Вопрос 1. Предмет философии. Структура философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Предмет философии. Структура философии.



Вопрос 1. Предмет философии. Структура философии.

Существует множество определений предмета философия. Для Платона философия это размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, и других нравственных добродетелях. Аристотель называл философию наукой "о наиболее общем". Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии "...познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней..." Н. Бердяев определяет философию как "учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе". По мнению С. Франка, философия есть "общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии" и.т.д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и.т.п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как "мир-человек" или как отношение человека -субъекта познания-к миру, объекту, материи.

Филосовская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два осмыслительных хода: от человека- к миру и от мира- к человеку. Таким образом, философия- это система самых общих теоритических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Разделы филосовского знания:

1)- Онтология- филосовское учение о бытии.

2)- Гносеология- фил. уч. о познании.

3)- Антропология- фил. уч. о человеке.

4)- Социальная философия- различные филосовские знания изучающие наиболее общие характеристики общ. жизни.

5)- Этика- фил.уч о морали и нравственности.

6)- Эстетика- фил.уч. о красоте и гармонии мира.

7)- Аксиология- фил. уч. о природе и структуре ценностей.

Средневековое общество и его особенности. Христианство как господствующий образ мыслей. Этапы развития средневековой философии.Философия-служанка богословия.

В средневековой философии называют философию общества разв. в эпоху от крушения римской империи до возникновения ранних форм капит. общества.В условиях ослабления императорской власти церковь взяла на себя часть политической отв. 2 периода Средневековой философии

1-патристика- это совокуп. фил. учений христианских мыслителей 2-8 веков главной целью было защитить и обосновать христ. религию.

Аполагетика - (1 этап патристики 2-3 век.)представитель- Тертулиан.

Классическая патристика- 4-5 в.

Поздняя патристика 6-8 век. Второй этап- схоластика.

Испытывала влияние священного писания библии. Наиболее влиятельный из отцов церкви –Августин.Доказывал, что бог явл. высшим бытием, бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Считалось, что истина еже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библ. тексты отличались иносказательным хар-м, то для их толкования требовалась изощренная логика. Бог един, но троичен в трех лицах: отец, сын и святой дух. Фома Аквинский:осн. цель отработка основных догматов христ. вероучения в формах здравого смысла.

Важнейшими понятиями средневековой философии были:

Монотеизм-Бог един и уникален.

Теоцентризм- итог всего бытия-Бог

Креоцентизм- учение о сотворении мира Богом.

Теодиция-оправд. сущ. в мире зла или бог добр и справедлив.

Эсхатология-учение о конечных субьектах мире и человека.

Проведенциализм-понимание истории как о ранее задуманном.

3 основных проблемы средневековой философии:

1) соотношение веры и разума

2) Проблема универсалий

3) Проблема истинного знания.

Аврелий Августин 354-430 в. до н. э. "Исповедь", "О граде Божьем"

Теория двойственной истины.

Теория двойственности истины – размежевание философии и религии. Стеp Бpабанский - родоначальник авеpоизма (приход с Востока). Фаpада, Илькенди, Ибн Сина (Авицена), Рунс (Авеpонс). Одна и та же истина может быть высказана на языке Корана и на философском языке. Пеpвое предназначено для толпы, второе для посвященных. Авероизм – тексты имеют двойное значение. Одно и то же положение в Библии может быть интерпретировано двояко.
 Сте p Б p абанский: могут существовать различные истины, философские и теологические (Богу богово, а кесарю кесарево).
Идея существования разных истин привела к идее двух книг. ^ Галилей: «Теория двух книг» книга бытия (откровение Библии) и книга природы (на языке математики).
Уильям Оккам. Существует два рода истины – истина разума и истина веры. «Бритва Оккама»: не надо стремиться умножать сущности без необходимости, не надо привлекать мистические, таинственные силы для объяснения природы.

15. Предпосылки становления нового метода научного познания. "Бритва Оккама". Историческое значение средневековой философии.

