Методика исследовательской работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследовательской работы



Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

 

 

 

Методика исследовательской работы

В схемах и комментариях

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО,

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

2015

 

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей  34.02.01 сестринское дело, 31.02.02 акушерское дело/ Составитель:  Шадрухина В.В. - Екатеринбург: ГБОУ СПО «СОМК», 2015. - 29 с.

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании №  Центрального методического совета колледжа 2015г.

 

 

Председатель ЦМС_______________О.В. Ледянкина, к.фарм.н.

 

 

Учебное пособие может быть полезно для студентов и преподавателей колледжа в качестве руководства при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.

В нем реализован принцип наглядности в обучении, применение которого поможет видеть каждый изучаемый вопрос в целом и во взаимосвязях, сократить время на изучение, запомнить необходимый материал и успешно защитить ВКР.

 

Содержание

1. Организация научных исследований…………………………………..4

2. Научная теория и методология…………………………………………6

3. Методические основы научных исследований………………………..10

4. Методологический замысел исследования и его основные этапы…..12

5. Методы и средства научного познания………………………………...16

6.  Методика работы с источниками информации……………………….22

7. Оформление структурных частей научных работ……………………..25

Литература…………………………………………………………………...27

1.   ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности.

Общее понятие о науке (3 смысла)

Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества.

Структура научного знания

 


Взаимосвязь фундаментальных и прикладных наук

Н А У К И

Фундаментальные Прикладные

Биология

Ботаника Растеневодство
Зоология Животноводство
Генетика Селекция, клонирование
Антропология Медицина

Различия понятий:

«Научное познание» и «Научное исследование»

Научное познание: общественно-исторический процесс, является предметом гносеологии
Научное исследование: субъективный процесс – деятельность по получению новых научных знаний отдельным индивидом – ученым. Является предметом методологии науки.


Исследовательские методы и методики

 

Признаки научного исследования

 

 

Классификация гипотез

1. С точки зрения познавательных функций:

Описательная
Описательная


2. Сточки зрения объекта исследования:

Частная
Общая
Рабочая
Единичная

 

 


Любая гипотеза состоит из следующих этапов:

В соответствии с поставленной целью определяется круг задач. Задачи должны как бы логически расчленять цель на первичные составные элементы, отвечающие на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута.

К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие:

1) на основе анализа литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения.

Задачи формулируются с помощью глаголов: изучить, разработать, выявить, установить, обосновать, определить, проверить

Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев.

 

 

Виды наблюдений

Требования к наблюдению

Этапы наблюдения

1. Постановка цели наблюдения;

2. Определение задач;

3. Разработка программы наблюдения;

4. Выбор объекта наблюдения;

5. Определение вида наблюдения;

6. Определение длительности наблюдения;

7. Выделение критериев и показателей (признаков) наблюдения;

8. Выбор способов фиксации наблюдения (тест, таблица, аудиозапись, видеозапись и др.)

Выделяют следующие методы и приемы наблюдения за пациентом:

1) наблюдение общего состояния пациента;

2) наблюдение за объективным состоянием органов и систем;

3) инструментальные методы;

4) лабораторные методы.

 

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт),  в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научногоисследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.

Особенности:

Ø исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт когда оно произойдет;

Ø может изменять условия протекания изучаемого процесса;

Ø в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи;

Ø эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных

 

Медико-биологические эксперименты могут быть:

Острые Однократные вмешательства Экспериментатора в процессы жизнедеятельности биологического объекта с целью выявления закономерностей функционирования тех или иных структур организма
Хронические Проводится длительное (динамическое) наблюдение за морфофункциональными параметрами живого организма как в норме (в активном состоянии), так и при одно- или многократном воздействии тех или иных экзогенных факторов


Обычный или классический эксперимент включает: экспериментатора, объект, средства.

По способу формирования условий проведения эксперименты делятся:

Естественные Проведение исследований в естественных условиях существования объекта эксперимента. Он чаще всего используется в биологических, медицинских, психологических и социальных науках.
Искусственные Проведение исследований в специально созданных условиях.


Методы опроса

 

       Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Успех исследования повышается при сочетании различных методов, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов.

Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьёзный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.

Измерение – представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.

Общие критерии отбора методов исследования:

♦  адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

♦  соответствие современным принципам научного исследования;

♦  прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;

♦  соответствие логическому этапу исследования;

♦  комплексная взаимосвязь с другими методами.

 

Методика поиска информации

Существует множество способов и каналов получения информации.

В зависимости от «популярности» или частоты использования того или иного способа их можно расположить в следующей последовательности:

1. Общение (преподаватель, научный руководитель и др.).

2. Первичные документы (профессиональные периодические издания,

монографии, материалы конференций, статьи в научных сборниках).

3. Справочники и словари.

4. Ссылки в тексте первоисточников.

5. Пристатейные (прикнижные) списки литературы.

6. Информационные (библиографические) издания.

7. Интернет.

