Отношение папства ко второй империалистической войне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение папства ко второй империалистической войне



 

Церковь в каждой стране поддерживает империалистическую политику своей буржуазии, захват ею чужих стран, закабаление других народов. Захват колоний попы оправдывали тем, что он будто бы совершался ради насаждения в колониальных странах христианства, а не ради увеличения прибылей буржуазии. Церковь создала в колониях свои организации – религиозные миссии – якобы для «религиозного просвещения» туземцев. На самом же деле эти миссии помогают укреплять власть захватчиков‑империалистов.

Папство никогда не стояло в стороне от империалистической политики буржуазии.

В марте 1929 г. во французском парламенте обсуждался вопрос об отпуске денег католическим религиозным миссиям французских колоний. Представителями правительства было указано, что эти миссии приносят большую пользу Франции – укрепляют власть французского империализма среди народов колониальных стран.

Папа римский благословил войну японского империализма против Китая, в частности захват Манчжурии. Папа помог и помогает английским и американским королям нефти в их заговорах против Мексики, которую империалисты хотят прибрать к своим рукам, чтобы беспрепятственно эксплоатировать ее естественные богатства. Католические попы в Мексике создавали вооруженные банды, спускали под откос поезда, разжигали и разжигают религиозный фанатизм и этим выполняли задания американских и английских империалистов.

Папа активно вмешался во вторую империалистическую войну, начатую империалистами в целях передела мира.

Как только война началась, империалистическая буржуазия повсюду развернула широкую пропаганду, стараясь обмануть народные массы относительно целей войны, чтобы скрыть ее грабительский характер. Англо‑французские империалисты, например, с помощью продажных лидеров «социалистических» партий, лицемерно пытались тогда уверить мир, что они воюют ради «прав» малых народов и «защиты демократии».

Советский Союз, как только началась война, заявил, что он стоит на позициях нейтралитета. Мирная политика Советского Союза сорвала планы англо‑французских империалистов – спровоцировать войну между СССР и Германией. «Советский Союз не пожелал стать орудием англо‑французских империалистов в их борьбе за мировую гегемонию против Германии…»[79].

Империалисты хотели сделать Финляндию отправным пунктом нападения на СССР, на Ленинград. «Неоспоримые факты показали, что враждебность финляндской политики, с которой мы столкнулись осенью прошлого года, была не случайна. Враждебные Советскому Союзу силы подготовили против нашей страны и, прежде всего, против Ленинграда такой военный плацдарм в Финляндии, который при определенных, неблагоприятных для СССР внешних обстоятельствах должен был сыграть свою роль в планах антисоветских сил империалистов и их союзников в Финляндии»[80]. Красная Армия разбила эти планы поджигателей войны.

Как отнеслись церковные организации ко второй империалистической войне? Во всех воюющих странах духовенство стало на сторону своей буржуазии. Попы католические, протестантские, мусульманские, иудейские и др. стали уверять в один голос, что война – «от бога», «богом послана», что участвующие в войне выполняют завет бога и т. д. Князья церкви в Англии, во Франции и в других странах заодно со своими хозяевами и заодно с продажными лидерами «социалистических» партий делали все для затемнения сознания людей, для внушения им представления о святости и божественности войны, для того, чтобы скрыть истинный, то‑есть грабительский, империалистический, характер войны. Князья церкви усилили свои нападки на СССР и активно участвовали в проведении классово‑враждебной к СССР политики англо‑французского блока.

Папа, как и буржуазия Англии и Франции, хотел, чтобы война была направлена против СССР. В своих выступлениях в роли «арбитра» между Польшей и Германией летом 1939 г. папа вел такую политику, какая диктовалась планами англофранцузского империализма: спровоцировать войну между Германией и СССР. Когда это не удалось и началась война между Англией, Францией и Германией, папа стал на сторону Англии и Франции.

