Предпосылки возникновения и становления экстремизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения и становления экстремизма.



Причины возникновения экстремизма весьма многообразны, однако применительно к России главной следует признать социальную дезорганизацию граждан. Имущественное расслоение населения ведет к тому, что социум перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряженность, появляются группы, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами.

Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни (молодежь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по сокращению из Вооруженных сил и других силовых структур). Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию.

Основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально — экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой — низкой эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения. Все это ведет к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путем, причем как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов.

Проводниками экстремизма выступают как политические партии радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу.

Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в России в 90-х гг. XX в. в основном в среде молодежи из малообеспеченных семей, которая под лозунгами борьбы за «чистоту нации», «освобождение русского народа» и т.д., объединялась (обычно по территориальному принципу) в группы, каждая из которых насчитывала от 7 до 15 человек. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом.

Вначале экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков.

Передел сфер влияния в преступном мире, финансовые махинации, коррупция, массовая алкоголизация и наркомания, безработица, кровопролитная чеченская война — все это способствовало тому, что, пользуясь своей безнаказанностью, эти молодежные группировки взрослели, приобретали опыт, налаживали связи, привлекали новые кадры.

Роль и значение экстремизма оказались недооцененными, что во многом способствовало появлению целой серии трагических событий последнего времени, участниками и жертвами которых стали молодые люди.

Данные проблемы также носят в себе потенциально кризисный и конфликтный характер. При этом следует отметить, что в течение всего последнего времени на территории России накапливались проблемы, связанные с ростом шовинизма, ксенофобии и религиозного экстремизма, активизацией ультранационалистических сил. В ряде регионов России достаточно широко распространились антисемитизм и антииммигрантские настроения.

Проблема нерегулируемой миграции создает угрозу безопасности России. Собственно угроза создается тем, что из-за отсутствия соответствующей нормативной и правовой базы Россия стала прибежищем и настоящим отстойником для многих представителей оппозиции из стран ближнего зарубежья, потерпевшей поражение на своей родине. Бывшие боевики, скрываясь в России, существенно обострили здесь криминогенную ситуацию. Большинство правящих режимов стимулирует миграционный процесс. Таким путем они уходят от решения задач рыночной трансформации своих национальных экономик, решают проблему занятости своего населения за счет значительных денежных поступлений из России формируют фонд накопления и потребления внутри своих стран, необходимый для их выживания. В настоящее время в России работают почти 5 млн. граждан Украины, сотни тысяч молдаван, сотни тысяч граждан из центральноазиатских государств. Их труд полезен для Российской Федерации и востребован. Но правовая неурегулированность этого процесса и все еще недостаточное внимание российских властей к этому явлению формируют потенциал угрозы национальным интересам России.

Накопленный материал позволяет выделить ряд основных наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на формирование экстремизма в России, которые можно подразделить на три группы:

1. Социально-экономические:

значительное расслоение общества по уровню материального достатка, что, в свою очередь, порождает формирование у значительной части населения, и особенно у молодежи, чувство социальной несправедливости;

высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, представители которой довольно легко попадают под влияние радикальных политических течений.

2. Идеологические:

состояние идеологического вакуума и, как следствие, заполнение идеологического пространства радикальными объединениями;

возможность практически бесконтрольного использования новых информационных систем (Интернет) для пропаганды различных идей, в том числе экстремистских;

возможность бесконтрольного использования нелегитимных технологий управления и манипуляции поведением человека и социальных сообществ;

попытки копирования старых форм идеологической работы не оказывающих эффективного воздействия на молодежь, что приводит к формированию широкого спектра молодежных субкультур, в том числе и деструктивной направленности.

3. Миграционные:

увеличение миграционных потоков с последующим компактным расселением вновь прибывших мигрантов и появлением проблем их адаптации к новой среде;

изменение этнического состава населения, особенно в крупных городах, и, как следствие, рост напряженности в межнациональных отношениях.

Отдельно необходимо остановиться на проблеме распространения экстремистских взглядов и идей через сеть Интернет как наиболее актуальный и быстроразвивающийся сектор, используемый для пропаганды радикальных идей. Так, по результатам социологического опроса, 40% молодых людей неоднократно сталкивались с пропагандой экстремистских взглядов именно в сети Интернет.

