Сотворение мужчины и женщины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сотворение мужчины и женщины



 

А как на земле появились первые люди? Восточнославянские легенды отвечают на этот вопрос так. Бог вылепил человека из глины, как гончар лепит горшок. А еще Бог, как заправский пекарь, сначала пытался сделать человека из теста, но от этой идеи Ему быстро пришлось отказаться. Правда, другие говорят, что Бог пытался сшить человека из разных лоскутов кожи, как портной шьет костюм или платье. Откуда же произошли эти сказания?

В Библии рассказывается, как человек был вылеплен из земли, из праха: «И создал Господь человека из праха земного». Но в народную традицию эти сюжеты попали не как церковные каноны, из Библии, а из апокрифических книг. На Руси была известна книга «Как сотворил Бог Адама», с точки зрения которой в творении человека участвовал не только Бог, но и Сатана.

У наших предков была распространена следующая версия об этом. Бог взял глину, замесил ее и слепил человека по Своему образу и подобию. Сотворив мужчину, Бог понял, что теперь Ему придется делать и женщину. Ее Он тоже слепил из глины. Слепив первых людей, Бог поставил их к изгороди сушиться, а Сам полетел на Небо за душой, ведь без души люди не смогли бы ожить. Чтобы в Его отсутствие Сатана не смог испортить людей, Бог оставил собаку в качестве сторожа. Собака первоначально была без шерсти и сильно мерзла. Сатана пообещал ей шубу за то, чтобы она подпустила его к людям. Собаку он покрыл шерстью, а людей измазал грязью. Когда Бог увидел грязных людей, Он вывернул их наизнанку, чтобы вся грязь осталась внутри человеческого тела. Поэтому человек плюет и кашляет. Вывернув людей наизнанку, Господь просушил их на солнце, дунул и вдохнул в них душу, назвав их Адамом и Евой.

Что думали о происхождении человека древнерусские волхвы, рассказывается в Лаврентьевской летописи. Бог мылся в жаркой бане и вспотел. Взял кусок ткани, обтерся и бросил ее с неба на землю. Подобрал дьявол эту тряпочку, пропитанную Божьим потом, и сотворил из нее человека. А Бог после этого вдохнул в человека душу.

Впрочем, по одному из вариантов украинской легенды, первоначально Бог попытался лепить людей из теста. Он вылепил из теста Адама, но прибежала собака и съела его. Тогда Бог вылепил Адама из глины.

Другая легенда гласит, что Бог сначала вылепил Адама из глины, а Еву из теста и поставил сушиться, а Михаилу‑архангелу велел их стеречь. Михаил‑архангел стерег‑стерег, но ненароком засмотрелся на что‑то, а собака прибежала и съела женщину. После того как сделанная из теста Ева оказалась съеденной, Бог стал думать, из какой части Адама творить Еву. Сотворишь из головы – будет слишком умной и станет руководить мужем; из руки – будет держать мужчину в своих руках; из ноги – будет бегать от своего мужа. Бог решил взять левое ребро от самого сердца из‑под руки, чтобы сердечно любила Адама и была всегда у него под рукой. Навеял Бог на Адама сон, взял у него ребро и приставил к дереву – сушиться. Бежала мимо собака, схватила ребро и стала его грызть. Бог отнял у нее огрызок и сотворил из него Еву.

 

Мифические люди и народы

 

Восточные славяне верили, что кроме обычных людей в давние времена землю населяли разные фантастические люди и народы: великаны, людоеды, морские люди, люди с песьими головами. Все эти сказания были заимствованы из книг XIII–XVII веков, привезенных на Русь из Византии и Европы, и пришли в культуру восточных славян вместе со многими апокрифическими сказаниями. Эти книги содержали пересказы сочинений античных писателей об устройстве земли и живущих на ней народах. Наиболее известными из них являются «Александрия» – легендарные сказания о жизни Александра Македонского, а также «Козмография» – книга, в легендарной форме повествующая о географии земли и населяющих ее народах.

