первобытной эфирной материи, так как все вещества природы суть только известные видоизменения этой первобытной материи.

Стало быть, дух может сейчас же сделать табакерку, костюм, шапку, сапоги и пр. Оно и нетрудно: эфирная материя наполняет всю природу, всегда находится под руками и ничего не стоит.

Не потому ли духи и могут так расточительно дарить цветы, конфеты и драгоценности: видь им за них не деньги платить!

Итак, дух действует на вещество; он черпает во всемирном веществе необходимые элементы для образования предметов, которые имеют вид различных вещей, находящихся на земле.

Он точно также можете действовать на первобытное вещество, может своей волей производить в нем совершенное преобразование, которое дает ему определенные свойства. Эта способность есть природное свойство духа; он ее часто обнаруживает инстинктивно, бессознательно. Предметы, им таким образом сделанные, имеют существование временное, подчиненное его воле; он может их сейчас же сделать и разрушить. Они могут казаться людям видимыми, осязательными, словом – действительными.

Ну, не великие ли фабриканты и ремесленники эти почтенные духи?

Этой же теорией объясняют спириты и то, что магнетизеры изменяют, как им угодно, свойства воды.

Что же тут происходит, по мнению спиритов?

Тут действует дух магнетизера, большей частью в сообществе с другим каким‑нибудь духом; он производит это изменение посредством магнетической жидкости, которая, как известно, больше всего приближается к мировому веществу или первобытной всемирной материи. Если магнетизер может производить изменение в свойствах воды, то нет причины, почему бы ему не производить подобных же изменений и в свойствах других жидкостей организма, а этим и объясняют они целительное действие правильно употребленного магнетизма.

По словам спиритов, духи действуют на все наши органы, на все наши чувства, могут быть видимы глазами в видениях, могут действовать на осязание, явно или тайно, на слух – шумом, на обоняние – различными запахами, вдруг распространяющимися безо всякой видимой причины.

Но самые важные и безошибочные средства сообщений – это стук, слово и письмо.

Простой стук, как язык духов, – это важное открытие спиритов; в самом деле, до сих пор никто и никогда не предполагал, чтобы треск мебели, стола, какого‑нибудь невзрачного стула или шкафа обозначал не просто треск, напр., от сырости, но слова духов, их язык! А между тем это также утверждают спириты. Науки, толкующие об этих предметах, они даже назвали особенными именами: сематологией и типтологией.

Начнем с разных подергиваний стола.

Во‑первых, стол может поднять один свой край и затем опуститься, топнув ножкой. Для этого нужно только, чтобы медиум положил руку на край стола; если он хочет говорить с духом определенным, то он должен прежде всего вызвать его по имени; иначе явится дух, какой ни попало.

Мы уже знаем, что одушевленный стол может отвечать да и нет на различные вопросы, знаем даже и азбуку, которой можно выучить этих духов.

Заметили очень любопытную особенность в этих стуках, выражающих да и нет; чуткие, так сказать, специальные уши спиритов и в этих простых звуках замечают некоторого рода мимику… Дело в том, что для спиритов эти стуки выражают различные степени и характер чувств духа в данное время: они бывают нужные, благосклонные, печальные, веселые, сердитые и пр.

В знак благоволения, стол может одним концом наклониться перед вами в виде поклона; если дух хочет обратиться со своей речью именно к одному лицу в обществе, то он направляет к нему стол слегка или порывисто, смотря по тому, что он чувствует к этому лицу: симпатию или отвращение.

Язык таких знаков спириты называют сематологией, а язык стука, треска – типтологией.

Мы уже говорили об азбуке таких стуков; сказали, в чем она состоит, и что она замедляет интересную беседу с такими дорогими гостями, как духи.

Этот способ был еще упрощен следующим образом: Надо иметь перед собой азбуку и цифры до 10. Затем следить чем‑нибудь, напр. карандашом, по азбуке и останавливать его на той букве, которую укажет дух своим стуком: напр., вы ведете карандашом по буквам а, б, в, г, – и вдруг, когда карандаш проходит через д, дух стучит – это значит, что ему нужно д. Эту букву и записывают.

