Тема4. Политическая Мысль Древнего Рима 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема4. Политическая Мысль Древнего Рима



1. Социально-политический контекст: движение от полиса к империи, от республики к монархии как фактор развития древнеримской политической мысли. Влияние греческой «полисной идеологии и самобытность политиче­ских учений Древнего Рима.

2. Философско-политическое учение Полибия. Величие Рима и его связь с формами правления. Предвосхищение философии истории и геополитики. Представления о «смешанной» форме правления.

3. Политико-правовая концепция Цицерона. Учение о происхождении и при­роде государства. Учение о наилучшей (смешанной) форме правления. Уче­ние об идеальном гражданине и его обязанностях. Учение об идеальном пра­вителе.

4. Римские юристы (Гай, Ульпиан) о праве, законе и власти.

Доклады

1. Специфика и основная проблематика политической мысли Древнего Рима.

2. Политическая концепция Полибия.

3. Цицерон о происхождении и сущности государства.

4. Цицерон: политик и мыслитель.

5. Цицерон об идеальном правителе.

6. Учение Цицерона об идеальном правителе и его обязанностях.

7. Учение Цицерона о наилучшей форме государственного устройства.

8. Политико-правовые взгляды римских юристов.

Конспекты

1. Цицерон «О государстве», «О законах»

 

Литература

1. Цицерон М. Философские трактаты. М.: Наука, 1997.

2. Цицерон М. Диалоги: О государстве. О законах. М.: Наука, 1994.

3. Цицерон М. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М: Наука, 1974.

4. Желтов В. В. История политических идей: учеб. пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. Гл. 3.

4. Звиревич В. Т. Цицерон: философ и историк философии. Свердловск: Изд - во Уральского ун-та, 1988.

5. Мирзаев С. Б. Полибий: древнегреческий мыслитель и политик. М: Юрид. лигг - ра, 1986.

6. Утченко С. Л. Цицерон и его время. М: Мысль, 1986.

 

 

Тема 5. Политические учения Средних веков. А. Августин

И Ф. Аквинский

1. Специфика христианского взгляда на политику и общество. «Папская» и императорская политические теории. Две формы политического монизма: папская иерократия и имперская теократия. Теория двух мечей. Критика пап­ской теории и идея всемирной монархии (сочинение Данте «О монархии»).

2. Аврелий Августин о формах государства и основаниях государственной власти. «О граде Божием». Учение о двух градах. Противопоставление града земного (государства) небесному (церкви). Греховность земного государства и пути ее преодоления.

3. Фома Аквинский об элементах Государственной власти, о соотношении церкви и государства. Обоснование монархии к критика тирании.

4. Политические последствия распространения теократических доктрин. Всемогущество папства и вмешательство церкви в борьбу за светскую власть.

Доклады

1. Специфика христианского взгляда на политику и общество.

2. Аврелий Августин о формах государства и основаниях государственной власти.

3. Учение Фомы Аквинского о власти.

4. Политические идеи сочинения Данте «О монархии».

Конспекты

1. Августин А. «О граде Божием»

Литература

1. Блаженный Августин. Исповедь. М., 1992.

2. Блаженный Августин. О граде Божием. М., ACT, 2G00.

3. Баткин Л. М. Данте и его время. Поэт и политика. М.: Наука, 1965.

4. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 19.66.

5. Герье В. Блаженный Августин. М., 1910.

6. Герье В. Расцвет западной теократии. М., 1916.

7. Данте А. Монархия // Данте А. Малые произведения. М.: Наука, 1968.

8. Европа в Средние века: экономика, политика, культура. М.: Наука, 1972.

9. Желтое В. В. История политических идей: учеб. пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. Гл.4.

10. История философии в кратком изложении. М., 1994.

11. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986.

12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992.

13. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.

14. Рассел Б. История западной философии. М., 1994. Т. 1.

Тема 6. Политическое содержание средневековых ересей.

1. Понятие «ереси» в богословии. Мировоззренческие, социально - экономи­ческие и политические факторы формирования средневековых ересей. Уче­ния гностиков и манихеев.

2. Социально-политическая программа основных еретических течений Сред­невековья: богумилы, катары, вальденсы, патарены, альбигойцы, гуситы (чашники и табориты), адамиты и др.

3. Политическая программа бюргерских ересей. Я. Гус и Дж. Уиклиф. Кон­цепция национальной церкви и программа церковных реформ.

4. Влияние средневековых ересей на политическое мировоззрение эпохи Ре­формации и буржуазных революций в Европе.

Доклады

1. Гностицизм и манихейство как идейные источники средневековых ересей.

2. Социально-политическая программа ереси катаров.

3. Гуситская идеология и ее влияние на политическое развитие стран Вос­точной и Западной Европы.

Литература

1. История политически, и правовых учений: Средние века и эпоха Возрож­дения. М., 1986.

2. Ренан Э. Христианская церковь. М., 1991.

3. Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории. Глава 2 // Шафаревич И. Р. Будет ли существовать Россия? М., 1991.

4. Гумилев Л. Н. Этносы и антиэтносы // Звезда. 1990. № 1 - 2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.009 с.)