Больше всего легенд было известно о великанах – первых людях на земле, которые насыпали высокие курганы и строили огромные оборонительные валы. Эти люди были такими высокими, что лес для них был как трава для современных людей. Великаны могли передавать друг другу различные предметы через горы. Они даже ради забавы могли перебрасывать друг другу топоры и свои боевые палицы с одной горы на другую. Но великаны прогневали Бога неправедной жизнью. И Бог истребил их, устроив потоп. А после потопа возникли современные люди. До сих пор некоторые древние курганы в народе считают могилами великанов и рассказывают легенды о найденных там огромных костях.

В легенде была и другая версия. Современные люди «зародились», когда на свете еще жили великаны. Однажды великан увидел людей, пахавших землю на волах. Он положил их себе на ладонь и понес показать отцу: «Смотри, отец, каких я нашел червячков!» Отец взглянул и сказал: «Нет, сынок, это не червячки – это такие люди после нас будут». В легенде добавляется, что когда переведется род современных людей (то есть после Страшного суда), то появятся такие маленькие люди, что они смогут молотить зерно в печах, в избах, причем в каждой печи будет помещаться по двенадцать работников. Иногда великанов путали с воинственными иноземцами. В частности, украинцы представляли великанами шведов.

Существовали и легенды о страшных людях с пёсьими головами – пёсиголовцах. Они жили в незапамятные времена, когда на земле еще не было смерти. У каждого из них были только одна нога и один глаз, поэтому они передвигались, сцепившись друг с другом, но бегали так быстро, что от них трудно было спастись. Пёсиголовцы ловили людей, откармливали их, как поросят, а потом резали на сало. Люди стали просить Бога, чтобы Он послал смерть на пёсиголовцев. Бог послал Смерть с косой, которая и уничтожила всех пёсиголовцев. Однако есть и другой вариант легенды: на краю света есть земля, где обитают пёсиголовцы. Украинцы даже в XIX веке считали, что пёсиголовцы живут в Турции, за Дунаем.

В быличке рассказывается о солдате, который, попав в плен к пёсиголовцам, был у них в услужении и готовил для них еду из гадюк. Пёсиголовцы запретили ему есть эту пищу якобы потому, что он от нее умрет. Однажды солдат решил: «Пусть лучше умру, чем так мучиться» – и съел кусочек змеиного мяса. Но он не умер, а стал понимать язык трав и узнал у них, какая дорога ведет к дому. Солдат смог убежать от пёсиголовцев и вернуться в свое село, где и стал знаменитым лекарем, поскольку каждая трава ему рассказывала, от какой болезни она помогает.

Вероятно, подобные легенды являются отголосками древнегреческих мифов об агрессивных одноглазых циклопах, о которых рассказал Гомер в «Одиссее».

Среди легенд о мифических народах бытовали рассказы о морских людях, имеющих вид получеловека‑полурыбы. Кроме славян подобные сказания известны многим европейским и азиатским народам. В восточнославянскую народную традицию поверья о таких людях пришли вместе с апокрифическими книгами из чужих традиций. В народе морские люди назывались фараонами или сиренами. Почему же они так назывались? Потому что сюжет о морских людях заимствован из следующего библейского сказания.

Когда Моисей выводил еврейский народ из египетского рабства по мосту через Красное море, их преследовало войско фараона. Когда воины фараона были уже близко, Бог сказал Моисею: «Махни рукой на мост». Моисей махнул рукой, мост провалился, и морские воды поглотили войско фараона. Вот, по легенде, эти воины фараона и превратились в морских людей: выше пояса они выглядят как обычные люди, а ниже пояса похожи на рыб. Среди них есть женщины и мужчины. Морские люди ждут конца света, потому что тогда они снова станут обычными людьми. Поэтому они часто подплывают к кораблям, высовываются из воды и спрашивают у моряков: «Скоро ли будет конец света?» На этот вопрос следует отвечать: «Вчера свет кончился, вчера!» Тогда они обрадуются и уплывут прочь. Если же им ответить, что конец света еще будет не скоро, они поднимут сильную бурю и потопят корабль.

В сказаниях о морских людях библейское предание о фараоновом войске, потонувшем в море, переплелось с древнегреческими мифами о сиренах – полуженщинах‑полурыбах, живущих в море. Сирены наделены необычайной красотой и прекрасным голосом. Они подплывают к кораблям и поют чудесные песни. Если не отогнать их от корабля, то они усыпят своим пением всех моряков и перевернут корабль.

