Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика исследовательской работыСтр 1 из 5Следующая ⇒
Министерство здравоохранения Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж»
Методика исследовательской работы В схемах и комментариях ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО, СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО 2015
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей 34.02.01 сестринское дело, 31.02.02 акушерское дело/ Составитель: Шадрухина В.В. - Екатеринбург: ГБОУ СПО «СОМК», 2015. - 29 с.
Рассмотрено и одобрено на заседании № Центрального методического совета колледжа 2015г.
Председатель ЦМС_______________О.В. Ледянкина, к.фарм.н.
Учебное пособие может быть полезно для студентов и преподавателей колледжа в качестве руководства при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. В нем реализован принцип наглядности в обучении, применение которого поможет видеть каждый изучаемый вопрос в целом и во взаимосвязях, сократить время на изучение, запомнить необходимый материал и успешно защитить ВКР.
Содержание 1. Организация научных исследований…………………………………..4 2. Научная теория и методология…………………………………………6 3. Методические основы научных исследований………………………..10 4. Методологический замысел исследования и его основные этапы…..12 5. Методы и средства научного познания………………………………...16 6. Методика работы с источниками информации……………………….22 7. Оформление структурных частей научных работ……………………..25 Литература…………………………………………………………………...27 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности. Общее понятие о науке (3 смысла) Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества. Структура научного знания
Взаимосвязь фундаментальных и прикладных наук Н А У К И
|
|||||
Фундаментальные | Прикладные | |||||
Биология | ||||||
Ботаника | Растеневодство | |||||
Зоология | Животноводство | |||||
Генетика | Селекция, клонирование | |||||
Антропология | Медицина |
Различия понятий:
«Научное познание» и «Научное исследование»
Научное познание: общественно-исторический процесс, является предметом гносеологии |
Научное исследование: субъективный процесс – деятельность по получению новых научных знаний отдельным индивидом – ученым. Является предметом методологии науки. |
Исследовательские методы и методики
Признаки научного исследования
Классификация гипотез
1. С точки зрения познавательных функций:
Описательная |
Описательная |
2. Сточки зрения объекта исследования:
Частная |
Общая |
Рабочая |
Единичная |
Любая гипотеза состоит из следующих этапов:
В соответствии с поставленной целью определяется круг задач. Задачи должны как бы логически расчленять цель на первичные составные элементы, отвечающие на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута.
К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие:
1) на основе анализа литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;
2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);
3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения.
Задачи формулируются с помощью глаголов: изучить, разработать, выявить, установить, обосновать, определить, проверить
Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев.
Виды наблюдений
Требования к наблюдению
Этапы наблюдения
1. Постановка цели наблюдения;
2. Определение задач;
3. Разработка программы наблюдения;
4. Выбор объекта наблюдения;
5. Определение вида наблюдения;
6. Определение длительности наблюдения;
|
7. Выделение критериев и показателей (признаков) наблюдения;
8. Выбор способов фиксации наблюдения (тест, таблица, аудиозапись, видеозапись и др.)
Выделяют следующие методы и приемы наблюдения за пациентом:
1) наблюдение общего состояния пациента;
2) наблюдение за объективным состоянием органов и систем;
3) инструментальные методы;
4) лабораторные методы.
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научногоисследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.
Особенности:
Ø исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт когда оно произойдет;
Ø может изменять условия протекания изучаемого процесса;
Ø в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи;
Ø эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных
Медико-биологические эксперименты могут быть:
Острые Однократные вмешательства Экспериментатора в процессы жизнедеятельности биологического объекта с целью выявления закономерностей функционирования тех или иных структур организма |
Хронические Проводится длительное (динамическое) наблюдение за морфофункциональными параметрами живого организма как в норме (в активном состоянии), так и при одно- или многократном воздействии тех или иных экзогенных факторов |
Обычный или классический эксперимент включает: экспериментатора, объект, средства.
По способу формирования условий проведения эксперименты делятся:
Естественные Проведение исследований в естественных условиях существования объекта эксперимента. Он чаще всего используется в биологических, медицинских, психологических и социальных науках. |
Искусственные Проведение исследований в специально созданных условиях. |
Методы опроса
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Успех исследования повышается при сочетании различных методов, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов.
Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьёзный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.
|
Измерение – представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.
Общие критерии отбора методов исследования:
♦ адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
♦ соответствие современным принципам научного исследования;
♦ прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;
♦ соответствие логическому этапу исследования;
♦ комплексная взаимосвязь с другими методами.
Методика поиска информации
Существует множество способов и каналов получения информации.
В зависимости от «популярности» или частоты использования того или иного способа их можно расположить в следующей последовательности:
1. Общение (преподаватель, научный руководитель и др.).
2. Первичные документы (профессиональные периодические издания,
монографии, материалы конференций, статьи в научных сборниках).
3. Справочники и словари.
4. Ссылки в тексте первоисточников.
5. Пристатейные (прикнижные) списки литературы.