Уильям Оккам  1285-1249 г. идея о необходимости опытного знания. Софистика, силологистика, схоластика не достаточны для познания мира. Hеобходима математика. «Бритва Оккама»: не надо стремиться умножать сущности без необходимости, не надо привлекать мистические, таинственные силы для объяснения природы. Как можно меньше общих понятий для объяснения существующего.

В споре об универсалии занимал позицию номиналиста, отрицал связи теологии и философии, считал. что философия не может обусловить принципы богословия, выступал против всех основных схоласт. ноправлений.


16.Философия эпохи возраждения её особенности, отличие от философии средневековой мысли.

Ренессанс – значит возрождение. Возрождение к чему? К античности, к культуре стремление к прекрасному.

Причины:

1. Падение Константинополя. Значительная часть византийской элиты подалась на Аппенины и принесла туда свой язык, свою литературу и культуру, заметно улучшив культуру в этом регионе.

2. Развитие мануфактурного хозяйства и ремесла, многие люди этого региона городские. Флоренция, Пиза, Генуя – центры промышленные, культурные, независимые друг от друга, как в Древней Греции. Независимость от папского Рима.

3. Ослабление христианства, что приведет к реформам в церкви – реформация (т.к. в церкви была коррупция и разврат).

4. Технические стороны:

a) Появление компаса, возможность выходить в море и океан, с появлением компаса география Европы расширяется, начинается ближайшая колонизация, что приведет к колонизации Европой всего мира.

b) Порох, который был придуман не европейцами, но только они начали использовать его в военном деле, изменилась тактика ведения войн.

c) Книгопечатание, появление печатного станка, что повышает уровень культурной коммуникации, печать не только религиозная, но любая (как Интернет). Цензура не может уже справиться с таким потоком информации.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) не приемлет автори­теты схоластической философии. Формой выражения но­вого мировоззрения является антропоцентрический гума­низм (воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, признающее самоценность лич­ности в мире, право человека на свободное развитие). Иде­алом в новой концепции выступает человек в его земном предназначении с его земными делами.
Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего возраждение проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма, направленных против христианской морали. Стремление всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслождение – высшее благо. Дж. Бруно провозглашал существование безчисленных миров. Небесные тела составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном пространстве., был противником схоластических методов осмысления природы.

 


17. Изменение взглядов на природу, натурфилософия и начало формирования Новой картины мира (Н. Коперник, Дж. Бруно, Галилей)

У истоков нового мировоззрения стоят великие поэты и мыслители Данте Алигьери (1285-1321), Ф.Петрарка (1304-1374). Они первыми утверждают достоинство и пре­восходство человека, отстаивают мысль о том, что человек рождается не для печального существования, а для сози­дания и утверждения себя в свои деяниях.

Предметом философии становится земная жизнь че­ловека, его деятельность.

Задачей философии является не противостояние духовного и материального, а раскры­тие их гуманистического единства. Место конфликта за­нимают поиски согласия. Это относится как к природе человека, так и к положению человека в окружающем мире — мире природы и общества. Ценностям Средне­вековья гуманизм противопоставляет ценности земного мира.Следование природе провозглашается обязатель­ным условием. Аскетический идеал рассматривается как лицемерие, состояние, противоестественное природе че­ловека.

Формируется новая этика, основанная на единстве ду­ши и тела, равноправии духовного и телесного. Заботить­ся об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. Человеческое в человеке — это всего лишь возможность, заложенная в нем Богом. Для своего осуществления она требует от человека существен­ных усилий, культурной и творческой деятельности.

В процессе жизнедеятельности природа дополняется куль­турой. Единство природы и культуры обеспечивает предпо­сылки возвышения до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Творческая деятельность человека является про­должением и завершением Божественного творения. Бла­годаря творчеству человек может подняться до заоблачных высот, стать земным богом.

