Ограничения (обременения) в использовании земельных участков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничения (обременения) в использовании земельных участков.



Ограничения, как правило, вводятся:

- установлением особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

- предписаниями об особых условиях охраны окружающей среды, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов;

- введением иных ограничений использования земельных участков в случаях установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Ограничения устанавливаются бессрочно или на определенный срок актами исполнительных органов государственной власти, органов муниципального самоуправления или решениями судов.

Водным кодексом вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В границах водоохранных зон запрещается:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Новый Водный кодекс РФ снял запрет на строительство объектов в водоохранных зонах. В границах водоохранных зон теперь допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Для каждого водного объекта разрабатывается и утверждается проект водоохраной зоны. Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный.

Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны (ЗСО). В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Например, граница первого пояса ЗСО подземного источника устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м – при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Расстояния до границ второго и третьего поясов рассчитывают с учетом типа, величины водозабора, гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Ширину санитарно-защитной полосы водопровода следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода:

а) при отсутствии грунтовых вод не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм;

б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.

В случае необходимости допускается сокращение ширины санитарно-защитной полосы для водоводов, проходящих по застроенной территории, по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются вокруг объектов являющихся источниками выделения вредных веществ, запаха, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества, ионизирующего излучения. СЗЗ устанавливаются, в том числе, и вдоль линейных объектов. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством РФ. В населенных пунктах на территории СЗЗ не допускается размещение объектов для проживания людей, нельзя размещать детские учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, стадионы и спортивные площадки и т.д.

Границы СЗЗ устанавливаются с учетом соответствующих нормативных документов (например, СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»). Промышленные объекты и производства в зависимости от вредности подразделяются на пять классов. Установлены следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;

промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;

промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;

промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;

промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.

СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполняется на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитное поле и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Критерием для определения размера СЗЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Охранные зоны устанавливаются вдоль линий электропередач, трубопроводов, транспортных объектов для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности их повреждения. Размеры охранных зон устанавливаются в соответствии с правилами установления охранных зон соответствующих объектов, утверждаемыми Правительством РФ.

Земельный кодекс предусматривает возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

Границы действия публичных сервитутов обозначаются на градостроительных планах земельных участков, а также отображаются в документах кадастрового и технического учета недвижимости.

Охранные и санитарно-защитные зоны устанавливаются вокруг объектов энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и иных объектов для обеспечения безопасности населения.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов – санитарные разрывы. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений. Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, также создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения) - расстояния до населенного пункта, сооружений, зданий. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработки проекта его организации.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 – 100 (земли особо охраняемых территорий и объектов) Земельного кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках также могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий необходимы для защиты этих территорий от загрязнения и другого негативного воздействия. Охранные зоны не полностью исключаются из хозяйственного использования. Как правило, в них запрещаются лишь те виды деятельности, которые могут повредить расположенным по соседству территориям - например, осушение болот, сплошные рубки, застройка.

В федеральных законах устанавливаются и иные основания ограничения (обременения) прав на недвижимость, в том числе на земельные участки. 

4. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду. В случаях предусмотренных законодательством, земельные участки могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, но в случаях, предусмотренных законодательством, может осуществляться бесплатно. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату.

Земельные участки не могут предоставляться в собственность гражданам и юридическим лицам, если они изъяты из оборота, если приватизация таких участков запрещена федеральным законом, если участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.

Земельный участок для строительства может предоставляться двумя способами:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов (в собственность или аренду, безвозмездное срочное пользование);

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (в аренду, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование).

без предварительного согласования участок предоставляется в случаях:

1) объект размещается в городском или сельском населенном пункте в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территории);

2) земельный участок предоставляется для нужд сельскохозяйственного производства;

3) земельный участок предоставляется из состава земель лесного фонда;

4) земельный участок предоставляется гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

Предоставление земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов в общем случае предусматривает проведение торгов.

Предоставление земельных участков для строительствав собственностьосуществляетсятолькона торгах (конкурсах, аукционах). Исключение составляет случай, когда земельный участок, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.

В аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельные участки предоставляются если:

1) пользователю недр земельных участков предоставляются в аренду земельные участки необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством РФ;

2) участок предоставляется в аренду на основании заявления заинтересованного лица при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в случае, если имеется только одна заявка;

3) земельные участки предоставляется из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги", для осуществления ее деятельности. Решение о предоставлении земельных участков в этом случае принимает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

В ЗК РФ указывается, что земельный участок может быть предоставлен в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения аукциона, если он предоставляется для жилищного строительства лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В этом случае земельный участок предоставляется в безвозмездное срочное пользование на срок строительства объекта недвижимости.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

- выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;

- определение разрешенного использования земельного участка;

- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без их проведения торгов (в вышеперечисленных случаях);

- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка;

3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в основном в аренду. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В безвозмездное срочное пользование земельные участки предоставляются религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

 

Выбор земельного участка для строительства и принятие, решения о предварительном согласовании места размещения объекта

 

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах. При этом определяются варианты размещения объекта и проводятся процедуры согласования с соответствующими службами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, (порядка 10 согласований). Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими органами и организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Если предполагается изъятие для государственных и муниципальных нужд земельных участков, орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия и предоставления этих земельных участков для строительства. В случае, если необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов РФ.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд к акту также прилагаются расчеты убытков собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта. Копия решения выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пресекательный срок).

Если собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка осуществляют строительство или иное улучшение земельного участка после информирования их о возможном изъятии земельного участка, или о резервировании земель, в границах которых расположен земельный участок, то указанные лица несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением.

Если по истечении трех лет (срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта) решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такое решение, понесенных убытков.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта, орган, принявший такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществления его государственного кадастрового учета за счет граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства

 

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды. Условия могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки, или ограничения использования земельных участков.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

6. Виды градостроительной документации городских поселений и городских округов. Градостроительный план земельного участка.

Градостроительная документация для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий и градостроительную документацию о застройке территорий.

К градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий относятся:

- территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов);

- генеральные планы городских и сельских поселений;

- проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.

Градостроительная документация о застройке территорий включает в себя:

- проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений;

- проекты межевания территорий;

- проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (градостроительный план).

Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

 В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.079 с.)