Несмотря на явно активизировавшуюся в последнее время работу органов власти по данному направлению кибер-пространство продолжает обладать огромным потенциалом для культивирования экстремизма в целом, а учитывая интерес молодежи к всемирной паутине – и молодежного в частности. Эта среда в незначительной степени подвержена оперативной цензуре, любой ресурс здесь может быть в любой момент перемещен на новое место, и, кроме того, доступ к ресурсам неограничен географически.

Механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах общенациональных газет и телеканалов, не срабатывает столь же эффективно в кибер-пространстве. Это делает Интернет благоприятной средой для пропаганды экстремистских идей.

Таким образом, в настоящее время кибер-пространство стало расцениваться экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы.

При этом ресурсы, проповедующие радикальные идеи, имеют очень широкую аудиторию не только в регионах где они физически расположены. Анализ посещаемости сайтов показывает, что из всех представленных идеологических направлений у молодежи наиболее велик интерес к праворадикальной идеологии. Некоторые сайты экстремистской направленности по числу посетителей могут конкурировать с сайтами официальных молодежных организаций, опирающихся на мощный административный ресурс.

«Кибер-экстремизм» является важным фактором культивирования как латентного экстремизма, так и средством организации и мобилизации прямых экстремистских действий, а также функционирования экстремистских виртуальных организаций (в данной ситуации показательным является пример антиглобалистов). Кибер-пространство позволяет получить беспрецедентную степень свободы в выборе объектов экстремистских действий и культивирования объектов ненависти.

Экстремизм: понятие, виды.

Первым примером международного закрепления дефиниции «экстремизм» стала Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года. В ней как «экстремизм» расценивается «какое — либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участия в них».

Экстремизм: (лат. extremus — крайний) — ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется в основном силовыми, а также нелегитимными и противоправными методами и средствами (напр., терроризм, разжигание религиозной, расовой ненависти, вооруженные выступления, партизанские войны и т.д.). Левый экстремизм обычно исходит из идей марксизма-ленинизма и других левых взглядов, критикуя капиталистический строй за подавление личности и эксплуатацию, а социалистические режимы — за предательство «дела Маркса, Ленина, Сталина, Мао», отказ от «классовой борьбы» (примерами левоэкстремистских групп служат «Фракция Красной армии» в ФРГ, «Сендеро луминосо» в Перу, полпотовцы в Камбодже, т.н. Национал-большевистская партия Э.Лимонова в России). Правый экстремизм выступает с позиций антикоммунизма, расизма, крайнего национализма либо клерикализма и т.д. Источник экстремизма как индикатора социального и политического неблагополучия — разнообразные кризисы. Ради достижения своих целей экстремисты обращаются к предрассудкам людей, сознательно подавляя в них рациональное сознание. Участники экстремистских группировок являют собой особый психологический тип индивида, склонного к самовозбуждению, к потере контроля над своим поведением, к иррациональным поступкам

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (вступил в силу 25 июля 2002 года) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Законом определены следующие понятия:

Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности (публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы).

Так же необходимо разграничивать следующие определения:

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Религиозное объединение – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ст.6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст.3 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»).

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Консерватизм – идеологическая приверженность к традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике – направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Одна из главных черт консерватизма – неприятие революционных изменений. Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и социализму, требующему социального равенства.

Либерализм – политическая идеология, основанная на том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Либералы противники тоталитаризма, активно отстаивают концепции свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть.

Радикализм – политический принцип, основанный на стремлении доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не соглашаясь ни на какие компромиссы. На практике, представлен как крайний либерализм (иногда социализм) в политике.

Тоталитаризм – политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, – например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии – ограничиваются или запрещаются.

Центризм в политике – политическая позиция политического движения или группы, промежуточная между правыми и левыми движениями или группами, отказ от левого и правого экстремизма.

Правые (наиболее крайние формы – ультраправые или праворадикальные) – противоположные левым, в частности ставящие экономические, национальные или религиозные цели выше равенства прав и шансов для всех слоёв населения. К ним относят консерватизм, монархизм, анархокапитализм, фашизм, национализм и его наиболее крайнюю форму — национал-социализм. Либералов обычно относят к правым.

