Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы математики

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»

 

ТРЕБОВАНИЯ К СДАЧЕ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

К кандидатскому экзамену допускаются:

а) занимавшиеся в группах аспиранты очного и заочного отделений, при наличии положительной аттестации ведущего преподавателя по результатам текущего и завершающего контроля;

б) аспиранты заочного отделения, представившие лично или по электронной почте (fil-kafedra@yandex.ru) с пометкой «Кандидатский минимум» реферат по истории и философии науки (требования и темы см. ниже) и получившие положительную оценку.

Аспиранты всех специальностей выполняют реферат на русском языке объёмом не менее 25 страниц текста без учёта иллюстраций, графиков, титульного листа, страниц Содержания и Библиографии. Формат реферата: 14 шрифт, 1,5 интервал, все поля 2 см.).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

 

Реферат должен быть напечатан и представлен в объёме 25 страниц. Композиция структуры реферата строится в такой последовательности:

Титульный лист;

Оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы;

Введение;

Основная часть – главы и параграфы;

Заключение;

Список используемой литературы.

Реферат пишется только по курсу «История и философия науки», а не по каким-либо общефилософским темам или темам конкретных для специализации аспирантов наук. Другими словами, тема реферата должна включать экскурс в историю физики, биологии, психологии и т.п., отражая при этом философские проблемы данной науки.

Написание реферата следует начинать с формулировки темы исследования. Обычно рефераты посвящаются исследованию сравнительно узкой темы. Поэтому некоторую проблему в целом, которую аспирант собирается рассмотреть, необходимо заузить. Для этого формируется цель исследования и несколько конкретных задач, которые необходимо решить по ходу исследования для достижения поставленной цели.

Определяя задачу исследования, аспирант должен руководствоваться установкой, определяемой словами: «Изучить…», «Установить…», «Определить…», «Обосновать…», «Выявить…», добавляя при этом то, что он собирается сделать.

Поставленные аспирантом задачи, таким образом, определяют название и содержание основных глав. После этого, следует определить объект исследования. Объектом исследования может быть событие, процесс или явление, содержащее проблемную ситуацию. Предмет исследования – это уже часть выбранного аспирантом реального события или явления, важнейший элемент изучаемого объекта. Теоретический уровень исследования зависит от выявленной взаимосвязи между объектом и предметом исследования, от чёткого и системного видения этой зависимости.

В процессе написания «Введения» часто ограничиваются указанием на актуальность и важность исследования данной темы. Между тем, основное назначение введения – заузить поставленную автором проблему, т.е. низвести объект исследования до предмета исследования или цели данной работы. Актуальность темы определяется степенью разработанности данной проблемы. Её недостаточная разработки и предполагает необходимость её дальнейшего исследования. Для этого можно произвести краткий обзор литературы, написанной по данной теме. Этот обзор должен показать знакомство аспиранта со специальной литературой, его умение систематизировать первоисточники, выделить в них существенной, критически это осмыслить и оценить вклад предшественников, тем самым, определить состояние изучаемой темы на сегодняшний день. При этом обзор работ следует делать не по всей проблеме в целом, а только по вопросам выбранной темы.

Постановка цели исследования фиксируется во введении установками типа: «изучить…», «описать…», «установить…», «выявить…», сопровождая их указанием на избранный метод исследования. Это может быть описание, анализ, дедуктивный вывод, осуществляющий общую проекцию фундаментальных положений в данной науке на решение конкретного вопроса. Введение должно заканчиваться изложением структуры работы.

