Инструктивная карта обучающегося 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструктивная карта обучающегося



Инструктивная карта обучающегося

Оқу материалдары мен ресурстары Учебные материалы и ресурсы

Білім алушылардың іс-әрекеті/ Деятельность обучающихся

Ұйымдастыру кезеңі /

Организационный этап

ФИО преподавателя

Бургард Маргарита Сергеевна

Дата: 14.11.2020 Тема: Формирование бизнес-культуры. Тренды рынка, региона

Записать дату и тему урока в тетрадь

Сабақтың мақсаты / Цель урока:

Познакомиться с основами бизнес-культуры

Білім алушылардың теориялық білімдерін бақылау/

Контроль теоретических знаний обучающихся

 

Жаңа материалды меңгеру/

Изучение нового материала

Посмотреть презентацию

ТЕМА 1.1. ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-КУЛЬТУРЫ

1. Предпринимательское мышление;

2. Виды предпринимательства;

Значение предпринимательства

Цели урока:

· знать особенности предпринимательского типа мышления;

· знать виды предпринимательства (В2В, В2С, В2G);

· понимать разницу между товаром и услугой;

· понимать значение предпринимательства для развития экономики государства.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Не так давно Казахстан перешел на следующий этап развития. В апреле 2017 года бывший Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с программной статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В этой работе Глава государства выделил основные направления модернизации сознания общества и каждого казахстанца: конкурентоспособность; прагматизм; сохранение национальной идентичности; культ знания; эволюционное развитие страны и открытость сознания (программа «Рухани жангыру»).

Бизнесмены как участники экономических отношений играют ведущую роль в этом процессе. В их силах сделать Казахстан и казахстанские товары конкурентоспособными на международном рынке; строить отношения с партнерами и потребителями на основе справедливости и прагматизма; отбирать лучшие инновационные способы и механизмы ведения бизнеса, не теряя при этом национальной идентичности; привнести новые знания и технологии в бизнес-процессы; что поможет стране развиваться эволюционно и открыто.

Чуть позже мы обсудим значение предпринимателей для экономики. Сейчас же давайте разберемся, кто такие предприниматели и чем они отличаются от других людей – не предпринимателей?

Задание 1

Запишите свои размышления в таблицу ниже.

Предприниматель Не предприниматель

Главное отличие предпринимателей от остальных людей состоит в том, что они обладают тремя особыми свойствами мышления — они активны, ответственны и ориентированы на результат.

Люди с таким типом мышления, как считает Питер Друкер, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века, всегда ищут изменения, реагируют на них и используют их как возможность. Они стремятся менять мир и именно по этой причине открывают компании, как полагает Фил Либин, генеральный директор Evernote. По мнению американского инвестора Джеймса Алтачера, они способны терпеть неудачи, способны генерировать идеи, умеют продать эти идеи, способны реализовать эти идеи и способны быть настойчивыми, чтобы, несмотря на свои ошибки, учиться и двигаться дальше к следующему приключению. Они видят проблемы и ищут на них ответы, что подтверждает Билл Дрейтон, социальный предприниматель, основатель и председатель некоммерческого фонда «Ашока: Инновации для общества». Для них бизнес – это не работа, а состояние ума, которое меняет будущее, верит Гай Кавасаки, управляющий директор компании Garage Technology Ventures, один из первых работников компании Apple Computer.

Обычный человек не придерживается принципов пассионарного подхода (подразумевающего стремление к цели и готовность многим жертвовать ради нее), он чрезмерно осторожен, боится рисковать и никогда не берет на себя добровольно никакой работы, перед трудностями он покорно склоняет голову и, сложа руки, ждет того, кто сможет прийти и сказать, что ему делать. В надежде на спасение он надеется на людей с предпринимательским мышлением.

Предпринимательское мышление — необходимый навык XXI века, это изобретательность, способность создавать и умение воплощать мечты — то, чего пока еще не существует.

А еще это высокая адаптивность (способность приспосабливаться к новым условиям) и мобильность (умение быстро реагировать на произошедшее) — способность человека подстраиваться к изменчивым обстоятельствам, быть гибким, эволюционировать (развиваться) в ситуациях, в которых невозможно действовать по привычным сценариям, умение извлекать выгоду из любой ситуации, взгляд на жизнь как на мир возможностей.

