Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интервью с хирургом-оториноларингологом, фониатром, доктором медицинских наук, профессором В.А. Загорянской-Фельдман
8 декабря 1991 г. М.Н. Щетинин: Валентина Александровна, в каком году и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Александрой Николаевной и Александрой Северовной Стрельниковыми? В.А. Загорянская-Фельдман: С Александрой Северовной я познакомилась раньше, чем с Александрой Николаевной. Я работала не только в Большом театре, но и в театре Советской Армии. Во время гастролей в провинции актриса Л.И. Касаткина играла больная. И у нее образовался отек в виде полипа на правой истинной голосовой связке. Она пришла ко мне. Голос не звучал. Я дала ей больничный лист и велела 2 недели молчать и все писать, не говорить. Через 2 недели она пришла, отек у нее прошел. Я дала ей еще 3-4 дня, чтобы она начала немножко разговаривать, чтобы приучить связки к разговору. А потом выписала на работу. После первого спектакля у нее был такой же отек. М.Н.: Чем Вы это объясняете? В.А.: Когда у нее был первый отек, а ей надо было играть, она старалась обойти трудное место, не следила за дыханием и стала неправильно направлять звук. Я это ей объяснила и сказала, что нужно найти педагога по дыханию, чтобы правильно поставить дыхание. Она в первый момент возмутилась и сказала: «Я много лет актриса, и у меня дыхание поставленное!» Я ей объяснила, что когда начинаешь играть больной, то неправильно направляешь звук. Поэтому надо заняться с педагогом дыханием. Такого педагога ей надо найти. У меня есть педагоги певческие, и насколько они ставят дыхание артистам драмы, я не знаю. Поэтому ей бы надо поискать. Кто-то ей рекомендовал Александру Северовну Стрельникову. Она прозанималась 10 дней или 2 недели (я точно не помню), пришла и показала мне связки. Я говорю: «Связки — идеальные. Если у Вас дыхание поставлено,— идите играть». Она говорит: «Завтра выйду на сцену!» Больше у нее связки никогда не отекали. Она поговорила с дирекцией театра Советской Армии, и Александру Северовну пригласили в театр. С тех пор я горя не знала. У тех, кто занимался, никогда не было проблем с голосовыми связками. Александра Северовна тут же пришла ко мне познакомиться. Мы с ней поговорили, и она мне очень понравилась. Она мне сказала, что она «рассасывает» узелки. М.Н.: Вы стали с Александрой Северовной дружить творчески? В.А.: Да, я стала ей направлять больных и с кровоизлиянием в голосовые связки, и с острым отеком. Посылала больных с узелками, с полипами.
М.Н.: Как Вы познакомились с Александрой Николаевной? В.А.: До этого я только слышала от Александры Северовны, что у нее есть дочь, и она научила ее всему. Что Александра Николаевна занимается вместе с ней и даже больше, а она сама только следит. Потому что она уже старая, а Александра Николаевна — молодая. И попросила, чтобы я направляла больных к Александре Николаевне. А она будет проверять, что делает Александра Николаевна. Потом ее дочь пришла ко мне домой познакомиться. М.Н.: Валентина Александровна, я хочу задать Вам один очень «щепетильный» вопрос: Вы сами кому из обеих Стрельниковых отдавали предпочтение? В.А.: Александре Северовне — по многим причинам. Во-первых, потому что у Александры Северовны всегда был отдельный подход к каждому больному. Я послала к ней своего приятеля, профессора-физика. У него почти после каждой лекции отекали связки. Я ему говорю: «Яшенька, что-то Вы не то делаете. Поезжайте-ка к Александре Северовне!» Он поехал. С ним стала заниматься Александра Николаевна. Она делала с ним все эти упражнения. А Александра Северовна бегала по комнате и кричала: «Не то, не то, не то!» Тогда Александра Николаевна ей говорит: «Мать, не мешай! Он еще поделает — и будет то!» А Александра Северовна отвечает: «Нет, не будет!» И опять начала бегать. Подбежала к шкафу, достала большой солдатский ремень и перевязала ему живот. И вдруг он сразу почувствовал, что ему стало легко приседать и у него ничего не болит. Александра Северовна удовлетворенно сказала: «Вот теперь — то!» После этого занятия он позвонил, пришел ко мне и все это мне рассказал. Я сказала: «Александра Северовна — гениальна! Она ведь не знала, Яшенька, что у Вас — блуждающая почка. Вы лекции читали с бандажом или без?» Он отвечает: «Без...» Я говорю: «Так Александра Северовна по слуху догадалась, что Вам нужно завязать живот. А я знала, что у Вас блуждающая почка. Но мне в голову не пришла мысль о том, что Вы можете читать лекции без бандажа. Я знаю, что люди с блуждающей почкой надевают с утра бандаж и с ним ходят. Поэтому я Вас не спросила. А Александра Северовна по звуку голоса поняла...»
