Тема 8. Февральская революция в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Февральская революция в России.



План:

1.Сравнительный анализ программ политических партий.

2.Историческая неизбежность, предпосылки, причины и особенности революции.

3.Восстание в Петрограде. Свержение самодержавия.

4.Образование Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

5.Образование буржуазного Временного правительства.

6.Двоевластие, его причины и сущность.

7.Итоги и значение Февральской революции.

Сообщения:

Отречение Николая II.

Формирование Временного правительства.

Источники и литература:

Хрестоматия по истории СССР (1861-1917): пособие для учителей. Сост. Дмитриев С.С., Эймонтова Р.Г. М., 1970.

Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Период империализма. Учебное пособие. М., 1977.

История России. ХХ век. Учебное пособие./ А.Н. Боханов. М.М. Горинов. В.П. Дмитриенко и др. М., изд-во АСТ, 1996.

История СССР в 12-ти томах Т. У1, М., 1968.

Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции. Полн. Собр. Соч. Т. 31.

Ленин В.И. Письма из далека (письмо 1). Полн. Собр. Соч. Т. 31.

Исторический опыт трех российских революций. Кн. 2. Свержение самодержавия. М., 1986.

Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989.

Бурджалов Э.Н. Вторая русская революция. М., 1970.

Кувшинов В.А. От Февраля к Октябрю: опыт борьбы с контрреволюцией. М., 1989.

Спирин Л.М. Россия. 1917. Из истории борьбы политических партий. М., 1987.

Георгиев В.А., Ерофеев Н.Д. и др. История России XIX - начала XX в.: учебник / Под ред. В.А.Федорова. 4-е изд., перераб. и доп.М., 2008.

Конференции РСДРП 1912 года. М.,2008.

История России ХIХ - начала ХХ вв. Учебник для исторических факультетов университетов. М.: Наука, 2001.

Миронов Б. Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVII - начало ХХ века. М.:, 2010.

Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен: (Конец 1890-х- 1918 гг.). М.,, 2002.

Ушаков А. В. Интеллигенция и рабочие в освободительном движении России. М.: Новый хронограф, 2011.

7. Самостоятельная работа студентов:

Предполагает:

- проработку студентами к семинарским занятиям рекомендованных источников, научной и учебной литературы, лекционных материалов;

- написание опорного конспекта по отдельным темам курса;

- подготовку самостоятельных сообщений (рефератов);

- написание конспектов монографий, аннотаций (краткого изложения статьи, монографии, документа). Объем 0,5-1 машинописная страница.

- подготовка к защите курсовой работы.

Написание опорного конспекта по теме:

1. «Основные концепции периода империализма»;

2. «Третьеиюньский переворот. Думская монархий (1917-1914 гг.)»;

3. «Углубление общественно-политического кризиса в стране в годы Первой мировой войны».

Примерная тематика сообщений и рефератов:

 1.Связь истории с идеологией и политикой.

2.О концепциях развития всемирной истории.

3.Об альтернативных путях развития России в начале ХХ века. 4.Историография периода империализма – глазами современника.

5С.Ю. Витте – политика индустриализации.

6.Общинное землепользование в аграрной политике самодержавия.

7.П.Д. Святополк-Мирский – попытка политического реверанса.

8.Русско-японская война – ее политические итоги.

9.Цивилизационный подход к понятию “революция”.

10.Историография первой российской революции.

11.Столыпин П.А. – человек, реформатор, политик.

12.Столыпинская аграрная реформа на Смоленщине.

13.Итоги столыпинского реформаторства – споры, суждения, мнения.

14.“Кризис верхов” в 1910-1914 годах.

15.Отречение Николая II.

16.Формирование Временного правительства.

8. Контроль знаний студентов.

Вопросы к экзамену

1. Теория империализма – ее сторонники и противники.

2. Российская империя и ее место в мире на рубеже Х1Х-ХХ вв.

3. Особенности процесса хозяйственной модернизации в России в конце

XIX- начале XX вв.

4. Российские монополии: этапы формирования и особенности становления.

5. Торговля, финансы и финансовый капитал в России в конце XIX -начале XX вв.

6. Иностранный капитал в России, его роль и значение.

7. Сущность аграрного вопроса в России в конце XIX - начале XX в.