Морским людям приписывается сочинение всех на земле песен и сказок: по субботам они выплывают на поверхность моря и начинают петь песни и рассказывать сказки. Моряки запоминают их и разносят по городам и селам.

Восточным славянам были известны и пересказы легенд из средневековых рукописных сборников о походе Александра Македонского в Индию. В этих легендах рассказывалось об индийских мудрецах браминах (или брахманах), которые счастливо живут на блаженных Макарийских островах. Находятся эти острова в том месте, где заходит солнце.

Эти книжные легенды в устной народной традиции превратились в сказания о блаженных людях‑рахманах, которые живут под землей. Рахманы не имеют собственного исчисления времени, поэтому не могут вычислить, когда нужно справлять Пасху. Чтобы рахманы знали, что уже наступила Пасха, скорлупу пасхальных яиц наши предки бросали в текущую воду. Вода приносит пасхальную скорлупу в места, где живут рахманы. Увидев скорлупу, они понимают, что наступила Пасха. Скорлупки приплывают к рахманам через три с половиной недели после православной Пасхи – в среду. Этот день в народе называется рахманской Пасхой. По другим представлениям, рахманы – наполовину люди, наполовину рыбы и живут в воде.

Представления о рахманах складывались и под влиянием собственных древнерусских рукописных сказаний XV–XVII веков. В народе издавна рассказывали о счастливом крае Беловодье, расположенном на море, на блаженных островах. В Беловодском царстве или, как его еще называли, Рахманском царстве живут святые люди. Поэтому многие стремились попасть туда, чтобы самому стать святым. В древнерусской литературе существуют рассказы о путешествиях к этим землям обычных людей, которые якобы даже видели их со своих лодок и кораблей, но приблизиться к ним не могли. В XV веке была написана книга инока Ефросина «Слово о рахманах и предивном их житии». Он описывает остров, где живут рахманы. Там царит вечное лето, поэтому «всякий овощ никогда не оскудевает». В одно и то же время одни растения цветут, на других уже зреют плоды, а с третьих деревьев собирают урожай.

В народе настолько сильно верили в существование «блаженных» земель и островов, что в XVII веке, например, многие оставляли свои дома и отправлялись на поиски Беловодского царства. Так, в 1648 году сибирские крестьяне решили спуститься вниз по Оби, заявив, что они идут на поиски земли, где живет «Солнцева мать». В средневековой Руси были популярны также рассказы о далеком царстве Лукоморье, жители которого умирают на зиму и воскресают весной.

Итак, народные представления о сотворении земли, ее устройстве и возникновении на ней живых существ сложились у восточных славян достаточно поздно – уже после принятия христианства, под влиянием книжных источников, которые пришли на Русь вместе с появлением письменности.

 

 

 

Глава IV

ЗАГРОБНЫЙ МИР

 

 

Наши предки верили, что существуют два мира: «этот» мир, в котором существуют живые люди, и «тот» мир – потусторонний, куда после смерти уходят души умерших. Потусторонние силы не всегда желают человеку зла, но они всегда опасны уже по той причине, что принадлежат к миру мертвых. «Тот» мир невидим для людей, но он тесно связан с миром живых. Восточные славяне считали, что в году есть время, когда границы между мирами открываются, – это годовые дни поминовения умерших; тогда любой человек с помощью магических приемов может увидеть души умерших, которые приходят на землю.

 

Душа

 

У любого человека кроме тела есть душа. Она невидима, но находится внутри человека и обеспечивает ему жизнь. Такое представление об устройстве человека сложилось у восточных славян еще в язычестве, хотя позже немного изменилось под влиянием христианства. По христианскому вероучению, души имеются у всех без исключения людей, независимо от их веры и национальности, но только христианские души светлые, остальные – темные. Душа есть только у людей, а у животных вместо души – пар, который исчезает после их смерти. Все души еще не родившихся людей находятся у Бога, но место их пребывания неизвестно. Душу в человека вкладывает Бог. Когда новый человек получает душу, на небе загорается новая звезда. По мере того как растет человек, растет и его душа.