«На самом деле, я не ожидал, что смогу заработать денег. Мне достаточно было зарабатывать столько, чтобы покрыть аренду и купить немного еды. Но в конце концов оказалось, что все это имеет ценность. Ошибки совершать не страшно. Главное – каждый раз ошибаться в чем-то новом», - считает Илон Маск, ставший символом человека с предпринимательским мышлением. Именно оно позволило Маску основать стартап PayPal, который изменил мир финансов, создав электронную систему платежей, основать первую в мире частную компанию, строящую космические ракеты, SpaceX, разработать электромобиль Tesla, научиться использовать солнечную энергию для снабжения целых городов и т. д. 

Не так давно ученые задались вопросом, нет ли специального «гена предпринимательства», который отвечает за успех человека в бизнесе?

Проанализировав множество успешных предпринимателей, исследователи пытаются выявить набор качеств, наличие которых приводит человека к успеху в бизнесе.

Например, профессор кафедры предпринимательства Университета Тулсы Роберт Хисрич выделяет следующие ведущие мотивы предпринимателя: стремление к независимости, свободе действий, творческой работе и созданию капитала. Австрийский экономист Йозеф Шумпетер указывает на потребность в господстве, власти, влиянии, волю к победе, стремление к успеху в борьбе с соперниками и самим собой, радость творчества. Директор Центра предпринимательства в Колорадском университете Томас Дуэнинг выделил пять ключевых умений, которыми должен обладать предприниматель: распознавание возможностей, проектирование, управление рисками, умение пережить неудачу, склонность к действиям, а не планированию.

Исследователи Колледжа Бабсон в Массачусетсе изучили 4000 своих студентов с 1985 по 2009 год и выяснили, что те, кто выбирал более одного курса по предпринимательству, чаще открывали свой бизнес, чем те, кто брал только один курс. Уши Бакес-Гельнер из Цюрихского университета и Петра Моог из Зигенского изучили 2000 немецких студентов, чтобы выявить разницу между предпринимателями и работающими по найму. По их мнению, более склонны к ведению бизнеса те, кто не погружается в одну конкретную сферу знаний, а обладает поверхностным представлением обо всем. Узкие специалисты становятся их подчиненными. Они подтвердили теорию стэнфордского экономиста Эдварда Лейзира о предпринимателе как «мастере на все руки». Он считал, что студенты, которые изучают больше предметов и работают в разных сферах, скорее станут предпринимателями, чем остальные.

Если обобщить опыт множества предпринимателей, можно придти к выводу: предпринимателем может стать каждый. Свое дело открывают люди с совершенно разными историями жизни, чертами характера и желаниями. Просто те, кто действительно хотят добиться успеха в бизнесе, должны следовать четырехступенчатому алгоритму. Во-первых, действительно хотеть сделать то, что пришло им в голову. Во-вторых, начинать достижение с мелких шагов, а не с больших. В-третьих, после каждого маленького шага надо осматриваться и переоценивать свою идею. В-четвертых, делать следующий шаг.

Задание 2

Давайте обобщим все качества предпринимателя, которые выявили разные ученые. Это: 1) стремление к независимости, 2) свободе действий, 3) творческой работе, 4) созданию капитала, 5) потребность в господстве, власти, влиянии, 6) воля к победе, 7) стремление к успеху в борьбе с соперниками и самим собой, 8) распознавание возможностей, 9) умение проектировать, 10) умение управлять рисками, 11) умение пережить неудачу, 12) склонность к действиям, а не планированию.

Теперь вы сможете распределить все эти качества в таблице: в первом столбике – те качества, которыми вы обладаете, во втором – те, которыми пока нет.

Есть Нет

 

ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Мы разобрались с тем, кто такие предприниматели. Но что же такое предпринимательство?

Предпринимательство – это производство благ – всего того, что способно удовлетворить различные потребности людей, приносить им пользу или доставлять удовольствие.

Задание 3

Давайте подумаем, какие блага могут производить предприниматели? Попробуйте предположить, какие виды предпринимательства существуют.

