Тема 1. Политические и правовые учения древнего мира: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Политические и правовые учения древнего мира: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1 семестр

 

Тема 1. Политические и правовые учения Древнего мира: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм

1. Социально-философская и политическая доктрины конфуцианцев.

2. Социально-философские и политические взгляды даосов.

3. Социально политическая доктрина Мо-цзы и его последователей.

4. Социально-политические взгляды Шан Яна и доктрина легистов.

Конспекты

1. Конфуций «Беседы и суждения»(глава II «Кто управляет»)

Литература

1. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1 - 2. Лекции 3 и 4.

2. Васильев Л. С. История религий Востока. М.: Высш. шк., 1982. Гл. 16.

3. Древнекитайская философия. Т. 1. М.: Принт, 1994.

4. Желтов В. В. История политических идей: учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. Гл. 1.

5. История политических и правовых учений. М.: Юр. лит., 1988.

6. История китайской философии. М.: Прогресс, 1989. Гл. 2.

7. Малявин В. Конфуций. М., 1992.

8. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в истории Китая. М., 1981; Он же. Слово Конфуция. М.: Фабула, 1992.

9. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. Гл. 14.                                                                            ,.

10. Торчинов Ю. В. Даосизм. СПб., 1994.

11. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Высш. шк. 1981. Лекции 3 и 4.

 

Тема 2. Политическое учение Платона

1. Социально - политические и мировоззренческие истоки доктрины Плато­на. Учение об идеях и его влияние на социально - политические воззрения философа.

2. Проект идеального строя в книге "Государство". Концепция «всеобщего блага» и социальной справедливости. Основные принципы построения иде­ального государства. Три начала души, сословное деление общества и разде­ление труда.

3. Платон о соотношении государства и права в диалоге "Политик". Сущ­ность политического искусства и личные качества политика.

4. Платон о праве и государстве в книге "Законы". Второе по совершенству государство и идея смешанного правления.

5. Платон о демократии и демократическом человеке, о связи тирании и де­мократии, о тираническом человеке. Психологические основания власти.

Доклады

1. Принципы построения идеального государства у Платона.

2. Организация государственной власти и законы наилучшего строя в работе Платона «Законы».

3. Платон о сути политического искусства в диалоге «Политик».

4. Споры о Платоне: история и современность.

Конспекты

1. Платон «Государство» (книги 1-3, 8-10)

2. Платон «Политик»

3. Платон «Законы»

Литература

1. Платон. Государство // Соч.: в 3 т. Т. 3, Ч. 1. С. 372 - 379.

2. Платон. Законы // Там же. Т. 3.

3. Платон. Диалоги // Там же.

4. Асмус В. Ф. Платон. М.: Мысль, 1975.

5. Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М.

6. Гуторов В. А. Античная утопия: Вопросы истории и теории. М., 1989;

7. Желтов В. В. История политических идей: учеб. пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. Гл. 2.

8. История политических и правовых учений: Древний мир. М, 1985.

9. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона. М.: Мысль, 1975.

10. Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.

11. Нерсесянц В. С. Платон. М., 1984.

12. Нерсесянц В. С. и др. История политических и правовых учений. М., 1999.

13. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: Прогресс, 1991.

14. Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979.

15. Политическая социология: учеб. пособие/под ред. Г.П.Сопова. Ростов на/Д, 1997. Раздел 5.

16. Желтов В. В. История западной социологии / В. В. Желтов, М. В. Желтов. Кемерово, 2004. 4.1. Гл.1.

17. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. Гл. 1 - 10.

18. Трубецкой Е. Н. Социальная утопия Платона. М., 1908.

19. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высш. шк., 1981. Тема 54.

20. Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории. Гл. 1 // Ша«фаревич И. Р. Есть ли у России будущее? М., 1991.

21. Эбенстайн В. Платон и Аристотель // Знание - сила. 1990. Ш 8; Его же. Обществ много, а Платон один // Диалог. 1991. № 15.

Тема 5. Политические учения Средних веков. А. Августин

И Ф. Аквинский

1. Специфика христианского взгляда на политику и общество. «Папская» и императорская политические теории. Две формы политического монизма: папская иерократия и имперская теократия. Теория двух мечей. Критика пап­ской теории и идея всемирной монархии (сочинение Данте «О монархии»).