8. Каталоги и картотеки библиотек.

 

Последовательность использования источников информации определяется, как правило, степенью доступности и их самих, и первичных документов, найденных с их помощью. Самая простая схема: общение →работа с первоисточниками→ поиск материалов по каталогам и картотекам библиотеки → поиск в информационных (библиографических) изданиях → использование компьютерных поисковых систем.

 

Уметь правильно читать

1. Название

2. Автор

3. Выходные сведения

4. Содержание

5. Факты

6. Особенность излагаемого материала. Какие из них кажутся спорными?

7. Новизна материала и возможность его использования в практической работе

При работе с литературой в первую очередь изучается специальная научная литература, а затем периодические издания. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.

Выходные данные литературных источников по теме исследования можно записывать и составлять из них картотеку, что позволит легко составить перечень используемой литературы в дальнейшем.

 

ОФОРМЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЧАСТЕЙ НАУЧНЫХ РАБОТ

Вся работа выполняется шрифтом Times New Roman, интервал – 1,5 Размер шрифта 14 Абзацный отступ – 1,25 см Параметры листа - ширина верхнего поля - 20 мм; - ширина нижнего поля - 20 мм; - ширина левого поля - 30 мм; - ширина правого поля - 10 мм.  
Во введении должны быть отражены следующие моменты: Актуальность темы Цель исследования Задачи исследования Объект исследования Предмет исследования Практическая значимость работы
Стиль научной работы – это безличный монолог. Изложение ведется от третьего лица: «автор полагает». Местоимение «я» не используется, пишут местоимение «мы»: «нами установлено», «мы пришли к выводу».    
Список литературы  Фамилии авторов указываются в алфавитном порядке. Год издания учебной и научной литературы не более 5-7 лет.
В заключении работы приводятся в сжатом и систематизированном виде результаты исследования, отмечается степень достижения цели, решение задач, поставленных в начале. В этой части работы важно соотнести полученные выводы с целями и задачами исследования, соединить выводы в единое целое, оценить успешность проделанной работы.
Структурные элементы работы: - титульный лист; - содержание; - введение; - основную часть, которая включает: ü теоретическую часть  ü практическую часть  - заключение; - список литературы; - приложения.

 

 

 


Основная литература

1.Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 12.11.2012).

2.Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления.  М.: Дашков и Ко, 2012

3.Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и

оформление / И.Н. Кузнецов. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Дашков и К°,2013.

Дополнительная литература

1.Безрукова, В. С. Как написать реферат, курсовую, диплом: [метод. пособие] / В. С. Безрукова. – СПб.: Питер, 2014. 

2.ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. М.: Стандартинофрм, 2010

3.Добреньков В.И., Осипов Н.Г. Методология и методы научной работы

 М.:КДУ, 2012.

4.Основы научных исследований: теория и практика: учеб. пособие / В. А. Тихонов и др. –М.: Гелиос АРВ, 2010.

5.Основы научных исследований: учебное пособие / Б. И. Герасимов [и др.]. - М.: Форум, 2013.

Методические рекомендации

1. Методические рекомендации по подготовке курсового проекта (работы) для студентов специальностей 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело/ Составители: Костылева Е.О., Ледянкина О.В. - Екатеринбург: ГБОУ СПО «СОМК», 2014. - 46 с.

2. Как подготовить и защитить выпускную квалификационную работу (методические рекомендации для студентов специальностей 31.02.02 акушерское дело, 34.02.01 сестринское дело)/ Составители: Костылева Е.О., Шадрухина В.В., Юркова О.А., - Екатеринбург: ГБОУ СПО «СОМК», 2014. - 47 с.

 

Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»

 

 

 

Методика исследовательской работы

В схемах и комментариях

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО,

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

2015

 

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей  34.02.01 сестринское дело, 31.02.02 акушерское дело/ Составитель:  Шадрухина В.В. - Екатеринбург: ГБОУ СПО «СОМК», 2015. - 29 с.

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании №  Центрального методического совета колледжа 2015г.

 

 

Председатель ЦМС_______________О.В. Ледянкина, к.фарм.н.

 

 

Учебное пособие может быть полезно для студентов и преподавателей колледжа в качестве руководства при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.

В нем реализован принцип наглядности в обучении, применение которого поможет видеть каждый изучаемый вопрос в целом и во взаимосвязях, сократить время на изучение, запомнить необходимый материал и успешно защитить ВКР.

 

Содержание

1. Организация научных исследований…………………………………..4

2. Научная теория и методология…………………………………………6

3. Методические основы научных исследований………………………..10

4. Методологический замысел исследования и его основные этапы…..12

5. Методы и средства научного познания………………………………...16

6.  Методика работы с источниками информации……………………….22

7. Оформление структурных частей научных работ……………………..25

Литература…………………………………………………………………...27

1.   ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате социально-экономической деятельности.

Общее понятие о науке (3 смысла)

Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности общества.

Структура научного знания

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.059 с.)