Тема. История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина. 29. 12. 20 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина. 29. 12. 20



Тема. История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина. 29.12.20

Ответы отправлять на адрес: lora.pavlovskaya@yandex.ruили в контакте

 

Учебник. БИОЛОГИЯ. Общая биология 10-11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (используйте электронный учебник)

Задание: изучить материал и выполнить тест

Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, который сопровождается изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Термин «эволюция» ввёл в биологию швейцарский натуралист Ш. Бонне (1762 г.).

Эволюция это процесс исторического развития органического мира.

Результатом эволюции является многообразие живых организмов (4,5 миллиона).

Классификация организмов

         
 
 


Империя неклеточные Империя клеточные

Царство вирусы (800 видов) Надцарство

     
 

 


Безъядерные Ядерные

(прокариоты)  (эукариоты)

 

царство бактерии (3 000 видов)    царство: грибы(100 тыс)

сине-зеленые водоросли (3 000 видов) растения (350000)

животные (1,5 млн)

Как возникло такое многообразие организмов? Рассмотрим различные мировоззрения.

ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД

III-II тыс. до н. э. — IV-V вв. н. э. Античные авторы (Эмпедокл, Гераклит, Лукреций и др.) — общефилософская концепция изменяемости всего сущего («Всё течёт, всё меняется»).

IV в. до н. э. Аристотель — принцип градации, классификация организмов по степени сложности их организации, построение «лестницы существ».

XIV-XVI вв. Эпоха Возрождения — интенсивное накопление фактического материала по изучению растений и животных; расширение познания о многообразии видов; применение сравнительного и экспериментального методов; изобретение микроскопа.

Середина XVIII в. Ш. Бонне предложил вариант «лестницы», на ступенях которой последовательно расположил растения, насекомых, червей, рыб, птиц, млекопитающих, обезьян и человека (не связана с идеей развития природы).

Конец XVIII в. Развитие трансформизма — идеи об изменении и превращении форм организмов, происхождении одних видов от других (Ж. Бюффон, Э. Ж. Сент-Илер, К. Ф. Рулье и др.), зарождение первых эволюционных гипотез.

Метафизическое мировоззрение (постоянство, неизменность, изначальная целесообразность).

К метафизикам можно отнести античных философов. Ярким представителем этого периода является Аристотель, чьи труды по биологии изучались студентами ведущих университетов Европы средневековья. К его заслугам можно отнести следующее:

1. он описал более 500 видов животных

2, попытался объединить их в группы

3. расположил эти группы в определенном порядке: от просто устроенных ко все более сложным.

Тем не менее, его попытки систематизировать животный мир допускали многие нелепости. Так дельфинов и китов он отнес к классу рыб.

Аристотель занимался многими науками и то, что он сделал так много ошибок, пытаясь систематизировать животный мир — мы не можем поставить ему в вину — ведь он был первым, кто попытался это сделать. Зато появилась база данных, которую нужно было уточнять, поправлять, совершенствовать.

На протяжении христианского средневековья биология как наука практически не развивается. «Все живое создано Богом — целесообразно и неизменно». Это официальная точка зрения церкви. Такое направление в развитии биологии средневековья называют креационизмом. Крупнейшим ученым креационистом был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл Фон Линней (1707-1778гг.). Его по праву называют отцом систематики растительного и животного мира. С детства он любил все приводить в порядок. Систематизировал своих друзей, родственников, знакомых, книги на полках своих шкафов. Когда же столкнулся с многообразием органического мира — удивлению не было предела, и свою жизнь он посвятил приведению его в порядок, то есть в систему. К заслугам К. Линнея можно отнести:

· Установил универсальность, реальность видов и выделил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида)

· Ввел основные единицы систематики: вид, род, отряд, класс

· Создал систему органического мира, в которой растения были разделены на 24 класса

· Описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных

· Усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов

· Впервые поместил человека в один ряд с обезьянами на основании морфологического сходства

Бытует легенда, согласно которой К. Линней попросил свою служанку принести смородину. Она принесла своему господину сорванную в саду ягоду. Но Линней сначала отругал ее за непонятливость, а затем, осознав свою ошибку, сделал нововведение в биологию.

Линней создал самую совершенную для того времени систему органического мира. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он осознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.

Следующий этап додарвинской биологии связан с группой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. Тгапйоппо — превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, И.В. Гете, К.Ф. Рулье. Все эти ученые были сторонниками изменяемости органического мира. Но они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции.

В начале 19 века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744-1829) создал первое учение об эволюции живой природы, которое он изложил в труде «Философия зоологии» (1809). 