Таким образом довольно скоро получают слова и целые фразы. Таким же образом можно получить и какие угодно обозначения количества, если дело идет о них.

Конечно, ошибаться свойственно смертному, в особенности разговаривая с неведомым духом; можно, напр., отметить одну букву вместо другой, но и тут дух помогает. Он сейчас же предупреждает несколькими беспокойными стуками или движениями, подергиваниями стола, что сделана ошибка, – и ее нужно сейчас поправить.

Даже и эту работу можно сократить: ведь по началу слова большей частью легко бывает отгадать его конец, стало быть, нечего и выслушивать духа до конца каждого слова, а довольно знать его начало. Этот способ тем более приятен, что представляет обширное поприще вымыслам игривой фантазии; по началу некоторых слов можно составлять какие угодно ответы.

Но все‑таки все эти способы, как ни усовершенствованы они, не могут, однако же, соперничать в быстроте с прямым письмом. Поэтому все они теперь очень мало употребляются.

Как же получить грамотку от духа? Сосредоточенностью, просьбами, мольбами, вызыванием. Видите, сколько еще церемоний!

Для такого писания дух не нуждается ни в наших веществах, ни в наших орудиях; он сам себе приготовляет вещества и орудия, черпая свои материалы из первобытных элементов, которым он придает, силою своей воли, требуемые изменения.

Потому‑то он так же легко может приготовить красный карандаш и какие угодно чернила, как и черный карандаш; по крайней мере спириты уверяют, что были и такие случаи.

Мы уже видели, что лицо, одаренное медиальностью, может сообщить круговращение столу и всякому другому предмету. Возьмемте же теперь, вместо стола, маленькую корзинку, вершков 5 в ширину, все равно из какого бы то ни было дерева.

Если мы вставим в дно этой корзинки вертикально карандаш, хорошенько укрепим его, и если будем так держать корзинку, чтобы карандаш упирался прямо кончиком в бумагу, под него подложенную, то, когда установим корзинку как сейчас сказано и положим на края ее пальцы, она начнет писать.

Она не будет вертеться, но станет чертить карандашом на бумаге или совершенно бессмысленные черточки, или буквы, а скорее – их подобие.

И вот, если хотят разговаривать с предполагаемым духом, то, вместо постукиваний, он будет отвечать писанными словами.

Движения корзинки, по мнению спиритов, совершенно разумны, сознательны, – однако же не совсем; так, напр., дух не умудрился переходить со строчки на строчку, как умеет делать у нас даже самый плохой бумагомаратель, а пишет концентрическими кругами, отчего его письмо представляет вид свернутой пружины. Вообще, это писание есть порядочное вараксанье, ибо буквы нечетки, слова не разделены, но истый медиум должен легко разбирать эти каракули.

Вместо корзинки могут быть употреблены и картонные коробочки, хоть в роде конфетных.

Медиум, в качестве учителя малограмотного духа, может ему помочь следующим образом:

Он кладет на края корзины палочку, укрепляет ее и в один конец вертикально вставляет карандаш; затем весь прибор ставит на бумагу и кладет на края ее пальцы. Прибор начинает писать, но гораздо четче предыдущего, да и строчки‑то идут как следует, потому что медиум переносит корзинку куда нужно, как только она напишет строчку. Читатель беспокойного нрава может спросить: отчего же медиум не может таким же образом руководить корзиной, когда карандаш воткнут в ее дно? – или, если этого уж никак нельзя, то почему же духи, столь хитрые на все, – духи, созидающие всякие вещи почти что из ничего, имеющие мудрость змея и изобретательность немца, – отчего же эти духи не могут сделать самого пустого дела – перенести корзинку со строчки на строчку?

Но мало ли чего бы вы ни спросили у спиритов!

Вместо корзинок, надо полагать, для разнообразия, употребляют и маленькие столики, а также и просто дощечки: четырехугольные, треугольные или яйцевидные (овальные); их длина должна быть не больше 5 вершков и на одном их конце надо сделать косвенную дырку для карандаша.