Левые (новые левые) – направление в политике, отождествляющее себя с левой идеей, но противопоставляющее себя традиционным компартиям и анархистам («старым левым»). Характеризуется критикой исторической роли пролетариата и институциональных форм сопротивления ввиду травматического опыта тоталитаризма. Смыкается с левым либерализмом.

Политический экстремизм.

Понятие «политический экстремизм» относится к числу таких сложных общественных феноменов, при определении которых неизбежно возникают противоречивые мнения. Даже среди юристов, способных находить, по крайней мере, инструментальные определения подобных явлений, пока нет единства взглядов в отношения дефиниции «политический экстремизм», поэтому специалисты насчитывают, по крайней мере, пять наиболее известных альтернативных подходов по этому вопросу.

Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально – политической ситуации в Российской Федерации и представляет собой серьезную угрозу конституционной безопасности и территориальной целостности государства. Практически все организации экстремистской направленности так или иначе привлекают для участия несовершеннолетних граждан: начиная от распространения литературы радикального характера и участия в обрядах религиозных сект до наиболее опасного вида вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а именно, подготовка и проведение массовых беспорядков, организация и участие в деятельности экстремистской организации, организация и участие в экстремистском сообществе. Фактически все известные экстремистские организации осуществляют наиболее активную, в том числе и противоправную деятельность в городе Москве.

На протяжении последних лет наблюдается рост экстремизма и ксенофобии, особенно в молодежной среде. Наибольшую тревогу вызывает фактор нарастающей популизации идеологии неофашизма на территории города. И это несмотря на принятие новых нормативных актов, направленных на борьбу с этим явлением.

На территории столицы в последние годы наиболее активную противоправную деятельность осуществляли члены таких организаций как: НБП – «Национал – Большевистская партия», РНЕ – «Русское национальное единство», АКМ-«Авангард Красной Молодежи».

В 2005 году, используя националистические лозунги, активизировали свою противоправную деятельность «Движение против нелегальной иммиграции» и «Славянский союз Демушкина».

Ряд экстремистских движений и организаций, такие как «Национал – Большевистская партия», «Русское национальное единство», «Авангард Красной Молодежи» активно использовали для проведения несанкционированных акций и выступлений, в том числе нарушавших уголовное законодательство, а также для противоправных действий во время разрешенных массовых мероприятий, молодежь из других регионов России.

Зачастую, члены экстремистских организаций привлекаются к уголовной ответственности за совершенные ими преступления, такие как хулиганство, уничтожение имущества, сопротивление сотрудникам милиции, но нет фактов их привлечения к ответственности за преступления экстремистского характера (ст. 282, 282 прим., 282 прим. 2). Причины этого:

— во-первых, в отсутствии в системе правоохранительных органов специалистов, обладающих необходимыми знаниями для проведения исследований лозунгов, печатной, аудио-, видеопродукции. Интернет – ресурсов.

— во-вторых, вследствие этого, нежелание органов прокуратуры и следствия возбуждать уголовные дела по данным составам, трактовка пограничных ситуаций не в пользу уголовного преследования.

— в-третьих, отсутствие элементарного взаимодействия между подразделениями по борьбе с организованной преступностью, отделами уголовного розыска и дежурными частями округов, в результате чего оперативные сотрудники не выезжают на преступления, совершенные в отношении иностранцев, лиц других национальностей, где для установления такого квалифицирующего признака как разжигание межнациональной розни, необходимо оперативное сопровождение с момента выявления преступления.

Религиозный экстремизм.

Под религиозным экстремизмом следует понимать социальное явление, существующее в четырех следующих взаимосвязанных формах:

— религиозное сознание (общественное и индивидуальное), которому свойственны признаки тоталитаризации и преувеличения ценности определенной совокупности религиозных идей в ущерб всем иным религиозным и светским идеям, нигилизма – отрицания всех иных идей, в том числе религиозных, кроме одной, религиозного фанатизма – безусловного верования в истинность единственной религиозной идеи (совокупности идей) и готовности следовать ей при любых обстоятельствах.

— религиозная идеология (религиозная доктрина), характеризующаяся произвольным провозглашением истинным единственного объяснения проблем существующего мира и предложением однозначных (истинных) способов из разрешения, безусловным разделением всех социальных явлений на «добро» и «зло», приданием исключительного доминирующего положения одному из аспектов бытия в ущерб всем остальным; отрицанием объективно господствующей иерархии общесоциальных (общечеловеческих) ценностей, игнорированием или принижением регулятивной значимости любых социальных в том числе правовых норм, не соответствующих объявленной истинной религиозной доктрине.