В главах и параграфах основной части излагается материал, подводящий исследователя к разрешению проблемной ситуации. В них аспирант должен продемонстрировать свое умение в сжатой форме, аргументировано, последовательно и логично излагать материал данной темы. Одновременно осуществить сравнительный анализ различных точек зрения, привести аргументы других авторов, которые он разделяет или изложить свои. Логическая последовательность частей реферата должна формулироваться таким образом: написал первый параграф, затем второй. После написания второго следует переписать первый. После того как написан третий параграф, следует снова переписать и второй, и первый, и т.д. Можно, конечно, не переписывать предшествующие части в буквальном смысле, а лишь подкорректировать их в соответствии с полученными результатами. Главное в этой процедуре – осознать связанность между собой всех параграфов и глав, чтобы хотя бы мысленно ответить на вопрос: зачем автору, прежде чем написать третий параграф понадобилось написать первый и второй параграфы, что они предваряют и подготавливают для него. Только в этом случае вместо «расфасовки» материала по параграфам и главам с их последующим оформлением красивыми и броскими названиями выстраивается логически обусловленная последовательность задач, решение которых приводит к пониманию проблемы исследования, к её последовательному и аргументированному изложению. Желательно при этом, чтобы в тексте были приведены различные точки зрения, давался их сравнительный анализ и определялась позиция самого автора.

Заключительная часть реферата должна содержать итоговую оценку проделанной автором работы. Если во введении ему удалось сформулировать задачу данной работы, то в заключении достаточно подвести итоги и указать на результаты. Заключение должно носить форму синтеза накопленной и обработанной автором научной информации. В нём определяется главный смысл проделанной аспирантом работы, обозначаются не только важные результаты, но и делается возможная постановка новых научных задач или даётся указание на пути продолжения исследуемой темы. Заключительная часть, таким образом, предполагает не только наличие проделанной автором работы, но и является характеристикой уровня профессиональной зрелости и научной квалификации аспиранта.

После заключения в реферате дается список опубликованных работ, которые использовал аспирант и на которые он ссылался. Не следует включать в этот список публикации, которые фактически не были использованы аспирантом в тексте. В реферате необходимо делать ссылки, т.е. указывать на тот номер списка работ, которым была обозначена данная публикация. Если слова автора публикации приводятся дословно, то они заключаются в кавычки и сопровождаются указанием конкретной страницы публикации.

Наиболее характерные недостатки, которые обнаруживаются при написании рефератов.

1) Текст реферата разбивается на слишком большое количество глав и параграфов. Если, например, выделяется 8 – 10 параграфов, то объём каждого параграфа иногда составляет всего лишь 1,5 – 2 страницы. При таком объёме параграфа нельзя произвести сравнительный анализ различных точек зрения, что-то объяснить или доказать. Достаточно взять из словаря одни лишь определения и номинально перечислить некоторые работы. Поэтому при написании реферата достаточно выделить 2 главы и 4 – 6 параграфов.

2) Очень часто в тексте излагаются биографии учёных и перечисляются их основные работы.

3) Часто обнаруживается не связанность между главами и параграфами работы.

4) Используется старая литература. Поэтому создаётся впечатление, что за последние 5 – 10 лет по данной проблеме ничего не публиковалось.

5) Бывает и так, что список литературы довольно большой, но в тексте отражены далеко не все работы.

6) Очень часто введение и заключение носят формальный характер. Во введении пишут лишь о важности и необходимости изучать данную тему, не анализируя суть самой актуальности. Отсутствует постановка цели исследования. В заключении приводится выдержка из основного текста или продолжаются рассуждения, которые превращают заключение в продолжение основной части. В то время как смысловая задача заключения: подведение итогов собственной работы.

7. Не поясняются или не определяются основные научные термины, которые автор использует в данной работе.

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

 

РЕФЕРАТ

для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки

«      Тема реферата     »

 

 

Выполнил: аспирант очной/заочной формы обучения

…………………..…..года обучения

кафедры…………………….………..

ФИО……..…………………………..

 

 

Санкт-Петербург

2020

 

Темы рефератов

             Общие вопросы развития современной науки

1. Наука и социальный прогресс.

2. Проблема социального предвидения и прогнозирования.

3. Социальное прогнозирование.

4. Современная футурология.

5. Понятие информации и отражения.

6. О принципах классификации наук.

7. Наука и идеология.

8. Идеалы и нормы научного познания.

9. Детерминация научного поиска.