Что производится Как называется тип предпринимательства

Предпринимательство бывает разным. Наиболее практичным способом разделения предпринимательства на виды является: B2C, B2B и B2G.

B 2 C от Business to Consumer (т. е. «бизнес для потребителя») – это тип предпринимательства, когда производитель или продавец, чтобы продать свою продукцию, взаимодействует напрямую с потребителем.

B 2 B от Business to Business (т. е. «бизнес для бизнеса») – это тип предпринимательства, когда производитель и продавец продуктов или услуг реализует их не конечному потребителю, а другому бизнесу.

B 2 G от Business to Government (т. е. «бизнес для государства») – это тип предпринимательства, когда производитель или продавец услуг реализует их не конечному потребителю, не другому бизнесу, а государственным структурам.

Если вы зайдете в любой магазин, вы увидите на полках множество продуктов, например, молоко. Оно было произведено на молочной ферме. На ферме живут коровы, о них заботятся, их доят, чтобы получить молоко – основной продукт, который приобретает конечный потребитель – мы с вами. Это пример B2C бизнеса.

Но чтобы это молоко продать, его необходимо залить в какую-то емкость – упаковку Tetra Pak, пластиковую или стеклянную бутылку. У всех этих упаковок должны быть крышки и этикетки. Компании, которые продают упаковку, крышки и производят этикетки для молочной фермы – это примеры B2B-бизнеса.

Все, что может произвести бизнес, можно разделить на две большие группы – это товары и услуги.

Товары – это материальные предметы или изделия, которые можно потрогать, взвесить, хранить, упаковывать. Для товара почти всегда неважно, кто его произвел – кто стоял за станком, кто его упаковывал. Товары можно купить, принести домой и начать использовать.

Услуги не имеют вещественной формы, они представляют собой действия, которые осуществляются для людей, которые в них нуждаются. Услугами можно назвать работу парикмахера, учителя, риелтора, который помогает продавцу квартиры найти ее покупателя, консультанта и т. д. Для услуги крайне важно, кто ее производит, от умений и профессионализма производителя услуги зависит, будет ли она пользоваться популярностью на рынке. К плохому парикмахеру никто не пойдет, также как к консультанту, который не сможет помочь клиенту с его проблемой.

На стыке этих двух классификаций («B2C, B2B, B2G» и «товар или услуга») рождаются множество типов бизнеса.

Давайте приведем по несколько примеров для каждого из них.

Товар B2C – это любой товар, который вы можете купить в магазине – продукты питания, одежда, техника и т. д.

Услуга B2C – это любой тип услуг, которые вы постоянно получаете в течение жизни – поход к парикмахеру, учеба на курсах, услуги фотографа на торжественном мероприятии, услуга нотариуса, если вам нужно получить доверенность или разрешение на выезд за границу от родителей и т. д.

Товар B2B – это любые вспомогательные товары, которые нужны для получения конечного продукта, который затем смогут приобрести пользователи. Сюда относятся упаковка, любые полиграфические услуги – печать этикеток, визиток или баннеров для компаний, запчасти для автомобилей и техники, производство кирпича, из которого строительные компании будут строить дома и т. д.

Услуга B2C – это любая услуга, которую бизнес оказывает для бизнеса, а не для конечного потребителя. Это могут быть консультационные услуги, которые оказывает консалтинговое агентстве для фирмы, которая собирается выйти на неизвестный ей рынок, веб-студии, делающие сайты для бизнеса, банки, исследовательские институты и т. д.

Обычно производство товаров сопряжено с большими первоначальными расходами. Если у вас есть молочная ферма, чтобы она начала работать, вам нужно купить коров, землю, где они будут пастись, построить стойла, нанять работников – ветеринаров и техников. Зато после того, как вы вложили свои средства и отладили процесс, он будет работать, не требуя вашего постоянного вмешательства, а расходы будут окупаться получаемыми вами доходами. Коровы будут пастись на купленной земле, нанятые доярки будут их доить, корм и зарплата работников будут окупаться продажами молока.

