Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология неблагополучной семьи
Неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий соц статус в разл сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцен или игнорируются осн сем функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям. Проблемы касаются соц, правовой, мат, мед, псих, пед и др сторон жизни. Современные исследователи выделяют ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие, а именно: – низкий жизненный уровень; – увеличение числа неполных семей; – неблагоприятный эмоциональный фон в семье, конфликтность; – деформация нравственных ценностей семьи, алкоголизм и наркомания родителей. С учетом доминирующих факторов (В. М. Целуйко) неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первою группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: - конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные, с недостатком воспитательных ресурсов Второю группу представляют внешне респектабельные семьи, однако ценностные установки и поведение родителей в них расходятся с общечел моральными ценностями. Отлич особенность - взаимоотношения членов на внешнем, соц уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. -внутренне неблагополучны (со скрытой формой неблагополучия). Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблаг-х, семей, способствующих появлению «трудных» детей: 1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов: неполные семьи; семьи с невысоким уровнем развития родителей; семьи, где тратят много времени на поддержание мат благополучия, оставляя детей без внимания. 2. Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; 3. Нравственно-деформированные семьи.
4. Пед некомпетентные семьи. - безнадзорность, безынициативность. Ю.В. Корчагина выделяет степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи: 1) Проблемные семьи – это семьи, функц-е кот нарушено из-за пед несостоятельности родителей. это конфликтные семьи с дисгарм стилем сем воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие). 2) Кризисные семьи – это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис. Асоциальные семьи – признак- алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом детско-родительские отношения полностью не разорваны. Под влиянием такой семьи у детей обычно формируются взгляды, вкусы, убеждения, не совпадающие с социально признанными и одобряемыми. 3) Аморальные семьи – это семьи, утратившая семейные ценности, х-ся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспеч необх безопасных условий жизни. Дети в такой семье не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома. 4) Антисоц семьи – крайняя степень сем дисфункции. Они х-ся противоправным, антиобщ поведением, несоблюдением мор-х, нравств норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением эконом прав ближних, ведущие паразитический образ жизни (принуждение детей к воровству, попрошайничеству) При мед-псих подходе в основу классификации семейного неблагополучия положен характер отношений родителей с детьми. Так, А.Е.Личко особо выделяет следующие четыре ситуации в семье: - гиперопека – от назойливого стремления родителей быть постоянными соучастниками всех жизненных проявлений своего ребенка до тяжелой семейной тирании, когда излишний контроль за внутренним миром несовершеннолетнего сочетается с авторитарностью воспитательного давления. Для детей, воспитанных в такой атмосфере, пребывание в подчинении становится естественным состоянием и вызывает сильные коммуникативные затруднения при необходимости проявить самостоятельность; - гипоопека, во многом совпадающая с понятием "безнадзорность", когда свобода выбора решений не обеспечивается психологической поддержкой и контролем взрослого человека;
-”кумир семьи" – постоянное внимание к любому побуждению несовершеннолетнего с немедленным поощрением за скромные успехи, которое развивает эгоцентризм и способствует закреплению истерических наклонностей с неизбежными проблемами самоутверждения в среде с равноправными отношениями; - воспитание "золушки" – повышенная зависимость ребенка от порицающего мнения окружающих, скептической оценки его личности и возможностей, формирующая у него привычку уходить от проблем и конфликтов в мир внутренних переживаний. А.И.Захаров включает в число неблагополучных семей те, в которых психологическое напряжение не только не находят своего разрешения, но и имеет тенденцию к нарастанию, затрагивая как сферу отношений, так и психическое состояние членов семьи. К неблагополучным должны отнести семьи, где к ребенку не предъявляется требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для эгоизма, высокомерия. Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками. Следовательно, неблагополучная семья оказывает отрицательное, разрушительное, влияние на формирование личности ребенка, следствием чего являются ранние поведенческие отклонения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.006 с.) |