Но в сущности не нужно заказывать ни этих корзинок, ни столиков, ни даже дощечек; обо всем этом спириты разговаривают для пущей важности или для препровождения времени; дело в том, что дух может взять прямо руку медиума, вооруженную карандашом, и писать ею.

Что же такое эти медиумы? Пора же и с ними покороче познакомиться, так как они составляют, так сказать, телесную канцелярию бестелесного начальства.

Всякое лицо, чувствующее в какой бы то ни было степени влияние духа, есть медиум. Заметьте, что эта способность не во всех медиумах обнаруживается одинаково.

Медиумы бывают различного сорта, и всех их даже трудно перечесть, но попробуем описать некоторых:

1) Медиумы, производящее физические действия. Они производят разные шумы, стуки, движения безжизненных предметов и пр.

2) Медиумы чувствительные или впечатлительные. Такие медиумы тотчас же чувствуют присутствие духа, испытывая при этом какое‑то неопределенное впечатление, какой‑то трепет во всех членах, – трепет решительно безотчетный.

3) Слушающие медиумы. Они имеют способность слышать голоса духов; мы сказали выше, что эти голоса называются пневматофонией и определили, что она такое.

4) Говорящее медиумы. Собственно говоря, это тоже слушающие медиумы, передающее только голоса духов; они даже не могут сами от себя сказать ничего путного, а их органы речи служат для духов такими же механическими орудиями, как, напр., корзины или ножки стола.

5) Видящие медиумы. Сюда относятся такие медиумы, которые одарены способностью видеть духов. Этой способностью они пользуются и в бодрственном состоянии и могут помнить совершенно ясно то, что видели; другие же имеют эту способность только во время сомнамбулического усыпления.

6) Пишущие медиумы. О них мы уже говорили выше.

7) Медиумы‑сомнамбулы. Сомнамбулизму о котором мы впоследствии будем говорить подробно, считается спиритами только одним из видов медиальности или, вернее, они думают, что эти два явления очень часто сопровождают друг друга.

8) Медиумы‑врачи. Это такие медиумы, которые имеют способность излечивать от всяких болезней прикосновением рук и даже взглядом, без помощи какого бы то ни было лекарства.

Некоторые скажут, что это ничто иное, как животный магнетизм. Конечно, магнетизм играет тут важную роль; но правильное магнетизирование есть последовательное и методическое лечение; в спиритизме же это делается несколько иначе. Медиумы часто лечат, сами того не зная.

Затем есть еще очень много разнообразных сортов медиумов: мы перечислим их названия, которые покажут вместе с тем и их особенные занятия.

Так, есть медиумы пневматографы, медиумы – страдательные орудия духов, медиумы: стучащие, двигающие, переносящие предметы, музыканты, ночные и пр., и пр.

Мы должны сделать еще следующую заметку относительно пишущих медиумов: вам известно, что у каждого человека есть свой почерк. Спрашивается: каким почерком вообще пишут медиумы: своим собственным пли почерком какого‑нибудь духа? Спириты утверждают, что такие медиумы пишут не своим почерком, но что они пишут различными почерками, смотря по тому, под влиянием какого духа находятся. Мало этого – почерк одного и того же духа никогда не меняется и притом соответствует почерку, который имел этот дух во время своей телесной жизни.

Мы сказали выше, что действия медиумов могут быть объяснены какой угодно из самых древних магических наук. В самом деле, вот вам, напр., объяснение действий медиумов приверженцами учения о мировом звездном свете (Элифаса Леви).

«Звездный свет есть живая душа земли, душа вещественная и роковая, управляемая в своих действиях и произведениях вечными законами всемирного равновесия. Этот свет, который проникает и окружает все тела, может уничтожить их тяжесть и заставить их вертеться около одного центра, если этот последний имеет в значительной степени способность поглощать этот свет.

Вот этому‑то явлению и нужно приписать, например, древние магические вихри, в середину которых помещался волшебник. Этим свойством звездного света надо объяснить порабощение некоторых птиц различными пресмыкающимися, а также вообще чувствительных человеческих натур – сильными.

Сюда же относятся и медиумы. В самом деле, что они такое?

