Диагностика детско-родительских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика детско-родительских отношений



В процедуре психологического изучения семьи можно выделить два направления.

 -Первое направление реализуется в форме беседы-интервью и состоит из нескольких этапов.

. Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два подэтапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка.

Третий этап. Формулирование реальных проблем.

Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены.

Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление понимания проблемы в формулировке психолога.

       Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику состояния ребенка) проводятся психологом со всеми присутствующими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, психолог устанавливает доверительный контакт с каждым из ее членов. Спец приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серьезное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на кот жалуются родители больных детей, чаще всего касаются:

- проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения;

- взаимоотношений ребенка с матерью (его послушание - непослушание, агрессивность - ласковость);

- отношений ребенка с сибсами (здоровые дети тяготятся больными братом или сестрой, стесняются их);

- отношений ребенка с другими детьми в школе, детском саду, на улице;- отношений ребенка с дедушкой и бабушкой;

- отношений ребенка с учителем, воспитателем в детском саду, в школе;

- отношений между матерью и отцом ребенка;

- отношений отца (матери) к ребенку;

- оценки матерью (отцом) отношения отца (матери) ребенка к нему и к нормальным сибсам и др.

       Псих-пед изучение ребенка осущ с помощью соотв методик и в рамках известного в отечественной дефектологической науке традиционного подхода. В зависимости от степени выраженности нарушений в инт, двиг, речевой или эмоционально-волевой сферах психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личностных черт больного ребенка.

  Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель - определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что реальная формулировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу.

       На 4 этапе психолог предлагает родителям опт способы решения их проблем. К ним отнесены:

- правильный выбор программы обучения и типа спец (корр) образовательного учреждения для ребенка;

- организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;

- обучение родителей навыкам воспитания ребенка с отклонениями в развитии;

- формирование у ребенка адекв отношений со всеми членами семьи и с др лицами (в УО);

- изменение позиции родителей относительно "бесперспективности" развития их ребенка;

- установление позитивного климата и адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи.

Одновременно психолог осущ поиск доп мер, которые могут быть необх для решения осн проблемы. Он дает разъяснения по поводу того, что надо делать и как работать по каждому из направлений.        Последний этап посвящен подведению итогов первичного псих исследования семьи. Одновременно психолог изучает на эмп уровне готовность родителей к преодолению проблем и опред степень помощи, в которой они нуждаются.

       Следует учитывать, что для достижения понимания проблемы, даваемой консультантом, родителям необходимо время для обдумывания и для формирования нового взгляда на проблему. Одновременно у них может возникнуть неудовлетворенность результатами консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. следует убедить родителей в необходимости проведения дополнительных бесед, а также в целесообразности проведения психодиагностической процедуры по отношению к ним самим.

       Организация и проведение комплексной личн и сем диагностики (второе направление) может проводиться также в несколько этапов в зависимости от возникновения в этом потребности

 

Психология развода

развод рассматривается с 2 точек зрения: как процесс и как результат внутрисем-х процессов.

по Сысенко – это итог длительного периода дезорганизации супружеской жизни, хронических ссор и конфликтов, накопленных обид и недоразумений. По С. Кратохвилу, развод – не событие, а процесс, начинающийся, когда супруги рассматривают развод как реальную возможность, и заканч тогда, когда супруги устанавливают свой инд стиль жизни. развод может играть позитивную роль в том случае, если он ведет к решению сем проблемы, способствует эмоц равновесию и «моральному возрождению» супругов.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном супружеском союзе. мотивы разводов:
1) пьянство и алкоголизм одного из супругов; 2) несходство характеров и отсутствие взаимопонимания;
3) измена или подозрение в измене; 4) частые ссоры; 5) появление другой семьи;6) утрата чувства любви;

7) физическая несовместимость; 8) ревность; 9) вмешательство в сем отношения родителей и др;

10) болезнь одного из супругов; 11) фиктивное заключение брака;

12) безответственное отношение супругов к семье и семейным обязанностям;

13) вынужденная разлука супругов; 14) отсутствие детей или нежелание одного из супругов их иметь.

       В разводе можно выделить три фазы:

1) обдумывание и принятие решения о разводе; Снижение уровня субъектй удовлетворенности браком, чувство утраты любви – возн-е холодности, враждебности и дистантности в отношениях супругов, что явля индикатором начала процесса эмоц развода. наблюдается асимметрия динамики эмоц развода у партнеров: у кого-то чувство любви сохраняется, у кого-то угасает. Обдумывание и принятие решения о разводе  продолжается от неск-х дней до лет и осн-ся на осознании ими невозможности дальн существования в рамках сем системы. Конфронтация приобретает целенапр характер: высказываются претензии и требования, наконец ставится вопрос о целесообразности развода. Сообщение партнеру о принятом решении вызывает шок, отчаяние, чувство пустоты и хаоса. Все это составляет паттерн эмоц переживания отвергнутым партнером решения о разводе. Решение о разводе либо принимается вторым супругом сразу, либо следуют переговоры и «тайм-аут» с отсрочкой принятия окончательного решения. Одним из вариантов «цивилизованного» принятия решения о разводе является более или менее длительное раздельное проживание при сохранении воспитательной и экономической функций семьи.

2) планирование ликвидации семейной системы; - с момента оконч принятия решения о разводе. Свойств негативно-тревожный эмоц фон существования семьи, высокая эмоц напряженность и фрустрированность представляют угрозу для разумного выхода из кризиса. Ликвидация связана с необходимостью изменения ролевой структуры, перераспределения ее осн функций и построением нового образа жизни:

1) эмоц развод – разрушение иллюзий, чувство неудовлетворенности, психолог отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. эмоц сепарация;

2) физ развод, включающий терр сепарацию и приводящий к раздельному проживанию бывших супругов;

3) экономический развод –раздел имущества и жилища, о формах эконом поддержки, о вкладе в обеспечение мат благополучия детей и планировании шагов по изменению места и графика работы каждым из супругов;

4) социальный развод представляет собой реорганизацию отношений с расширенной семьей и перестройку отношений со значимым социальным окружением, общим кругом друзей и коллег. Явное непринятие развода прародителями, осуждение и обвинение ими супругов, попытки давлением на них добиться отмены решения создают фактор риска стабилизации семьи после развода.

5) сородительский развод - достижение договоренностей об ответственности и формах опеки и участии в воспитании детей; подготовку и информирование детей о предстоящем разводе и новых условиях жизни;

6) религиозный развод – согласование с религиозными канонами и получение разрешения от духовника или иерархов конфессии на расторжение брака, если один из супругов или оба верующие.

3) сепарация. – прекращение ведения супругами совместного хозяйства и совместного проживания. Нередко уже на этой фазе происходит физическое отделение супругов – уход в прародительскую семью или на иное место жительства. Даже если супруги продолжают жить под одной крышей, происходит раздел «хозяйства», комнат, бюджет перестает быть общим и т. д. Интенсифицируется процесс эмоционального развода – происходят аффективная переоценка характера отношений с партнером и самого партнера, дифференциация границ «Я» и «Ты» и установление новых правил и норм межличностного взаимодействия. Но даже после развода «Мы» как целостная структура сохраняется, поскольку даже тогда бывшие супруги остаются родителями своих детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.009 с.)