И второй случай про Александру Северовну. У меня была больная, которая на нервной почве потеряла голос. Когда я ей предлагала сомкнуть связки, дать звук, — она не могла. Связки не смыкались. Тогда я ей предложила кашлянуть. При кашле связки сомкнулись. Я поняла, что это связано с нервами. И для того, чтобы вернулся голос, надо вызвать острую боль, чтобы человек закричал. Но мне, как врачу, вызывать острую боль не очень удобно. Я послала ее к Александре Северовне и написала: «Александра Северовна! Потеря голоса на нервной почве!» Александра Северовна минутку подумала, взяла 2 утюга, заставила эту больную сесть на корточки и с 2 утюгами ходить на корточках, делая вдох на каждый шаг. На третьем шаге эта больная уронила утюг себе на ногу и дико заорала. Александра Северовна ей спокойно говорит: «Ну вот,— голос возвратился... Иди домой!» М.Н.: Александра Николаевна получила авторское свидетельство на эту гимнастику, Вы — первый врач, которая собственноручно подписала свидетельство о полезности. Мне бы хотелось, чтобы Вы подробнее об этом рассказали. В.А.: Александра Николаевна пришла ко мне. Я сказала: «Эта дыхательная гимнастика не Ваша, а Вашей мамы. И подписывать не буду». С этим она ушла. А потом пришла ко мне Александра Северовна и сказала: «Валентина Александровна, душенька, я ведь скоро помру — мне 84 года. А Шура начинает свою жизнь, я ей эту гимнастику передала. Ну, пускай будет нашей! Мне-то все равно уже, а ей это важно. Я Вас очень прошу — подпишите!» Я подписала. А вначале я отказалась наотрез. Я сказала: «Это — Ваша мама, а не Вы...» М.Н.: А как на это среагировала Александра Николаевна? В.А.: Обиделась и ушла. А потом она пришла второй раз. Я ей подписала и сказала: «Не сердитесь, я не знала, что мама хочет! Я считала, что это все-таки изобретение Вашей мамы, а не Ваше. Я не хотела обижать Вашу маму...» М.Н.: Александра Николаевна много раз обещала меня привести к Вам, но так и не успела. Она говорила: «Мишуничка, нам с тобой надо сходить к Фельдман. Ты должен обязательно ее увидеть. Это человек, которому я практически обязана всем!» В.А.: Да, она много раз говорила мне о Вас, о том, что она вырастила достойного наследника их метода. Она говорила: «Мне нужно обязательно Вас с ним познакомить!» Я говорю: «Александра Николаевна, ну так приводите!» Она говорит: «Никак не соберусь!» Так и не привела... М.Н.: Валентина Александровна! Когда несколько лет назад журнал «Театральная жизнь» брал у Вас интервью, Вы сказали одну потрясающую фразу: «Результаты применения стрельниковской гимнастики блестящи — метод, безусловно, перспективен!» А в чем ее слабые стороны, над чем мне работать в дальнейшем? В.А.: Слабых сторон нет! А что касается этой фразы, так я и сейчас могу ее повторить. От вашей гимнастики кровоизлияния быстрее рассасываются. Гимнастика улучшает кровообращение, лимфообращение, — и певческие узелки начинают быстрей рассасываться... Когда я в больнице много оперировала,— очень уставала после операции. Я уходила к себе в кабинет и минут 10 делала стрельниковскую гимнастику. И чувствовала, что я отдохнула. И могла опять оперировать и что-то делать, и хорошо соображать. Она бодрит, она снимает усталость, она улучшает кровообращение мозга. Начинаешь лучше думать и соображать.
М.Н.: Марину Евгеньевну Вы научили всему, что можете сами? В.А.: Всему, что могу. Но у нее были и хорошие учителя. От автора Через 2 дня после трагической гибели Александры Николаевны мне домой (в стрельниковскую квартиру) позвонила Валентина Александровна Загорянская-Фельдман и сказала: «Михаил Николаевич, звонит Валентина Александровна. Знаю — Александры Николаевны не стало!.. Хочу Вас видеть — приезжайте!» У меня дух перехватило, и я не смог удержаться от слез благодарности. Звонила сама Валентина Александровна Загорянская-Фельдман! На следующий день после похорон Александры Николаевны я помчался к ней в Воротниковский переулок рядом со станцией метро «Маяковская». И в течение 11 лет я старался несколько раз в году бывать у нее. Она была непревзойденным хирургом-фониатром, она была уникальным человеком! Так, как видела голосовые связки В.А. Загорянская-Фельдман, не видел никто! Такие врачи рождаются раз в 100 лет. Дочь знаменитого профессора В.И. Фельдмана, который в 20-е-30-е годы прошлого века лечил всю театральную Москву, она делала невероятные по сложности операции (и не только на голосовых связках). Сохранились магнитофонные записи бесед с ней, сохранились фотографии. И я могу с гордостью сказать: я — счастливый человек, я знал саму В.А. Фельдман! Какое счастье, что у нее есть дочь, прекрасный хирург-отоларинголог Марина Евгеньевна Загорянская, которую Валентина Александровна всему научила. Так что спите спокойно, господа артисты московских театров (и не только московских): ваши уши, носы и ваши голосовые связки всегда может посмотреть и помочь при любом их заболевании уникальный врач и прекрасный человек, дочь знаменитой В.А. Фельдман — М.Е. Загорянская!
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.012 с.) |