Производство товаров сопряжено с различными рисками. Оно требует соблюдение огромного количества стандартов, а значит, наличие самых разных компетенций. Чтобы открыть свою молочную ферму, нужны высокие первоначальные вложения. При этом коровы могут заболеть, молоко может не соответствовать нужному качеству, предприниматель может изготавливать больше молока, чем в нем нуждается рынок, и будут возникать большие остатки товара и т. д. При этом и ответственности у производителя достаточно много: он должен соблюдать все договоренности с партнерами по закупу тары, крышек, упаковки и т. д., платить налоги государству, следить за соблюдением санитарных норм, чтобы молоко не принесло вред клиентам, платить зарплату всем работникам, как бы ни шли дела на ферме, следить за качеством своей продукции и т. д.    

Производство услуг требует, как правило, меньших финансовых вливаний на старте. Если вы веб-программист, все, что вам нужно – разместить объявление о своих услугах на сайте по поиску работы, купить достаточно мощный компьютер и ждать первых заказов. Но производство услуг требует постоянного внимания производителей. Ведь их качество, уровень сервиса и т. д. непосредственно влияют на то, будут ли у вас их покупать. Со временем вы можете нанять программистов, которые будут выполнять работу за вас, но пока этого не произойдет, наличие оплаты подразумевает вашу постоянную занятость и внимание к работе. Не работаете – не оказываете услуги или оказываете их плохо – и вы останетесь без заработка.

 Даже если вы консультируете потребителей или другие фирмы по каким-то вопросам, вам нужно постоянно держать руку на пульсе изменений. Риелтор должен быть в курсе всех квартир, которые выставляются на продажу, знать, какие расценки на квартиры существуют в разных районах города, понимать, что они могут меняться в зависимости от различных факторов. Например, раньше рядом с домом был пустырь, вид из окон был не очень приятным. Теперь на месте пустыря построили парк, рядом с парком появился торговый центр и несколько ресторанов – стоимость квартир в доме, соответственно, вырастет.

Казахстанский бизнес демонстрирует множество примеров успешных В2В, В2С и B2G проектов, которые меняют мир к лучшему. Например, B2C экосистема Kaspi. «Kaspi Магазин» является частью онлайн-платформы Kaspi.kz, которая включает финансовые услуги, онлайн-маркетплейс, онлайн-платежи, мобильное приложение, бонусную программу. «Kaspi Магазин» дает возможность сравнивать цены на товар у разных продавцов, выбрать подходящий вариант, при желании оформить покупку в рассрочку или в кредит, а также заказать доставку товара в офис или на работу. Мобильное приложение объединяет интернет-магазин, платежи, банк, бонусную программу, сервис ответов на вопросы «Kaspi Гид» и сервис по поиску отделений, терминалов Kaspi Bank и банкоматов всех банков «Kaspi Maps». В 2018 году магазин на Kaspi.kz занял первое место среди интернет-магазинов Казнета по версии АО «Казпочта». В числе важных для «Kaspi Магазина» событий также подключение оплаты с Kaspi Gold, расширение на новых 15 городов, добавление ассортимента (мебель, сантехника, стройматериалы, шины), развитие сервиса «Kaspi Доставка».

Казахстанский В2С стартап Power Wi-Fi предоставляет сервис по аренде устройства, которое сочетает PowerBank и 4GWi-Fi. Сервис рассчитан на путешественников: экономия на роуминге, сим-карте и месячном пакете интернета. Клиент забирает Power Wi-Fi на информационной стойке в аэропорту и возвращает после прилета. Стоимость аренды зависит от страны, но минимальная цена начинается от $2/день за 1GB трафика. Еще $50 сервис заморозит в качестве депозита и отдаст сразу после возврата устройства. Все платежи проводятся через PayPal. Сервис действует в России, Казахстане и Великобритании.

В2В-платформа SmartSatu объединяет взаимозависимые бизнесы: продуктовые магазины, производителей и поставщиков товара. Поставщики публикуют товары, а торговые точки подбирают продукцию и заказывают. Заказы принимаются онлайн 24 часа в сутки, а значит, магазин уже не зависит от режима работы компаний-поставщиков. Так заявки обрабатываются быстрее, а учет продукции становится электронным. Стартап сотрудничает с основными производителями продуктов и занял 1-е место на международном конкурсе Seedstars CEE.