10. Теоретический и эмпирический уровень научного познания.

11. Проблема пространства и времени в современной науке.

12. Наука и общество.

13. Проблема объяснения в современном научном познании.

14. Диалектика конечного и бесконечного.

15. Причинность и необходимость.

16. Динамическая и стохастическая детерминация.

17. Соотношение законов природы и общества.

18. Методы построения научных теорий.

19. Диалектика как метод построения теории.

20. Диалектика абстрактного и конкретного в научном познании.

21. Проблема понимания в научном познании.

22. Проблема научного предвидения.

23. Проблема достоверности научного познания.

24. Практическая и логическая проверка истинности.

25. О границах логического критерия истины.

26. Доказательство и его место в научном познании.

27. Наблюдение и эксперимент.

28. Проблема наглядности в научном познании.

29. Познавательное значение формализации в современной науке.

30. Моделирование как метод современного научного познания.

31. Действительный, модельный и мысленный эксперименты.

32. Аксиоматизация и ее функции в познании.

33. Диалектика и системный подход.

34. Познавательное значение математики в современном естествознании.

35. Закономерности развития науки.

36. Тенденции дифференциации интеграции в развитии науки.

37. Проблемы философских оснований науки.

38. Проблема научного творчества.

39. Наука как непосредственная производительная сила.

40. Наука и искусство.

41. Наука и этика.

42. Наука о природе и наука о культуре.

43. Проблема синтеза современного научного познания.

44. Методы эмпирического исследования.

45. Методы теоретического исследования.

46. Наука и мировоззрение.

47. Теория и гипотеза как формы развития современного научного познания.

48. Проблема обоснования в современном научном познании.

49. Проблема закона в современной науке.

50. Философия как методология современного научного познания.

  История и философия естествознания

 