8. Изменения в социальном облике страны в конце XIX - начале XX вв.

9. Эволюция государственного строя России на рубеже веков.

10. Политический строй в России в конце XIX - начале XX вв.

11. Общественно-политические движения в России и образование политических партий.

12. Земско-либеральное движение в конце XIX - начале XX вв.

13. Русско-японская война: причины, ход и последствия для самодержавия и общества.

18. Причины, характер и особенности первой революции в россии.

15. Период подъема первой революции в России.

16. Возникновение и деятельность ведущих буржуазных партий России в годы первой революции.

17. Период спада первой революции (1906 - 3.06.1907). I и П Государст­венные думы.

18. Причины поражения и уроки первой революции в России.

19. Создание третьеиюньской политической системы.

20. Состав и деятельность Ш Государственной думы.

21. Столыпинская программа модернизации страны.

22. Аграрная реформа Столыпина, ее результаты и последствия.

23. IV Государственная дума: раскол политической власти.

24. Предвоенный экономический подъем. Основные показатели роста.

25. Подъем рабочего и крестьянского движения накануне I мировой воины.

26. Внешняя политика России накануне I мировой войны.

27. Экономика России в годы I мировой войны.

28. Военные действия на Восточном фронте в годы I мировой войны.

29. Политический кризис в стране в 1919 - начале 1917 г.

30. Февральская революция в России. Образование Временного правитель­ства и Советов.

31. Образование и наука в России в начале XX в.

32. Литература и искусство России в начале XX в.

Формы текущего контроля знаний:

Тест

Для контрольной недели.        ВАРИАНТ 1.

История России (1895-1917 гг.)

Вам предложено несколько видов заданий, которые расположены по возрастающей степени трудности. При выполнении теста внимательно читайте каждый вопрос, тщательно продумайте ответ и затем занесите его в бланк для ответов. Будьте внимательны, нельзя делать никаких надписей в тексте теста и исправлений в бланке. Для возможных исправлений в бланке есть специальное место.

Часть 1. Задание I. Вам предложены вопросы, для ответа на которые необходимо выбрать из четырех вариантов только один. Правильный ответ оценивается 1 баллом. Ответы обозначаются в бланке ответов значком “Х”.

Выбери правильный ответ:

1. Военно-политический союз Антанта окончательно оформился в

1) 1907 г. 2) 1911 г. 3) 1915 г. 4)1917 г.

2. "Манифест" 17 октября 1905 г. провозглашал:

1) ликвидацию помещичьего землевладения

2) ликвидацию сословий

3) введение политических свобод

4) ликвидацию национального неравноправия народов России

3. Аграрная реформа П.А. Столыпина предусматривала:

1) свободный выход крестьян из общины

2) финансовую поддержку крестьянских общин

3) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность

4) конфискацию помещичьей земли государством

4. Первая российская революция началась как:

1) эмоциональная реакция на кровавые события 9 января

2) запланированное большевиками действие

3) подготовленная партией эсеров акция

   4) акция, организованная зубатовским "Собранием русских

       фабрично-заводских рабочих"

5. Обострение русско-германских интересов было вызвано:

1) столкновением интересов империалистических стран в борьбе за колонии

2) враждой между Николаем II и Вильгельмом I

3) стремлением Италии столкнуть Россию и Германию между собой

4) союзом Германии и Англии

6. Политические и экономические реформы 1905-1911гг.:

   1) удовлетворили интересы большей части общества

   2) закончились полным крахом

   3) полностью решили поставленные обществом вопросы

   4) остались незавершенными

7. Государственный переворот, означавший конец первой российской революции, произошел:

1)9 января 1905 2)17 октября 1905 3)3 июля 1906 4)3 июня 1907  

8. Укажите даты русско-японской войны:

1.1903-1905 гг. 2.1904-1905 гг. 3.1905-1906 гг. 4.1906-1907 гг.

