Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение. Роль и задачи торговли на современном этапе

Тема 2. Понятие торгового предприятия, его признаки. Классификация торговых предприятий

 

Вопросы.

1. Понятие торгового предприятия.

2. Классификация торговых предприятий.

3. Регистрация предприятий. Лицензирование.

 

Вопрос 1. Понятие торгового предприятия.

Основным организационно-хозяйственным звеном торговли является торговое предприятие.

Торговое предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, не имеющий в своем составе других юридических лиц, осуществляющий торговую деятельность и оказывающий связанные с ней торговые услуги на принципах хозяйственного расчета.

Главной задачей торгового предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей обслуживаемого населения и получение прибыли.

Основные признаки предприятия представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 — Признаки предприятия

Лицензирование.

Лицензирование– комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В розничной и оптовой торговли необходима лицензия на:

1.  на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий. Лицензиат – только юридическое лицо Республики Беларусь;
складские помещения, принадлежащие лицензиату на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, должны находиться на территории Республики Беларусь;.

2. на розничную торговлюалкогольными напитками:
лицензиат – только юридические лица Республики Беларусь, либо зарегистрированные в Республике Беларусь индивидуальные предприниматели (вправе осуществлять розничную торговлю только в объектах общественного питания в розлив).

Лицензии выдаются лицензирующими органами на основании заявлений.

 

Существенное место в государственной торговле занимает система Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Образовано с 8.09.2016. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (сокращенное название – МАРТ) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

В систему МАРТ входят территориальные органы Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь с правами юридического лица(Главное управление МАРТ по Брестской области и по др.областям), управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома, подчиненное МАРТ учреждение "Редакция журнала "Гермес" и открытое акционерное общество "Белорусская универсальная товарная биржа", принадлежащие Республике Беларусь акции которого переданы в управление МАРТ.

Задачами МАРТ являются:

·проведение государственной политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирование деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей, рекламы, государственных закупок товаров (работ, услуг);

·принятие мер по противодействию монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, по выявлению и пресечению нарушений законодательства в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, содействию развитию добросовестной конкуренции;

·проведение анализа состояния потребительского рынка, бытового обслуживания населения, осуществления торговли и общественного питания;

·разработка и осуществление совместно с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, мероприятий по формированию внутреннего потребительского рынка, улучшению качества торгового и бытового обслуживания населения и оказания услуг общественного питания, по развитию рекламной деятельности с учетом национальных интересов Республики Беларусь;

·реализация государственной кадровой политики в области противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ценообразования, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

·осуществление в пределах своей компетенции контроля, государственного контроля (надзора);

·координация выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь

В соответствии с основными задачами Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:

·проводит анализ и оценку состояния товарных рынков, определяет степень их монополизации;

·устанавливает доминирующее положение хозяйствующих субъектов;

·осуществляет в случаях, установленных законодательными актами, контроль за экономической концентрацией;

·применяет способы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренные законодательством о естественных монополиях;

·устанавливает факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства на основании имеющихся или полученных документов и (или) сведений;

·разрабатывает методологию установления и применения цен (тарифов);

·осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на товары (работы, услуги), в отношении которых применяются регулируемые цены (тарифы);

·принимает обязательные к исполнению решения об устранении выявленных нарушений в области ценообразования, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением законодательства о ценообразовании;

·обеспечивает реализацию государственных программ развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

·утверждает отраслевые программы развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

·осуществляет мониторинг конъюнктуры внутреннего потребительского рынка;

·осуществляет создание и ведение Торгового реестра Республики Беларусь и Реестра бытовых услуг Республики Беларусь;

·устанавливает требования в части лабораторного контроля качества продукции общественного питания;

·проводит аттестацию технологических пищевых лабораторий;

·осуществляет совместно с государственными органами мероприятия по насыщению потребительского рынка товарами;

·проводит в пределах своей компетенции работу по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений прав потребителей, сотрудничает с общественными объединениями по защите прав потребителей;

·предупреждает факты ненадлежащей рекламы, выносит предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;

·осуществляет государственную регистрацию рекламных игр, контроль за их проведением;

·разрабатывает меры по совершенствованию порядка осуществления государственных закупок;

·проводит мониторинг практики осуществления государственных закупок;

·рассматривает жалобы на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений и (или) ее членов и принимает решения по результатам их рассмотрения

·оказывает методическую помощь, проводит консультации и разрабатывает рекомендации в области государственных закупок;

·осуществляет выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, прекращение или приостановление, возобновление действия лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, выдачу их дубликатов;

·осуществляет выдачу разрешений на реэкспорт отдельных видов товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, другими государствами-участниками Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 года;

·принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции МАРТ, дает по ним разъяснения, организовывает и контролирует их выполнение.

Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе Министерства сформированы функциональные управления, такие как:

 

УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

 

УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

 

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ

 

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

УПРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЯ ЗА РЕКЛАМОЙ

 

УПРАВЛЕНИЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

УПРАВЛЕНИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ и другие.

 

Таблица - Основные типы оптовых торговых предприятий

Признак классификации предприятий Тип
Товарная специализация Узкий товарный профиль (узкая специализация) Широкий ассортиментный профиль (универсализация) Специализация по потребительским комплексам
Территориальный масштаб обслуживаемых рынков Местные внутриобластные Региональные межобластные Республиканские Международные
Степень и направления диверсификаций в другие виды деятельности Оптовые Оптово-розничные Оптовые торгово-сервисные Оптовые с собственным производством товаров
Степень автономности Оптовые предприятия производственных объединений Оптовые предприятия розничных торговых объединений и фирм Независимые оптовые объединения и предприятия
Функциональная специализация Посредничество и приобретение товаров, в том числе для: - завозящих районов; - оптового сбыта; - сбыта и завоза. Складские и транспортно-экспедиционные услуги Посредничество без приобретения товаров Ярмарки и аукционы

 

Вопрос 2. Предприятия потребительской кооперации.

Потребительская кооперация – система потребительских обществ, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь унитарных предприятий и учреждений.

Потребительское общество – добровольное объединение граждан или юридических лиц в форме кооператива с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Союз потребительских обществ – добровольное объединение потребительских обществ, их союзов, созданное в целях координации деятельности и защиты общих имущественных интересов.

Задачи потребительской кооперации:

1) организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;

2) закупка сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств, дикорастущих плодов и др.;

3) производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;

4) оказание платных услуг населению;

5) организация рынков для торговли товарами;

6) создание и развитие проектных, научных, производственных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных и других организаций;

7) создание и развитие санаторно-курортных учреждений;

8) создание и развитие учебных заведений в целях подготовки специалистов для потребительской кооперации;

9) осуществление внешнеэкономической деятельности.

Таблица 2 - Варианты расположения торговых точек в зависимости от уровня территориальной концентрации

 

ТОРГОВЫЕ ТОЧКИ

Изолированные: Монопольная изоляция. Операционная изоляция (только магазины определенного профиля находятся вдалеке от подобных) Сгруппированные: 1.Незапланированные. 2.Запланированные (специально сгруппированы при строительстве). Бывают одного и разного профиля.

 

          Изолированные торговые точки (пространственно удалены от других точек розничной торговли), сгруппированные точки розничной торговли (находятся рядом одна с другой или в тесном соседстве). Совместная группировка большого числа магазинов способствует тому, что каждый из них привлекает больше покупателей. К сгруппированным торговым форматам разного профиля относятся торговые центры, торговые комплексы, молы, торговые галереи и т.п.

Сегодня теория приближения мелких магазинов к месту жительства себя не оправдывает. Размещение предприятий РТС определяется сегодня не местом, где покупатель живет, а тем, куда ему проще поехать за покупками, где ему удобнее приобрести товар. Исключение могут составлять магазины продовольственных товаров «возле дома». Потребитель, особенно состоятельный, предпочитает проделать дальний путь до крупного магазина с широким ассортиментом товаров, чем пользоваться услугами небольшого магазина с узким ассортиментом товаров. Немаловажную роль при этом играет обеспеченность населения личным автотранспортом, оснащенность города скоростными магистралями, развитие городского общественного транспорта.

Размещение торгового предприятия выходит за рамки функциональной системы города. Торговые предприятия размещаются по принципу «фокусирования», в любых удобных и людных местах, в том числе за чертой города.