— деятельность по реализации религиозной доктрины, провозглашенной единственно истинной.

— организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности религиозные экстремистские организации (тоталитарные секты).

Тенденции нарастания религиозного экстремизма во многом обусловлена существующими противоречиями во взаимоотношениях, как между конфессиями, так и внутри их, ростом религиозной экспансии со стороны других государств.

Религиозная экспансия со стороны других государств привела к значительному росту новых религиозных движений. Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложившийся в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения.

Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений.

Серьезную угрозу общественной безопасности и существенным дестабилизирующим социально — политическую обстановку фактором является деятельность религиозных объединений экстремистского толка.

Обращает на себя внимание тот факт, что цель деятельности религиозных экстремистских организаций имеет два аспекта:

— насаждение деструктивной идеологии;

— создание оперативных позиций для последующего ведения террористической деятельности на территории России и столичного региона в частности.

С учетом сложившейся социально — политической, экономической, территориально — демографической ситуации, можно определить следующие тенденции развития ситуации в сфере проявления религиозного экстремизма:

  1. Усиление пропагандистской и подрывной работы среди части молодежного населения Российской Федерации, исповедующего ислам, особенно среди лиц, не достигших совершеннолетия.
  2. Использование нетрадиционных форм вербовки населения, в особенности представителей мусульманской конфессии, и пропаганды идей религиозного экстремизма путем создания различного рода клубов, сбора пожертвований от физических и юридических лиц через сеть абонированных почтовых ящиков.
  3. Распространение идей религиозного экстремизма на уровне межрегиональных связей путем использования туристических групп и паломников под видом пропаганды веротерпимых религий.
  4. Дальнейшее усиление и последующее использование международной финансовой помощи для осуществления материального обеспечения деятельности экстремистских религиозных организаций на территории столичного региона.
  5. Нарастание интенсивности акций по разжиганию религиозной ненависти, розни и вражды с использованием средств печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации (Интернет и др.), в том числе в провокационных целях.
  6. Усиление в регионах идей этнического сепаратизма в связи с разжиганием религиозной ненависти, розни и вражды внутри религиозных конфессий.

Анализ оперативной обстановки в среде религиозных объединений, действующих на территории России, свидетельствует о росте активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращенных духовно-этнических канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации.

Наибольшую опасность для внутренней безопасности страны сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама – «ваххабизм».

Лидеры и идеологи «ваххабитского» течения работу среди молодежи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности. Основными целями этой деятельности являются: насаждение деструктивной идеологии и создание разветвлённой инфраструктуры для последующего ведения подрывной деятельности на территории России.

В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые, «центры исламской молодежи» и «лагеря исламской молодежи», где членами международных террористических и экстремистских организаций («Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и д.р.) проводится обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение граждан в экстремистские формирования. Процесс обучения построен на беспрекословном подчинении законам шариата, пропаганде превосходства ислама над другими религиями, а также неприятии существующего государственного строя и законодательства, как противоречащего самой системе ислама. Наиболее активная деятельность таких молодежных организаций зафиксирована в Республике Бурятия, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях.

Представляют опасность попытки экстремистов расширить свое влияние, прежде всего за счет молодежи, направляемой на обучение в зарубежные исламские центры, подконтрольные международным террористическим и экстремистским организациям. Вследствие этого к настоящему времени сложилась негативная тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенными, подготовленными в зарубежных учебных центрах молодыми имамами.

Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются «сатанисты».

Последователи сатанинского культа могут быть подразделены на несколько типов:

первый тип – «самостоятельно изучающие любители». Как правило, это те, кого сатанизм привлек через популярные книги и фильмы по данному предмету, рок-группы, популяризирующие обряды и атрибутику сатанизма и через другие доступные источники. «Любитель» обычно не связан с организованной группой или культом, хотя могут существовать и небольшие местные «группы любителей».

второй тип – «психопатические сатанисты». Это нравственно искалеченные индивиды, имеющие тягу к насилию, садизму, некрофилии и др., которых сатанизм привлекает потому, что он четко выражает и внешне «облагораживает» их патологические отклонения и придает им идейную, ритуальную окраску. Первые два типа иногда частично сливаются.