Наши предки представляли душу как самостоятельное живое существо, но где она находится у человека, предположений было множество: в сердце, в груди, в области живота, в печени, в крови, в горле, под правой мышкой. В течение жизни душа питается паром от той пищи, которую ест человек. Душа имеет вид ветра, сгустка пара или дыма. Часто верили, что душа имеет вид насекомого или мелкого животного: бабочки, мухи, пчелы, мыши, птицы; иногда душа умершего человека принимает вид бабочки. При виде бабочки или мотылька до сих пор часто говорят: «Вот чья‑то душа летает». В некоторых русских говорах бабочку так и называют – душечка.

Считали также, что душа умершего имеет образ мухи, иногда белого цвета. Она вылетает из тела человека после смерти и является к родным умершего в ночь после погребения. Поэтому на Украине в ночь после похорон караулили душу умершего. Для этого старые женщины ставили на стол специальное поминальное блюдо – сыту – это мед, разведенный водой. Душа умершего в виде мухи должна прилететь отведать это угощение. Человеческой душой считали муху, зимующую в хате. Впрочем, иногда полагали, что мухи, зимующие в доме, олицетворяют собой души живых, поэтому их должно быть такое же количество, сколько людей в семье. Стайки мелких мушек, роящихся высоко над землей, белорусы принимали за души умерших, выпущенных на время с «того» света прогуляться. Верили также, что душа может прилетать и в виде птицы, особенно голубя или ласточки. О птице, случайно залетевшей в дом, говорили: «Покойник озяб, пичужкой погреться прилетел». Облик белых голубей принимают только души добрых людей, а злые воплощаются в черных воронов.

В древности восточные славяне считали, что души людей, особенно умерших в молодом возрасте, появляются на земле в виде растений на их могилах. В одном из русских причитаний к умершему обращаются с вопросом: в каком виде воплотится его душа? «На травах ли ты вырастешь, на цветах ли ты выцветешь?» Поэтому строго‑настрого запрещалось на кладбищах рубить деревья и срывать цветы, ведь в них воплотились души погребенных.

В народе верили, что при жизни человека душа пребывает в нем постоянно. Лишь во время сна она может ненадолго покидать тело и путешествовать по разным местам. Если человеку снится, что он находится где‑нибудь далеко от дома, значит, там летает его душа. Рассказывают такую историю.

 

Как‑то раз дядя с племянником ходили косить траву. В полдень дядька лег отдохнуть, а племянник варил обед на костре. И тут он увидел, как из открытого рта спящего дяди вылетела муха. Она подлетела к миске с водой и села на краешек. Тогда племянник поперек миски положил ложку. Муха по ней переползла на противоположную сторону миски. Племянник убрал ложку, и она долго ходила кругом по краю миски. А когда племянник вновь положил ложку, она перешла по ней, подлетела к спящему и влетела к нему в рот. Дядя сразу зашевелился. Племянник разбудил его и принялся расспрашивать, что ему снилось. Тот рассказал, что он гулял в лесу и подошел к красивому озеру. Перешел озеро по мосту, а обратно собрался идти – моста нет. Долго он ходил вокруг озера и вдруг опять увидел мост. Только перешел по нему – и проснулся. После этого племянник показал дяде его «озеро» и «мост».

 

По поверьям, когда душа навсегда покидает тело, человек умирает, а душа покидает землю и переселяется в загробный мир, потому что она бессмертна. Душа умершего человека сохраняет все человеческие свойства: она нуждается в пище, питье, тепле, омовении. Она может сидеть, передвигаться, дотрагиваться до различных предметов.

 

Путь души на «тот» свет

 

Большое место в мифологических представлениях восточных славян занимала смерть человека, переход души из мира живых, где она пребывала «в гостях», в иной мир – «домой», «на вечное житье». Поэтому в народных говорах гроб называется «домовина», «домок», иногда – «хата». Гроб считался постоянным домом человека на «том» свете. Раньше в нем даже прорезали небольшое окошко там, где находится голова покойника. Внутреннее пространство гроба оформляли по образцу жилого дома: ставили в углу гроба иконку, украшали ее вышитым рушником. Туда же клали вещи, которые были необходимы умершему при жизни, – курящему человеку – трубку, хромому – палку, плохо видевшему – очки, музыканту – его инструмент, маленькому ребенку – игрушки и соску. В гроб клали также недоделанную при жизни работу – недоплетенный лапоть или недовязанные носки, чтобы покойник мог докончить ее.