Когда распалась панская Польша, Советский Союз протянул руку братской помощи трудящимся Западной Украины и Западной Белоруссии. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР вызвало бешенство реакционной верхушки католической церкви и папы: ведь панской Польше в планах империалистов отводилась роль плацдарма для войны против СССР. Папа, князья церкви в ряде стран и папская газета «Оссерваторе романо» стали выступать с клеветническими измышлениями о якобы начатых советской властью религиозных гонениях в западных областях Украины и Белоруссии. Это было сделано для того, чтобы натравить верующих людей на СССР.

Папа выставляет себя «сторонником мира». На самом деле политика Ватикана и римского папы в нынешней войне далеко не бескорыстная и «независимая»: папа римский с самого начала войны стал на сторону англо‑французского империализма. И только после разгрома Германией Франции папа, оставаясь сторонником реакционного правительства Петэна во Франции (папа и князья церкви видят в правительстве Петэна спасителя от народного возмущения), стал в то же время нащупывать новую ориентацию. Она проводится под видом усиления папского «нейтралитета».

Империалисты Англии, Франции, Америки и других стран снабжали белофиннов оружием. Папа слал им деньги и травил СССР. Папская газета еще осенью 1939 г., когда велись переговоры между СССР и Финляндией, призывала последнюю не заключать соглашений с СССР, призывала финнов к войне. Когда же белофинны начали войну, римский папа выступал вместе со всеми реакционными антисоветскими элементами с бешеной травлей СССР и призывал к войне против СССР.

Римский папа помогал и помогает империалистам сколачивать антисоветский фронт. Установление близких отношений между президентом США и Ватиканом в конце 1939 г. тоже не в малой степени объясняется стремлением и папы и реакционной буржуазии США укрепить фронт реакции.

Таким образом, и в условиях войны папа продолжает свою старую политику вражды к коммунизму и к СССР.

Нынешний папа Пий XII (Евгений Пачелли, избран папой 2 марта 1939 г.) родился в 1876 г. Он прошел большую школу иезуитской папской дипломатии: с 1909 г. по 1914 г. был профессором церковной дипломатии в папской академии, в 1917 г. был назначен папским послом в Мюнхен (Бавария), с 1920 г. по 1929 г. был папским послом в Берлине (Германия), а в 1929 г. стал папским министром иностранных дел и был им до своего избрания в папы.

Политика папы Пия XII является продолжением ватиканской политики прежних лет: самое главное в ней – непримиримая вражда к коммунизму и к Советскому Союзу.

Князья церкви любят говорить верующим, что их царство – «не от мира сего». На самом деле все современные церкви и церковные организации являются служанками империалистической буржуазии. Ленин писал: «Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса»[81].

В наше время, когда мир раскололся на два лагеря, церковь откровенно и рьяно служит буржуазной реакции. Это относится ко всем церквам всех религий: и к католической, и к протестантской, и к иудейской, и к мусульманской, и к буддийской и т. д. Если же ныне католицизму буржуазия в ряде стран начинает отдавать больше предпочтения, то это объясняется тем, что католическая церковь – одна из наиболее организованных и централизованных церковных организаций, управляемая из одного центра, имеющая огромный опыт господства над массами и доказавшая не раз эксплуататорам свою непримиримую вражду ко всему передовому, к прогрессу, к революционным движениям.

Папа римский выступает в первых рядах буржуазной реакции и врагов коммунизма. За ним в этой его антинародной политике следуют попы всех вер: протестантские, иудейские, мусульманские, шинтоистские, буддийские и др.

В наше время – время острых классовых битв и нарастания во всем мире революционных сил трудящихся, стремящихся к уничтожению эксплуататорских порядков и к созданию нового общественного строя – социализма, – папство представляет собой особенно реакционную силу. Папа римский непримиримо враждебен социалистическому рабочему движению и первому в мире государству рабочих и крестьян – СССР. Папа римский активно выступает в роли спасителя капиталистического строя, как один из руководителей международной реакции против освободительной борьбы народов.

