Кафедра финансов и менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра финансов и менеджмента



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА»

 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Курсовая работа

 

 

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «Савушкин продукт»)

 

                                                               Михаловского Антон Станиславовича

                                                         студента 2 курса, группа 951

                                                                   специальность «Управление

                                                                   информационными ресурсами»

 

                                                          Научный руководитель:

                                                          Старший преподаватель,

                                                          магистр управления и экономики,

                                                          С.В. Ерёмушкина

 

 

Минск, 2020

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..      3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ                 ДЕЯТЕЛЬСТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………        5
1.1 Основные понятия и классификация инноваций…………………. 5
1.2 Инновационная деятельность предприятия………………………... 8
1.3 Методы оценки инновационной активности……………..................      13
ГЛАВА 2 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «Савшукин продукт»…...………………………………………………………………… 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…   18
2.2 Анализ инновационной деятельности предприятия………………  21
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Савушкин продукт»……………………………………………………………………... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..  29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….....................    31
   

ОГЛАВЛЕНИЕ


                                   ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие экономики и предприятий характеризуется постоянным повышением роли инноваций как ключевого фактора успеха в конкурентной борьбе. Добиться успеха на глобальном рынке можно посредством реализации инноваций, поэтому важной особенностью экономического роста является переход к непрерывному инновационному процессу.

Состояние инновационной деятельности в любом современном государстве является важнейшим показателем развития его экономики и общества в целом.

Инновационное развитие национальной экономики, как государственный приоритет, включено в стратегические и тактические акты программного характера, имеющие приоритетное политическое, социальное и экономическое значение для Республики Беларусь: «Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.», «Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.» и другие программные и прогнозные документы [10].

Развитие инноваций на предприятиях должно охватывать различные сферы деятельности, связанные с инновационными циклами, объединяя методы исследования, технологии и систему управления предприятием. Зарубежный опыт по внедрению инноваций на предприятиях должен активно применяться в белорусских условиях в отношении самостоятельных субъектов экономики, факторов и движущих сил инновационного процесса со стороны компаний.

Актуальность темы работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике успех и выживание предприятий в общем в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. В условиях модернизации актуальным становятся проблемы конкурентоспособности и устойчивого развития предприятий на базе более полного использования и наращивания их инновационного потенциала.

Таким образом, актуальность проблемы инноваций для каждого предприятия очевидна.

В теории инноваций можно выделить основные направления, на которых сосредоточены исследования российских и зарубежных авторов. Существенный вклад в развитие понятия «инновации» внесли ученые: Я.М. Александрович, А.В. Богданович, Медынский В. и другие, рассматривающие инновации как процесс. Гончаренко Л. П., Арутюнов Ю. А. и другие понимают инновации как результат. Основные положения теории инноваций нашли отражение в международных стандартах «Руководство Осло».

Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и другие исследовали вопросы «инновационной активности организации».

 Понятие «инновационное развитие организации» берет начало уже в работах Шумпетера Й.А. и сегодня продолжает исследоваться в трудах Я.М. Александровича, Н.П. Беляцкого, А.В. Богдановича, А.В. Бондаря. и других.

Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО «Савшукин Продукт».

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты инновационной деятельности предприятий.

Целью работы является анализ и оценка инновационной активности ОАО «Савушкин Продукт» и обоснование путей ее повышения.

В соответствии с поставленной целью, в работе предполагается решение следующих задач:

· рассмотрение теоретических основ инновационной деятельности предприятия;

· анализ современного положения ОАО «Савушкин Продукт» и оценка инновационной деятельности;

· изучение и обоснование путей повышения эффективности инновационной деятельности ОАО «Савушкин Продукт».

В настоящей работе используются общенаучные методы, к которым относятся: системный метод, абстракция, анализ, синтез, дедукция, сравнение, графический, способ табличного отражения данных.


ГЛАВА 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Основные понятия и классификация инноваций

Глобальная тенденция XXI века - ускорение научно-технического развития, основанного на роботизации производства, использовании облачных технологий, аддитивных технологий, больших данных и интеллектуальных систем, переход на экологически чистую и ресурсосберегающую энергию.

Термин «инновация» впервые был предложен Йозефом Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Инновацией он считал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Таким образом инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. [21, с 110]

Существует множество определений инноваций и инновационной деятельности, что связано со сложностью данного явления и процесса.

Современные экономические теории трактуют инновации как использование результатов научных исследований и разработок, которые направлены на совершенствование процесса производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества [5, с. 115].