В2В-сервис SmartPay — мини-терминалы для безналичной оплаты в розничных магазинах. Для покупки нужно отсканировать QR-код с реквизитами магазина, перейти на страницу банка и ввести данные платежной карты. Технология намного дешевле стационарных и мобильных устройств оплаты: стоимость начинается от 9900 тенге. Обычный POS-терминал стоит от 95 000 тенге. Благодаря невысокой цене и доступной технологии даже маленькие дворовые магазины смогут принимать безналичную оплату. Терминал работает везде, где ловит сотовая связь.

АО «Казахтелеком» работает в секторах B 2 B, B 2 C, B 2 G для обеспечения сельских населенных пунктов широкополосным доступом по технологии волоконно-оптических линий связи. «Казахтелеком» строит волоконно-оптические сети, подключает к ним государственные учреждения и бюджетные организации и обеспечивает услуги с оговоренными качественными характеристиками. В свою очередь государство финансирует предоставляемые услуги по утвержденным тарифам. В этом идея проекта: государственный заказчик не инвестирует само строительство, он гарантирует последующее потребление услуг и их оплату.

Задание 4

Теперь попытайтесь привести по 3 своих примера для разных типов бизнеса: 1) товаров B 2 C, 2) услуг B 2 C, 3) товаров B 2 B, 4) услуг В2В, 5) товаров или услуг B 2 G.

Тип бизнеса Пример
Товар В2С  
Услуга В2С  
Товар В2В  
Услуга В2В  
Товар или услуга В2G  

Что такое бизнес-идея?

Тренды рынка;

Генерация бизнес-идей;

4. Задание для самостоятельной работы

Цели урока:

· понимать значение понятия «икигай» и как его можно применять в собственной жизни;

· понимать значение бизнс-идеи и знать отличительные особенности перспективных бизнес-идей;

· знать правила выбора идей для бизнеса;

·  знать тренды современного рынка;

· знать методы генерации бизнес-идей.

 

ЧТО ТАКОЕ «ИКИГАЙ»

Вы уже знаете, что отличает предпринимателей от других людей и каким бывает предпринимательство. На прошлом уроке вы разбились на команды, и теперь вы готовы приступить к своему первому в жизни бизнес-проекту. Любой бизнес начинается с бизнес-идеи. И именно об этом мы и поговорим сегодня. Но для начала мы обсудим такое понятие, как «икигай».

Икигай — это умение находить удовлетворение, радость и осознанность в делах каждый день. Этому искусству может научиться каждый, считает автор «Маленькой книги икигай», нейробиолог и писатель Кен Моги. Дословно японское слово «икигай» можно перевести на русский язык как «смысл жизни». Оно состоит из двух слов — «ики» (жить) и «гай» (причина) — это то, ради чего хочется вставать по утрам. Представьте, что у вас свой бизнес, который требует всего вашего внимания и энергии. Это дело, которым вам придется заниматься большую часть своего времени. Если вы не будете получать от него удовольствие, ваш бизнес-проект станет для вас источником мучений и раздражений. Поэтому так важно «гореть» своим делом – чтобы у вас был стимул вставать по утрам и постоянно развиваться, становясь все более счастливым и профессиональным человеком.

Икигай сообщает вашей жизни цель и одновременно дает силы двигаться к ней. По результатам исследования медицинского факультета Университета Тохоку из города Сендай в Северной Японии, люди, которые обрели икигай, живут дольше, у них более крепкое здоровье и они большего достигли в профессиональной и личной жизни. И тому есть простое объяснение: обретя смысли или дело жизни, найдя то, что приносит радость каждый день, люди начинают внимательнее следить за своим здоровьем, они бросают вредные деструктивные привычки, чаще испытывают положительные эмоции и реже грустят. Поэтому для каждого человека, который хочет прожить долгую и осмысленную жизнь, так важно найти то, ради чего хочется вставать по утрам. Чтобы в вашей жизни появился икигай, нужно следовать пяти простым правилам.

