Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толерантность в политической жизни молодежи

Поиск

 

Современная политологическая трактовка толерантности также отрицает отождествление данного термина со снисходительностью: "Терпимость к чужой точке зрения не предполагает отказа от ее критики или от собственных убеждений. Она означает признание плюрализма. Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. В этом плане она выступает как единство спонтанно-негативного восприятия "другого" и позитивного действия в его адрес; толерантное принятие не тождественно снисходительности к "другому" или вынужденному примирению с осуждаемым явлением".

Молодежь занимает особое положение в обществе в силу того, что оно обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, и это "сообщество" нашей страны готово практически участвовать в процессе преобразования России, выступать реальным партнером государственных органов, законодательной и исполнительной власти всех уровней в решении задач социального, воспитательного и иного характера. В среде российской молодежи в сравнении со старшими группами распространены ценности, связанные с модернизированными обществами, выше уровень адаптации к социально-экономическим реалиям. Молодежь неоднородна, ее можно делить по тому, на какой период реформ пришлась ее социализация - "ельцинский" и "путинский". Переход к интравертным ценностям, определяемым референтными группами близкого окружения, ограниченный радиус доверия, "отсутствие идеалов". Воспроизведение установок "советского человека". Основные притязания: спокойная жизнь, достижения в работе, высокий статус в разных сферах. Три группы молодежи с точки зрения ориентаций на достижение в тех или иных сферах:

·   "обыватели" (семья, жить не хуже других, честно прожить жизнь),

·   "карьеристы" (образование, престижная работа, карьера),

·   "максималисты" (собственный бизнес, быть богатым, войти в определенный круг людей, иметь много свободного времени).

Типы установок российской молодежи сейчас: на частную жизнь, на работу как карьеру и работу как любимое дело, на статус как признание и как социальный ресурс, капитал.

Поддержка патерналистских ценностей. Высокий уровень толерантности к внеправовым и социально неодобряемым практикам, "моральный релятивизм". Основные идентичности группового поля: государственно-гражданская, региональная, локальная, семейная, поколенческая. Проблемы самоопределения. Ксенофобия. Низкий интерес к политической сфере, противоречивость предпочтений.

Проблема толерантности в молодежной среде одна из наиболее ярчайших, так как именно в этом возрасте, люди начинают сталкиваться с большим количеством "иных" людей - с другой верой, культурой, внешностью и взглядами на жизнь. В студенческой среде развивать толерантность необходимо совместной работой студентов, причем, желательно не соревновательной, а коллективной! Участие в общественной жизни университета так же объединяют молодежь: это различные КВНы, студенческие советы, профком, различные творческие кружки.

Чтобы способствовать формированию толерантного сознания и препятствовать распространению экстремизма и насилия в России необходимо, прежде всего, формировать у молодых людей уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающиеся по внешности, языку, убеждениям, отражать разнообразие идей в обществе. В первую очередь это, конечно, задача СМИ, не меньшую роль играет здесь и воспитательная работа.

Прививать толерантность необходимо как можно раньше, но вряд ли здесь приходится говорить о школьном возрасте, когда такие понятия просто неинтересны и непонятны. Согласно психологическим исследованиям, для формирования социокультурной толерантности как морального качества личности, оптимальным возрастным периодом является юношеский, к которому относится и студенчество.

Необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой частью молодёжи является именно студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Толерантность для студента подразумевает отношения внутри студенческой среды и, конечно, вне её. Контролировать эти отношения довольно сложно, поскольку они зависят от личной культуры каждого. Таким образом, необходимо не только пропагандировать идею толерантного отношения, но и поднимать общий уровень культурного развития студентов.

Заключение

В заключение, хотелось бы сказать, что политическая "толерантность" в настоящее время - фундаментальный ключевой признак демократического, гражданского общества, содержащее в себе общее равенство, не зависящее от внешних факторов. Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь - это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь - это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Итак, к чему мы пришли? К тому, что "толерантность" в современной общественной жизни почти совпадает с понятием правопорядка, законности. Терпимость - необходимый элемент самого существования общества, свойство, вырабатываемое самой природой человеческого бытия. Границы терпимости в обществе определяются законодательством (внутренним и международным). Общества с очень узкими границами терпимости приближаются к тоталитарным. Они по своей природе неизбежно саморазрушаются. Для устойчивости общества необходим мудрый баланс между свободой и принуждением. Таких равновесных состояний может быть множество. В каждом конкретном случае равновесие определяется культурно-историческими условиями. Все это сами собой разумеющиеся вещи, о которых и говорить не стоило бы. Но о толерантности, тем не менее, много говорится. Почему?

Во-первых, потому что в любом обществе, даже в границах, допускаемых законом, нетерпимость проявляется на личном и групповом уровне в самых многообразных формах. Ненаказуемые, но совершенно явные расистские акты, всяческая агрессивность в сфере идеологии, религии, политики, эстетики, спорта. Всего не перечислишь. Сдерживаемые законом, эти буйные настроения то и дело грозят перерасти в недопустимые агрессивные действия. И помочь здесь может либо ужесточение законодательства, либо воспитание - процесс длительный, к тому же всегда с неопределенным исходом.

Во-вторых, усиленные разговоры о толерантности являются следствием постепенно набирающей силу глобализации. Границы между разными обществами становятся все более прозрачными. Само общество становится все более культурным и многоэтническим. Таков, во всяком случае, общий вектор мирового развития. Собственно, на такую всемирную толерантность направлено ее определение в приведенной выше "Декларации принципов толерантности" ЮНЕСКО. Процесс сложный и драматический, чему мы все сегодня свидетели. Ведь расширение границ толерантности связано с разрушением веками складывавшихся нравственных, идеологических и религиозных устоев и традиций.

Но, пожалуй, самый серьезный, вывод, который мы можем сделать, состоит в том, что сама толерантность, будучи необходимым требованием закона, будь он официально закреплен, или же он переходит "из уст в уста", неизбежно связана с насилием над человеческой свободой. И приходится руководствоваться мыслью замечательного русского классика Ф.М. Достоевского: "Слишком широк человек, я бы сузил".




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.008 с.)