Инновации могут относиться к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры, образования и другим сферам. [8, с. 14]

В Республике Беларусь под инновацией понимается термин, используемый в законе «Об основах государственной научно-технической политики в Республике Беларусь»: инновации – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынке.

Экономическая суть инноваций состоит в увеличении добавленной стоимости в валовой выручке предприятия. Основные ее компоненты — заработная плата и прибыль, а индикатором роста являются новые параметры продукции, технологий, оборудования. Преобладающая доля добавленной стоимости в цене продукции позволяет высоко оплачивать труд работающих, иметь достаточные ресурсы для развития производства.

Мировой экономический опыт показывает, что источником долгосрочного экономического благополучия страны является обрабатывающий сектор промышленности, поддерживаемый современными достижениями науки и техники [18].

Понятие «инновация» более емко, чем понятие «новая техника», так как последнее применяется только в отношении орудий труда, новых материалов, используемых в основном в производстве. Исходя из определения и сущности инновации следует, что ее непременными свойствами (признаками), отличающими ее от простого новшества, являются:

· научно-техническая новизна;

· производственная применимость, т. е. воплощенность в практической деятельности;

· коммерческая реализуемость, т. е. реализация потребителям, превращение инноваций в источник дохода.

Инновации считаются важнейшим фактором конкуренции, так как дают фирмам возможность опередить конкурентов, делая их продукты и производственный процесс устаревшими.

Зависимость конкурентоспособности от инноваций часто декларируется, однако связь между ними не является простой и однозначной. Исследования этой зависимости показывают, что, несмотря на тесную организационную и экономическую связь управленческих, технологических и продуктовых инноваций, как экономических целевых функций предпринимательской деятельности, до конца не установлено взаимовлияние элементов в цепи: инновация - инновационная активность – конкурентоспособность предпринимательской структуры [22, с. 24].

Основные свойства инноваций:

· научно-техническая новизна;

· возможность практического использования;

· коммерческая реализация;

· социальная значимость;

· экономическая, социальная или экологическая эффективность;

· удовлетворение существующего и создание нового рыночного спроса;

· высокая степень риска.

 Основные функции инноваций:

· повышение наукоемкости производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;

· рост и удовлетворение потребностей;

· снижение ресурсоемкости;

· оптимизация процесса воспроизводства ресурсов.

Инновации очень разнообразны, их принято классифицировать по ряду признаков. Выделим важнейшие из них.

1. По технологическим параметрам различают:

· продуктовые инновации - использование новых материалов, получение принципиально новых продуктов;

· процессные инновации - технико-технологические, организационно-управленческие новшества, снижающие себестоимость, повышающие эффективность и качество нового или существующего продукта.

2.  По степени новизны инновации подразделяются:

· на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике;

· новшества относительной новизны.

3. По своей научно-технической значимости и новизне выделяют:

· базисные инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике;

· улучшающие инновации, реализующие мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров;

· псевдоинновации, направленные на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет), изменения устаревших поколений, а также расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства, не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов. [25, с. 256]

4. По содержанию инновации бывают

· производственные, включающие новые виды оборудования, сырья, материалов;

· управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;

· информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне; социальные, охватывающие изменения условий труда, быта, экологии.

5. По целям:

· для восстановления и сохранения функций системы и ее основных свойств;

· для временного приспособления системы к количественным изменениям среды;

· для коренной перестройки системы; для создания системы нового вида.

6. По причинам возникновения различают

· реактивные инновации, обеспечивающие выживание организации, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

· стратегические инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

7. По масштабам применения: мировые, национальные, региональные, отраслевые, межотраслевые, в рамках предприятия.

8. По результативности различают завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные.

9. По эффективности выделяют экономические, социальные, экологические, интегральные.

10. В зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции.

 

 

Рисунок 1.1 - Система базовых условий, стимулирующих инновационный процесс

Таким образом инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят следующие составляющие компоненты:

· наука;

· технология;

· экономика;

· образование.

Отсутствие любого из компонентов приводит к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно также недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования. Инновационная деятельность, как правило, представляет собой целый комплекс мероприятий:

· научных;

· технологических;

· производственных;

· организационных;

· финансовых;

· коммерческих.

Совокупность данных мероприятий приводит к инновациям в виде нового или усовершенствованного продукта (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Основные элементы инновационной деятельности

Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей:

· накопление в инновационной организации;

· превращение в инновацию;

· продажа или обмен как товара.