третий тип – «религиозные сатанисты», состоит из уже сложившихся структурированных групп, таких как «Российская церковь сатаны», «Южный крест», «Черный ангел» и др.

четвертый тип – «черные сатанисты», представляет собой тайные малочисленные группы, состоящие преимущественно из потомственных адептов сатаны, серьезно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения сатане.

Их деятельностьотмечена в Москве, Брянске, Санкт-Петербурге, Новгороде и некоторых других городах. Интересно, что «черные сатанисты» весьма скептически относятся к адептам сатанинских сект третьего типа, считая их деятельность «детскими играми» и «баловством».

Представители всех вышеперечисленных типов несут ответственность за случаи ритуального насилия, являются социально опасными, особенно для молодежи, поскольку, воздействуя на психику молодых людей.

Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов «кельтско-восточного обряда», «Зеленый орден», «Черный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды, «Готы» и другие.

Этнический экстремизм.

В Российской Федерации как многонациональной стране, которая, по сути, является добровольным союзом народов, проживающих на своих исторических территориях, особую угрозу представляют разжигание ненависти и вражды между народами нашей страны, разжигание настроений распада.

Сегодня, преступления, совершаемые в отношении отдельного человека в силу его иного происхождения, вышли за рамки частных случаев и стали государственно — значимыми негативными антиобщественными явлениями. Они стали источниками непосредственной угрозы национальной безопасности не только Российского государства, но и всего человечества. Поэтому так необходим эффективный механизм, позволяющий противостоять данному социальному злу.

С конца 1990-х годов активизировались русские националистические организации, которые сегодня являются наиболее массовыми и быстро растущими отрядами национальных движений России. Так, на несколько порядков выросла численность молодежных организаций, сплачивающихся под лозунгом «Россия для русских» и чаще всего обозначаемых аналитиками под общим названием «скинхеды». В 1991 году в стране насчитывалось буквально несколько десятков человек, которых можно было так определить, а в 2001 году их было уже свыше 10 тысяч, в 2004 году — 33 тысячи. Это только по официальным данным, эксперты же указывают на значительно более высокие показатели участия молодежи в ультрарадикальных националистических организациях.

Если в 1990-х годах скинхеды были представлены мелкими группировками (от 3 до 10 человек), то после 2000 года стали складываться крупные (до 500 человек). В Москве первыми возникли «Скинлегион» и «Blood&Honor» (русский филиал международной организации наци-скинов), а также «Национал-Социалистическая Группировка 88». Каждая из них насчитывает по 200-250 бойцов. Всего же в Москве в настоящее время около 6 тысяч молодых нацистов. В Петербурге их свыше 3 тысяч, при этом только в одну организацию «Русский кулак» входит около 500 человек и не меньше 100 — в организацию «Коловрат», в Нижнем Новгороде — свыше 2,5 тысячи скинхедов, из них 300 человек входят в самую крупную группировку «Север».

При сохранении нынешних темпов роста молодежных национал-фашистских организаций и их концентрации в нескольких крупнейших российских городах их численность в этих зонах уже в ближайшее время может стать сопоставимой с численностью контингента правоохранительных органов. Кроме того, представители подобных организаций из разных городов хорошо координируют свои действия и быстро перебрасывают активистов из одних городов в другие.

К сожалению, резервы роста национал-фашистких организаций чрезвычайно велики. Судя по опросам разных социологических организаций доля населения, поддерживающая в той или иной мере и форме идею «Россия для русских» с 2002 года составляла не ниже 53%, а в некоторые годы поднималась и до 60%.

Отечественные группировки скинхедов быстро политизируются под влиянием радикальных политических организаций. Среди них «Национальный фронт», «Народная национальная партия», «Национально-державная партии России» (НДПР), «Партия Свободы», «Русское национальное единство» (РНЕ), «Русский общенациональный союз» (РОС), «Русская гвардия» и др. Все эти партии нелегальны, однако действуют открыто.

Регулярными становятся пикеты, митинги и другие массовые акции протеста, проводимые в российских городах активистами националистических движений. Все чаще национал-экстремисты демонстрируют свою силу.

Экстремизм и ксенофобия (или фобии) связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией (иногда говорят ксенофобиями) обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство (т.е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов («кавказцев», «южан», «инородцев»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.058 с.)