Разновидности групповых технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности групповых технологий



 

Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).

Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона

Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело.

Правила ведения дискуссии:

- Я критикую идеи, а не людей.

- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Очень велика роль ведущего на диспуте

Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений.

Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др.

Ответ:

Используя теоретический материал, подготовить свой вариант организации и проведения урока в сотрудничестве на основе малых групп

Обучение в малых группах возможно использовать на любом учебном предмете и на любой ступени обучения. Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности. Типичная структура урока:

Объяснение учителя.

Индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий.

Работа в группах: общее для группы и одинаковое для всех групп задание выполняется по частям или "по вертушке" с комментарием вслух, выполнение контролируется группой.

Индивидуальная проверка достигнутого на основе теста.

Оценивание членов группы, при котором все участники одной группы получают одинаковые оценки.

Используя теоретический материал, выполните задания

 

1.Опишите поэтапно технологию подготовки к работе в малых группах

1 этап. Выбрать тему, цель и задачи урока.

2 этап. Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.

3 этап. Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал.

4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории.

5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли.

6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.

7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.

2. Предложите разные способы деления учеников на группы

•   по ряду парт в классе;

•   по номеру варианта (I и II вариант);

•   соседи по парте;

•   по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);

•   по половому признаку — мальчики, девочки;

•   по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

•   по дате рождения (четное, нечетное число);

•   по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);

•   расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

•   Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

•   Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

•   Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.

•   И другие способы.

3. Раскройте технологию обучения в малых группах с приведением примеров.

Работа в группах постоянного состава (4 человека). Группы составлены с учётом разной подготовленности обучающихся. Есть сильные и слабые обучающиеся. Очень важно, чтобы в группах не было обучающихся, испытывающих неприязнь и неприятие друг друга. Если такое случается, то хорошо бы предварительно обсудить состав группы.

Каждой группе предлагается несколько задач разной степени сложности.

Цель группы – решить, как можно больше задач. Задача считается решенной, если на доске в специальной таблице записан ответ и у всех обучающихся группы она решена в тетради. В группе разрешается разделить силы и решать одновременно разные задачи. Как правило, лидер поручает наиболее лёгкие задачи решать слабым обучающимся. Это является поощрением для обучающегося слабого, он прикладывает все силы, чтобы справиться с заданием. Каждой группе дается одна задача, которая должна быть решена на доске (разобрана). Таким образом, 6 – 7 задач будут записаны у каждого обучающегося. По окончании работы группа сама оценивает свой результат по числу решенных задач и результат каждого обучающегося группы по КТУ (коэффициент трудового участия). Обычно дается 5 задач.

5 задач – 5.

4 задачи – 4.

3 задачи – 3.

Если в группах отношения хорошие, а этого нужно добиваться, то, как правило, обучающиеся щедрые на выставление КТУ.

Урок в такой форме позволяет решить много задач. Самое главное, что все обучающиеся вовлечены в учебный процесс.

4. Дайте характеристику разновидностям групповых технологий

Групповой опрос. - наиболее популярная в отечественной социологии разновидность метода опроса. Его организационно-методическая специфика представляется на первый взгляд очевидной: это — анкетирование, проводимое в аудитории, чаще всего по месту работы респондента и основанной на производственной выборке.

Учебная встреча - является особым фактором совместной или коллективной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Главной целью учебной встречи является обеспечение активности учебного процесса.

Диспут. - форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему, в процессе которой сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения

Нетрадиционные уроки - это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

 

Литература

 

1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.

2. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991.

4. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.

5. Котов В. В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977.

6. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.

7. Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/Под ред. Е. С. Полат. М., 1999.

9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

10. Селевко Г. К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - № 5.