Восточные славяне считали, что человек и за гробом продолжает вести такую же жизнь, какую вел при жизни. Он сохраняет и свои привычки. Археологические исследования древних захоронений дают возможность узнать, как в языческие времена происходили похороны. Рядом с телом умершего клали его оружие, сосуды с едой, а также хоронили вместе с ним его коня и останки жертвенных животных – свиньи или барана, чтобы покойный мог воспользоваться всем этим в загробном мире.

В могилу бросали деньги: «покупали» место покойнику. Верили, что в первую ночь после похорон вокруг него соберутся все, кто был раньше похоронен на этом кладбище. Старые покойники попытаются выгнать его из могилы. Но он им скажет: «Вы не имеете права: я это место купил» – и покажет деньги. После этого старые покойники признают его право на это место. По другим поверьям, эти деньги нужны душе для оплаты ее переправы через реку или море на пути в загробный мир.

От момента смерти человека до того часа, когда его душа обретет новое пристанище на «том» свете, проходит сорок дней. Этот период называется переходом, потому что путь на тот свет представляется в виде тяжелой дороги, которую должна преодолеть каждая душа, прежде чем достигнет загробного мира. Это очень древнее представление о дороге на «тот» свет встречается еще в «Поучении» князя Владимира Мономаха (1096). Князь обращается к своим детям и предупреждает о своей близкой смерти: он стоит «на далеком пути». Доро́гой, по которой души мертвых идут на «тот» свет, считался Млечный путь. По некоторым поверьям, посредине он разделяется на две дороги: одна ведет в рай, другая – в ад.

Чтобы облегчить тяжело умирающему переход в иной мир, в доме открывали окна, двери, заслонки в печной трубе, снимали обручи с бочек. Особенно тяжелой считалась смерть колдуна или ведьмы. Чтобы они перед смертью не мучились, родственники выламывали доски в крыше или делали подкоп под порогом. Считалось, что их грешная душа может выйти только через то отверстие, на котором никогда не ставили креста, ведь окна и двери в крестьянских домах всегда крестили на ночь.

По мнению ученых, в древности всех покойников выносили через специальный пролом в стене или через окно. В крепостных стенах многих средневековых городов были даже особые ворота, предназначенные исключительно для выноса покойников. В «Повести временных лет» рассказывается о смерти великого князя Владимира Красное Солнышко 15 июля 1015 года. Для похорон в стене, соединявшей две клети (клетью называлось подсобное, хозяйственное помещение), сделали пролом. Потом завернули тело князя в ковер, на веревках спустили его на улицу и повезли на санях в церковь. Все это делали для того, чтобы покойник не мог найти дорогу назад и больше не возвращался к живым. Ведь на «тот» свет вел особый путь, который не мог совпадать с путями живых людей. Вот почему покойника нельзя было выносить в двери, через которые ходили живые.

 

 

«Рождение и смерть человека». Рукописный сборник с Синодиком из собрания Ф. И. Буслаева. XVII в.

 

У наших предков еще до начала XX века сохранялся древний обычай – везти покойника на кладбище или в церковь для отпевания на санях. Так поступали независимо от времени года. Это тоже был способ преодоления длинного пути на «тот» свет. Сани – одна из первых повозок, известных восточным славянам. Поэтому они использовались не только для бытовых перевозок, но и в похоронном ритуале. И тело князя Владимира привезли в церковь на санях, несмотря на то что была середина лета. В древнерусском языке существовало даже выражение «сидеть в санях», означавшее «ожидать смерти». Владимир Мономах говорит о себе в «Поучении»: «Сидя на санях, помыслил в душе своей и поблагодарил Бога за то, что довел меня до сих дней».

В языческие времена восточные славяне верили, что загробный мир отделен от человеческого водной преградой – морем или огненной рекой, через которую перебираются души умерших. Эта река со всех сторон обтекает землю, поэтому избежать ее нельзя ни праведным, ни грешным. Подобные воззрения на устройство потустороннего мира отчасти возникли под влиянием книг. Апокрифическая книга «О всей твари» рассказывает, как устроена Вселенная. Четырехугольная земля плавает в бесконечном океане. За океаном находится земля, на которой расположено царство мертвых. Посреди этой земли пролегает глубокая пропасть, где течет огненная река, разделяющая рай и ад.

