Поведение в бою, сказания и предания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение в бою, сказания и предания



 

У античных авторов встречаются различные упоминания о том, как кельты вели себя в бою. Очевидно, они были храбры до безрассудства, бесстрашны и дики. Недостаток эффективной организации и выносливости в группе постоянно мешал им закрепить победу и консолидировать свои завоевания. Источники во многом подтверждают то, что античные писатели говорили о поведении кельтов в битве и их организации. Полибий, например, отмечает: «Таков был исход войны с кельтами. Ни одна из описываемых историками войн не сравнится с этой по безумной отваге сражающихся, по количеству битв, по множеству участвовавших в них и убитых; зато она может считаться совершенно ничтожною в отношении задуманных планов, по нерассудительности в отдельных предприятиях, ибо галаты не в большинстве случаев только, но во всем и везде руководствовались страстью, а не рассудком».

Подобное происходило в ходе всей древней истории кельтов. Ссоры, вызванные, как это и должно было быть, постоянным употреблением алкоголя, разражались в ходе пиров и праздников. Начинались сражения и поединки между героями; одно племя сражалось с другим, а то и члены одного племени обращались друг против друга. Само «Похищение быка из Куальнге», великий и легендарный угон скота, якобы началось изначально из‑за горячей ссоры между Айлилем и Медб – королем и королевой Коннахта; это привело в конце концов к ожесточенной войне между провинциями Коннахт и Ульстер. Война, начавшаяся в результате пьяной несдержанности, привела к оскорблениям и угрозам со стороны послов, посланных Медб с тем, чтобы одолжить быка в Куальнге в провинции Ульстер, владельцем которого был Дайре.

Этот эпизод живо описан в саге: Мак Рот, главный посол, добился обещания, что бык будет одолжен коннахтцам. Начинается пир: «Приняли их тогда в доме и, постелив свежей соломы да тростника на пол, подали гонцам лучшее угощение и вволю питья, так что вскоре они захмелели». У послов завязывается разговор весьма нескромного свойства, и в конце концов один из них заявляет: «По мне, не речам бы, а крови литься из уст, что промолвили это, ибо то, что отдал он добром, мы отняли бы силой». Слуга Дайре подслушал эти слова и, взбешенный, пошел к своему хозяину. Дайре немедленно отказывается от своего обещания и говорит: «Клянусь же богами, которых я чту, – молвил в ответ Дайре, – что, пока не захватят они его силой, добром уж никак не получат!» Получив на следующий день отказ на просьбу передать ему быка, Мак Рот весьма удивлен и говорит Дайре: «Что б ни болтали гонцы, отведав твоих угощений и выпив вина, не должно их слушать». Однако Дайре не устраивают такие оправдания. Начинается война. Наверное, это была типичная кельтская ситуация со всеми ее неизбежными результатами. Многие легенды в древней литературе основываются на тех же самых мотивах, то есть праздник, перепой и в результате – драка с последующим кровопролитием, в которой в конце концов принимает участие все племя. Это подтверждает и Диодор Сицилийский, который говорит, что у кельтов на пиру «в обычае… начинать при случае словесные споры, а затем вызывать друг друга на единоборство, не придавая никакого значения смерти». В саге «Пир Брикрена» ссоры и драки также начинаются на пиру.

Цезарь говорит о постоянной внутренней войне между кельтами как о чем‑то, что уже осталось в прошлом. Он пишет: «До прихода Цезаря им приходилось почти ежегодно вести или наступательные, или оборонительные войны». Военнопленные иногда приносились в жертву богам. Цезарь говорит: «Перед решительным сражением они обыкновенно посвящают ему (Марсу) будущую военную добычу, а после победы приносят в жертву все захваченное живым, остальную же добычу сносят в одно место».

Таким образом, религия играла огромную роль в поведении кельтов как в битве, так и в других сферах жизни. Для начала сражения были счастливые и несчастливые дни. Предзнаменования нередко заставляли воина, жаждущего сражаться, избегать битвы. Например, считалось, что увидеть журавля – к беде для воина, отправляющегося на битву. В одном ирландском тексте говорится, что увидеть трех журавлей бога Мидира уже достаточно для того, чтобы воин потерял весь свой боевой пыл и ловкость.

Одной из непременных черт межплеменной волны было устройство лагеря. В «Похищении быка из Куальнге» Айлиль говорит своим воинам: «После той песни повелел Айлиль ставить шатры и палатки, готовить питье да кушанья и всем приниматься за трапезу, а музыкантам играть, ибо еще ни в одном лагере не случалось ирландцам стерпеть столь тяжкую и многотрудную ночь, как та, что выпала накануне. Расположились они лагерем и поставили шатры, приготовили напитки и кушанья, и все отведали их под благозвучные напевы».

Как мы уже видели, боевые действия во время «похода», судя по всему, подразумевали передвижение едва ли не всего племени. Страбон говорит о кельтах: «Переселения у них совершаются легко, так как они движутся толпами со всем войском или, вернее, поднимаются всем родом, теснимые другими, более сильными племенами».