2. Аврелий Августин о формах государства и основаниях государственной власти. «О граде Божием». Учение о двух градах. Противопоставление града земного (государства) небесному (церкви). Греховность земного государства и пути ее преодоления.

3. Фома Аквинский об элементах Государственной власти, о соотношении церкви и государства. Обоснование монархии к критика тирании.

4. Политические последствия распространения теократических доктрин. Всемогущество папства и вмешательство церкви в борьбу за светскую власть.

Доклады

1. Специфика христианского взгляда на политику и общество.

2. Аврелий Августин о формах государства и основаниях государственной власти.

3. Учение Фомы Аквинского о власти.

4. Политические идеи сочинения Данте «О монархии».

Конспекты

1. Августин А. «О граде Божием»

Литература

1. Блаженный Августин. Исповедь. М., 1992.

2. Блаженный Августин. О граде Божием. М., ACT, 2G00.

3. Баткин Л. М. Данте и его время. Поэт и политика. М.: Наука, 1965.

4. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 19.66.

5. Герье В. Блаженный Августин. М., 1910.

6. Герье В. Расцвет западной теократии. М., 1916.

7. Данте А. Монархия // Данте А. Малые произведения. М.: Наука, 1968.

8. Европа в Средние века: экономика, политика, культура. М.: Наука, 1972.

9. Желтое В. В. История политических идей: учеб. пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. Гл.4.

10. История философии в кратком изложении. М., 1994.

11. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986.

12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992.

13. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.

14. Рассел Б. История западной философии. М., 1994. Т. 1.

Тема 6. Политическое содержание средневековых ересей.

1. Понятие «ереси» в богословии. Мировоззренческие, социально - экономи­ческие и политические факторы формирования средневековых ересей. Уче­ния гностиков и манихеев.

2. Социально-политическая программа основных еретических течений Сред­невековья: богумилы, катары, вальденсы, патарены, альбигойцы, гуситы (чашники и табориты), адамиты и др.

3. Политическая программа бюргерских ересей. Я. Гус и Дж. Уиклиф. Кон­цепция национальной церкви и программа церковных реформ.

4. Влияние средневековых ересей на политическое мировоззрение эпохи Ре­формации и буржуазных революций в Европе.

Доклады

1. Гностицизм и манихейство как идейные источники средневековых ересей.

2. Социально-политическая программа ереси катаров.

3. Гуситская идеология и ее влияние на политическое развитие стран Вос­точной и Западной Европы.

Литература

1. История политически, и правовых учений: Средние века и эпоха Возрож­дения. М., 1986.

2. Ренан Э. Христианская церковь. М., 1991.

3. Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории. Глава 2 // Шафаревич И. Р. Будет ли существовать Россия? М., 1991.

4. Гумилев Л. Н. Этносы и антиэтносы // Звезда. 1990. № 1 - 2.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1 семестр

 

Тема 1. Политические и правовые учения Древнего мира: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм

1. Социально-философская и политическая доктрины конфуцианцев.

2. Социально-философские и политические взгляды даосов.

3. Социально политическая доктрина Мо-цзы и его последователей.

4. Социально-политические взгляды Шан Яна и доктрина легистов.

Конспекты

1. Конфуций «Беседы и суждения»(глава II «Кто управляет»)

Литература

1. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1 - 2. Лекции 3 и 4.

2. Васильев Л. С. История религий Востока. М.: Высш. шк., 1982. Гл. 16.

3. Древнекитайская философия. Т. 1. М.: Принт, 1994.

4. Желтов В. В. История политических идей: учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. Гл. 1.

5. История политических и правовых учений. М.: Юр. лит., 1988.

6. История китайской философии. М.: Прогресс, 1989. Гл. 2.

7. Малявин В. Конфуций. М., 1992.

8. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в истории Китая. М., 1981; Он же. Слово Конфуция. М.: Фабула, 1992.

9. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. Гл. 14.                                                                            ,.

10. Торчинов Ю. В. Даосизм. СПб., 1994.

11. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Высш. шк. 1981. Лекции 3 и 4.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.011 с.)