Мир и человек — творение Бога. Религиозное мировоз­зрение не отрицалось творцами эпохи Возрождения, оно лишь видоизменялось в сторону признания предназначе­ния человека. Не в пассивном наслаждении божественных дел, а в творческой жизнедеятельности есть истинное че­ловеческое предназначение. Только в творческом деянии че­ловек обретает возможность наслаждаться этим миром. Иде­алом Возрождения является универсальная личность, не признающая никаких границ. Творчество такой личности не ограничивается рамками науки или искусства, оно при­обретает всеобъемлющий характер, превращаясь в позицию универсального жизнетворчества. Эта эпоха нуждалась в титанах и рождала титанов.
Общим развитием гуманизма были подготовлены на­турфилософия и новое естествознание. В этот период про­исходит постепенная смена мировоззренческих установок. Посюсторонний мир становится значимым для человека. А индивид — автономным, универсальным и самодостаточ­ным.

^ У истоков нового естествознания стоят такие мысли­тели, как Леонардо да Винчи (1452-1519) и Николай Копер­ник (1473-1543), Галилео Галилей (1564-1642), Дж. Бруно (1548-1600), Иоган Кеплер (1571-1630). Своей многогран­ной творческой деятельностью они проложили дорогу бу­дущей науке.

Схоластическому методу обоснования догматов церк­ви Леонардо да Винчи гениальный живописец, скульп­тор, архитектор, ученый, инженер — противопоставил экс­периментальный метод, в основе которого лежит опыт. Толь­ко знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, которая является отличительным признаком науки.

Переворот, который совершил в астрономии Коперник, имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. Величайшее значение имела созданная Коперником гелиоцентрическая система мира. Согласно этой системе Земля не центр Вселенной. Она образует с другими планетами единую Вселенную, пребы­вающую в постоянном самодвижении. Идея движения как естественного свойства небесных и земных тел — ценное достижение концепции Коперника. Гелиоцентрическая кон­цепция отбрасывала идею перводвигателя, упраздняла те­ологическое противопоставление земли и неба.

И. Кеплер создал научную астрономию, на которую ори­ентировались в своем развитии естествознание и филосо­фия, с которой пришлось считаться и религии.

Галилео Галилей, занимаясь вопросами математики и механики, сконструировал телескоп, благодаря которому небо представало совершенно в новом виде. С Галилея на­чинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. Он был одним из первых мыс­лителей, кто показал, что непосредственные данные опыта не являются исходным материалом познания, что они все­гда нуждаются в определенных теоретических предпосыл­ках, т. е. что опыт «теоретически нагружен».

Важнейшим выводом натурфилософии и космологии Дж. Бруно было учение о бесконечном пространстве, на­полненном конечными мирами, которые возникают, раз­виваются и уничтожаются во Вселенной. Солнечная си­стема — лишь одна из бесчисленного множества других систем.

В эпоху Возрождения складываются новые социально-политические воззрения. Пикколо Макиавелли (1469-1527) разрабатывает новую концепцию государства, в противо­положность господствовавшей в то время теоретической концепции государства. Томас Мор (1478-1535) предлага­ет идеал общественного устройства, который он видит в социализме.

Таким образом, философия и наука эпохи Возрожде­ния «реабилитировали» мир и человека и нанесли удар по теолого-схоластическому мировоззрению.
18. Социально-политическая концепция Макиавелли. Первые утопии Т. Мор, Т. Кампанелла.