Это существа большей частью больные (?), втягивающие в себя звездный свет. Вот этим‑то потоком звездного свита, стремительно проникающим медиума, и производятся разные физические явления спиритизма; он‑то и может увлечь, как соломинку, самые тяжелые предметы.

В медиумах нарушено естественное равновесие тела и духа; жидкое первобытное вещество в них дурно сформировано; они могут действовать своей притягательной силой на большое расстояние и даже в воздухе создают себе невидимые руки.

В самом деле, когда знаменитый медиум Юм вытягивал вокруг себя бестелесные руки, то его собственные были холодны, точно у покойника; отсюда заключают, что у медиума вообще жизнь борется со смертью.

Стало быть и медиумы, и все люди, портящие людей и животных, – люди, которые могут сглазить и пр., ничто иное, как сказочные вампиры, втягивающие в себя из других недостающие им жизненные силы. Они иногда делают это совершенно невольно, и тогда их надобно лечить.

Неправда ли, странный взгляд на медиумов?

И сомнамбулизм, и медиальность – вещи малообъяснимые; но недавно они вздумали проверить друг друга, что, конечно, вышло очень любопытно.

В обществе спиритов был сомнамбул. Как только дух принимался стучать, сомнамбул видел духа. Он объявлял его намерения и действия, описывал все подробности его приготовления ко вступлению в разговор с людьми, предупреждал о случаях, которые готовы были произойти.

И замечательно, что стук невидимой руки, карандаш медиума и дальнейшие его действия – все это в совершенной точности соответствовало предупреждениям сомнамбула.

Мы должны еще упомянуть о новом употреблении, которое может сделать спирита из порабощенного им духа – это именно употребить его, как материал для освещения; ведь несомненно для спиритов, что дух может светить.

Вот что рассказывает об этом предмете один спирит:

Этот свет, произведенный духом в темной комнате, является не вдруг; надо ждать его довольно долго.

Наконец появляется блеск – точно от куска фосфора. Но дело в том, что это все‑таки не фосфор; от него нет никакого запаха, обыкновенно отличающего это вещество.

Свет этот в восемь раз больше света светящегося червячка и поднимается аршина на полтора; в нем переливаются желтый и зеленый цвет. Этот свет то исчезает, то появляется снова, вспыхивает у ног медиума и гаснет.

Проходит несколько секунд – и новая вспышка света является за одним из сидящих лиц, светит, затем бледнеет и становится слегка лучезарною.

Заметим, что этот свет не похож ни на какой другой из известных до сих пор светящихся предметов; ни мало не похож и на электрическое освещение.

Объясняйте этот свет, как хотите, и пользуйтесь им хоть для освещения вашей комнаты, если вы – медиум.

 

Глава V. Обманы чувств

 

Бесспорно, что при каждом непонятном явлении человек может быть обманут: или он бывает жертвою обмана другого человека – и тогда этого рода обман не может быть продолжителен, или же он может быть обманут своими собственными чувствами – и в этом случае обман бывает слишком глубок и продолжителен; чтобы отрешиться от него необходимо иметь большой запас умственной трезвости и научных знаний.

Может ли человек видеть перед собою то, чего на самом деле перед ним нет?

Вот капитальный, важный вопрос, от ответа на который, бесспорно, зависит существование или несуществование многих магических наук. Если человек действительно ни в каком случае не может видеть таких предметов, то все рассказы о подобных видениях – ложь, и все к ним средства – пустые бредни.

Видеть – значит получить какое‑нибудь впечатление на глазные нервы, и опыт, и наблюдение могут нам легко доказать, что совершенно различные предметы могут производить на эти нервы одинаковое впечатление и что в этих случаях будет одинаковое видение. Например, глаз может видеть перед собою светлую точку в следующих трех случаях:

1) Если перед ним действительно находится светлая точка.

2) Если в него ткнуть сильно пальцем.

3) Если в глазные жилы сильно прильет кровь.

Так как во всех этих трех случаях было одинаковое видение, то мы вправе вывести следующие заключения:

Что от разных причин нервы могут получить одинаковые впечатления и что мы можем видеть и то, чего на самом деле во все нет перед нами.