Вся история религии и церкви, вся деятельность современных церквей во всех странах свидетельствуют о том, что религиозные организации всегда были тесно связаны с эксплоататорскими классами. Духовенство всех религий, в особенности высшее, всегда составляло неразрывную часть правящих классов. Религиозные верования, идеи, религиозная нравственность всегда способствовали укреплению несправедливого, эксплоататорского строя. Карл Маркс писал, что христианство оправдывало древнее рабство, средневековое крепостничество, а в наше время оправдывает капитализм. Христианство проповедует необходимость существования классов – господствующего и порабощаемого. «Социальные принципы христианства переносят на небо обещанное консисторским советником вознаграждение за все перенесенные на земле мерзости и тем самым оправдывают продолжение этих мерзостей на земле»[82].

То же самое можно сказать и в отношении ислама, иудаизма, буддизма и других религий. Религия неразрывно связана с политикой, а церковь и духовенство всегда защищали интересы эксплоататорских классов. Ленин писал, что буржуазное общество нуждается в палачах и попах: палачи нужны буржуазии для подавления недовольства масс, попы – для отвлечения этих масс от революционной борьбы, для того, чтобы обещаниями загробного счастья и угрозой божьих кар помешать им бороться за свое освобождение.

Передовые, классово‑сознательные слои трудящихся давно уяснили себе эту противонародную роль религии и церкви. Они отвергают сказки о «загробном счастье», зная, что era нет и не может быть. Во всем мире трудящиеся поднимаются на борьбу за новый мир, за социализм. В нашей стране под руководством великой партии Ленина – Сталина успешно строится этот новый мир, мир подлинного счастья и радости для всех трудящихся.

 


[1] И. Сталин – Вопросы ленинизма. Изд. 11‑е, Стр. 565.

 

[2] И. Сталин – Об Октябрьской революции. Партиздат 1932. Стр. 52.

 

[3] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. II, стр. 423.

 

[4] Карл Маркс отмечал, что «римским папам пошло на пользу перенесение императорской резиденции из Рима» (Хронологические выписки. «Архив Маркса и Энгельса», т. V, стр. 11).

 

[5] К. Маркс – Хронологические выписки. «Архив Маркса и Энгельса», т. V, стр. 27

 

[6] Средними веками в истории Западной Европы называется огромный отрезок времени от V в. до XVII–XVIII вв. Это была эпоха господства феодального, или крепостнического, строя. Ленин указывал на следующие черты этого строя: «…во‑первых, господство натурального хозяйства. Крепостное поместив должно было представлять из себя самодовлеющее, замкнутое целое, находящееся в очень слабой связи с остальным миром… Во‑вторых, для такого хозяйства необходимо, чтобы непосредственный производитель был наделен средствами производства вообще и землею в частности; мало того – чтобы он был прикреплен к земле, так как иначе помещику не гарантированы рабочие руки… В‑третьих, условием такой системы хозяйства является личная зависимость крестьянина от помещика. Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство… Наконец, в‑четвертых…крайне низкое и рутинное состояние техники…» (В. И. Ленин. Соч., т. III, стр. 140–141).

 

[7] Ф. Энгельс – К истории древних германцев. Партиздат Стр. 65–67.

 

[8] П. Щеголев – Очерки истории Западной Европы XVI–XVII вв. Соцэкгиз 1938. Стр. 177.

 

[9] К. Каутский – Предшественники новейшего социализма. Изд. «Коммунист» 1919. Т. I, стр. 139.

 

[10] С. Г. Лозинский – История папства. ГАИЗ 1934. Т. I, стр. 41.

 

[11] С. Г. Лозинский – История папства. ГАИЗ 1934. Т. I, стр. 43. После принятия в 1870 г. Ватиканским собором догмата о папской непогрешимости православные церковники в России в своих выступлениях против этого догмата указывали на то, что с учением о непогрешимости не мирится факт господства в церкви распущенной женщины Мароции, избрания в папы малолетних (см. этом А. А. Киреев – О папской непогрешимости. Москва, 1892 г.).

 

[12] П. Гольбах – Галлерея святых. ГАИЗ 1937. Стр. 206.

 

[13] Дукат – старинная золотая монета.

 

[14] Кардинал – высший духовный чин католической церкви. Из своей среды кардиналы выбирают папу.

 

[15] Бенефиции – доходные церковные должности.

 

[16] Руббио – старинная мера веса, около 10,25 килограмма.