Война, оружие и геройские подвиги были настолько характерной чертой повседневной жизни языческих кельтов, что можно сказать даже, что они были самой характерной чертой, вокруг которой возникло огромное количество всевозможных легенд и преданий. Они стали темой множества саг. Ранние валлийские «Триады»[35], которые содержат огромную долю древней языческой традиции и морали, изобилуют упоминаниями о войне и геройских подвигах. Одна из триад, например, озаглавлена «Три столпа острова Британии», другая – «Три барда с алыми копьями острова Британии». В другой Артур говорит: «Вот три моих боевых всадника – Менедд и Ллюдел с нагрудным панцирем, и столп валлийцев – Карадауг». В другой триаде говорится о «Трех битвовенчанных героях острова Британии», еще в одной – о «Трех плахах острова Британии» и так далее. То есть традиция везде связана с битвой. Культовые легенды вспоминали о борьбе богов, преследовавших свои бессмертные цели и вступавших в битву, чтобы достичь их; часто в таких сагах упоминается о помощи смертных героев. Издавались законы, регулирующие поведение в сражении, в честь героя‑триумфатора задавались пиры, которые нередко переходили в дальнейшие сражения и кровопролития. Влиянием среди кельтов пользовались только воинственные аристократы – могущественные, дикие, смелые, непостоянные, помешанные на личной славе и готовые сражаться за честь своего собственного племени или партии.

Мы уже видели несколько варварских описаний кельтских героев, вызывающе одетых в блестящее вооружение и доспехи и стремящихся на поиски приключений. Для контраста мы приведем в конце этой главы пассаж из средневековой валлийской литературы, не менее варварский по сути, чем ирландские сказания, однако здесь первобытный элемент слегка приглушен и частично замаскирован изяществом и элегантностью языка, который сохраняет свое воздействие даже в переводе. Это рассказ о юном будущем герое Кулухе, который путешествует ко двору короля Артура, желая, чтобы его посвятили в воины, и в поисках приключений: «И юноша сел на коня светло‑серой масти, четырех зим от роду, крепкого в ногах и хорошо подкованного, с уздечкой и седлом из чистого золота. На ногах его были серебряные шпоры, а в руке он держал копье толщиной с руку сильного мужчины. Разило оно стремительней, чем капля росы падает с ветки на землю в июне, в самую росную пору. На боку его висел меч в золотых ножнах, на лезвии которого тоже был золотой узор, а на рукояти – золотой крест, призывающий благословение Небес; и там же был узор из слоновой кости. И впереди него бежали две белые борзые с рыжими пятнами, с ошейниками из красного золота. На нем был пурпурный плащ, на каждом конце которого висело по золотому яблоку ценой в сотню коров. И дороже трех сотен коров были его сапоги кроваво‑красного цвета, доходящие до колен. И когда он скакал, трава не гнулась под ним из‑за легкости и быстроты коня, на котором он подъехал к воротам дворца Артура».

 

Дороги и повозки

 

В кельтские времена воины отправлялись на битвы в повозках. Проходил обмен товарами: иноземным торговцам кельты предлагали деньги и рабов в обмен на экзотические вещи. Люди перемещались по стране со всем своим хозяйством и добром и селились в новых местах; по древним дорогам умершие попадали на место своего последнего упокоения, которое одновременно могло быть святилищем и местом религиозного культа. Очевидно, что для всей этой деятельности, для путешествий туда и обратно, нужны были дороги, и этот аспект кельтской жизни никак нельзя игнорировать. Однако в то же время это чрезвычайно трудная тема, поскольку сведения о дорогах как в кельтских странах, так и в других частях варварского мира в доримское время весьма скудны и неудовлетворительны. Только в I и II веках н. э., при римских императорах, появилась огромная европейская дорожная сеть. Некоторые считают, что это стало возможным потому, что и до этого существовала эффективная система местных дорог, которую римлянам оставалось только усовершенствовать, однако вопрос этот спорный. Данные о водном транспорте гораздо полнее, чем о дорогах и путешествии по земле в целом.

Что касается самих дорог (и если они вообще существовали), то надо полагать, что они были построены довольно грубо и встречались не так уж часто. Однако уже само использование колесного транспорта говорит о том, что были какие‑то постоянные пути проезда, которые поддерживались в рабочем состоянии. Обычай сражаться и путешествовать в колесницах также предполагает существование нормально функционировавших дорог и путей. Любой, кому приходилось путешествовать по проселочным дорогам западной Шотландии (да и в других местах) после долгой засухи и во время ветра, конечно, лучше поймет те пассажи из «Похищения быка из Куальнге», где описываются такие условия. Посланник королевы Мак Рот видит нечто необыкновенное на равнине перед ним. Он не может понять, что это, и идет к Айлилю и Медб, чтобы спросить у них. Великий герой Фергус знает, в чем дело.