  1. Понятие природы в науке и философии античности.
  2. Проблема движения в «физиологии» досократиков (Ионийцы и Гераклит, Элеаты, атомисты).
  3. Понятие числа и математическая конструкция космоса Пифагорейцев.
  4. Греческая и древневосточная (Египет, Вавилон) математика.
  5. Натурфилософия античных атомистов.
  6. Математический компонент античной пайдейи.
  7. Проблема сущности и существования в древнегреческой натурфилософии (Элейская школа, атомисты).
  8. Физика Аристотеля.
  9. Проблема несоизмеримости и кризис оснований древнегреческой математики.
  10. Парадоксы бесконечности в апориях Зенона и их роль в развитии математики.
  11. Платоновская концепция математики.
  12. Концепции математики и природы в натурфилософии Платона и Аристотеля.
  13. Эволюция представлений о пространстве и времени в античной науке и философии (Демокрит, Платон, Аристотель).
  14. Проблема соотношения физики и математики в теоретическом наследии Аристотеля.
  15. Формальная логика Аристотеля и развитие методов формализации в естествознании.
  16. Антропологические и социальные установки античной науки.
  17. Понятие закона природы в античной натурфилософии и теория причинности Аристотеля.
  18. Научно-исследовательская программа древнегреческой атомистики.
  19. Пифагорейско-платоновская научно-исследовательская программа.
  20. Научно-исследовательская программа перипатетиков и современность.
  21. Физика стоиков.
  22. Биологические воззрения Аристотеля.
  23. Телеология Аристотеля.
  24. Проблема континуума в античной физике и натурфилософии.
  25. Объяснение как принцип построения античной науки и философии.
  26. Математика и диалектика как методы научного познания (Платон, Аристотель).
  27. Аксиоматика «Начал» Эвклида и традиции новоевропейского теоретического естествознания.
  28. «Против ученых» (Критика физики и математики в античном скептицизме).
  29. Принципы античной астрономии и астрологии средневековья.
  30. Алхимия и химия: методологические альтернативы и целевые установки.
  31. Естествознание и математика эпохи европейского средневековья.
  32. Номинализм как фактор становления опытного естествознания в эпоху средневековья.
  33. Традиции платонизма и аристотелизма в средневековой науке и философии.
  34. Наука средневековья в дисциплинарном пространстве литературы герметического корпуса.
  35. Средневековая наука как форма символико-аллегорического описания природы.
  36. Физика И. Ньютона и герметическая традиция.
  37. Теория движения в эпоху средневековья. Физика импетуса.
  38. Реформация и генезис экспериментально-математического естествознания.
  39. Николай Кузанский и формирование предпосылок науки и философии Нового времени.
  40. Физика Аристотеля и механика Галилея.
  41. Эксперимент и проблема материализации математической конструкции.
  42. «Механические» и математические доказательства.
  43. Проблема объективной значимости идеальных (математических) конструкций в естествознании (физике, биологии и др.).
  44. Понятие бесконечно малого (Галилей, Кавальери) и проблема континуума.
  45. Физика Декарта и картезианская традиция в естествознании (физика, биология и др.).
  46. Физика И. Ньютона: познавательное значение и границы преемственности.
  47. Проблема бесконечности, пространства и времени в физике Лейбница.
  48. Аксиома непрерывности Р. Дедекинда
  49. Проблема континуума в теоретическом наследии И. Канта.
  50. Неокантианская концепция научного знания (Коген, Наторп, Кассирер).
  51. Философия природы Г.В.Ф. Гегеля.
  52. Проблема обоснования математики в ХХ в.
  53. Логицистская и формалистская версия обоснования математики.
  54. Интуиционистская и конструктивистская версия обоснования математики.
  55. Естествознание в истории материальной и духовной жизни общества.
  56. Ценностный фактор в истории естествознания: общие и частнонаучные проблемы.
  57. Естествознание и философия: история взаимосвязи.
  58. Философия естествознания: генезис и эволюция основный идей и направлений (общие и частнонаучные проблемы).
  59. Естественнонаучные формы мышления: исторический аспект.
  60. Естествознание и псевдонаука: исторический аспект.
  61. Естествознание и мистицизм в истории культуры.
  62. Естествознание и религия в истории культуры.
  63. Диалектика предметного и рефлексивного сознания в истории естественных наук: общие и частнонаучные проблемы.
  64. Исторические типы рациональности в естествознании: общие и частнонаучные (физика, химия и др.) проблемы.
  65. Эволюция идеалов и норм естественнонаучного познания: общие и частнонаучные проблемы.
  66. Генезис суперорганизмической и коэволюционно-трансдисциплинарной моделей эволюции научной рациональности.
  67. Идея «конца науки» в истории естествознания.
  68. История естествознания как предмет познания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.
  69. История естествознания как фактор развития его содержания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.
  70. Парадоксы онтологизации науки в методологии истории естествознания.
  71. Проблема периодизации истории естественных наук.
  72. Историография естествознания: общие и частнонаучные проблемы.
  73. Исторический путь строения и динамики естествознания: общие и специальные (физика, химия и др.) проблемы.
  74. Генезис и эволюция дисциплинарной структуры естественнонаучного знания: общие и частнонаучные проблемы.
  75. «Дух культуры» как фактор рождения естествознания Нового времени.
  76. История первой научной революции.
  77. История научной революции конца XIX – XX в.в.
  78. История эмпирических методов естественнонаучного познания (общих и специальных – физика, химия и т.д.)
  79. История измерения как метода естественнонаучного познания. (общие и специальные проблемы).
  80. История приборных средств естественнонаучного познания (общие и спец. проблемы).
  81. Генезис и эволюция естественнонаучного наблюдения.
  82. Генезис и эволюция естественнонаучного эксперимента.
  83. История теоретического естествознания (общие и специальные аспекты).
  84. История теоретических методов естествознания (общие и специальные методы).
  85. История идеализации как метода естественнонаучного познания (общие и специальные аспекты).
  86. История классификации как метода естественнонаучного познания.
  87. История систематизации в естественных науках.
  88. История атомизма в естествознании.
  89. История дискретных (точных) теорий в физике.
  90. История континуальных (близкодействие) теорий в физике.
  91. История дискретно-континуальных теорий физики.
  92. История системных теорий физики.
  93. Генезис и эволюция статистических теорий физики.
  94. История понятий силы и взаимодействия в физике.
  95. История закона сохранения и превращения энергии.
  96. Генезис и развитие основных физических идей.
  97. Историческая взаимосвязь физики и математики.
  98. История гелиоцентризма.
  99. История учений об электричестве и магнетизме.