 

[17] С. Инфессура и И. Бурхард – Дневники. ГАИЗ 1939. Стр. 87–91.

 

[18] С. Г. Лозинский – Папа римский в роли спекулянта. Изд. «Атеист», изд. 3‑е, стр. 39–40. Подкуп кардиналов при папских выборах имел место до последнего времени. 10 февраля 1829 f. умер папа Лев XII. Французское правительство намеревалось послать в Рим специального человека с миллионом франков для подкупа кардиналов, чтобы те выбрали папой человека, угодного Франции. План этот не был осуществлен вследствие интриг в католическом лагере (см. об этом А. Виноградов – Стендаль и его время. Изд. «Советский писатель» 1938. Стр. 161).

 

[19] Шарль Пти‑Дютайи – Феодальная монархия во Франции и в Англии в X–XIII вв. Соцэкгиз 1938. Стр. 77–78.

 

[20] А. Пиренн – Средневековые города Бельгии. Соцэкгиз 1937. Стр. 92–93.

 

[21] Участники похода нашивали на одежду крест, отсюда и название «крестоносцы».

 

[22] Ф. Успенский – История крестовых походов. 1901 г. Стр, 131–132.

 

[23] К. Маркс – Хронологические выписки. «Архив Маркса и Энгельса», т. V, стр. 198.

 

[24] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. X, стр. 720.

 

[25] Xуан‑Антонио Льоренте – Критическая история испанской инквизиции. Соцэкгиз 1936. Т. 1, стр. 200.

 

[26] Там же, т. II, стр. 426.

 

[27] Там же, т. I, стр. 217.

 

[28] Льоренте, цитированное сочинение, т. I, стр, 497.

 

[29] Льоренте, цитированное сочинение, т. I, стр, 146.

 

[30] Виновники убийства Арбуэса были подвергнуты мучительной казни: им отрезали руки и затем повесили; трупы были четвертованы, и части тел выставлены в публичных местах.

 

[31] Из книги Бруно «Печать печатей». Цитирую по газете «Безбожник» № 5 за 1940 г.

 

[32] И. Сталин – Речь на приеме работников высшей школы. Газета «Правда» от 19/V – 1938 г.

 

[33] Льоренте, цитированное сочинение, т. I, стр. 317.

 

[34] «Молот ведьм», стр. 93. Здесь и дальше цитирую по русскому изданию 1932 г. (изд. ГАИЗ). Этому изданию предпослано обстоятельное предисловие проф. С. Г. Лозинского об истории ведовства.

 

[35] Сперанский – Ведьмы и ведовство. Москва, 1906 г. Стр. 17–18.

 

[36] И. Шерр – История цивилизации Германии. Петербург, 1868 г. Стр. 625.

 

[37] Материал о ведовских процессах имеется в книгах: Леман – Иллюстрированная история суеверий и волшебства; Я. Канторович – Средневековые процессы ведьм; М. Геннинг – Дьявол, и др.

 

[38] М. Геннинг – Дьявол. Изд. «Атеист» 1930. Стр. 39.

 

[39] Из книги Я. Канторовича «Средневековые процессы о ведьмах». Петербург, 1899 г.

 

[40] Льоренте, цитированное сочинение, т. I, стр. 351.

 

[41] Там же, стр. 352.

 

[42] Джованни Боккаччо – Декамерон. Изд. «Academia» 1931. Т. I, стр. 53.

 

[43] Эразм Роттердамский – Похвальное слово глупости. Гослитиздат 1938. Стр. 140

 

[44] Ф. Энгельс – Крестьянская война в Германии. Госполитиздат 1939. Стр. 41.

 

[45] Ф. Энгельс – Крестьянская война в Германии. Госполитиздат 1939. Стр. 41.

 

[46] Там же, стр. 32.

 

[47] Ф. Энгельс – Крестьянская война в Германии. Госполитиздат 1939. Стр. 42.

 

[48] Император Сигизмунд сам передал Гуса (в марте 1414 г.) епископу коТястанцскому, который отправил его в свой замок и велел заковать в цепи.