Тема 11. Виды и классификация торговых зданий и сооружений. Состав помещений магазина. Оформление фасада и интерьера.

Вопросы.

1. Виды торговых зданий, их характеристика.

2.  Основные группы помещений магазина.

3. Требования, предъявляемые к торговым зданиям.

4. Оформление фасада и интерьера.

 

Вопрос 1. Виды торговых зданий, их характеристика.

Материально-техническая база магазинов включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

I. Капитальности сооружения:

1) капитальные здания – служат для размещения магазинов;

2) облегченные здания – служат для устройства мелкорозничных торговых предприятий (павильонов, ларьков, киосков), которые легко собираются и разбираются, их быстро можно перемещать с одного места на другое.

II. В зависимости от типа постройки:

1) отдельно стоящие торговые здания – располагают на специально отведенных площадках, у транспортных остановок, в местах, удобных для покупателей. К ним применяются современные архитектурно-планировочные решения и создаются условия для внедрения новых технологий;

2) пристроенные;

3) встроенные магазины располагаются напервых этажах жилых зданий, их достоинство заключается в том, что они максимально приближены к покупателю. Вместе с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которая препятствует эффективной организации технологического процесса, затрудняют погрузочно-разгрузочные работы и др.;

4) встроено-пристроенные здания магазинов – могут быть 2 типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше характерен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроено-пристроенных магазинах торговый зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торговый зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн.

III. Особенностям объемно-планировочного решения (этажности):

1) одноэтажные торговые здания – магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощаются пути движения товаров, нет необходимости в устройстве лестниц и применении средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удобны для покупателей;

2) многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания возникает необходимость в строительстве в крупных городах, где плотная застройка и нехватка земельных участков.

IV. Материалу стен и конструктивных элементов:

1) кирпичные;

2) каменные;

3) блочные;

4) крупнопанельные;

5) железобетонные;

6) деревянные.

V. Функциональному назначению и конструктивным особенностям:

1) универсальные – имеются условия для организации торговли различными товарными группами;

2) специальные – необходимы для торговли особыми видами товаров – мебелью, бытовой техникой и др.

 

Вопрос 2.Основные группы помещений магазина.

Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на следующие группы:

1) торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т.д.);

2) помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);

3) подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);

4) административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т.д.);

5) технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

6) площадь связи (проходы, проезды).

Объемно-планировочное решение помещений должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие требования:

¨ торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

¨ проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

¨ помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

¨ расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.

 

Вопрос 3. Требования, предъявляемые к торговым зданиям

Требования, предъявляемые к торговым зданиям:

1) технологические – наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств;

2) архитектурно-строительные – использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину;

3) технические обеспечение необходимой влажности воздуха, температуры, освещенности;

4) эстетические – оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением, современным дизайном;

5) экономические – эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию;

6) санитарно-гигиенические – устройства систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Это необходимо не только для обеспечения надлежащих условий работы торгового персонала, но и для создания оптимальных режимов хранения товаров.

Вопрос 4. Оформление фасада и интерьера.

Для того, чтобы магазин не затерялся среди множества ему подобных, он должен обладать неповторимым обликом, которого можно добиться за счет оформления внутреннего и внешнего интерьера с применением современных технологий. Подчеркнуть индивидуальность магазина, даже построенного по типовому проекту и применяющего типовое оборудование можно, используя творческий подход к созданию его интерьера.

Интерьер – это внутреннее пространство здания, его убранство и оформление отдельных помещений.

Успешное функционирование торгового предприятия зависит также от использования элементов фирменности в оформлении, что создает фирменный стиль магазина. Фирменный стиль создается путем использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, ценников, указателей, пактов, вывески торгового зала и т.д.

Составляющие фирменного стиля: товарный знак, цвет, логотип (особое начертание названия магазина), рекламный слоган, рекламный персонаж.

Основные задачи интерьера магазина:

- обеспечить показ товаров;

- обеспечить удобство приобретения товаров;

- создать имидж торговому предприятию;

- привлечь внимание покупателей;

- создать комфортность работы торгового персонала.

 

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИЗАЙНА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

При оформлении торгового предприятия необходимо обратить внимание на два момента:

1. Оформление должно быть практичным.