Николо Макиавелли работал и жил в Италии, которая представляла собой мозаическое государство, города-полисы. Николо основатель направления макиавеллизм, употребляется в негативном плане. Эго философия похожа на философию Эпикура и его эпикурейство (философия здоровья). Макиавелли отождествляли с лицемерием или ипокритством в политике. Политику дозволено все «хитер, как лисица и беспощаден, как лев», «цель оправдывает средства» - что и есть цель политика, по мнению Макиавелли. Многие диктаторы опирались на Макиавелли, но объективный анализ показывает, что его главная цель была формирование нового юридического мировоззрения. Он задался вопросом, «каким же образом из могучей империи Римской появилась слабая Италия, которую грабили все кому не лень?», и пришел к выводу, что в этом виновата церковь, папский институт, который довел Рим до такого состояния. До падения Рима император «как бы» цементировал общество и государственный строй. После падения Рима правители становятся слабыми, а церковь становится на первое место. После того как появилось христианство, все стало разрушаться. Церковь занесла произведение «Князь» или «Государь» в индекс запрещенных книг. Макиавелли первый апологет (защитник) частной собственности. Он попытался показать, что дальнейшая возможность развития Италии связана с ростом частной собственности и считал природу человека неисправимой и скорее отрицательной: «люди скорее смиряться с потерей своего отца, чем с потерей своей собственности», он не романтизировал человека, а корыстолюбие считал очевидным фактом природы человека. Макиавелли полагал, что с ростом частной собственности возрастет потребность в сильной государственной власти, что и объединит Италию. С одной стороны он защитник государственной власти монархического типа, но и выступает с точки зрения национальных интересов Италии. По этой идеологии начала развиваться Европа. Но сразу появляется оппозиция. Появляются новые коммунистические утопии, которые придут на смену единственной коммунистической утопии – теории идеального государства Платона. Платона как бы переоткрывают в Эпоху Возрождения. Но идею утопии сохраняют – община и общая собственность. Основные имена утопистов: Томас Мор «Утопия», действие происходит на острове Нигдея - нарицательное название всем теориям такого рода. Томазо Кампанеллы «Город солнца» (современные острова Шри-Ланки). Философ? переходная фигура эпохи Возрождения и нового времени, Френсис Бэкон «Новая Атлантида». Эти утопии объединяет география, необходимость изолированного места - острова. Еще пример утопии от Томаса Мюнцера, который был вождем, священником, анабаптистов народной войны в Германии.

Утопия – строится идеальная модель государства, где постулируется:

1) Равенство между всеми людьми, но там есть и рабы.

2) Добровольный обязательный труд для всех, труд ограничен по времени. 4-6 часами. Труд как потребность для всех.

3) Опора на образование и науку.

4) Отсутствие денег, распределение на основе принципа равенства, отказ от золота как эквивалента денег, вплоть до презрения к золоту.

Одним словом люди живут прекрасно в коммунистическом обществе. В основной части утопий акцент делается на принципе распределения, равенстве на основе распределения, чтобы никому не было обидно. В утопиях предвосхищаются научные достижения: превращение солнечной энергии, скрещивание, получение искусственных органов, путешествие под водой в специальных аппаратах.

 

Основные законы диалектики

Первый закон: единство и борьба противоречий

Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.

На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…

Второй закон: переход количественных изменений в качественные

Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.

Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.

Третий закон: отрицание отрицания.

Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.

Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.

И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал[6], что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

49. Диалектика и синергетика. Синергетическая концепция развития

Диалектика — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.Синергетика междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Диалектика и синергетика являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.

2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.

3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему.Диалектика и синергетика имеют как общее начало – понятие числа, так и общий предел – синергетика в своем предельном развитии приходит к тем же философским проблемам начала и предела развития мира и диалектическим способам их решения.Таким образом, синергетика является конкретизацией диалектики и возникла как втораяветвь в ядре научного познания. Синергетика взаимосвязана с диалектикой и выступает посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием.

Синергетическая концепция самоорганизации

1. Объектами исследования являются открытые системы в неравновесном состоянии, характеризуемые интенсивным (потоковым, множественно–дискретным) обменом веществом и энергией между подсистемами и между системой с ее окружением. Конкретная система погружена в среду, которая является также ее субстратом.

2. Среда — совокупность составляющих ее (среду) объектов, находящихся в динамике. Взаимодействие исследуемых объектов в среде характеризуется как близкодействие — контактное взаимодействие. Среда объектов может быть реализована в физической, биологической и другой среде более низкого уровня, характеризуемой как газоподобная, однородная или сплошная. (В составе системы реализуется дальнодействие — полевое и опосредствованное (информационное) взаимодействие.)

3. Различаются процессы организации и самоорганизации Общим признаком для них является возрастание порядка вследствие протекания процессов, противоположных установлению термодинамического равновесия независимо взаимодействующих элементов среды (также удаления от хаоса по другим критериям). (Организация, в отличие от самоорганизации, может характеризоваться, например, образованием однородных стабильных статических структур.)

