Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые нормы в их соотношении с др. видами соц. нормами.
Норма права – исходящее от государства или санкционированное им, общее правило поведения, которое предоставляет участникам общ. отношений юр. права и накладывает на них субъективные юр. обязанности. 1. Корпоративные - правила поведения, закрепленные в уставах общ. организаций. Похожи: текстуально закреплены в соотв. документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Отличие: не общеобязательны, не обеспечиваются гос. принуждением, носят локальный хар-ер, т.е. действуют в пределах общ. организации. 2. Обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку в ходе многократного повторения на практике поведение людей в обществе. В отличие от права обычай представляет не согласованное поведение с предписанными правилами, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах; отсутствие механизмов принуждения, сущ-ют в виде привычки, а не текстуально. 3. Религиозные – закреплены в религиозных учениях, их исполнение обеспечивается религиозным убеждениями – страхом перед Божьей карой. В отличии от них нормы права принимаются компетентными органами гос. власти, текстуально закрепляются в соответствующих док-ах, обеспечиваются гос. принуждением, являются общеобязательными. 4. Политические – правила, регулирующие отношения м/у политическими группами в процессе осуществления гос. власти. Они закреплены в уставах полит. партий, обеспечиваются политическими убеждениями и партийным воздействием; не явл-ся общеобязательными, не обеспечиваются гос. принуждением.
Норма права: понятие и признаки Норма права – это исходящие от гос-ва или санкционируемые им, охраняемое, общеобязательное правило поведения, которое представляется участникам общественных отношений субъективные юр. права и возлагает на них субъективные юр. обязанности. Признаки нормы права: 1. Нормативность – общий хар-ер, т.е. явл-ся общим правилом поведения. Они рассчитаны на все сходные, а не конкретные ситуации. 2. Системность – ни одна норма права самостоятельно, вне связи с др. нормами, не может регулировать общ-ые отношения. 3. Иерархичность – необходимо учитывать юр. силу каждой нормы. Это необходимо для разрешения коллизий (противоречий) возникающих м/у нормами, в таких случаях большую юр. силу будет иметь норма вышестоящего нормативного акта.
4. Общеобязательность – нормы права общеобязательны для исполнения всеми гражданами, не зависимо от их личного отношения к праву. 5. Формальна определенность – содержание правовых норм со всей четкостью выражено в тексте норм. Акта. 6. Неперсонифицированность – правовая норма адресована кругу лиц, определяемых видовыми признаками: т.е. каждый, гражданин, юр. лицо и т.д. 7. Неоднократность дей-я – правовая норма создается для постоянного применения. 8. Гос. принуждение – реализация правовых норм при необходимости обеспечивается принудительной силой гос-ва. Структура прав нормы. Логич норма и норма как часть ист-ка права. Структура правовой нормы – ее внутреннее строение, ее внутренняя форма, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов. Сущ-ет 3 основных структуры правовой нормы: ЮРИДИЧЕСКАЯ Гипотеза – эл-т нормы права, указывающий на те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма вводится в действие.(простоя\сложная\альтернативная) Диспозиция – эл-т нормы права, указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.(абсолют. Опред., альтернатив., относит. Опред.) Санкция – это завершающий эл-т, который содержит указания на негативные или же позитивные последствия возникающие в результате нарушения или же соблюдения диспозиции.(позитивная\негат.) 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ структура – она определяется в социологических понятиях – смысл, цель, назначение нормы. Она раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации. 3. ЛОГИЧЕСКАЯ структура – показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции в виде формулы «если – то – иначе» (Если – усл. дей-я нормы; то – само правило поведения; иначе – это те последствия, которые возникают).
Виды норм права Основные классификации: I. По субъектам правотворчества различают нормы исходящие от государства и от граждан. II. По социальному назначению и роли в правовой системе различают нормы: принципы (учредительные), регулятивные (нормы правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
Учредительные нормы – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правовые положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан. Регулятивные нормы – направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Три вида: Управомочивающие – предоставление своим адресатам права на совершение положительных действий). Обязывающие – содержащие обязанность совершить определенные положительные действия). Запрещающие – устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определяются законом, как правонарушения). Охранительные нормы. Фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Обеспечительные нормы. Содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Могут располагаться в разных нормативных актах, связаны между собой. Декларативные нормы. Включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Дефинитивные нормы. Формируют определения тех или иных правовых явлений и категорий. Коллизионные нормы. Призваны устранить возникшие противоречия между правовыми предписаниями. III. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей. Отраслевые нормы могут подразделяться на процессуальные и материальные. IV. По методу правового регулирования выделяются: Императивные нормы. Имеют властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Обычно – нормы административного права. Диспозитивные нормы. Автономный характер позволяет сторонам отношений самим договорится по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Реализуется преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы. Адресуются не государственным предприятиям, устанавливая варианты желательные для государства поведения. V. По сфере действия: Нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на территории всего государства. Нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Локальные нормативные предписания – действуют в рамках отдельных государств, общественных или частных структур. VI. Нормы права классифицируются также по времени и кругу лиц. 18 Правовое воздействие и правовое регулирование. Предмет и методы правового регулирования.
Правовое воздействие – любое влияние права на поведение людей.
Формы: 1. Общесоциальное дей-е права: - информационное; - ценностно-ориентационное 2. Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых ср-в. Предмет правового рег-я – та сфера общ-ых отношений, которая подвергается юр. воздействию. Предмет вкл. в себя: 1. Властеотношения 2. Отношения по обеспечению правопорядка; 3. Отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями. Методы правового рег-я: 1. Децентрализации (диспозитивный) - предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие м/у ними отношений власти и подчинения. Применяется в частно-правовой сфере 2. Метод Централизации (императивный) - базируется на отношениях субординации (т.е. один субъект подчинен др.). Применяется в публично-правовых отраслях.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.011 с.) |