Тема: особенности социально – экономического и политического развития США. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: особенности социально – экономического и политического развития США.



Урок 39  

Тема: Особенности социально – экономического и политического развития США.

План

  1. От военной к мирной экономике.
  2. Классовая борьба.
  3. Начало президентства Трумэна.
  4.  Ревизия внешней политики Рузвельта.
  5. «Доктрина Трумэна» и «план Маршалла».
  6. Закон Тафта-Хартли” и другие.
  7. Поражение демократов.
  8. Дуайт Эйзенхауэр.
  9.  Маккартизм.
  10. Экономическое соревнование двух систем.
  11. “Потепление” и “похолодание”.

 

После окончания 2-й мировой войны позиции США в мире еще более окрепли. США укрепили свою роль мирового экономического лидера (в 1945 ᴦ. производили 2/3 промышленной продукции капиталистического мира). Страна стала мощной военной державой (вторая по численности армия, самые мощные в мире авиацию и военный флот, до 1949 ᴦ. монополия на ядерное оружие). На международной арене США превратились в политического лидера западного мира, чего им не удалось добиться после 1-й мировой войны.

После окончания войны главным вопросом внутренней политики стал вопрос о государственном регулировании. Деловые круги, часть экономистов, политики Республиканской партии требовали положить конец государственному вмешательству в социально-экономические процессы. Но демократ Г. Трумэн, ставший президентом после смерти Ф. Рузвельта в апреле 1945 ᴦ.., продолжил политику регулирования, выдвинув в сентябре 1945 ᴦ. программу реформ, получившую название справедливый курс. Принятые в 1945-1946 гᴦ. солдатский билль и закон о занятости в сочетании с отложенным спросом позволили быстро (за 1945-1946 гᴦ.) решить проблему реконверсии экономики.

Классовая борьба.

Материально положение рабочего класса США после окончания войны ухудшилось прямо и косвенно. Прекращение сверхурочной работы и рост цен повлекли за собой падение номинальной и реальной заработной платы.

Рост цен сокращал реальную заработную плату гораздо сильнее, чем показывала официальная статистика. ПО официальным данным, ко времени отмены контроля над ценами (к 1 июля 1946 г.) индекс стоимости жизни в США был на треть выше, чем до войны. Но этот индекс не учитывал роли “черного рынка” в повышении стоимости жизни в Соединенных Штатах.

Недостаток продуктов по фиксированным ценам, в частности мяса, заставлял население США покупать продукты по повышенным ценам. Отмена контроля над ценами показала, насколько действительно выросла стоимость жизни.

Все это приводило не только к волнениям, но и к забастовкам. Как например забастовка на крупнейших автомобильных заводах “Дженерал Моторс”.

Правительство Трумэна старалось разыграть роль беспристрастного арбитра. Но это ему не удалось. 14 февраля оно объявило новую политику заработной платы и цен, позволяющую повышать цены, если интересы компании страдают в результате изменений, внесенных в заработную плату.

Невиданная ранее стачечная волна в США имела политическое значение и политические последствия. В разгар стачек среди бастующих рабочих были слышны голоса о необходимости создания третьей, массовой партии американского пролетариата. НО эти голоса не получили широкого отклика. В отличие от стачек, последовавших за первой мировой войной, забастовки 1945-1946 гг. не выдвигали политических программ.

Капиталисты вначале упорствовали: но потом были вынуждены пойти на уступки.

Величайшая в истории стачечная волна, большие массовые забастовки, прокатившиеся по стране, впервые в истории США обошлись без вооруженных столкновений, без мобилизации национальной гвардии, без вмешательства войск.

Международное положение и внутриполитическая обстановка заставили правительство и большинство конгресса США склонить капиталистов к компромиссу.

Дуайт Эйзенхауэр.

Дуайт Эйзенхауэр-34-й президент США.

У него не было, ни тех черт, ни тех интеллектуальных качеств, которыми отличались выдающиеся американские президенты. О не ученый, не энциклопедист и не мыслитель, как Джеферсон. Высказывания Эйзенхауэра не цитировали, как изречения Линкольна, которые гремели как удары грома и передавались из уст в уста по штатам страны. Он не мастер доходчивых лозунгов, как Франклин Рузвельт.