9. По характеру общественных изменений, на которые она была направлена, революция 1905-1907 гг. была:

      1) буржуазной        2) буржуазно-демократической

      3) пролетарской     4) социалистической

10. В годы столыпинской аграрной реформы хутор - это:

1) обособленная крестьянская усадьба, находящаяся за пределами общинного поселения

2) земельный участок, выделенный из общинной земли в единоличную крестьянскую собственность без переноса усадьбы

 3) крестьянский надел при чересполосном общинном землепользовании

 4) общинные земли, используемые под выпас скота и сенокосные угодья

11. В начале ХХ века Россия занимала первое место в мире по:

1) производству промышленной продукции на душу населения

2) общему объему национального дохода

3) темпам роста национального дохода

4) экспорту товаров на душу населения

12. Процесс развития парламентаризма в нашей стране берет начало с:

1) Первой русской революции

2) Февральской буржуазно-демократической революции

3) Великой октябрьской социалистической революции

4) Перестройки и распада СССР

13. К характеристикам экономического развития России второй половины XIX века нельзя отнести:

1) проведение крестьянской реформы

2) интенсивный приток иностранного капитала в экономику

3) создание рынка свободной рабочей силы

4) невмешательство государства в экономическую жизнь

14. В первые годы правления Николая II активным сторонником консервативного курса во внутренней политике был:

1) Витте С.Ю. 2) Плеве В.К. 3) Безобразов А.М. 4) Столыпин П.А.

15. Работу «Апрельские тезисы» написал:

1) Ульянов В.И.(Ленин) 2)Троцкий Л.Д.  

3) Дзержинский Ф.Э.  4)Джугашвили И.В. (Сталин)

16. Россия была провозглашена республикой:

1) 23 февраля 1917 года 2) 2 марта 1917 года

3) 1 сентября 1917 года 4) 25 октября 1917 года

17. Мирный договор между Россией и Японией был подписан:

1) в 1904 году в Париже 2) в 1905 году в Портсмуте

3) в 1906 году в Сараево 4) в 1907 году в Тильзите

18. С государственной деятельностью Столыпина П.А. не связано понятие:

1) третьеиюньская монархия 2) промышленный переворот

3) крестьянская община      4) переселенческая политика

19. Какая из военных операций относится к Первой мировой войне:

1) Тарутинский маневр   2) Вяземский котел  

3) Цусимское сражение  4) Брусиловский прорыв

20. Фамилии Скрябина А.Н., Стравинского И.Ф., Рахманинова С.В. связаны с развитием в начале 20 века:

1) кинематографа   2) литературы 3) музыки 4) живописи

ЧАСТЬ 2. Задание II. Укажи последовательность. В бланке ответов обозначьте цифрами (по горизонтали), выбранную вами последовательность. Правильный ответ оценивается 1 баллом.

1. 1)Восстание на броненосце«Потемкин»2) бои на Красной Пресне

3) образование Советов                  4) «Кровавое воскресение»

  2. 1) Портсмутский мир       2) Столыпинская реформа

3) «Обуховская оборона» 4) Мазутная конституция

3. 1) РСДРП 2) Бунд 3) КД 4) СР

4. 1) Николай II         2) Джугашвили И.В.

3) Ульянов В.И.     4) Столыпин П.В.

5. 1) «Очередные задачи советской власти»

2) «Развитие капитализма в России» 

3) «Апрельские тезисы»  

4) Декрет «О мире»

 

Задание III. Найди взаимосвязь. Продумайте ответ и занесите его в бланк ответов буквами (по горизонтали). Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

 № Полководец Буква Сражение
1 Самсонов А.В. и Ренненкампф П.К. А Прорыв русской армии в районе Луцка, Ковеля, занятие Буковины и  части Карпат
2 Брусилов А.А. Б Оборона Порт-Артура
3 Куропаткин А.Н. В Цусимское сражение
4 Рожественский З.П. Небогатов Н.И. Г Мукденское сражение
5 Кондратенко Р.И., Стессель А.М., Д Неудачная операция в Восточной Пруссии

Часть 3. Задание IV. Вставь пропущенную информацию. Заполните пропуски в таблице. В бланке ответов, в колонке «Событие» текст должен быть написан полным предложением. При выполнении задания может быть несколько правильных вариантов ответа. Выберите тот, который покажется вам наиболее полным. Каждый вопрос (правильно заполненная строка таблицы) может быть оценен 1-2 баллами.