Начинать с малого

Прославленный японский шеф-повар Дзиро Оно родился в очень бедной семье, и во время учебы в начальной школе ему приходилось по вечерам работать в ресторане. Позже, открывая свой первый суши-бар, он не ставил перед собой цели основать самое лучшее и изысканное заведение в мире. Он просто старался применить свои навыки, чтобы свести концы с концами. Ведь для суши-бара требовалась самая простая кухонная утварь и незатейливая обстановка. Он постепенно совершенствовал свои навыки, оборудование и интерьер. И сегодня его ресторан считается одним из лучших в Японии и даже в мире. Никуда не торопясь, шеф-повар любовно вносил в свое дело мелкие улучшения, ведь он прекрасно понимал, как важно начинать с малого.

Начать с малого — это впустить небольшие изменения в свою жизнь, которые постепенно сделают ее лучше: начать раньше вставать по утрам, выделить час в день для физической активности или интересного хобби, готовить здоровую пищу и т.д.

Освободить себя

Ребенок беззаботен и не обременен социальными определениями. Ребенок пока еще не связан узами той или иной профессии либо социального статуса. Иными словами, чтобы обрести икигай, вам нужно принять себя и освободить свою сущность, вам нужно разбудить внутреннего ребенка, научиться быть более непосредственным, смелым и независимым от мнения окружающих.

Радоваться мелочам

Счастье заключается не только в чем-то большом (успех, служение великой цели) и материальном (хорошая зарплата и большой дом). Повседневное счастье состоит из мелочей: вкусного завтрака, солнечного утра, возможности сходить на концерт или вечерней велосипедной прогулки. Мысленно отмечайте вещи, которые дарят вам удовольствие, радуйтесь им и будьте благодарны судьбе за эти мелочи.

Быть здесь и сейчас

Умение быть здесь и сейчас напрямую связано с умением радоваться мелочам и с умением освободить себя. Кроме того, умение быть здесь и сейчас аналогично состоянию потока, о котором мы уже говорили. Поток или «нахождение здесь и сейчас» — это состояние, когда человек настолько вовлечен в свою деятельность, что все остальное для него теряет значимость. Он находит удовольствие в работе, и она становится не средством достижения цели, а самоцелью. То есть вы работаете не для того, чтобы заработать деньги на жизнь, а потому что вы получаете от этого наслаждение, самореализуетесь, достигаете своих целей и делаете мир лучше.

Суммируя, можно сказать, чтобы стать успешным бизнесменом и главное – получать удовольствие от своей деятельности, нужно начать менять себя с малого, представить, какими вы хотите видеть себя в будущем и начать совершать небольшие действия, которые приведут вас к этому состоянию; освободиться от стереотипов и дать себе возможность быть собой – следовать своим предпочтениям и убеждениям; вести себя экологично с другими людьми и окружающей средой и уважительно относиться к их потребностям; радоваться мелочам и получать от них удовольствие; и стараться находиться в состоянии потока – возвращать себя в него с помощью различных внешних и внутренних стимулов.

А теперь давайте приступим к поиску бизнес-идеи, которую вы сможете начать воплощать в жизнь.

 

ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-ИДЕЯ?

Бизнес-идея – это краткое и точное определение предполагаемого бизнеса. Для того чтобы начать свой бизнес нужно четко понять, чем именно вы хотели бы заниматься. Успешность проекта напрямую связана с тем, какая бизнес-идея лежит в его основе.

Бизнес-идея:

· должна удовлетворять потребности потребителей;

· должна приносить доход;

· должна приносить моральное удовлетворение предпринимателю.

Идей существуют тысячи, реализуются из них десятки, а успеха достигают единицы. В чем секрет поиска и выбора успешной идеи?

ТРЕНДЫ РЫНКА

Мы сказали, что бизнес-идея должна удовлетворять потребностям клиентов. Какие же потребности есть у современных потребителей?

Главный тренд современного рынка – это клиентоориентированность.