Но есть еще случай, когда мы видим предмет, которого нет перед нами: это – отражение предмета, которого мы не можем видеть в известное время, в чем‑нибудь отражающем и находящемся перед нами, напр., в зеркале, воде, воздухе.

Известно, что от нагревания частицы воздуха могут так расположиться, что образуют гладкую поверхность; а ведь только и нужна совершенно гладкая поверхность, чтобы отражать предметы; тут вещество отражающего предмета ничего не значит.

Такие отражения бывают в воздухе теплых стран и у нас в летние жары и называются маревами, миражами; часто таким образом отражаются целые города и местности.

Итак, мы представили два случая возможности видеть предметы, которых на самом деле нет перед нами.

Мы не имеем права предположить, чтобы таких случаев не было множество и чтобы нельзя было отражать перед нами, в чем‑нибудь для нас незаметном, отдаленные, недоступные нашему глазу предметы, и так действовать на наши глаза различными раздражающими средствами, что мы получим в них то же впечатление, какое бы получили, если бы действительно был перед нами видимый нами предмет.

Жаль только, что эти средства весьма плохо описаны древними и весьма мало изучены новейшей наукой. Относительно, явлений духов, привидений и мертвецов часто приходится встречаться с такого рода доказательствами: «я сам собственными глазами видел или собственными ушами слышал», и при том часто приходится слышать это от людей почетных, честных, не имеющих в виду никаких посторонних целей. По‑видимому, против такого рода аргументами и возражать нет никакой возможности. Это особенно нужно сказать о первом доказательстве, т. е. когда человек свидетельствует, что он сам видел известное явление. Ни одно внешнее чувство не пользуется с нашей стороны таким полным доверием, как чувство зрения, и не один внешний орган, кроме глаза, не имеет такого широкого значения в нашей внутренней жизни, в образовании наших мыслей, суждений, представлений. Значение других внешних чувств в этом процессе ограниченно, и сила ощущений, передаваемых ими нашему уму, значительно слабее ощущений глаза. Попадается ли, например, в темноте под‑руку какой‑нибудь неизвестный предмет, слышатся ли уху какие‑нибудь странные звуки, ощущает ли нос какой‑нибудь особенный запах, – если глаз не видит этого предмета, издающего эти странные звуки и этот особенный запах, наш ум не испытывает в это время определенного впечатления. Наше ощущение в эту минуту, приятно ли оно или неприятно, во всяком случае есть более результат воображения, нежели действия наших внешних чувств. Когда же известный предмет является нашему глазу, и является в ясных, определенных чертах, то для нас нет лучшего доказательства действительности его существования. Мы никак не можем усомниться в том, что видели своими глазами.

Если наша мысль не в состоянии объяснить естественными причинами какого‑нибудь явления, то мы скорее готовы признать здесь участие непонятной для нас или даже сверхъестественной причины, чем признать его недействительным. «Хорошо, обыкновенно говорят, – толковать тому, кто ничего не видел. Как убедите меня, что я не видел того, что видел» и т. п.

Здесь естественно возникает сомнение: всегда ли наши глаза представляют нам вещи в их настоящем свете? Пользуясь с нашей стороны таким неограниченным доверием, не употребляют ли они его во зло и не обманывают ли нас?

Если люди, подвергавшиеся таким обманам – люди невежественные, неспособные силой размышления и знания объяснить эти обманы, то их ум всегда будет находиться под гнетом суеверия и предрассудков. Да и самые образованные люди нередко испытывают от этих обманов очень печальные последствия.

Обманы зрения иногда могут сопровождаться расстройством умственных способностей, но чаще – глубоким нервным потрясением.

Объяснить, однако же, всякого рода непонятные видения и пр. одними обманами зрения, конечно, недостаточно: здесь на помощь обманывающему нас глазу приходят часто и другие наши чувства; лучшим же помощником глазу в этом случае бывает ухо.