Дата Место Личность Событие Термин
1903 г.        
  Г.Севасто поль      
    Распутин Г.Е.    
      Сложилось двоевластие  
        Советы

Задание V. Дай определение. Ответ должен быть написан на оставшейся части бланка ответов в свободной форме. Правильно и полностью раскрытое определение оценивается 1-2 баллами.

 1) империалистическая война

 2) Государственная дума

 3) Аграрный 

 4) Крестьянская община 

5) КВЖД

 Максимальное количество баллов за тест – 50.

Ключи к тесту по истории России (1895-март 1917 гг.)

Контрольная неделя. Вариант 1. Преподаватель ____

Задание Вопрос 1 2 3 4 5

I.  Выбери правильный ответ

  1 Х        
  2     Х    
  3 Х        
  4 Х        
  5 Х        
  6       Х  
  7       Х  
  8   Х      
  9   Х      
  10 Х        
  11     Х    
  12 Х        
  13       Х  
  14          
  15 Х        
  16     Х    
  17   Х      
  18   Х      
  19       Х  
  20     Х    

II. Укажи последовательность

 
  1 4 3 1 2  
  2 3 4 1 2  
  3 2 1 4 3  
  4 1 4 3 2  
  5 2 3 4 1  

III. Найди взаимосвязь

  1 Д А Г В Б

IV.

Дата Место Личность Событие Определение
Июль-август 1903 Брюссель, Лондон Ленин В.И. Мартов II съезд РСДРП, на котором были приняты Программа и Устав партии и проишел раскол партии на большевиков и меньшевиков Большевики меньшевики
   1905 ноябрь Севастополь Шмидт П.П. Мятеж моряков Черноморского флота и гарнизона Севастополя жестоко подавлен правительством Революция
1916 Петроград Распутин Г.Е. Был убит заговорщиками за то, что оказывал чрезмерное влияние на императрицу Заговор, распутинщина
2 марта 1917 Петроград Г.Е. Львов Чхеидзе Н.С. Сложилось двоевластие (одновременно существовали Петросовет и Временное правительство) Двоевластие, советы, революция
Май 1905 Иваново-Вознесенск Фрунзе М.В. Во время 72дневной стачки были созданы первые в стране Советы – фактически рабочее правительство. Советы

V.

1) империалистическая война- война за передел уже поделенного крупнейшими империалистическими державами мира. Сильнейшие страны мира воюют за контроль над чужими колониями. Приметами таких войн являются русско-японская война (1904-1905) и Балканские войны (1912-1913).

2) Государственная дума – законосовещательное представительное высшее государственное учреждение в российской империи, работала с 1906 по 1917 год (всего 4 состава Думы)

3) Аграрный - сельскохозяйственный. Аграрный вопрос был самым важным в России в начале ХХ века. После реформы 1861 года положение крестьян в стране частично улучшилось, но к началу века положение большинства населения страны (крестьян) стало невыносимым. Крестьяне страдали от малоземелья, безденежья и бесправия. Для дальнейшего успешного развития страны крестьяне должны были получить большее количество земли в частную собственность и права, равные с другими сословиями. 

4) Крестьянская община – форма объединения людей, сообща владеющих землей и частично самоуправляющаяся. Замкнутая сословная и податная единица, существовавшая в нашей стране с IX века по 1906 год. Столыпинская реформа разрешила выход крестьян из общины.

5) КВЖД – Китайско-Восточная железная дорога построена Россией в Северо-Восточном Китае в 1897-1903 гг. После поражения России в войне с Японией южное направление отошло к Японии.

Бланк ответов

на тест по истории России (1895-март 1917 гг.)

Контрольная неделя. Вариант 1.

 Преподаватель ___________Выполнил(а) студент(ка)______________ Курс __Группа__

 

Задание Вопрос 1 2 3 4 5

I.  Выбери правильный ответ

  1          
  2          
  3          
  4          
  5          
  6          
  7          
  8          
  9          
  10          
  11          
  12          
  13          
  14          
  15          
  16          
  17          
  18          
  19          
  20          

II. Укажи последовательность

 
  1          
  2          
  3          
  4          
  5          

III. Найди взаимосвязь

  1          

IV.

Дата Место Личность Событие Определение
           
                 
             
         
         

V.

Место для исправлений.

(укажи номер задания и номер вопроса - внеси изменения).

Тест



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.063 с.)