Как же образовалась эта огненная река? Ее происхождение объясняется легендами о борьбе Бога и Сатаны в начале сотворения мира. Когда Бог согнал с неба Сатану и взбунтовавшихся ангелов, те упали на землю. И в этом месте потекла огненная река. Затем эта река, по Божьему повелению, провалилась под землю, где и течет теперь. В севернорусских сказаниях река, отделяющая «тот» свет от этого, называется Забыть‑рекой. По пути в загробный мир душа каждого умершего человека на сороковой день пересекает Забыть‑реку, после чего умерший забывает все, что с ним было в мире живых.

В восточнославянских мифах души умерших через Забыть‑реку перевозит святой Николай или архангел Михаил. В духовном стихе «О Страшном суде» архангел Михаил, подобно древнегреческому Харону, перевозит души через огненную реку.

 

Протекала тут река, река огненная,

Как по той там реке, реке огненный,

Да тут ездит Михайло‑архангел‑царь,

Перевозит он души, души праведные,

Через огненную реку ко пресветлому раю.

 

Однако не было единого представления о том, как души попадают на «тот» свет. По одним поверьям, души самостоятельно преодолевали огненную реку. Но как душе преодолеть такую преграду? Разве она умеет плавать? Через огненную реку проложена тоненькая жердочка или натянут волосок. Перейти по ним на другой берег, где находится рай, могут только безгрешные души, грешники же не выдерживают этого испытания и срываются вниз.

Восточные славяне даже строили символические мосты, чтобы облегчить переход умерших в иной мир. Древнерусские церковные поучения отмечали, что язычники «мосты творят по мертвым». Обычай построения реальных мостов в память об умершем сохранялся у восточных славян вплоть до XX века. В Белоруссии на другой день после поминок по умершему делали мостик – «кладку» через какое‑либо мокрое и топкое место или ручей. Для этого рубили сосну, обтесывали ее и привозили к нужному месту. На дереве вырезали год смерти и изображение человеческой стопы. Затем все садились на это бревно и поминали покойника. Делали это для того, чтобы его душа беспрепятственно достигла места вечного обитания. Каждый, проходя по такому мостку и видя знак стопы, читал молитву по душе умершего. В древности были настолько убеждены в существовании моста, ведущего на «тот» свет, что клали в гроб щепки и стружки, оставшиеся от его изготовления. Если мост в нескольких местах окажется непрочным, душа сможет подстелить эти щепки себе под ноги.

Но если умерший по дороге в загробный мир преодолевает водную преграду, может быть, надо сразу хоронить его в лодке? Тогда покойнику легче будет переплыть огненную реку. Так думали наши предки, поэтому делали ладью, клали туда покойника и сжигали его вместе с ладьей на погребальном костре.

Согласно поверьям, существовал еще один путь, связывавший мир живых с загробным миром, – это дерево. Древние русичи верили, что дерево – временное пристанище души до погребения тела. Птица, сидящая на вершине дерева, представлялась душой, направляющейся на небо. На деревья, растущие на могилах, вешали веревки, по которым душа могла взобраться на небо. До сих пор сохраняется обычай на праздник Троицу приносить в дом березовые ветки. Считалось, что души умерших в этот день приходят в гости к своим живым родственникам и сидят на этих ветках.

У восточных славян не было единого представления о том, что душа делает в первые сорок дней после смерти. Первые три дня до похорон, пока тело лежит в доме, душа находится возле него, летая в виде мухи или птицы. По ночам она ест и пьет все, что для нее оставлено. В этот период покойник якобы видит и слышит все, что происходит вокруг него, и только после отпевания лишается слуха и зрения. Поэтому в это время в доме не следовало работать и убираться, чтобы не обидеть душу. Например, нельзя было подметать пол, пока в доме находится покойник, чтобы случайно не загрязнить душу пылью или не вымести ее за дверь, а также белить хату или печь, чтобы не замазать душу и не забрызгать ее глиной.