1809 г. Ж. Б. Ламарк — попытка объяснить причины и движущие силы эволюционного процесса. Гипотеза о роли среды в эволюционном процессе, изменчивости как фундаментальном свойстве живых существ и о прогрессивном характере эволюции.

Плюсы теории Ламарка Минусы теории Ламарка
1. Утверждение об изменяемости видов (т.е. о существовании эволюции). 2. Длительность эволюции. 3. Влияние условий среды на эволюцию. 4. Установлен принцип развития: «От простого к сложному». 5. Непрямолинейность эволюции.   1. Отрицание реального существования видов в природе, вследствие их постоянной изменяемости. 2. Ошибки в понимании движущих сил эволюции (стремление к совершенствованию организма заложено творцом). 3. Неправильное понимание механизма возникновения приспособлений (принцип упражнения). 4. Рассматривал в качестве единицы эволюции организм. 5. Понятие о наследовании приобретенных признаков.

 

В первой четверти 19 века были сделаны большие успехи в сравнительной анатомии и палеонтологии. Огромные заслуги в развитии этих областей принадлежат французскому ученому Ж. Кювье. Наработав большой материал по вымершим животным, ученый не отрицал, что на Земле имела место неоднократная смена форм растительного и животного мира. Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории причиной вымирания были периодически происходившие крупные геологические катастрофы, уничтожившие жизнь на больших территориях. Затем, после катастроф, жизнь снова появлялась. Механизмы возникновения жизни, ее развития Кювье не раскрывал. Но его энциклопедические способности, огромный авторитет, многочисленные ученики, уникальный ископаемый материал еще долгое время являлись точкой преткновения для учения Дарвина и его сторонников.

УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА

Эволюционная теория Ч. Дарвина (1859 г.) — определены движущие силы эволюционного процесса, вскрыта его сущность и выстроена убедительная система доказательств эволюции. К движущим силам эволюции относятся:

· Наследственность и изменчивость. Общие свойства всех живых существ.

· Борьба за существование. Конкурирующие взаимодействия организмов и влияние факторов неживой природы. Итог — естественный отбор — выживание наиболее приспособленных организмов, как результат — накапливаются признаки, полезные для данного вида.

Формы борьбы за существование:

· Внутривидовая (конкуренция между особями одного вида).

· Межвидовая (взаимодействия особей разных видов).

· Взаимодействия организмов с неживой природой.

 

 

Тест

Установите соответствие

Тема. История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина. 29.12.20

Ответы отправлять на адрес: lora.pavlovskaya@yandex.ruили в контакте

 

Учебник. БИОЛОГИЯ. Общая биология 10-11 классы. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (используйте электронный учебник)

Задание: изучить материал и выполнить тест

Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, который сопровождается изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Термин «эволюция» ввёл в биологию швейцарский натуралист Ш. Бонне (1762 г.).

Эволюция это процесс исторического развития органического мира.

Результатом эволюции является многообразие живых организмов (4,5 миллиона).

Классификация организмов

         
 
 


Империя неклеточные Империя клеточные

Царство вирусы (800 видов) Надцарство

     
 

 


Безъядерные Ядерные

(прокариоты)  (эукариоты)

 

царство бактерии (3 000 видов)    царство: грибы(100 тыс)

сине-зеленые водоросли (3 000 видов) растения (350000)

животные (1,5 млн)

Как возникло такое многообразие организмов? Рассмотрим различные мировоззрения.

ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД

III-II тыс. до н. э. — IV-V вв. н. э. Античные авторы (Эмпедокл, Гераклит, Лукреций и др.) — общефилософская концепция изменяемости всего сущего («Всё течёт, всё меняется»).

IV в. до н. э. Аристотель — принцип градации, классификация организмов по степени сложности их организации, построение «лестницы существ».

XIV-XVI вв. Эпоха Возрождения — интенсивное накопление фактического материала по изучению растений и животных; расширение познания о многообразии видов; применение сравнительного и экспериментального методов; изобретение микроскопа.

Середина XVIII в. Ш. Бонне предложил вариант «лестницы», на ступенях которой последовательно расположил растения, насекомых, червей, рыб, птиц, млекопитающих, обезьян и человека (не связана с идеей развития природы).

Конец XVIII в. Развитие трансформизма — идеи об изменении и превращении форм организмов, происхождении одних видов от других (Ж. Бюффон, Э. Ж. Сент-Илер, К. Ф. Рулье и др.), зарождение первых эволюционных гипотез.

Метафизическое мировоззрение (постоянство, неизменность, изначальная целесообразность).

