Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К сатирическим пародийным произведениям XVII века, использующим форму церковной службы и жития святых, относится повесть «служба кабаку».
Смысл повести состоит в обличении кабака, показе губительных результатов пьянства. Кабак, «несытая утроба», выступает в повести как всепожирающий Молох, от которого нет спасения слабому духом человеку. Автор описывает трагедию спившегося человека. Вот он приходит в кабак благонравный, разумный. Сперва начинает пить неволею, потом пьет с похмелья, а позже и сам пьет, и людей учит. И тогда уже, не помня себя, ходит по домам в поисках вина, хотя и не зовут его, и бранят. Его следует «отбегати – учит автор, яко ото лва, снедающе человека». За короткий час пития вина исчезает мудрость человека, наступает нагота, безумие, срамота. Пьянство приводит к опустошению дома, гибели семьи. Автор отмечает, что пьянство приводит к преступлениям. Пропив все, пьяницы обкрадывают приезжих и получают за это наказания. Как отмечает автор, старость пьяниц «нечестна, ни многолетна..., не христианскою смертию мнози человеци, от вина умирают». В повести автор перечисляет всех, кто несет свою лепту в «несытую утробу» кабака. Здесь поп и дьякон. Они несут в кабак скуфьи, шапки, служебники. Монахи несут рясы, клобуки, дьяки – книги и переводы, философы мудрость меняют на глупость, «женки недобрые отдают блуд и скаредство», а добрые получают срам, повара мастерство меняют на винную чарку, лесники отдают куниц и соболей. Горестно, что все, любящие кабак, покидают родителей, и только когда наступает смерть, сетует автор, вспоминают они родителей, но поздно. Сатирический эффект повести достигается использованием текста церковной службы (малой и большой вечерни), а также житийной литературы. Использует автор и недопустимое в то время сочетание высокой формы церковных песнопений с низким содержанием, изображающим все степени падения пьяниц. Пародируется в повести также и известная молитва «Отче наш»: «Отче наш, иже еси седиш ныне дома, да славитца имя твое нами... да будет воля твоя яко на дому, тако и на кабаке... и оставите должники долги наша, яко же и мы оставляем животы свои на кабаке... Но избавите нас от тюрьмы». Эта талантливая сатира обличает «царевы кабаки» и такой человеческий порок, как пьянство. Пьянство изображено как выражение душевной слабости, с которой надо бороться. Пьянство – это нравственное падение человека. Оно приводит человека к позору, разорению, болезням, тюрьме. Повесть имела не только обличительный, но и поучительный характер.
ИСТОРИЧЕСКАЯ БЕЛЛЕТРИСТИКА XVII ВЕКА Право искусства на художественный вымысел было признано русской литературой только в XVII веке. В связи с этим пришлось отказаться от нормативных предписаний средневекового историзма, который не признавал вымышленных героев и ограничивал круг литературных персонажей историческими лицами. Эти персонажи могли быть и псевдоисторическими, никогда не существовавшими, но средневековый автор и читатель не сомневались в том, что они действительно жили на земле. В исторической беллетристики XVII века остались лишь внешние приемы, лишь оболочка средневекового историзма. Авторы искали своих героев на страницах летописей и хронографов. Но не заботились о том, чтобы их поступки хотя бы приблизительно соответствовали тому, что сказано в летописях и хронографах. Источник не сковывал фантазию писателя, историческим оставалось только имя, а носитель имени становился вымышленным лицом. К таким произведениям исторической беллетристики относится цикл произведений о начале Москвы. «ПОВЕСТЬ О ЗАЧАЛЕ МОСКВЫ» Повесть начинается с упоминания об идее «Москва – третий Рим», но автор, не размышляя о Москве как последнем нерушимом оплоте православия, использовал только один мотив, сопутствующий этой традиционной идее, – мотив строительной жертвы. Согласно первобытным обрядам, этот мотив строился на убеждении, что всякая постройка, всякое здание лишь тогда долговечны, когда при их основании приносится человеческая жертва. Автор отмечает, что Рим и Константинополь («второй Рим») были якобы основаны на крови. На крови же возникла и будущая столица России. Обращаясь к этой теме, автор заявляет о том, что он не