100. Возникновение и развитие термодинамики.

101. История учений о полевой форме физической материи.

102. Генезис электродинамики движущихся сред и электронной теории.

103. История атомной и ядерной физики.

104. Генезис и эволюция квантовой механики.

105. Историческая взаимосвязь физики и техники.

106. История основных космологических идей.

107. История основных идей и методов космогонического познания.

108. Генезис и эволюция методов космологического познания.

109. Историко-научный и философский аспекты единства мира и человека (к проблеме познавательного статуса антропного принципа).

110. История антропного принципа в методологии науки.

111. История естественнонаучной ветви русского космизма.

112. Генезис и эволюция основных идей кибернетики и синергетики.

113. История естественнонаучных представлений об уровнях строения и формах движения материи: общие и частнонаучные проблемы.

114. Эволюция понятия времени в истории естествознания.

115. Эволюция понятия пространства в истории естествознания.

116. Эволюция идей причинности и детерминизма в истории естествознания.

117. Эволюция идеи закона в истории естествознания.

118. Эволюция системных идей в истории естествознания.

119. Идея развития в истории естествознания.

120. Вероятностные идеи в истории естествознания.

121. Эвристическая роль математики в естествознании: исторический аспект.

122. Генезис и эволюция синергетической парадигмы в естествознании.

123. Биология Аристотеля.

124. Синтез медико-биологических знаний в трудах Гегеля.

125. Корпус Гиппократа.

126. Биологические воззрения Альберта Великого и Фомы Аквинского.

127. Начало формирования анатомии, физиологии и эмбриологии (Л. да Винчи, А. Везан, М. Сервет).

128. Система К. Линнея.

129. Рождение концепции обмена веществ.

130. Альтернатива реформизма и эпигенеза (Ш. Бонпе, В. Тарвей, К. Вольф).

131. Эмбриологические исследования К. Бэра.

132. Создание клеточной теории.

133. Катастрофизм и униформизм.

134. Проблема сущности и происхождения жизни.

135. Становление биохимической инженерии и биохимии.

136. Развитие эволюционно идеи в биологии.

137. Теории мутаций и индуцированный мутагенез.

138. Проблема расшифровки генетического хода.

139. История и перспективы генной инженерии.

140. Фагоцитарная концепция И. Мечникова.

141.Симбиогенез и современная целлюлярная теория.

141. Учение о рефлексах И.П. Павлова.

142. Разработка макро- и мегатаксономии.

143. Учение о биосфере В.И. Вернадского.

144. Идеи глобальной экологии и охраны окружающей среды.

145. Теория естественного отбора Г. Дарвина.

146. Тенденции развития СТЭ.

147. Концепция молекулярной эволюции и проблема абиогенеза.

148. Проблема эволюционного истолкования антропогенеза.

  1. Идеи глобального прогнозирования.

Философские проблемы химии

1. Предмет и объект химии. Место химии в система научного знания.

2. Взаимосвязь философии и химии.          

3. Философские взгляды А.М. Бутлерова.

4. Мировоззренческие, философские и социологические взгляды Д.И. Менделеева.

5. Философские аспекты теории В.В. Марковникова о взаимном влия­нии атомов в молекуле.

6. Алхимия и ее место в развитии химического знания.

7. Взаимосвязь химии и физики.

8. Взаимосвязь химии и биологии.

9. Диалектика количественных и качественных изменений в химии.

10. Развитие количественных методов познания в химии.

11. Вопросы математизации химического познания на современном этапе развития науки.