Тема 3. Задания, предназначенные для упражнения детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем

Задание. Выполнить предложенные упражнения. Предусмотреть возможность их использования при проведении занятий с обучающимися

 

Задания по русскому языку, предназначенные для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем

Задания с недостающими данными

1. Учитель предлагает учащимся отгадать звук, который он задумал, выполняя следующее задание: этот звук звонкий согласный, находится в слове доброта (в данном слове 3 звука, соответствующие заданному условию:[д],[р], [б]. Ученики должны задать учителю вопрос для выяснения недостающих данных. Например: этот звук парный по глухости? Или: этот звук находится во втором слоге?

2. По каким грамматическим признакам изменяется слово столовая? Учащимся необходимо уточнить, какой частью речи является это слово?

3. Учитель обращается к ученикам с утверждением: я утверждаю, чтобы проверить букву безударного гласного, надо подобрать проверочное слово (однокоренное или форму слова), чтобы этот звук стал ударный.

Ответ учеников: не хватает данных. Далее задают вопрос: этот звук находится в корне? Если учитель отвечает: да, то ребята соглашаются с его утверждением.

4. В слове 6 звуков. Сколько в нём слогов? Дети отвечают, что точно на этот вопрос ответить нельзя, так как не хватает данных и просят ответить на вопрос: сколько в этом слове гласных звуков? Получив ответ, ребята отвечают на вопрос учителя.

5. В каком случае буква парного согласного не будет являться орфограммой?

а) эта буква стоит перед буквой гласного;

б) эта буква стоит перед буквой согласного [7, с. 69].

Ребята отвечают: для того, чтобы согласиться или нет со вторым утверждением, они должны знать, следом стоит буква сонорного согласного или нет. Получив ответ, они соглашаются или нет со вторым утверждением.

6. Учитель обращается к ученикам с заданием: проверьте правильность подбора проверочного слова ст…рожил – сторож. Ученики должны обратиться к учителю с просьбой: назвать лексическое значение проверяемого слова.

З адания, не имеющие решения

1. Учитель предлагает задание: для каких слов является проверочным слово пять: опята, пятница, пятнышко, пятнистый? Ученики должны ответить, что таких слов нет, так как в однокоренном слове пятница в корне находится буква ударного гласного, которую проверять не надо, а остальные слова не являются однокоренными слову пять.

2. Учитель просит учащихся просклонять слово думать. Ученики должны ответить, что задание выполнить не возможно, так как глаголы не склоняются, а спрягаются.

3. Учитель предлагает задание: выписать слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена ь: речь, ледяной, вещь, прочь. В процессе работы ученики убеждаются, что слов, соответствующих заданному условию нет.

Задания с лишними данными

Назовите звонкий твёрдый согласный, который находится в первом слоге слова мороз. Нет ли в задании «лишних» данных? Переформулируйте задание так, чтобы их не было.

Задания, имеющие несколько правильных ответов

1. Разберите по составу слово дали (дал – корень, и – окончание; да-корень, л-суффикс, и – окончание)[1, с. 23].

2. Просклоняйте в форме множественного числа слово лист (листы, листам…; листья, листьев…)[1, с. 41].

3. Составьте словосочетания с данными в транскрипции словами: [т а и т], [р от](тает весной, таит обиду, древний род, открой рот).

 

Задания с неверными ответами, формально кажущимися

правильными

Учитель предложил учащимся согласиться или нет с ответом ученика, который букву безударного гласного в слове лист…пад проверил словом листок.

 

Задания, требующие переформулировки задания

Сформулируйте по-другому задание: подчеркните главные члены предложения (ответы учащихся:

1)подчеркните основу предложения,

2) подчеркните подлежащее и сказуемое).

 

Задания, требующие составления вопросов для одноклассников

Учитель предлагает ученикам составить вопросы по изучаемой теме для одноклассников с условием, что сами точно знают на них ответы.

Литература

 

1.Доманская О. С. Технологии обучения в сотрудничестве (в команде) на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45006.htm.

2.Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время // Современная педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/01/824 (дата обращения: 11.09.2020).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.036 с.)