 В зависимости от того, где применяется инновация (внутри организации или за ее пределами), различают три вида инновационного процесса:

· простой внутриорганизационный (натуральный);

· простой межорганизационный (товарный);

· расширенный.

Простой внутриорганизационный инвестиционный процесс предполагает создание и использование инновации внутри одной и той же организации. Инновация в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инвестиционном процессе инновация выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

 Расширенный инновационный процесс характеризуется появлением новых производителей нововведения, нарушением монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Инновационные процессы определяются следующими особенностями (аспектами):

· Носят циклический характер. Одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований (например, изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных отраслях).

· Имеют вероятностный характер. Внедрение и продвижение инноваций на рынке – это всегда трудно предсказуемый процесс, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей.

· Обладают межорганизационным характером. Необходимо взаимодействие различных организаций (научно-исследовательских институтов, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансовых организаций) для осуществления инновационной деятельности.

· Имеют межотраслевой характер. Инновации могут быть использованы в различных отраслях экономики, масштаб распространения отражает их значимость [23, с. 26].

Результат инновационной деятельности можно назвать инновационным продуктом.

К инновационной относится та продукция, которая подверглась технологическим изменениям в течение трех лет. Продуктами (результатами) инновационной деятельности, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между ее субъектами, являются:

· инновационные проекты, определяющие технологию и результаты освоения конкретных инноваций (промежуточный результат, находящий отражение в бизнес-плане);

· освоенные в производстве технологические процессы, обеспечивающие социально-экономический и экологический эффект при реализации конечной продукции;

· принципиально новые, новые улучшенные продукты (товары и услуги), являющиеся результатом научно-технических достижений [8, с. 38].

 

 

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инновации - это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Целью инновации является повышение конкурентоспособности предприятия, товаров или услуг и повышение за счет этого прибыли предприятия. Инновации имеют свои функции и свойства, и классифицируются по ряду признаков.

Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств - единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента весьма непросто. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянном его изучении.

Инновационная активность позволяет оценить характер инновационной деятельности предприятия, являясь одной из ее важнейших компонент; она во многом определяет качество экономического роста системы. Поэтому оценка инновационной активности предприятия должна быть направлена на выявление интенсивности и результативности работы на всем спектре инновационных изменений, включая создание новых товаров и внедрение новых услуг, применение новых технологий и ресурсов, формирование новых организационных структур, освоение новых механизмов финансирования и каналов сбыта.

ОАО «Савушкин продукт» - динамично развивающаяся компания агропромышленного комплекса, крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие и лидер молочной отрасли Республики Беларусь, который обеспечивает молочной продукцией не только внутренний рынок, но и рынки ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня продукция ОАО «Савушкин продукт» имеет широкую географию поставок – более 20-ти стран мира. Среди них Россия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Сингапур, Южная Корея, Израиль и страны ЕС. Удельный вес экспорта в общем объеме производства за 2019 составляет 59.1%.  

В портфеле компании шесть сильных молочных брендов («Савушкин», «Брест-Литовск», «Оптималь», «СуперКид», «Ласковое лето», «Теос») и один соковый («На100ящий»). В сутки компания перерабатывает более 3100 тонн молока, выпуская более 350 наименований натуральной молочной и соковой продукции.

Главная цель - обеспечение высочайшего качества, стопроцентной натуральности и полезности производимой продукции, удовлетворяющей требованиям потребителя. Экономическая политика ОАО «Савушкин продукт» - непрерывно развивать средства производства на основе лучших достижений науки и техники, совершенствовать технологические процессы, удерживать завоеванные рынки сбыта на основе взаимовыгодного партнерства с постоянными потребителями, осваивать новые виды продукции и повышать культуру производства с целью обеспечения безопасности продукции.

На ОАО «Савушкин продукт» проводится успешная инновационная политика, представляющая собой комплексное сочетание производственной, инвестиционной, маркетинговой, внешнеэкономической и кадровой политик, целью которой является повышение эффективности деятельности всего комплекса предприятия и повышение конкурентоспособности производимой продукции. Стратегической целью развития ОАО «Савушкин продукт» является перспективное развитие предприятия, заключающееся в создании условий для привлечения инвестиций, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, повышение квалификации персонала, снижение себестоимости, обеспечение прибыли, закрепление позиций на белорусском рынке, дальнейшее завоевание российского рынка, рынков стран Европейского союза и выход на рынки стран дальнего зарубежья.