12. Взаимосвязь теории и эксперимента в химии. Понятие "теорети­ческая химия".

13. Тождественны ли понятия "теоретическая химия" и "квантовая химия"?

14. Значение кибернетики для теоретической химии.

15. Проблема классификации химических наук.

16. Проблема предвидения и прогнозирования в химии.

17. Дифференциация и интеграция химических наук.

18. Космизация современной химии. Философские вопросы космохимии.

19. Специфика химической формы движения, ее связь с физическими процессами.

20. Диалектика видов химической связи и сущность химического взаи­модействия.

21. Проблема отражения на химическом уровне организации материи.

22. Возможность квантово-механического описания химических струк­тур и процессов.

23. Философские проблемы квантовой химии.

24. Причинность и детерминизм в химии.

25. Взаимосвязь физических и химических методов исследования.

26. Проблема развития материи в современной химии как науке.

27. Сущность и направление химической эволюции.

28. Философское значение открытия новых классов соединений в хи­мии XX в.

29. Философский анализ современных представлений о происхождении химических элементов.

30. Проблема закономерностей молекулярной эволюции.

31. Качественные особенности физико-химических процессов в живом организме.

32. Взаимосвязь между физико-химическими свойствами биополиме­ров и их биологическими функциями. Несостоятельность неовита­лизма.

33. Эффективность физико-химических методов исследования в биологии.

34. Роль химии в исследовании проблем наследственности в биологии.

35. Методологические проблемы молекулярной генетики.

36. Физико-химический и кибернетический подходы к раскрытию сущ­ности жизни.

37. Философское значение Периодического закона Д.И. Менделеева.          

38. Периодический закон Д.И. Менделеева в свете достижений совре-  менной науки.

39. Эволюция представлений об основных законах жизни.

40. Эволюция понятия химического элемента.

41. Диалектика познания свойств, состава и структуры вещества.

42. Философские вопросы теории химического строения.

43. Понятие структуры в химии и методологические вопросы структур-      ной теории.

44. Методологические проблемы органической химии.

45. Методологические проблемы химической символики.

46. Методологические проблемы образования новых понятий в химии и физической химии макромолекул.

47. Методологические проблемы химии органических и биоорганиче­ских полимеров.

48. Проблема моделирования в современной химии.

49. Значение принципа симметрии в химии.

50. Взаимоотношение целого и части в химических системах.

51. Диалектика внутри- и межмолекулярных связей.

52. Проблема дискретности и непрерывности в химии.

53. Проблема аддитивности в химических науках.

54. Диалектика развития науки о полимерах.

55. Проблема развития понятийного аппарата современной химии.

56. Взаимное влияние химии, кристаллохимии и минералогии в разви­тии учения о силикатах.

57. Проблема соотношения элементов и структуры а кристаллохимии.

58. Химизация производства и ее влияние на экологическое равновесие.

История науки

1. Философия текста М.М. Бахтина

2. Мифос и Логос в генезисе социогуманитарного знания античности. "Илиада" и "Одиссея" Гомера и их роль в воспитании грека.

3. Просветительская и социогуманитарная деятельность софистов: риторические, грамматические нововведения.

4. Возникновение жанра литературного портрета и разработка приемов индивидуальной психологической характеристики у Платона и Ксенофонта.

5. Социогуманитарная концепция Платона.

6. Опыт эмпирического и исторического исследования Аристотеля.

7. Исторические представления античного мира в учениях Геродота и Фукидида.

8. Античная пайдейя в системе античного социогуманитарного знания.

9. Александрия - центр развития гуманитарного знания и богословской учености раннего средневековья.

10. Программа «О семи свободных искусствах» (С.Боэций, Кассиодор) и формирование корпуса гуманитарных наук средневековья (trivium и quadrivium).

11. «Высшие школы» и университеты средневековья и идеалы универсальности и энциклопедизма в развитии гуманитарных наук.

12. Догматика, моралистика, полемика, экзегетика, богословская поэтика, проповедь как важнейшие амплуа гуманитарной учености Средневековья.