Обманы наших чувств, особенно зрения и слуха, имеют полную силу только при известной обстановке. Но бывают состояния, когда ни время, ни место не спасают человека от иллюзий. В жилой комнате, среди многолюдного общества, видит человек или людей давно умерших, или далеко отсутствующих, или, наконец, видит каких‑нибудь существ, совершенно фантастических. Подобные случаи нередки, и притом они могут быть с людьми, не страдающими ни белой горячкой, ни помешательством. Это – особая болезнь, известная под именем наклонности к галлюцинациям.

Этой наклонностью наших чувств к обманам, этой спутанной деятельностью наших нервов не могла не воспользоваться и древняя магия.

В самом деле, на какие способности нашей души действует все сверхъестественное? – На все. Стало быть, надо сделать наше мышление как можно менее самостоятельным, как можно более податливым. Затем нужно уметь действовать на воображение, т. е. возбудить в нем способность представлять себе образы различных предметов. Воображение – один из главных помощников мага: ведь что же, как не оно, дает возможность человеку видеть предмет в искаженном виде или видеть то, чего не только нет перед нами, но чего и быть не может?

Посмотрим, что же такое это воображение, что ему помогает действовать, что подстрекает его или обуздывает. Вообще говорят, что ум может обуздать и направить воображение, а чувства – расшевелить его.

Но магия, действуя преимущественно на воображение, пользуясь главным образом его силами, не имеет надобности ни обуздывать его, ни сдерживать.

Гораздо легче направлять воображение, наполняя ум известными идеями, и еще легче действовать на чувства.

Но магия может пользоваться еще важной особенностью нашей нервной деятельности – и чуть ли не главной. Это – неопределенностью нервных ощущений.

Дело вот в чем. Нерв есть трубочка, наполненная жирообразным веществом, которое очень легко изменяется в своем составе, как только мы произведем на нерв какое‑нибудь впечатление, как, напр., прижмем его, уколем, нагреем или охладим, подействуем электричеством, сотрясением воздуха, эфиром, химическими веществами и пр. Это‑то изменение нервной мякоти и признано новейшей наукой причиной всех так называемых нервных ощущений.

Но сообразите же, сколько разнообразных, нисколько не похожих друг на друга деятелей могут производить эти изменения. Затем примите во внимание, что, какие бы ни были эти деятели, все‑таки они производят в нервах довольно сходные изменения, которых значение мы научаемся толковать только навыком, соображением разных обстоятельств, которыми сопровождалось ощущение.

Здесь открывается неисчерпаемый источник обманчивых ощущений, обманов чувств (иллюзий) Стоит нам, под влиянием чьих‑либо убеждений, принять одно впечатление за другое или приписать впечатление вместо одной причины другой, – и наши мысли, чувства, образы получат совершенно другой характер.

Это одно. Теперь другое: привычка понимать впечатления. Мы с детства поучались принимать некоторые впечатления только известным, определенным образом и принимать их только в известном, постоянно одинаковом состоянии известной части нашей нервной системы; измените все это хоть сколько‑нибудь – и мы объясним впечатление ложно. Вот вам пример:

Берем скатанный из хлеба шарик и кладем на него концами 2‑й и 3‑й пальцы правой руки; от него получаем два впечатления (на нервы каждого пальца по одному) – если бы мы никогда ничего не ощущали пальцами и не видели в то же время предметов глазами, то подумали бы, что под пальцами два шарика, потому что произведены два впечатления.

Но видя, что шарик один, видя это не раз и не два, мы привыкаем считать эти два впечатления за одно. Вы спросите: так ли это? Совершенно так: тут все дело зависит от привычки, от соображения всех обстоятельству сопровождающих явление. Есть на то и доказательство: поставьте эти же пальцы в необыкновенное положение, напр.: перегните 3‑й через 2‑й и подложите под них шарик – вы почувствуете, что под пальцами два шарика. А скажи вам в это время какой‑нибудь маг, что он из одного шарика сделал два – и вы можете ему поверить.

Так и глаза наши постоянно видят каждый предмет вдвойне, потому что последний производит по одному впечатлению на каждый глаз, и только опыт приучил нас знать, что предмет один.

Но выведите глаз из его обыкновенного положения, напр., поднимите его пальцем вверх – и все предметы перед вами раздвоятся.