2. Оформление должно производить благоприятное впечатление на покупателя.

Первое впечатление покупатель получает еще до входа в магазин. Магазин начинается с фасада здания. Фасад – это архитектурный облик здания, витринные стекла и вывески. Не входя в магазин, покупатели узнают о товарном профиле магазина и режиме работы, а по витринам знакомятся с предлагаемым ассортиментом.

Вывеска – стационарно закрепленный краткий текст у входа в магазин, сообщающий о характере его деятельности. Вывески торговых предприятий всегда отличались наибольшей яркостью. Вывеска должна располагаться на фасаде здания со стороны входа. Нижний ее край не должен быть ниже 2,5 м над уровнем земли. Вывеска не должна отступать от стены более 0,5 м и не должна занимать более 1/6 части фасада здания. Высота букв должна быть не более 0,8 м и не менее 0,1 м. В вечернее время вывеска должна подсвечиваться.

Привлекают внимание покупателей и хорошо оформленные витрины. Современная витрина должна органически вписываться в общий архитектурный ансамбль района (города), она является существенным элементом улиц и площадей. В оформлении витрин важную роль играют факторы величины и конфигурации демонстрируемых предметов, их цвета, расположение, особенности фона и подсветки. Основная функция витрины – привлечение внимания покупателей. Для этого используют световые установки, что является наиболее эффективным способом привлечения внимания. Популярно применение объемных букв с внутренней подсветкой, специфичной для каждого конкретного случая, эффективно работают неоновые трубки. Витрины оформляются и при помощи аппликаций. Это самый быстрый и экономичный способ. Для этого используют виниловые самоклеющиеся пленки ярких цветов.

При входе в магазин дружелюбная атмосфера должна создавать у покупателя желание задержаться и изучить весь ассортимент. Немаловажное значение в этом случае имеют планировка, оформление интерьера, оборудование, освещение и другие факторы.

Рациональное планировочное решение торгового зала не только отвечает требованиям эффективной организации торгово-технологического процесса, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер. Хорошая планировка предусматривает правильное расположение отдельных частей магазина, входов и выходов, а также расстановку оборудования в торговом зале, создающую удобства покупателям и облегчающую труд работников. Планировка должна обеспечивать свободное движение покупателей, устранение встречных потоков, лучший показ товаров. Для удобства ориентации покупателей в торговом зале должны быть указатели расположения отделов и секций, пиктограммы (изображение товара). Поскольку ассортимент товаров обычно уже дает пестроту, то во внутреннем оформлении предпочтительны сдержанные цвета, например, серый или бежевый. Не следует делать в торговом зале мозаичные панно, витражи, сложные архитектурные детали, которые будут отвлекать внимание покупателей от товара. Полы магазина должны быть водонепроницаемыми и удобными в эксплуатации. Желательно, чтобы в конструкциях пола предусматривалась возможность периодического ремонта износившихся участков. Большую роль в интерьере играют отделочные материалы, свойства которых влияют на художественную выразительность интерьера. При их подборе учитывают:

- функциональное назначение и размеры торгового предприятия;

- архитектурные особенности помещений;

- эстетические качества материалов и их физические характеристики (прочность, износоустойчивость, звуконепроницаемость, гигиеничность, безопасность, удобство в эксплуатации).

Цвета отделочных материалов должны соответствовать архитектурным элементам и не отвлекать внимание покупателей от товаров. Для продовольственных магазинов должна применяться гладкая влагостойкая отделка, которая не должна менять свою поверхность при влажной уборке, дезинфекции. Не допускаются материалы, собирающие пыль, перфорированные материалы. В непродовольственных магазинах отделка поверхностей может иметь любую фактуру.

Освещение. Необходимо иметь хорошее дневное освещение. Дополнительно к дневному освещению торгового зала на часть товаров могут быть направлены дополнительные светильники, более сильные, чем общее освещение. Свет бросает вызов, призывает к действию и провоцирует покупателя на принятие решения о покупке. Освещение должно быть таким, чтобы покупателю с первого взгляда была видна полезность товара, и становились явными преимущества данного товара по сравнению с товарами-конкурентами. В вечернее время предусмотрено искусственное освещение. Предпочтительно применять лампы дневного света, так как они боле экономичны и позволяют покупателю правильнее определить цвет товара. Освещение является сильнейшим инструментом для создания желаемой атмосферы магазина. Осветительные приборы входят в оборудование всего, что рекламирует товар. Тип и количество светильников зависят от площади поверхности, вида и потребностей объекта освещения.