13. Гуманизм и возникновение новых канонов и стилей в литературе и искусстве.

14. Эксперимент в социогуманитарных науках Нового времени. Педагогический эксперимент.

15. Гуманитарные науки в истории российской культуры и просвещения.

16. Место социогуманитарных наук в русской культуре XIX века.

17. Тема отношения России и Запада в социогуманитарных науках XIX- нач. XX веков.

18. Модернизм и постмодернизм – изменение идеала социогуманитарной рациональности.

20. Социогуманитарное знание и политика.

21. Герменевтика как метод социогуманитарного познания.

22. Социогуманитарные науки в информационном обществе.

 

 

Философия искусства

1. Эстетическая сущность искусства.

2. Роль искусства в истории человечества.

3. Роль искусства в общественной жизни.

4. Искусство и современность.

5. Искусство и наука.

6. Искусство и мораль.

7. Специфика художественного отражения действительности.

8. Проблема прекрасного в эстетике и искусстве.

9. Проблема содержания и формы в искусстве.

10. Натурализм в эстетике и искусстве.

11. Преемственность и новаторство в искусстве.

12. Фрейдизм в эстетике и искусстве.

13. Экзистенциализм в эстетике и искусстве.

14. Проблема гуманизма в искусстве.

15. Проблема истины и правды в искусстве.

16. Соотношение национального и общечеловеческого в искусстве.

17. Искусство и идеология.

18. Проблема типизации и индивидуализации в искусстве.

19. Соотношение гуманитарных и естественнонаучных подходов в изучении искусства.

20. Интуиция в художественном творчестве.

21. Психология художественного творчества.

22. Структурализм и теоретическое исследование художественного творчества.

23. Математические методы в изучении искусства.

24. Искусство и дизайн: проблемы художественного творчества.

25. Искусство и дизайн: проблема моделирования реальности.

26. Искусство и художественная критика.

27. Эстетика и социология искусства.

28. Взаимосвязь философии и искусства в их истории.

29. Искусство и историческая эпоха.

 

 

Философия педагогики

1. Человек как философская и педагогическая проблема.

2. Понятие философских основ педагогики.

3. Соотношение и место философской и педагогической антропологии в системе антропологических знаний.

4. Понятие философско-антропологической традиции и русской национальной школы.

5. Педагогика и философия образования.

6. Философия образования и парадигматический поход.

7. Образование и школа как выражение европейских философско-антропологических традиций.

8. Предмет и круг проблем философии педагогики.

9. Философия античной школы.

10. Академия и Ликей: проблема преемственности и развития.

11. Особенности предмета и задач философии образования европейского средневековья: латинская и византийская традиции.

12. Оформление славяно-русского и западно-европейского направлений в развитии философско-антропологических идей раннего средневековья.

13. Славяно-русская философско-антропологическая традиция и ее педагогический смысл.

14. Философия школы эпохи возрождения: западно-европейская и славяно-русская версии гуманизма.

15. Философско-антропологические и педагогические основания эпохи Просвещения.

16. Вселенское и неповторимое в образе человека: опыт русской философии образования.

17. Русский космизм и образ человека.

18. Проблема творчества и образ человека в русской философии образования XIX века.

19. Жизненно-практический смысл образования и смысл истории.

20. Образование и идея целостности бытия.

21. Творчество и современная система образования.

 

 

Контрольные вопросы к кандидатскому минимуму по истории и философии науки

 

1. Предмет и круг проблем современной истории и философии науки.

2. Формирование и основные этапы исторической эволюции философии науки.

3. Единство и многообразие типов знания. Понятие науки.

4. Социокультурные предпосылки возникновения и основные этапы исторической эволюции науки. Интернализм и экстернализм.

5. Познавательные установки древнегреческой науки и философии.

6. Учение о причинности, материи и форме в Древнегреческой философии.

7. Проблема разума и веры в средневековой культуре.

8. Учение о научном методе в философии Нового Времени.