В народе верили, что посмертное странствие души начинается, когда покойника выносят за порог родного дома. Порог дома – это рубеж, который отделяет покойника от его земной жизни. После пересечения этого рубежа возвращение покойника в дом опасно для оставшихся родственников. Исключение составляют несколько поминальных периодов в году, когда «родители» (так называли всех умерших членов одной семьи) специально приглашаются к столу. С помощью специальных магических приемов старались не допустить возвращения покойника назад. Как только гроб выносили из дома, двери и окна тотчас закрывали, в доме мыли пол – «дорожку замывали». Вещи, связанные с покойником (постель, на которой он умирал, посуду, из которой его обмывали, и пр.), выбрасывали на улицу. Покойника обязательно выносили из дома ногами вперед. Считалось необходимым также перевернуть в доме все стулья, лавки, табуретки, особенно те, на которых стоял гроб, чтобы покойник не смог на них сесть.

По поверьям, в течение сорока дней после смерти душа летает по свету, а на ночь возвращается к себе домой. Она нуждается в питье и еде. Поэтому на подоконник ставили воду, мед и хлеб, чтобы душа могла напиться и поесть. Об обычае кормить душу упоминается в древнерусском переводе «Слова Иоанна Златоуста», осуждавшем «поганские дела» (то есть языческие, нехристианские обычаи).

Восточные славяне считали, – конечно, под влиянием церковных книг, – что после погребения и до сорокового дня душа ходит по мытарствам: ее водят по глубоким оврагам, пропастям, горам, истязая и показывая ей ее прегрешения и дурные дела. Часто мытарства души представляли как восхождение по лестнице из девяти, двенадцати или сорока ступеней. На каждой ступени стоит огромное количество бесов, напоминающих душе о ее грехах. Один грех соответствует одной ступени. Если человек при жизни не был замешан в этом грехе или душа сумела в нем оправдаться, ее поднимают на следующую ступеньку. Но там находится еще большее количество бесов. Светлый дух, сопровождающий душу в мытарствах, старается защитить ее. Он показывает ее добрые дела. На ночь душу отпускают домой, куда она прилетает, усталая и измученная. Поэтому на подоконнике оставляли воду, пищу и полотенце.

На сороковой день после смерти человека его душа является к Богу на суд. Там и определяется, куда ее поместить – в рай или ад. Мытарств и тяжелого пути на «тот» свет избегают только души тех, кто умер на Пасху или перед праздником Вознесения. Они идут прямо в рай, какими бы грешными ни были, потому что в это время ворота в рай стоят открытыми. Новую душу на «том» свете встречают умершие ранее родственники и соседи.

 

Устройство загробного мира

 

Мир мертвых и мир живых наделялись в народном сознании постоянными признаками. Это не просто два разных мира – они противоположны друг другу, как противоположны жизнь и смерть, свет и тьма, день и ночь, космос и хаос, белое и черное, правое и левое. В мифах мир живых людей всегда связан с правой стороной, востоком или югом, то есть с солнечными сторонами света. Напротив, мир мертвых обычно связан с левой стороной и помещается на западе или севере – там, где солнце заходит или где его не бывает. Мир живых – это мир света и солнца, загробный – связан с ночью и темнотой.

Мир живых – это мир упорядоченный и цикличный. В нем есть время и календарь, который делит жизнь на равные, повторяющиеся отрезки: секунды, минуты, часы, сутки, года, века. В потустороннем мире нет ни времени, ни календаря, ни света, ни жизни. В ином мире стоит полная тишина: там не слышно лая собак, крика петухов, людских голосов, звона колоколов.

В языческие времена у восточных славян не было представлений о делении загробного мира на рай, где обитают души праведных, и ад, где находятся души грешных людей. Образы рая и ада сложились в более позднюю эпоху под влиянием христианства. Вместо них в древних поверьях наших предков существовал и́рий (вы́рий, вы́рей) – мифическая страна, находящаяся под землей или за теплым морем, где‑то на западе или юго‑западе земли. Это место, куда улетают души умерших. Первое упоминание об ирии содержится в «Поучении» Владимира Мономаха: «И сему мы удивляемся, как птицы небесные из ирья идут».