Оборудование торговых помещений – основной элемент оформления любого магазина. Одно из главных условий – сочетание практической и эстетической сторон при выборе и расстановки оборудования. Оборудование должно обеспечивать непрерывность процесса продажи. На оборудовании товар должен размещаться рационально, выкладка должна привлекать внимание покупателей. Показ товаров должен быть в едином стиле. Оборудование должно иметь достаточную емкость для размещения товаров, должно быть прочным и быстроперестраивающимся. Цвет зависит от интерьера и особенностей товара.

Большое значение имеет так же эффективная выкладка и упаковка товаров. Красиво уложенный товар в ярких упаковках создает впечатление богатого ассортимента данного магазина. Выкладывать товар следует с учетом принципов мерчандайзинга, что позволяет не только привлечь покупателя, но и значительно увеличить товарооборот магазина. Упаковка товара является важной рекламной средой. Упаковка не только привлекает внимание покупателя, но и сообщает нужные покупателю сведения о товарах.

При оформлении интерьера торгового зала следует исходить из создания оптимальных условий для демонстрации товара. Интерьер, оборудование и рекламно-информационные материалы должны быть фоном для товаров и способствовать их реализации. При разработке интерьера торгового зала магазина следует обязательно учитывать местные и национальные традиции и особенности.

Тема 12. Технологические планировки торговых залов

 

Вопросы.

1. Требования, предъявляемые к технологическим решениям магазинов.

2. Устройство и планировка торгового зала.

 

Вопрос 1. Требования, предъявляемые к техническим решениям магазинов.

Основные проектно-технологические требования к магазинам сводятся к следующим положениям:

¨ не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;

¨ использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;

¨ способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных технике и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:

¨ обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;

¨ выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;

¨ организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.

Требования к технологической планировке.

Технологическая планировка должна учитывать следующие требования:

В основе правильной планировки торговой площади лежат следующие принципы:

·отсутствие в торговых залах «мертвых зон»;

·максимальное увеличение «горячих зон»;

·регулирование потока покупателей;

·функциональность «каждого квадратного метра».

Грамотная планировка торгового зала совсем не предполагает заполнение свободного пространства товаром или оборудованием. Но каждый метр должен эффективно использоваться, быть функциональным.

Устройство магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны – торгового зала, который должен занимать 60-80% всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.

Магазин должен отвечать также и важнейшим эргономическим требованиям: создавать условия для максимальной производительности труда, механизации технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые режимы хранения товаров.

Вопрос 2. Устройство и планировка торгового зала.

В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового зала. К оптимальным размерам торгового зала следует отнести квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5 или 1:2 и примыканием к нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Может быть и другая его конфигурация. Высота торгового зала зависит от его площади, но не менее 3,3 м.

Оптимальными габаритами являются такие, где покупательские и грузовые потоки являются наикратчайшими. Менее удобна вытянутая форма торгового зала. В этом случае удлиняются грузопотоки, затруднена расстановка торгового оборудования, снижается эффективность использования торговой площади.

При размещении товарных секций (отделов) рекомендуется учитывать частоту спроса и приближать отделы, торгующие товарами повседневного спроса, к основным потокам покупателей.

Товары, требующие длительного времени и специальных условий для отбора покупателями (технически сложные и др.), целесообразно располагать в стороне от основных интенсивных потоков.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием.

Экспозиционная (демонстрационная площадь) — это площадь для выкладки товаров. К экспозиционной площади относится и площадь, которая занята основаниями крупногабаритных товаров. Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании.

Площадь узлов расчета включает площади для установки кассовых кабин, столов упаковки, проходов между ними. Площадь для расчетного узла должна составлять не более 15% площади торгового зала.

 В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30 % всей площади торгового зала. Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:

Ку=Sy/Sт.з,,

где Ку - коэффициент установочной площади;

Sт.з.- площадь торгового зала;

Sy - установочная площадь магазина, м2;

       Если значение коэффициента уста



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.012 с.)