9. Наука и мировоззрение. Понятие научной картины мира.

10. Традиции эмпиризма в философии и науке Нового времени (Ф.Бэкон «Новый органон»).

11. Рационалистические установки новоевропейской науки и философии (Р.Декарт «Рассуждение о методе»).

12. Наука ХVIII века и формирование «проекта Просвещения».

13. Проблема научного метода в немецкой классической философии (Кант, Гегель).

14.  Проблема классификации наук.

15. Проблемы философии науки в теоретическом наследии А.И.Герцена (А.И. Герцен «Письма об изучении природы»).

16.  Природа, структура и познавательное значение научной теории: стандартная и историко-методологическая модели научной теории.

17. Научная рациональность: сциентизм и антисциентизм.

18. Дисциплинарная структура науки..

19. Формы и методы теоретического уровня научного познания.

20. Формы и методы эмпирического уровня научного познания.

21. Понятие оснований науки. Нормы и идеалы научного познания.

22. Наука как система знаний, форма общественного сознания и социальный институт.

23.  Проблема научного факта: Принцип «семантического холизма» Дюгема-Куайна

24.Классический и неклассический идеалы научной рациональности.

25.Натурфилософская и классическая картины мира.

24. Неклассическая и постнеклассическая научные картины мира..

25. Идея глобального эволюционизма и проблема синтеза современного научного знания.

26. Формирование и эволюция институциональных форм научной деятельности. Понятие научного сообщества.

27. Формы и процедуры научного познания.

28. Научные традиции и научные революции: типы научной рациональности (Т.Кун «Структура научных революций»).

29. Конвенционалистская модель научного познания (А.Пуанкаре).

30. Психофизическая концепция науки (Э.Мах «Механика. Историко-критический очерк ее развития»).

31. Неопозитивистская версия научного познания. Принцип верификации (М.Шлик, Р.Карнап).

32. Проблема природы и обоснования научного знания в критическом рационализме. Принцип фальсификации.

33. Эволюционно-эпистемологическая модель научного познания (С.Тулмин).

34. Идея парадигмы и концепция научно-исследовательских программ (Т.Кун, И.Лакатос).

35. Проблема оснований науки в «методологическом анархизме» и концепции «личностного знания» (П.Фейерабенд, М.Полани).

36. Проблема истины в научном познании. Критерии истины.

37. Диалектика объяснения и понимания в научном познании.

38. Наука и этика. Проблема социальной ответственности научного сообщества.

39. Принцип детерминизма и проблема причинности в современной науке.

40. Науки о природе и науки о культуре: особенности предмета и метода.

41. Проблема синтеза естественных, социогуманитарных и технических наук.

42. НТП и стратегия глобализации.

43. Наука и образование ХХI в. как основа выдвижения и реализации идеалов «общества знания».

44. Особенности отечественной философии науки. 

45. Методы и формы социогуманитарного познания.                     

46. Человек и техника: экологические перспективы человека. («Прогнозы «Римского клуба»).                                                          

47. Основания, нормы и идеалы социогуманитарного познания.   

48. Философия и педагогика: проблема образовательного идеала.  

49. Эпистемология антрополого-образовательной стратегии: рационализация и социокультурный контекст.                 

50. Человек и образование в культурно-цивилизационном пространстве современности.  

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»

 

ТРЕБОВАНИЯ К СДАЧЕ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

К кандидатскому экзамену допускаются:

а) занимавшиеся в группах аспиранты очного и заочного отделений, при наличии положительной аттестации ведущего преподавателя по результатам текущего и завершающего контроля;

б) аспиранты заочного отделения, представившие лично или по электронной почте (fil-kafedra@yandex.ru) с пометкой «Кандидатский минимум» реферат по истории и философии науки (требования и темы см. ниже) и получившие положительную оценку.

Аспиранты всех специальностей выполняют реферат на русском языке объёмом не менее 25 страниц текста без учёта иллюстраций, графиков, титульного <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.161.27 (0.013 с.)