историк, а художник, так что этот мотив не столько историко-философский, сколько художественный. Действие повести начинается с 6666 (1157-1158) г. от сотворения мира. С евангельских времен число 666 считается «числом зверя» – антихриста. Выбрав почти апокалипсическое число, автор хотел подчеркнуть, что в основании Москвы сказалась роковая предопределенность, что само время требовало крови. В этот год князь Юрий Долгорукий, остановившись по пути из Киева во Владимир на высоком берегу Москвы-реки, казнил местного боярина Кучку, который принял его не с «подобающей честью». Тогда именно князь и приказал выстроить на этом месте город и назвать по имени реки Москвой. Кучкову дочь он отдал в жены своему сыну Андрею Боголюбскому, к нему же были отосланы ее братья. Но одним убийством дело не кончилось. Понадобилась для строительства города еще и кровь Андрея Боголюбского. Этот благочестивый князь-храмоздатель, молитвенник и постник, думал только о небесном и скоро отказался от «плотского смешения» с Кучковной. После чего она подговорила братьев убить мужа. Кнзя убили, а тело бросили в воду. Убийцам и княгине отомстил брат Андрея Боголюбского. На этом и кончается фабула повести. Впоследствии к повести добавлялись другие записи, лишь косвенно связанные с московской темой. В этом произведении повесть как жанр еще не обособилась от исторических сочинений, с которыми генетически связана. Подобно всякой летописи, повесть сюжетно не замкнута, ее можно продолжить записями о более поздних событиях. Автор, тем не менее, связан с летописью формально, его не интересует политический конфликт Андрея Боголюбского с боярским окружением, – конфликт, которым летописец объясняет убийство князя. Автор сознательно пренебрег историческим и политическим смыслом летописного рассказа. Его привлекал романический фон, который он развил с помощью византийской Хроники Константина Манассии, которая была известна в составе Хронографа 1512 г., откуда он и взял мотив строительной жертвы.
«СКАЗАНИЕ ОБ УБИЕНИИ ДАНИИЛА СУЗДАЛЬСКОГО И О НАЧАЛЕ МОСКВЫ» Второе произведение цикла – это новый шаг в развитии исторической беллетристики, в овладении художественным вымыслом. В «Сказании» последовательно проведена беллетризация сюжета. Москва здесь не называется «третьим Римом», мотив строительной жертвы решительно отброшен. Философия истории в «Сказании» - это филосифия исторической случайности. Эта историческая случайность заявлена уже в начале повести, где автор говорит, что «вложы бог в сердце князю мысль», т.е. герою, созерцавшему красоту москворецких угодий, пришла мысль выстроить здесь город, и не более того. Автор отказывается от идеи божественного предначертания и дает волю художественной фантазии. В произведении господствует стихия чистого вымысла. Все достоверные исторические реалии здесь наперечет. Это – сообщения о том, что у Даниила, младшего сына Александра Невского и родоначальника князей московского удела, был брат Андрей, занимавший владимирский великокняжеский стол, и сын Иван – будущий Иван Калита. Надо отметить, что никакой кровавой драмы в семье Даниила Александровича не было, драму придумал сам автор. Рукописная традиция произведения говорит о полнейшем невнимании к истории – в разных редакциях «Сказания» герои носят разные имена: вместо Даниила – Борис Александрович, злодейка княгиня именуется то Улитой, то Марьей. Здесь полностью осуществлен переход от исторических имен к вымышленным. В произведении вымыслу отдан приоритет перед историей – меняя имена, автор не меняет сюжетную линию. Даниил силой взял к себе на службу двух братьев – сыновей боярина Кучки. Они приглянулись княгине и она договорилась с братьями, чтобы они убили Даниила. На охоте братья напали на своего господина, но тот успел скрыться и спрятаться. Княгиня, узнав о неудаче, дала им совет – найти князя с помощью собаки, которая и помогла братьям найти Даниила. Практически преданный хозяину пес и выдает его. Тут Даниил Александрович и был убит. Но за брата отомстил владимирский князь Андрей. Сначала он казнил вдову, а потом братьев. Затем пришла ему мысль на месте «красных сел» злополучного боярина Кучки построить город Москву.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.007 с.) |