6. Информационные (библиографические) издания.
7. Интернет.
8. Каталоги и картотеки библиотек.
Последовательность использования источников информации определяется, как правило, степенью доступности и их самих, и первичных документов, найденных с их помощью. Самая простая схема: общение →работа с первоисточниками→ поиск материалов по каталогам и картотекам библиотеки → поиск в информационных (библиографических) изданиях → использование компьютерных поисковых систем.
Уметь правильно читать
1. Название
2. Автор
3. Выходные сведения
4. Содержание
5. Факты
6. Особенность излагаемого материала. Какие из них кажутся спорными?
7. Новизна материала и возможность его использования в практической работе
При работе с литературой в первую очередь изучается специальная научная литература, а затем периодические издания. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.
Выходные данные литературных источников по теме исследования можно записывать и составлять из них картотеку, что позволит легко составить перечень используемой литературы в дальнейшем.
|
ОФОРМЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЧАСТЕЙ НАУЧНЫХ РАБОТ
Вся работа выполняется шрифтом Times New Roman, интервал – 1,5 Размер шрифта 14 Абзацный отступ – 1,25 см Параметры листа - ширина верхнего поля - 20 мм; - ширина нижнего поля - 20 мм; - ширина левого поля - 30 мм; - ширина правого поля - 10 мм. |
Во введении должны быть отражены следующие моменты: Актуальность темы Цель исследования Задачи исследования Объект исследования Предмет исследования Практическая значимость работы |
Стиль научной работы – это безличный монолог. Изложение ведется от третьего лица: «автор полагает». Местоимение «я» не используется, пишут местоимение «мы»: «нами установлено», «мы пришли к выводу». |
Список литературы Фамилии авторов указываются в алфавитном порядке. Год издания учебной и научной литературы не более 5-7 лет. |
В заключении работы приводятся в сжатом и систематизированном виде результаты исследования, отмечается степень достижения цели, решение задач, поставленных в начале. В этой части работы важно соотнести полученные выводы с целями и задачами исследования, соединить выводы в единое целое, оценить успешность проделанной работы. |
Структурные элементы работы: - титульный лист; - содержание; - введение; - основную часть, которая включает: ü теоретическую часть ü практическую часть - заключение; - список литературы; - приложения. |
Основная литература
1.Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 12.11.2012).
2.Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. М.: Дашков и Ко, 2012
3.Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и
оформление / И.Н. Кузнецов. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Дашков и К°,2013.
Дополнительная литература
1.Безрукова, В. С. Как написать реферат, курсовую, диплом: [метод. пособие] / В. С. Безрукова. – СПб.: Питер, 2014.
2.ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. М.: Стандартинофрм, 2010
3.Добреньков В.И., Осипов Н.Г. Методология и методы научной работы
М.:КДУ, 2012.
4.Основы научных исследований: теория и практика: учеб. пособие / В. А. Тихонов и др. –М.: Гелиос АРВ, 2010.
5.Основы научных исследований: учебное пособие / Б. И. Герасимов [и др.]. - М.: Форум, 2013.
Методические рекомендации
1. Методические рекомендации по подготовке курсового проекта (работы) для студентов специальностей 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело/ Составители: Костылева Е.О., Ледянкина О.В. - Екатеринбург: ГБОУ СПО «СОМК», 2014. - 46 с.
2. Как подготовить и защитить выпускную квалификационную работу (методические рекомендации для студентов специальностей 31.02.02 акушерское дело, 34.02.01 сестринское дело)/ Составители: Костылева Е.О., Шадрухина В.В., Юркова О.А., - Екатеринбург: ГБОУ СПО «СОМК», 2014. - 47 с.
Министерство здравоохранения Свердловской области
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Свердловский областной медицинский колледж»
Методика исследовательской работы
В схемах и комментариях
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО,
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
2015
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей 34.02.01 сестринское дело, 31.02.02 акушерское дело/ Составитель: Шадрухина В.В. - Екатеринбург: ГБОУ СПО «СОМК», 2015. - 29 с.
Рассмотрено и одобрено на заседании № Центрального методического совета колледжа 2015г.
Председатель ЦМС_______________О.В. Ледянкина, к.фарм.н.
Учебное пособие может быть полезно для студентов и преподавателей колледжа в качестве руководства при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.
В нем реализован принцип наглядности в обучении, применение которого поможет видеть каждый изучаемый вопрос в целом и во взаимосвязях, сократить время на изучение, запомнить необходимый материал и успешно защитить ВКР.
Содержание
1. Организация научных исследований…………………………………..4
2. Научная теория и методология…………………………………………6
3. Методические основы научных исследований………………………..10
4. Методологический замысел исследования и его основные этапы…..12
5. Методы и средства научного познания………………………………...16
6. Методика работы с источниками информации……………………….22
7. Оформление структурных частей научных работ……………………..25
Литература…………………………………………………………………...27
1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности.
Общее понятие о науке (3 смысла)
Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества.
Структура научного знания
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.059 с.)