Клиентоориентированность – это выставление интересов покупателя (клиента) превыше всех остальных. Рыночная экономика породила высокую конкуренцию на рынке, а высокая конкуренция подтолкнула менеджмент искать ресурсы для увеличения продаж. С развитием общества потребления, клиент хотел не только получить желаемый товар, но и сделать это с максимальным комфортом и удобством. И естественно люди выбирали компании где, по их мнению, к ним лучше относятся. Клиентоориентированный бизнес рассчитан на долгосрочную перспективу и приносит владельцу стабильный доход. Компания должна сделать выбор, чего она хочет, просто быстро заработать деньги или построить бизнес-систему, которая будет долго существовать и развиваться.

В кофейнях сети «Starbucks» на каждом заказанном стакане с кофе пишут ваше имя. Это не только помогает в поиске хозяина напитка, но и дает возможность общаться с клиентом по имени. А свое имя, как известно, мы готовы слушать вечно.

Представьте, что вы отвели младшего брата или сестру в центр детского развития. Администраторы компании выдают планшеты с интернетом и играми для взрослых, которые ожидают своих детей во время занятия. Таким образом, время пролетает незаметно, к тому же все это подкрепляется удобными и большими креслами.

Все это – примеры клиентоориентированности, когда предприниматель становится на позицию клиента, как бы «примеряет его тапочки», чтобы найти решения, которые сделают процесс общения с компанией максимально приятным.

Из клиентоориентированности вытекают и другие тренды рынка – такие, как развитая логистика. Не достаточно продать товар, его нужно как-то доставить клиенту. И чем быстрее и удобнее – тем лучше. В конечном счете, выигрывают конкурентную войну те компании, которые, при прочих равных условиях, могут обеспечить более развитую логистическую сеть для своего бизнеса. Именно поэтому современный бизнес должен тщательно продумать варианты доставки своих продуктов до клиента. У большинства ресторанов теперь есть служба доставки еды, мобильное приложение, которое позволяет один раз ввести нужный адрес, чтобы потом заказывать еду на дом. Крупные компании, например интернет-магазин Meloman.kz, предоставляют разные варианты доставки, чтобы клиент мог выбрать ту, которая ему предпочтительнее. Если сумма вашей покупки превышает указанный порог, ваш заказ доставят бесплатно на дом. Если нет – вы можете отдельно оплатить доставку и получить свой заказ в указанную дату и время. С вами предварительно свяжется курьер, чтобы уточнить, куда и в какое время он может доставить заказ. Если же вы не хотите платить за доставку, вы можете выбрать ближайший к вам розничный магазин «Меломан» и забрать свой заказ там. При этом покупка товара в интернет-магазине обойдется вам дешевле, чем в розничном, и его ассортимент шире, так как он аккумулирует товар из всех магазинов сети. Вы также можете выбрать способ оплаты – наличные, банковская карта и другие.

Задание 1

Подумайте и назовите три примера клиентоориентированности, известные вам.

ГЕНЕРАЦИЯ БИЗНЕС-ИДЕЙ

Теперь, когда вы знакомы с трендами современного рынка, перейдем непосредственно к генерации бизнес-идей.

Большинство людей с хорошо развитым воображением неоднократно мечтали о том, чтобы изобрести что-либо очень полезное для общества или придумать новый сервис и не работать остаток жизни, а только получать доходы от своего гениального изобретения. Только единицы добились этого на практике.

Такой низкий процент реализации подобных идей объясняется двумя основными факторами. Во-первых, достаточно сложно придумать конкретное изобретение, в котором очень нуждается человечество. Во-вторых, для получения финансовой выгоды от такого рода изобретений могут понадобиться годы разработок. К тому же альтернативных решений второй проблемы практически не существует.

Чтобы придумать потенциально прибыльное изобретение или сервис, нужно сосредоточиться на нуждах и потребностях окружающих. Одним из вариантов может быть проведение опроса. Можно зайти в ближайшую больницу и расспросить ее персонал о том, в чем они нуждаются больше всего.

Другой вариант — представить себя на месте конкретного потребителя. Например, представьте себя водителем грузовика и подумайте, что бы вам в этой ситуации могло понадобиться.

Третий вариант, пожалуй, самый простой: вспомните о том, что вы также являетесь потребителем определенных продуктов и услуг и что ваши потребности и пожелания, вероятнее всего, разделяет множество других потребителей аналогичных товаров и услуг. Полученное в результате изобретение будет удовлетворять потребности не только ваши, но и многих людей во всем мире.