К метафизикам можно отнести античных философов. Ярким представителем этого периода является Аристотель, чьи труды по биологии изучались студентами ведущих университетов Европы средневековья. К его заслугам можно отнести следующее:

1. он описал более 500 видов животных

2, попытался объединить их в группы

3. расположил эти группы в определенном порядке: от просто устроенных ко все более сложным.

Тем не менее, его попытки систематизировать животный мир допускали многие нелепости. Так дельфинов и китов он отнес к классу рыб.

Аристотель занимался многими науками и то, что он сделал так много ошибок, пытаясь систематизировать животный мир — мы не можем поставить ему в вину — ведь он был первым, кто попытался это сделать. Зато появилась база данных, которую нужно было уточнять, поправлять, совершенствовать.

На протяжении христианского средневековья биология как наука практически не развивается. «Все живое создано Богом — целесообразно и неизменно». Это официальная точка зрения церкви. Такое направление в развитии биологии средневековья называют креационизмом. Крупнейшим ученым креационистом был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл Фон Линней (1707-1778гг.). Его по праву называют отцом систематики растительного и животного мира. С детства он любил все приводить в порядок. Систематизировал своих друзей, родственников, знакомых, книги на полках своих шкафов. Когда же столкнулся с многообразием органического мира — удивлению не было предела, и свою жизнь он посвятил приведению его в порядок, то есть в систему. К заслугам К. Линнея можно отнести:

· Установил универсальность, реальность видов и выделил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида)

· Ввел основные единицы систематики: вид, род, отряд, класс

· Создал систему органического мира, в которой растения были разделены на 24 класса

· Описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных

· Усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов

· Впервые поместил человека в один ряд с обезьянами на основании морфологического сходства

Бытует легенда, согласно которой К. Линней попросил свою служанку принести смородину. Она принесла своему господину сорванную в саду ягоду. Но Линней сначала отругал ее за непонятливость, а затем, осознав свою ошибку, сделал нововведение в биологию.

Линней создал самую совершенную для того времени систему органического мира. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он осознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.

Следующий этап додарвинской биологии связан с группой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. Тгапйоппо — превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, И.В. Гете, К.Ф. Рулье. Все эти ученые были сторонниками изменяемости органического мира. Но они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции.

В начале 19 века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744-1829) создал первое учение об эволюции живой природы, которое он изложил в труде «Философия зоологии» (1809). 

1809 г. Ж. Б. Ламарк — попытка объяснить причины и движущие силы эволюционного процесса. Гипотеза о роли среды в эволюционном процессе, изменчивости как фундаментальном свойстве живых существ и о прогрессивном характере эволюции.

Плюсы теории Ламарка Минусы теории Ламарка
1. Утверждение об изменяемости видов (т.е. о существовании эволюции). 2. Длительность эволюции. 3. Влияние условий среды на эволюцию. 4. Установлен принцип развития: «От простого к сложному». 5. Непрямолинейность эволюции.   1. Отрицание реального существования видов в природе, вследствие их постоянной изменяемости. 2. Ошибки в понимании движущих сил эволюции (стремление к совершенствованию организма заложено творцом). 3. Неправильное понимание механизма возникновения приспособлений (принцип упражнения). 4. Рассматривал в качестве единицы эволюции организм. 5. Понятие о наследовании приобретенных признаков.

 

В первой четверти 19 века были сделаны большие успехи в сравнительной анатомии и палеонтологии. Огромные заслуги в развитии этих областей принадлежат французскому ученому Ж. Кювье. Наработав большой материал по вымершим животным, ученый не отрицал, что на Земле имела место неоднократная смена форм растительного и животного мира. Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории причиной вымирания были периодически происходившие крупные геологические катастрофы, уничтожившие жизнь на больших территориях. Затем, после катастроф, жизнь снова появлялась. Механизмы возникновения жизни, ее развития Кювье не раскрывал. Но его энциклопедические способности, огромный авторитет, многочисленные ученики, уникальный ископаемый материал еще долгое время являлись точкой преткновения для учения Дарвина и его сторонников.

УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА

Эволюционная теория Ч. Дарвина (1859 г.) — определены движущие силы эволюционного процесса, вскрыта его сущность и выстроена убедительная система доказательств эволюции. К движущим силам эволюции относятся:

· Наследственность и изменчивость. Общие свойства всех живых существ.

· Борьба за существование. Конкурирующие взаимодействия организмов и влияние факторов неживой природы. Итог — естественный отбор — выживание наиболее приспособленных организмов, как результат — накапливаются признаки, полезные для данного вида.

Формы борьбы за существование:

· Внутривидовая (конкуренция между особями одного вида).

· Межвидовая (взаимодействия особей разных видов).

· Взаимодействия организмов с неживой природой.

 

 

Тест



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.061 с.)