Внутренняя и внешняя политика СССР в 1964 – 1985 гг. Л. И. Брежнев. Ю. В. Андропов и К. У. Черненко. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1964 – 1985 гг. Л. И. Брежнев. Ю. В. Андропов и К. У. Черненко.



 

 

Более чем двадцатилетие жизни советского общества — 1964 — 1985 гг. — приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 — 1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой — по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

— 1964 — 1968 гг. — ранняя;

— 1968 — 1977 гг. — средняя;

— 1977 — 1985 гг. — поздняя.

Если ранняя и средняя брежневская эра — 1964 — 1977 гг. — в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

— попытки экономических реформ;

— укрепление новой системы власти;

— отход от критики сталинизма.

2. Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты — положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану — в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

3. Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 — 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения — улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

— административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;

— дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.

Данная политика первоначально приносила успех — «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

— в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;

— цены на нефть и газ в мире резко упали;

— Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;

— экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

4. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

— фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин;

— но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

— в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

— тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение — группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве — предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

— Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;

— В.В. Щербицкий — в 1972 — 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;

— Д.А. Кунаев — в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;

— В.В. Гришин — в 1967 — 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;

— А А. Громыко — в 1957 — 1985 гг. министр иностранных дел СССР;

— Д.Ф. Устинов — в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;

— К. У. Черненко —. секретарь ЦК КПСС;

— М.А. Суслов — секретарь ЦК КПСС;

— иные.

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов — в делах КГБ; Устинов — в оборонных вопросах; Кунаев — в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев — Подгорный — Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

5. Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:

— как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

— однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 — 1977 гг.;

— СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

— в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

6. В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

— улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

— в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет — стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

— августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

На рубеже 1970-1980-х гг. происходит возвышение Брежнева как партийного и государственного лидера. В прессе ему создается образ "выдающегося политика". Брежневу присвоено воинское звание генерал армии. Он 117 раз награждался высшими государственными наградами СССР, Польши, Венгрии, ГДР и других государств. Группе известных советских журналистов поручено написать воспоминания Брежнева ("Малая земля", "Возрождение", "Целина") с целью укрепления его политического авторитета. Портреты советского лидера украшают улицы городов и поселков страны.

Однако в связи с ухудшением здоровья власть Брежнева начинает ослабевать. К тому времени характерной чертой высшего руководства страны являлось старение, перерождение в " геронтократию ", отсутствие ротации кадров. Средний возраст членов Политбюро к началу 1980-х гг. составлял 70 лет.

На роль приемника Брежнева могли претендовать несколько человек: М. А. Суслов, главный партийный идеолог; Г. В. Романов, руководитель Ленинградской партийной организации; В. В. Гришин, глава Московской парторганизации; К. У. Черненко, член Политбюро, секретарь ЦК КПСС, Ю. В. Андропов, глава КГБ. Последнему удалось сформировать свою команду в идеологических структурах партии, академических институтах, партийном аппарате. В 1982 г. Андропов переходит на работу в ЦК КПСС в ранге секретаря по идеологии, заняв место умершего Суслова. После смерти Л. И. Брежнева 12 ноября 1982 г. решением внеочередного Пленума ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов был избран генеральным секретарем ЦК КПСС.

 

После прихода к власти Андропов начал борьбу за улучшение экономического положения государства с кампании по укреплению трудовой дисциплины. Параллельно с усилением власти новый лидер делает ее более открытой. В прессе начинают публиковаться отчеты о вопросах, обсуждаемых Политбюро ЦК КПСС, статьи о фактах разложения власти. Был дан ход нескольким крупным делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Обвинения в злоупотреблении властью были выдвинуты против первого секретаря Краснодарской областной парторганизации С. Медунова, министра внутренних дел Н. Щелокова, партийного руководителя Узбекистана, члена Политбюро ЦК КПСС Ш. Рашидова.

Андропов осуществил чистку партийного и государственного аппарата, органов безопасности, сформировал "команду реформаторов": в 1982 г. членом Политбюро становится Г. А. Алиев; созданный Экономический отдел ЦК возглавил Н. И. Рыжков, Отдел организационно-партийной работы - Е. К. Лигачев. Директором Института мировой экономики и международных отношений стал А. Яковлев, будущий главный идеолог "перестройки". Андропов ввёл в высшее руководство региональных деятелей: М. С. Горбачёва, В. И. Воротникова, Н. И. Рыжкова, В. М. Чебрикова.

В начале 1983 г. Андропов поручил Горбачёву и Рыжкову начать подготовку экономической реформы. Однако завершить свои начинания ему не удалось. Осенью 1983 г. состояние здоровья главы государства ухудшилось. 9 февраля 1984 г. он скончался.

 

Новым генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума ВС СССР становится Константин Устинович Черненко. В короткий период его правления среди главных начинаний выделялась борьба за укрепление официальной марксистско-ленинской идеологии. Началась разработка новой программы КПСС.

Из документа (Е. И.Чазов. Здоровье и власть. Воспоминания "кремлевского врача"):

Встав во главе партии и государства, Черненко честно пытался выполнить роль лидера страны. Но это ему было не дано – и в силу отсутствия соответствующего таланта, широты знаний и взглядов, и в силу его характера. Но самое главное – это был тяжело больной человек.

К. У. Черненко скончался 10 марта 1985 г. Вместе с ним уходила в прошлое эпоха строительства социализма в СССР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.022 с.)