Одним из наиболее перспективных методов производства творога является метод ультрафильтрации (УФ). Творог, изготовленный по УФ технологии, отличается от традиционных продуктов своей структурой и более равномерной кремовой консистенцией. Данный способ производства позволяет сохранить большее количество белков в получаемом продукте

Введение и расширение УФ технологий в производство повысит его конкурентоспособность и рентабельность. Применение ультрафильтрации позволяет сократить потери, а значит, увеличить количество готового продукта на выходе и сделать творог еще более полезным для организма человека.

 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА»

 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Курсовая работа

 

 

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «Савушкин продукт»)

 

                                                               Михаловского Антон Станиславовича

                                                         студента 2 курса, группа 951

                                                                   специальность «Управление

                                                                   информационными ресурсами»

 

                                                          Научный руководитель:

                                                          Старший преподаватель,

                                                          магистр управления и экономики,

                                                          С.В. Ерёмушкина

 

 

Минск, 2020

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..      3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ                 ДЕЯТЕЛЬСТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………        5
1.1 Основные понятия и классификация инноваций…………………. 5
1.2 Инновационная деятельность предприятия………………………... 8
1.3 Методы оценки инновационной активности……………..................      13
ГЛАВА 2 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «Савшукин продукт»…...………………………………………………………………… 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…   18
2.2 Анализ инновационной деятельности предприятия………………  21
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Савушкин продукт»……………………………………………………………………... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..  29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….....................    31
   

ОГЛАВЛЕНИЕ


                                   ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие экономики и предприятий характеризуется постоянным повышением роли инноваций как ключевого фактора успеха в конкурентной борьбе. Добиться успеха на глобальном рынке можно посредством реализации инноваций, поэтому важной особенностью экономического роста является переход к непрерывному инновационному процессу.

Состояние инновационной деятельности в любом современном государстве является важнейшим показателем развития его экономики и общества в целом.

Инновационное развитие национальной экономики, как государственный приоритет, включено в стратегические и тактические акты программного характера, имеющие приоритетное политическое, социальное и экономическое значение для Республики Беларусь: «Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г.», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.», «Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг.» и другие программные и прогнозные документы [10].

Развитие инноваций на предприятиях должно охватывать различные сферы деятельности, связанные с инновационными циклами, объединяя методы исследования, технологии и систему управления предприятием. Зарубежный опыт по внедрению инноваций на предприятиях должен активно применяться в белорусских условиях в отношении самостоятельных субъектов экономики, факторов и движущих сил инновационного процесса со стороны компаний.

Актуальность темы работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике успех и выживание предприятий в общем в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. В условиях модернизации актуальным становятся проблемы конкурентоспособности и устойчивого развития предприятий на базе более полного использования и наращивания их инновационного потенциала.

Таким образом, актуальность проблемы инноваций для каждого предприятия очевидна.

В теории инноваций можно выделить основные направления, на которых сосредоточены исследования российских и зарубежных авторов. Существенный вклад в развитие понятия «инновации» внесли ученые: Я.М. Александрович, А.В. Богданович, Медынский В. и другие, рассматривающие инновации как процесс. Гончаренко Л. П., Арутюнов Ю. А. и другие понимают инновации как результат. Основные положения теории инноваций нашли отражение в международных стандартах «Руководство Осло».

Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и другие исследовали вопросы «инновационной активности организации».

 Понятие «инновационное развитие организации» берет начало уже в работах Шумпетера Й.А. и сегодня продолжает исследоваться в трудах Я.М. Александровича, Н.П. Беляцкого, А.В. Богдановича, А.В. Бондаря. и других.

Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО «Савшукин Продукт».

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты инновационной деятельности предприятий.

Целью работы является анализ и оценка инновационной активности ОАО «Савушкин Продукт» и обоснование путей ее повышения.

В соответствии с поставленной целью, в работе предполагается решение следующих задач:

· рассмотрение теоретических основ инновационной деятельности предприятия;

· анализ современного положения ОАО «Савушкин Продукт» и оценка инновационной деятельности;

· изучение и обоснование путей повышения эффективности инновационной деятельности ОАО «Савушкин Продукт».

В настоящей работе используются общенаучные методы, к которым относятся: системный метод, абстракция, анализ, синтез, дедукция, сравнение, графический, способ табличного отражения данных.


ГЛАВА 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.126 с.)