Путь туда лежит через воду, в частности через омут, водоворот. Согласно древнерусским верованиям, осенью в ирий улетают птицы, насекомые и уползают змеи, а весной возвращаются оттуда. Птицы и змеи в языческих поверьях являлись обычным воплощением душ умерших. Поэтому ирий был связан с мотивом зимовки там птиц и змей. Восточные славяне считали, что на зиму ласточки и другие мелкие птицы прячутся в колодцы, омуты или водовороты. У белорусов сохранилось верование, что птицы осенью сбиваются в большой шар и опускаются в море. Это согласуется с представлениями о том, что ирий находится в воде, в море, что там существуют теплые колодцы и овраги. Связь загробного мира с водой и водоворотом подтверждается первоначальным значением слов ирий, ирей, вырей. Согласно этой версии, русское вырей, украинское вирiи, вирей, белорусское вырай восходят к древнему индоевропейскому корню, обозначающему водоем или море.

Еще в начале XX века крестьяне верили, что змеи уползают в ирий в праздник Воздвижения (27 сентября), когда «осень сдвигается на зиму». Змеиный ирий располагается в лесу под землей и представляет собой большую яму. Поэтому в этот день боялись ходить в лес, чтобы не попасть вместе со змеями в место их зимовки, где они находятся, свернувшись в большой клубок. В быличках рассказывается, как человек по неосторожности пошел в лес на Воздвижение, провалился под землю и попал в яму к змеям. Всю зиму он вынужден был сидеть под землей вместе со змеями и вышел оттуда только следующей весной. Такие рассказы содержат отголоски древних представлений о загробном мире.

Христианские представления о рае и аде почти полностью вытеснили из восточнославянской традиции ранний образ ирия как царства мертвых. Они сложились не только под воздействием канонического христианства, но и под влиянием апокрифических книг, появившихся вместе с ним. Поэтому образы рая и ада в народной традиции далеко не во всем соответствуют православному учению о потустороннем мире. Как же их описывали наши предки?

По одним поверьям, «тот» свет находится на краю земли и отделяется от мира живых людей неприступными горами, глубокими оврагами или реками. По другим, вероятно более поздним, поверьям, рай находится на небе или на высокой горе, а ад – под землей. Рай располагается у небесного родника, он окружен забором, где имеются ворота. Стражем райских врат считали святителя Николая, у которого находятся ключи от неба. Лезть туда нужно по крутой и неприступной стеклянной (или хрустальной) горе, гладкой, как яйцо. Проще это бывает сделать тому, кто при жизни не выбрасывал остриженные ногти, а складывал в специальный мешочек. После смерти сохраненные ногти срастутся на пальцах, и человек без особого труда сможет забраться на вершину горы и войти в загробный мир. Тот же, кто при жизни разбрасывал остриженные ногти, не сможет этого сделать и будет вынужден вернуться на землю, чтобы разыскивать обрезки ногтей.

В народных поверьях рай описывается как прекрасный сад с плодовыми деревьями или как большой и красивый дом. Праведные души сидят за столами, покрытыми белыми скатертями и уставленными различными яствами и напитками. Души едят, а еды не уменьшается, пьют, а напитков не убавляется. Впрочем, часто полагали, что они едят и пьют лишь пар, исходящий от еды и питья. Восточные славяне верили, что количество еды и одежды, которыми обладает душа в загробном мире, прямо зависит от милосердия человека при его жизни. На «том» свете он будет носить ту одежду, которую на земле раздал бедным. А питаться его душа будет тем, что он подавал в виде милостыни. Если его милостыня была щедрой и обильной, то в загробном мире его стол будет уставлен едой. Если же при жизни человек скупился и мало подавал нищим, то на его столе будут лишь сухие корки. Милостыня, поданная при жизни, может облегчить посмертную участь даже очень грешного человека.

Ад в представлениях наших предков состоял из страшных картин. Души грешников обречены на мучения в аду. Он находится на западной стороне земли, в бездонной пропасти, где горит неугасимый огонь. Однако живые могут отмолить человека, которому уготовано место в аду. Особенно сильными считались молитвы матерей за своих детей.

С загробным миром и адом связан образ змеи. Мифологический змей охраняет вход в загробный мир. На древнерусских иконах ад изображен в виде раскрытой пасти огромного извивающегося змея, который ведет от Божьего престола в преисподнюю. Души грешников в аду питаются пеплом. Мучения, которым подвергается грешная душа, зависят от того греха, за который она осуждена. Кто при жизни наушничал, в аду оказывается подвешенным за язык. Кто продавал разбавленное молоко, вынужден отделять молоко от воды. Тем, кто играл в карты, черти вбивают в ладони иглы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.15 с.)