4. Результатом самоорганизации становится возникновение, взаимодействие, также взаимосодействие (например, кооперация) и, возможно, регенерация динамических объектов (подсистем) более сложных в информационном смысле, чем элементы (объекты) среды, из которых они возникают. Система и ее составляющие являются существенно динамическими образованиями.

5. Направленность процессов самоорганизации обусловлена внутренними свойствами объектов (подсистем) в их индивидуальном и коллективном проявлении, а также воздействиями со стороны среды, в которую «погружена» система.

6. Поведение элементов (подсистем) и системы в целом, существенным образом характеризуется спонтанностью — акты поведения не являются строго детерминированными.

7. Процессы самоорганизации происходят в среде наряду с другими процессами, в частности противоположной направленности, и могут в отдельные фазы существования системы как преобладать над последними (прогресс), так и уступать им (регресс). При этом система в целом может иметь устойчивую тенденцию или претерпевать колебания к эволюции либо деградации и распаду.

Сознание и самосознание

Отражая действительность в сознании, человек осмысливает окружающий мир, при этом он оперирует чувственными образами и рассудочными формами отражения. Получаемые при этом знания позволяют ему ориентироваться во внешней среде, осознавать, что в этой среде он существует, и окружающие предметы он может использовать как во благо себе, так и во вред; запоминать, как вести себя в тех или иных ситуациях, в какой последовательности выполнять те или иные действия и т. п. В результате осмысления окружающего мира в структуре сознания накапливаются три основных вида знаний по их функциональному назначению: знание объективно-реального, аксиологическое знание, алгоритмическое знание. Знание объективно-реального – это констатация явления как факта, констатация его свойств и связей, причин, закономерностей. Аксиологическое знание – это оценочное знание, знание явления в его отношении к человеку (плохое или хорошее); оно составляет основу обыденного практического сознания. Алгоритмическое знание закрепляет то или иное действие человека, то или иное поведение в форме умений, навыков, стереотипов ситуационного характера. Система данных видов знаний, отражающих объективно существующий внешний мир, составляют сознание, которое называют предметным сознанием.

Но человек осмысливает, осознаёт и самого себя, отдавая отчёт в том, что делает, думает, чувствует. У него накапливаются знания о самом себе, которые отражают не только его физическое состояние, но и его внутренний духовный мир. Эта система знаний человека, отражающая его личные переживания, его чувства, настроения, физическое и духовное состояние, составляет сознание, которое называют самосознанием. Самосознание – это сознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В процессе самосознания у человека складываются определённые этические и эстетические представления о своих действиях и поступках, формируется личностная система ценностей. Самосознание тесно связано с понятием саморефлексии. Саморефлексия – размышление личности о самой себе, когда личность вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. 

Говоря о сознании и самосознании, мы должны отметить такой их аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность основывается на самосознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

 

Подводя итог по теме, отметим, что в философии не существовало однозначного понимания сущности и происхождения сознания. В рамках диалектико-материалистической философии сознание определяется как высшая форма психического отражения действительности. Это отражение осуществляется в виде чувственных и рассудочных форм. К чувственным относятся ощущение, восприятие, представление, к рассудочным – понятие, суждение, умозаключение.

В соответствии с естественнонаучными данными человек с его сознанием появляется в результате эволюции живого в условиях земли. Предпосылки сознания существуют в естественной природе, это свойство отражения. Отражение является всеобщим свойством материи. Из эволюционной теории Ч. Дарвина и философской концепции Ф. Энгельса к настоящему времени сформировано представление о том, как осуществлялся процесс превращения человекообразных обезьян в человека в антропогенезе.

Сознание функционирует на основе языка и членораздельной речи. Членораздельная речь – процесс передачи информации в знаковой форме. Язык – это процесс передачи информации в понятиях, суждениях, умозаключениях. А процесс оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями на основе языка называется мышлением. Построением мысли на основе понятий, суждений, умозаключений занимается логика.