Политическая карьера Эйзенхауэра феноменальна. Но партийные профессионалы США считали его политическим дилетантом. Ему уже исполнилось 60 лет, а он еще не знал, к какой партии примкнуть, еще не решил, от кого баллотироваться на выборах-от республиканцев или от демократов.

Эйзенхауэр возглавлял правительство в условиях, когда сохранение м упрочение мира, смягчение или усиление международной напряженности во многом зависят от политики США, от политики главной, руководящей страны в лагере капитализма. А в США немало зависит от президента, от главы государства и правительства 50 штатов. В новых условиях деятельность президента США и его правительства приобретает особое международное значение.

Воспитанный в духе преклонения перед богатством, перед преуспевающими капитанами индустрии, он утверждал, что Америка многим обязана капиталистам, выступая против классовой борьбы, за классовое сотрудничество. Довольный своими достижениями, он считал, что каждый должен сам прокладывать себе дорогу в жизнь. До того, как он стал президентом США, он высказывался против социального страхования.

На словах он был против государственного вмешательства в экономическую жизнь. На деле, однако, его правительство активно вмешивалось в хозяйство. В 1952 г. (еще до того, как его официально выбрали кандидатом в президенты США) он признал, что правительство не может быть пассивным наблюдателем экономической жизни страны.

Он говорил тогда, что бедствия, вызываемые экономическим кризисом, служат топливом для войны, что государство обязано использовать все ресурсы страны для предотвращения повторения несчастья начала 30-х годов. Во внутренней политике его считали сторонником “среднего курса”-среднего между политикой реакционной, трудолюбивой “старой гвардии” республиканской партии и “нью дил” Рузвельта. Сам он определил “средний курс” таким образом, что следует заимствовать от каждой стороны любую здравую идею и проводить ее в жизнь независимо от того, от кого бы она ни исходила. В действительности же, как это Эйзенхауэр сам отметил в свои мемуары, уже в первом послании о положении страны, зачитанном перед конгрессом 2 февраля 1953 г., он намеревался разъяснить, что не будет продолжателем ни “нового курса” Рузвельта, ни “справедливого курса” Трумэна. Новый президент публично отклонил экономические программы своих двух предшественников.

Маккартизм.

Первые годы президентства Эйзенхауэра, когда Даллес довел “холодную войну” до максимального напряжения, вошли в историю США как времена позорного маккартизма.

В США, как и в других империалистических государствах, агрессивная внешняя политика всегда сопровождалась реакционными мероприятиями внутри страны. Маккартизм наглядно продемонстрировал это положение. Маккартизм снял покрывало с США и выставил перед всем миром разрекламированную свободу Соединенных Штатов в ее наготе, без маски и грима. Все увидели, какую опасность таят в себе политические нравы этой страны, увидели сущность ее хваленой демократии, ее близость к грубой милитаристической демагогии и склонной к фашизму реакции.

Маккартизм-продукт определенной политической атмосферы, создававшейся в США по мере нарастания и углубления “холодной войны”. Маккарти не создал ни “холодной войны”, ни ее атмосферы. Напротив, атмосфера “холодной войны” породила то, что называли маккартизмом.

Через два месяца после прихода в Белый дом, 27 марта 1953 г., Эйзенхауэр зачитал на заседании правительственного кабинета письмо, которое, по его утверждению, отражало общественное мнение страны. Автор письма считал, что не Эйзенхауэр, а Маккарти фактически руководит государством.

В 1954 г. 83-й конгресс завершил свою работу принятием нового закона против Коммунистической партии США. Новый закон назван “актом 1954 г. о контроле над коммунистами”. Он объявил коммунистическую партию незаконной. Поэтому закону коммунистическая партия лишается “любых прав, привилегий и иммунитета, которыми пользуются законные учреждения, действующие под юрисдикцией Соединенных Штатов”.

Закон 1954 г., как и принятый в 1950 г. “закон Маккарэна”, запрещал коммунистам получать заграничный паспорт, состоять на государственной службе в федеральном учреждении и работать на военном заводе.