Третий вариант подтверждает и исследование, проведенное Национальной федерации независимого бизнеса США среди предпринимателей на предмет того, откуда они черпали идеи для него. Результаты оказались таковы:

Предыдущее место работы – 42%

Личный интерес – 18%

Случайность – 10%

Поступившее предложение – 8%

Друзья или родственники – 6%

Семейное предприятие – 6%

Образование – 6%

Иные факторы – 6%

(источник: Н.Сирополис «Управление малым бизнесом»)

Как видно из исследования, большинство историй бизнесов связано непосредственно с сферой уже близкой к предпринимателю, той сферы боли которой он понимает.

Задание 2

1) Работая в командах, отобранных на прошлых уроках, составьте письменно список своих мелких проблем. Не забывайте о чувстве юмора. Если задание выполнено вами правильно, то созданный список мелочей будет стимулировать ваш разум к генерированию множества идей для разнообразных изобретений. Значит, вам удалось отразить в списке наиболее актуальные и конкретные проблемы, сохранив при этом подвижность и гибкость мышления.

2)Сузьте список мелочей до нескольких проблем, которые кажутся вам наиболее актуальными и перспективными.

3) Выработайте несколько концепций решения выбранных проблем.

4) Из общего количества концепций выберете одну и продумайте ее более детально, включая физическое оформление изобретения и возможные области его применения.

Задание 3

Теперь мы сыграем в игру под названием «Матрица идей».

1. В командах, сформированных на прошлом уроке, выберите предложенные учителем карточки по одной на каждого члена команды.

2. Названия каких предметов (явлений) указаны на карточках вашей группы? За 10 минут придумайте новую идею для бизнеса на основе содержания всех карточек членов вашей команды.

3. Представьте свой проект классу (3 минуты).

4. Теперь, когда у вас есть бизнес-идея, подумайте, какие ресурсы вам нужны для ее воплощения в реальность. Сколько вам понадобится денег для первоначальных вложений, сколько человек должно быть в вашей команде, как вы распределите между собой обязанности, какое оборудование вам понадобится и т. д.? Еще раз проведите командную работу, пересмотрев свою первоначальную идею так, чтобы вы могли начать воплощать ее в жизнь уже завтра.

5. А теперь представьте, что бизнес-идея, к которой вы пришли на данном этапе игры, – это то, чем вы будете заниматься следующие 20 лет своей жизни. Подумайте, готовы ли вы к этому? Почему? Что еще можно пересмотреть в вашей идее? Как ее можно улучшить или изменить? Возможно, теперь вы захотите полностью пересмотреть ее. Проведите еще одну групповую работу и представьте новый проект классу с учетом последнего условия. Не забывайте учитывать принципы икигай и тренды современного рынка (клиентоориентированность).

Когда перед вами стояла задача просто придумать бизнес-идею, она выглядела достаточно простой, не так ли? Вы озвучили множество интересных и креативных идей. Когда условия усложнились, и вы должны были подумать над тем, как воплотить вашу идею в жизнь, ваша первоначальная идея также стала трансформироваться, пошла по пути упрощения. Когда же вы восприняли придуманный вами бизнес как свой собственный, вам многое захотелось в нем поменять. Именно такой путь проходит предприниматель с момента возникновения идеи в его голове до ее окончательной реализации. Поздравляем вас! Теперь у вас есть опыт трансформации бизнес-идеи с учетом множества разнообразных факторов.

Өткен материалды бекіту /

Инструктивная карта обучающегося

Оқу материалдары мен ресурстары Учебные материалы и ресурсы

Білім алушылардың іс-әрекеті/ Деятельность обучающихся

Ұйымдастыру кезеңі /

Организационный этап

ФИО преподавателя

Бургард Маргарита Сергеевна

Дата: 14.11.2020 Тема: Формирование бизнес-культуры. Тренды рынка, региона

Записать дату и тему урока в тетрадь

Сабақтың мақсаты / Цель урока:

Познакомиться с основами бизнес-культуры

Білім алушылардың теориялық білімдерін бақылау/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.121 с.)