Наконец, мы не должны забывать следующего: нервы соединяются между собой в некоторых частях и могут передавать впечатление друг другу; а между тем мы чувствуем, напр., нервами (пяти чувств только определенная впечатления: глазными – свет, образы, слуховыми – звуки, обонятельными – запах и пр.

Стало быть и тут нервы могут нас обмануть: от передачи впечатленья как‑нибудь прижатого нерва ноги или руки нерву глаза, мы увидим свет и образы, несуществующие на самом деле, нерву слуха – мы услышим несуществующие звуки и т. под.

Сколько новых источников обмана наших чувств, воображения, ума!

Но это еще далеко не все: хотя мы очень плохо знаем, как слагаются в нашем воображении образы, как напечатлеваются свойства, черты предмета, но можем заключать, что так же, как и ощущения, т. е. сочетанием впечатлений, при известном составе и известном расположении нервных нитей.

Представьте же себе, что болезнь или действие какой‑нибудь физической силы или химического вещества изменили или состав нервных волокон (что чрезвычайно легко, потому что эти вещества портятся от малейших влияний), или их местоположение (сдвинули, раздвинули) – очевидно, что тут все впечатления от одних и тех же предметов получать совершенно другой характеру отличный от собственного.

Этим то объясняются все видения, горячечный бред, так называемые галлюцинации, сумасшествие, бессмысленная умственная деятельность под влиянием вина, опиума, гашиша, некоторых ядов, излишка или недостатка пищи, излишнего жара или холода и прочих очень сильных раздражений.

Но какой именно состав нервных веществ и какое именно расположение нервных нитей вызывают какие впечатления, образы и чувства, какое они имеют влияние на имеющиеся уже в душе впечатления, – все это почти еще нисколько не разобрано современной наукой.

Мы не имеем никакого основания думать, что наша мысль есть только деятельность, видоизменение нашего нервного вещества; мы не в силах даже уловить соотношения между мыслью и вообще нашей душевной деятельностью и деятельностью нервов, хотя не можем не признать, что душа действует через тело, а, следовательно, состояние этого последнего может несколько видоизменять ее действие, хотя неизвестно – насколько.

Но этого мы пока почти совершенно не умеем, хотя нет сомнения, что и нынешняя медицина, и древняя магия подметили уже некоторые тайны в этой области человеческих знаний; разумеется, все это пока очень грубо.

Останавливали ли вы, напр., внимание на ваших снах, на ваших грезах, когда вам нездоровится, на странных фантазиях пьяных, на всех ужасах и нелепостях помешательств? Какие удивительные, по‑видимому, сверхъестественные, чудесные действия души!

А между тем тут многое и теперь может быть объяснено довольно просто, хотя, повторяем, далеко не вполне определенно, а, следовательно, и неудовлетворительно для полного, вполне здравого ума.

Но надо ждать, наблюдать, исследовать – и многое еще откроется человеку!

Неправда ли, что когда мы вздумаем что‑нибудь разыгрывать на каком‑нибудь музыкальном инструменте, то надо прежде всего узнать хорошенько все свойства этого инструмента?

Не то ли представляет и магия?

Не разыгрывает ли маг на нашей душе всё, что только ему вздумается? Не заставляет ли он нас испытывать всевозможные чувства: радости, грусти, надежды, отчаяния, храбрости, страха; не вызывает ли он в нашем воображении всевозможные образы, сцены, картины, а в уме – ряд каких ему угодно мыслей?

Но известно, что внешние предметы могут касаться нашей души только посредством каких‑нибудь частей, приборов (органов) нашего тела, точно так же, как музыканту для пробуждения звуков, т. е. души, в своем инструменте, должен коснуться его струн.

И это сравнение верно до малейших подробностей.

Так неужели и в душе есть струны?

Есть, – или, вернее, в нашем теле натянуты струны, которых колебания, раздражения производят ту игру, которую мы называем чувствами, образами, мыслями. Эти‑то струны и называются нервами.

Ну, как же нам не узнать и не познакомиться со всеми свойствами наших нервов, если мы собираемся разыгрывать на душе наших ближних всякие магические пьесы? Ясно, что без этого знания мы будем немощны и бессильны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.101 с.)