 

[49] Шарль Пти‑Дютайи – Феодальная монархия во Франции и в Англии в X–XIII вв. Соцэкгиз 1938. Стр. 247.

 

[50] Гельвеций – О человеке. Соцэкгиз 1937. Стр. 197.

 

[51] Ф. Энгельс – Крестьянская война в Германии. Госполитиздат 1939. Стр. 32–33.

 

[52] Ф. Энгельс – Крестьянская война в Германии. Госполит‑«дат 1939. Стр. 123.

 

[53] Капитолий – римская крепость.

 

[54] М. Филиппсон, указанное сочинение, стр. 257–258.

 

[55] Во Франции католики во главе с католичкой‑королевой Екатериной Медичи расправились с протестантами (гугенотами – кальвинистами) самым коварным образом. Заманив вождей французских протестантов в Париж будто бы на свадьбу сестры короля, католики в ночь с 23 на 24 августа 1572 г. (день св. Варфоломея) устроили в Париже массовую резню кальвинистов. Резня перебросилась и в провинции. В течение двух недель было убито свыше 30 тысяч человек. Папа римский не только одобрил эти убийства, но в память этого «благочестивого» дела велел вычеканить медаль.

 

[56] Генрих Латвийский – Хроника Ливонии. Изд. Академии наук 1938. Стр. 82.

 

[57] Там же, стр. 136–137.

 

[58] Там же, стр. 147.

 

[59] Там же, стр. 180.

 

[60] О связи иезуитов и папы с самозванцем можно найти много интересных сообщений в книге голландского купца Исаака Масса, который жил в Москве с 1601 г. по 1609 г. и затем опять с 1612 г. (см. его книгу «Краткое известие о Московии в начале XVII столетия». Соцэкгиз 1937. Стр. 75, 76, 77, 121–126 и др.).

 

[61] М. Коялович – История воссоединения западно‑русских униатов старых времен. Петербург, 1873 г. Стр. 52.

 

[62] Там же, стр. 55.

 

[63] Е. Адамов – Дипломатия Ватикана в начальную эпоху империализма. Соцэкгиз 1931. Стр. 73.

 

[64] Е. Тарле – История Италии в новое время. Изд. Брокгауз и Эфрон 1901 г. Стр. 145–146.

 

[65] Сборник секретных документов из архива бывшего министерства иностранных дел, № 6, январь 1918 г.

 

[66] В связи с этим небезынтересно отметить, что в XIV в., когда папство собрало у себя огромнейшие сокровища и неприкрыто защищало порабощение и нищету народных масс, папа Иоанн XXII осудил учение о бедности Христа и признал, что такое учение – ересь.

 

[67] В. И. Ленин – Крах II Интернационала. Соч., т. XVIII, стр. 259.

 

[68] В. И. Ленин. Соч., т. XXX, стр. 201.

 

[69] Там же.

 

[70] Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и временного правительств 1878–1917 гг. Серия II, том XVIII, ч. II, стр. 125–126. Москва. Гос. изд – во политической литературы 1938.

 

[71] Там же.

 

[72] В. И. Ленин – Социализм и религия. Соч., т. VIII, стр. 419.

 

[73] Там же.

 

[74] Газета «Правда» от 11 марта 1931 г.

 

[75] Архив полковника Хауза, т. III, стр. 35. Соцэкгиз 1939.

 

[76] Газета «Правда» от 25 января 1928 г.

 

[77] Газета «Правда» от 7 мая 1931 г.

 

[78] В. М. Молотов – Внешняя политика Советского Союза. Доклад на заседании VII Сессии Верховного Совета СССР. Госполитиздат 1..40. Стр. 9.

 

[79] В. М. Молотов – Внешняя политика правительства. Доклад на заседании VI Сессии Верховного Совета СССР. Госполитиздат 1940. Стр. 4.

 

[80] Там же, стр. 7–8.

 

[81] В. И. Ленин – Об отношении рабочей партии к религии. Соч., т. XIV, стр. 68.

 

[82] К. Маркс – Коммунизм «Рейнского обозревателя». К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. V, стр. 173.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.47 (0.111 с.)