Закон принятый в дни произвола маккартизма, распространил жесткие правила на более широкий, фактически на неограниченный круг граждан США. Он установил 14 признаков, которые служили критериями для определения причастности любого лица в стране к Коммунистической партии или к коммунистическому движению. Эти признаки настолько неясны и неточны и в то же время настолько обширны, что они позволяли распространить правила акта 1954 г. на любого жителя США, имевшего когда-либо хотя бы отдаленную связь с какой-нибудь прогрессивной организацией или высказавшегося когда-либо за какое-нибудь прогрессивное мероприятие.

Одним из 14 признаков, например, является подписание петиции, которую пропагандируют коммунисты. В 1950 г., как мы видели, 2,5 млн. американцев поставили свои подписи под петицией о запрещении атомного оружия. все они подпадали под закон 1954 г.

В дни возвышения Маккарти все в конгрессе и в правительстве избегали ему прекословить, предпочитали с ним не спорить. Даже кандидат в президенты США Эйзенхауэр, выступая в 1952 г. в штате Висконсин, приспособил содержание своей речи в Милуоки, а в известной мере и форму, к запросам и вкусам Маккарти-сенатора из этого штата. Эйзенхауэр говорил о своей общности интересов с Маккарти.

В сенате в начале 50-х годов Маккарти установил свои правила. Однажды, будучи недоволен ходом обсуждения вопроса об ассигнованиях, он выхватил молоток у председателя и сам вел до конца заседание. Председатель не протестовал.

Летом 1955 г. Маккарти внес свою последнюю резолюцию в сенат. Резолюция обязывала правительство США поставить на совещании в верхах в Женеве вопрос об изменении существующего строя в странах, вставших на путь строительства социализма. Резолюция была отклонена большинством в 77 голосов против 4.

В конгрессе Маккарти бойкотировали и игнорировали. В сенате каждый раз, когда он появлялся на трибуне, сенаторы оставляли зал заседания, пустовала и галерея для представителей печати. Его также игнорировал и президент США. В 1955 г. на большой прием в Белый дом были приглашены все члены обеих палат конгресса, кроме сенатора Маккарти.

Маккарти считал, что друзья и поклонники изменили ему. Особенно чувствительно для него было “предательство” со стороны вице-президента Никсона, которому Маккарти всегда доверял.

Маккарти спился. Более чем за полтора года до истечения положенного срока пребывания в сенате (2 мая 1957 г.) на 48-м году жизни он скончался.

Маккарти умер. Но маккартизм остался, остались те силы, благоденствуют те реакционеры, которые его поддерживали и финансировали. И каждый раз, когда этим реакционным силам удается обострить международную обстановку, маккартизм дает о себе знать.

Урок 39  

Тема: Особенности социально – экономического и политического развития США.

План

  1. От военной к мирной экономике.
  2. Классовая борьба.
  3. Начало президентства Трумэна.
  4.  Ревизия внешней политики Рузвельта.
  5. «Доктрина Трумэна» и «план Маршалла».
  6. Закон Тафта-Хартли” и другие.
  7. Поражение демократов.
  8. Дуайт Эйзенхауэр.
  9.  Маккартизм.
  10. Экономическое соревнование двух систем.
  11. “Потепление” и “похолодание”.

 

После окончания 2-й мировой войны позиции США в мире еще более окрепли. США укрепили свою роль мирового экономического лидера (в 1945 ᴦ. производили 2/3 промышленной продукции капиталистического мира). Страна стала мощной военной державой (вторая по численности армия, самые мощные в мире авиацию и военный флот, до 1949 ᴦ. монополия на ядерное оружие). На международной арене США превратились в политического лидера западного мира, чего им не удалось добиться после 1-й мировой войны.

После окончания войны главным вопросом внутренней политики стал вопрос о государственном регулировании. Деловые круги, часть экономистов, политики Республиканской партии требовали положить конец государственному вмешательству в социально-экономические процессы. Но демократ Г. Трумэн, ставший президентом после смерти Ф. Рузвельта в апреле 1945 ᴦ.., продолжил политику регулирования, выдвинув в сентябре 1945 ᴦ. программу реформ, получившую название справедливый курс. Принятые в 1945-1946 гᴦ. солдатский билль и закон о занятости в сочетании с отложенным спросом позволили быстро (за 1945-1946 гᴦ.) решить проблему реконверсии экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.017 с.)