«Нетрудно ответить, – сказал тот, – серый туман, что увидел Мак Рот между небом и землей, был лишь дыханием героев и их лошадей да облаками пыли с земли и дорог, что увлекаются ветром, становясь серой дымкой в облаках и воздухе».

Далее Фергус говорит: «Стаи бесчисленных, дивных, невиданных птиц были пылью с дорог и земли, что поднималась от ног и копыт лошадей и неслась вслед за ветром».

О существовании дорог в кельтской Европе есть свидетельства и у Диодора Сицилийского, например: «Будучи неуемными пьяницами, они злоупотребляют неразбавленным вином, которое привозят купцы… Поэтому многие италийские купцы из‑за страсти к стяжательству считают пристрастие галлов к вину Гермесовым даром. Плывя по судоходным рекам Галлии или двигаясь в повозках по равнинам, они привозят вино…»

При такой оживленной торговле, подразумевавшей перевозку громоздких товаров на большие расстояния, видимо, делалось все возможное, чтобы ускорить и облегчить поставки. Естественно, для дорог выбирали наиболее сухую и твердую почву. Если болото нельзя было обойти, то его старались сделать как можно более проходимым искусственными способами. Поскольку мы уже привыкли к римской сети дорог, опутывавшей всю Европу и Британию, то мы склонны забывать, каким чудом, каким необыкновенным явлением были в древности для Запада римские дороги – плод блистательного инженерного искусства. Полезно вспомнить и о том, что, когда после падения Римской империи вплоть до сравнительно недавнего времени строились военные дороги, они не шли ни в какое сравнение с римскими. Фактически римляне должны были, конечно, использовать старые тропы и уже существовавшие дороги и систематизировать их. Во многих отдаленных районах Британских островов вплоть до XVIII века и позднее колесный транспорт просто не существовал. Во время своей знаменитой поездки по горной Шотландии в 1773 году доктор Джонсон[36], выезжая из Инвернесса к западному побережью, писал: «Теперь мы должны были распрощаться со всеми удобствами путешествия и отправиться в страну, по которой, возможно, никогда еще не катилось колесо». И слова Джонсона – это не просто предрассудки англичанина…

Повозки со спицами появились в Европе еще между 1500‑м и 1250 годами до н. э. в бассейне среднего Дуная. Изготовлялись модели повозок и колес, которые, возможно, должны были иметь вотивное значение. Кельтское божество, соответствовавшее Юпитеру, – Таранис («Громовик») в древнем кельтском мире символизировался колесом (рис. 27). Присутствие множества металлических моделей колеса и брошей в виде колес, а также изображения колес на керамических сосудах в вотивных приношениях и в священных местах могли иметь двойное значение. Они могли подчеркивать почитание у кельтов колеса, которое считали символом солнца. В каком‑то общем смысле они могли быть связаны и с почитанием божества с колесом; в таком случае это говорит об очень широком распространении культа этого божества в кельтских странах, о чем свидетельствуют и другие данные. В одном раннем ирландском тексте божественный жених Элата является свататься к Эриу – богине, давшей свое имя Ирландии; говорится, что у него на спине пять золотых колес. Кроме того, в наиболее древних ирландских сагах некоторые герои носят броши в форме колеса, которые, судя по всему, служат литературной параллелью к тем, которые нам известны из археологических источников. Такое почитание колеса и его мифологических ассоциаций заставляет предполагать, что это вовсе не был обычный предмет повседневного обихода. Сама его роль как жизненно важной части повозки внушала удивление, смешанное с почтительным ужасом. Колеса от колесниц находили в колодцах. Хорошо известно, что кельты любили бросать в колодцы приношения своим божествам, и, может быть, это еще один пример почитания символа колеса и его важности в быту, но прежде всего в быту аристократическом.

 

 

Рис. 27. Колесо, выполненное в керамике. Хаузстидс, графство Нортумберленд.

 

Древнейшие настоящие повозки (то есть те, которые не были построены для чисто церемониальных целей) могли использоваться скорее для сельскохозяйственных перевозок, нежели для путешествий на дальние расстояния. В них, видимо, запрягали двух волов, привязанных к дышлу. То, что у кельтов использовались и повозки, и колесницы, говорит о том, что на их территории фактически существовали дороги, хотя, наверное, и очень примитивные. Согласно ирландским источникам (если они вообще содержат достоверные сведения по данному вопросу) дороги мостили деревом и камнем; это вполне могло так и быть. Некоторые дороги, должно быть, были просто размеченными тропами, такими, какие до сих пор можно видеть в горных районах Шотландии и других областях. В ирландских текстах описываются три главные дороги, которые сходились в Таре (графство Мит), древнем святилище кельтов и резиденции верховных королей. Есть и упоминания о других дорогах с их особыми названиями, однако трудно определить, насколько они были древними; возможно, речь идет о ситуации уже в христианской Ирландии. Однако, зная консервативный характер кельтской традиции и то почтение, с которым в древней Ирландии смотрели на старые легенды, названия мест и обычаи, очень возможно, что за утверждениями христианских ученых кроется доля истины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.011 с.)