53. Язык и мышление

Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. К. Маркс, например, назвал язык “непосредственной действительностью мысли”. Знак - это внешнее выражение внутреннего содержания предметов и явлений - их значение. Человек - единственное существо, моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем. Знаки - это символы таблицы Менделеева, музыкальные ноты, рисунки, имена и т.д. В любом человеческом сообществе люди реагируют на те или иные знаки в соответствии с культурными традициями, ибо формирование знаковой картины мира и восприятие мира в знаковой системе всегда опосредованно культурой. Знаки, выражающие значения явлений могут иметь либо условный, либо реальный характер (например, местные особенности одежды). Условные знаки, в свою очередь, делятся на специальные и неспециальные. Роль неспециального знака может сыграть, скажем, дерево, используемое как ориентир; специальные знаки - это жесты, знаки уличного движения, знаки различия, ритуалы и т.д.
Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.
Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.
Важно отметить, что связи мыслительных процессов с лингвистическими структурами, широко обсуждается сегодня представителями различных школ и учений философии - структурализмом, постпозитивизмом (лингвистический позитивизм), герменевтикой и др. Представители постпозитивизма обсуждают, как правило, отношения между мышлением и языком в рамках проблемы духовного и телесного (“ментального” и “физического”). Одним из наиболее активных защитников идеи “экстралингвистического знания” является К.Хуккер. Он исходит из того, что лингвистические структуры - это подкласс информационных структур, поэтому недопустимо, по его мнению, отождествлять мысль и речь. Справедливо отмечая, более широкий характер информационных структур по сравнению с лингвистическими К.Хуккер склонен к абсолютизации их, придания им статуса бытийности. Из этой идеи исходит и другая идея постпозитивизма - о тождестве “ментального” и “физического”, эту идею пропагандируют “элининативные материалисты”. Они полагают, что “ментальные термины” теории языка и мышления должны быть элиминированы, как ненаучные и заменены терминами нейрофизиологии. Чтобы решить эту задачу, нужно, прежде всего, как они полагают, отвергнуть “миф данного”, т.е. утверждение о том, что мы располагаем некоторым непосредственным и мгновенным знанием о собственных “ментальных” процессах. Пожалуй, самым решительным образом отрицает “непосредственно данное” П.Фейерабент. По его убеждению, “непосредственно данное” является вовсе не фактом природы, а “результатом того способа, которым любой род занятий (или мнения) относительно сознания воплощен и воплощается в языке”. Этот “якобы факт природы” есть типичная кажимость, обусловленная “бедностью содержания ментальных терминов по сравнению с физическими терминами”/
Заметим, что отрицание “непосредственного данного” означает, что знание существует только тогда, когда оно вербализовано, т.е. выражено словами. Если этот факт “непосредственно данного” признается, то вопрос о его отношении языку и речи решается по-разному. Встречается точка зрения, что непосредственное знание о собственных сознательных состояниях всегда так или иначе вербализовано. Например, Г.Фейгл говорит о наличии сугубо личного языка, с помощью которого субъект выражает для себя указанное знание. Непосредственное знание, прямой опыт он называет “сырыми чувствами”. Последние и выступают в форме “личного языка”, который в процессе общения переводится на интерсубъективный, обыденный язык. Эти примеры свидетельствуют о междисциплинарном характере проблемы соотношения языка и мышления и возможности различных трактовок этого взаимодействия.
Можно разделить два способа существования мысли при помощи языка: “живую мысль”, т.е. актуально переживаемую данным человеком в данном интервале времени и пространства и “отчужденную мысль”, зафиксированную в тексте и т.п. “Живая мысль” - это собственно и есть мышление, реальное онтологическое его развертывание. Оно никогда не бывает абстрактным мышлением, т.е. тем, с которым имеет дело наука. Последнее возможно только в отчужденной от человека форме, например, в компьютере. Реальный процесс мышления, осуществляемый индивидом, есть сложное и динамичное образование, в котором интегрированы многие составляющие: абстрактно-дискурсивные, чувственно-образные, эмоциональные, интуитивные. К эт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.06 с.)