Принципы построения налоговой системы в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения налоговой системы в РФ.



Принципы построения налоговой системы в РФ.

Действие налоговой системы определяется рядом принципов, в соответствии с которыми разрабатываются нормативно-правовые акты в сфере налогообложения.

К таким принципам, в частности, относятся:

2. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать установленные законом налоги и сборы.

3.  Принцип справедливости налогообложения. Налоги подлежат установлению с учетом реальной способности налогоплательщиков к их уплате.

4. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Установленные и сборы не должны иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных и иных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физ. лиц или места происхождения капитала.

5. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Суть данного принципа сводится к тому, что установленные налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допускается установление налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

6. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ст. 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

7. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Смысл данного принципа сводится к тому, что ни на кого не должна возлагаться обязанность по уплате налогов сборов, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, либо установленных в ином порядке, отличном от положений, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ. При этом установление законов допустимо только федеральными законами.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Суть данного принципа заключается в том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

9. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоговый контроль

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, платель­щиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов нало­гообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обес­печение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды). Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов.

Формы налоговых проверок: налоговые проверки (выездные и камеральные), запрос сведений, пояснений и объяснений, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий налогоплательщика, иные формы контроля (контроль расходов налогоплательщика-физ.лицаи др.)

В целях осуществления налогового контроля все налогоплательщики подлежат регистрации в налоговых органов по адресу фактического местонахождения организации, филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту фактического нахождения принадлежащего им на правах собственности недвижимого имущества и транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения.

Различают два основных вида налоговых проверок - камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании представленных форм налоговой отчетности (налоговых деклараций), а также иных документов, представленных налогоплательщиком.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Выездная налоговая проверка может проводиться не чаще одного раза в год и срок её проведения не должен превышать двух месяцев. В некоторых случаях по решению вышестоящего налогового органа срок может быть увеличен до 4 (6) месяцев.

Земельный налог.

Налогоплательщики: орг-ции, ИП, физ.лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками: организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения: земельные участки, расположенные в пределах муниципального образовании, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1.01 года, являющегося налоговым периодом. В отношении зем/уч, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на кадастровый учет.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на зем/уч, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования.

ИП определяют налоговую базу самостоятельно в отношении зем/уч, используемых (предназначенных для использования) ими в предпр. деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом зем/уч, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период.

Ставка налога: 0,3% - льготная (для с/х нудл, для личного хоз-ва и тд), 1,5%- для прочих.

Виды налоговых проверок.

Налоговая проверка может производиться только в отношении трех последних календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании представленных форм налоговой отчетности (налоговых деклараций), а также иных документов, представленных налогоплательщиком.

Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налог-ков. Камеральная проверка проводится уполномоченными должн. лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 2 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. В случае, если при проверке обнаружены ошибки в заполненных документах или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то данная информ. сообщается налогоплательщику с требованием внести коррективы в установленные сроки.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в отношении орг-ций и ИП. Выездная налоговая проверка может проводиться не чаще 1 раза в год и срок её проведения не должен превышать 2 месяцев. В некоторых случаях по решению вышестоящего налогового органа срок может быть увеличен до 3 месяцев. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.  В случае необходимости должностные лица налоговых органов, уполномоченные производить проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осуществлять осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

Земельный налог.

Налогоплательщики: орг-ции, ИП, физ.лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками: организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения: земельные участки, расположенные в пределах муниципального образовании, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1.01 года, являющегося налоговым периодом. В отношении зем/уч, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на кадастровый учет.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на зем/уч, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования.

ИП определяют налоговую базу самостоятельно в отношении зем/уч, используемых (предназначенных для использования) ими в предпр. деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом зем/уч, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период.

Ставка налога: 0,3% - льготная (для с/х нудл, для личного хоз-ва и тд), 1,5%- для прочих.

35. Принципы определения цены товаров, работ, услуг (Т.Р.У.).

Для целей налогообложения принимается цена Т.Р.У., указанная сторонами сделки, пока не доказано обратное (предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен).

В случаях, когда цены Т.Р.У., примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) Т.Р.У., налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие Т.Р.У.

Рыночной ценой Т.Р.У.признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) Т.Р.У. в сопоставимых экономических (в том числе коммерческих) условиях.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики (качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения) и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При отсутствии на соответствующем рынке Т.Р.У. сделок по идентичным (однородным) Т.Р.У. или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких Т.Р.У., а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников, для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. Рыночная цена Т.Р.У., реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие Т.Р.У. реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца Т.Р.У.) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя Т.Р.У., а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод, при котором рыночная цена Т.Р.У., реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат.

36. Принципы определения доходов, дивидендов, процентов.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или    натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в    той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в    соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на    прибыль организаций" НК РФ. В соответствии со статьей 43 НК РФ, дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

Определение долей  дивидендов в натуральных величинах возможно лишь при распределении прибыли, оставшейся после уплаты не только налога на прибыль (доход) организации, но и иных налогов, установленных законодательством о налогах и сборах Российской  Федерации.

Процентом (для целей налогообложения) признается любой доход, то есть экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая, оцениваемая и определяемая по правилам, предусмотренным статьями 41 и 42 НК РФ. Этот доход заранее объявляется (в условиях размещения облигаций).

Частным видом дохода является - дисконт, то есть скидка при учете проданной облигации и так далее. Доход налогоплательщика образуется именно за счет, во-первых, такой своеобразной "экономии", во-вторых, за счет процентов, начисляемых на дисконт (если это предусмотрено условиями договора).

Долговые обязательства (пункт 3 статьи 43 НК РФ) векселя (то есть ничем не обусловленное обязательство векселедержателя - при простом векселе) либо иного указанного в векселе плательщика (при переводном векселе) выплатить при наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (статья 815 ГК РФ), иные долговые обязательства, проценты по банковским вкладам, по депозитным (сберегательным) сертификатам, по облигациям, иным ценным бумагам (статья 43 НК РФ).

37. Исполнение обязательств по уплате налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно (то есть лично, через своего поручителя или путем удержания налоговым агентом), в срок (вправе досрочно) исполнить обязанности по уплате налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанно­сти является основанием для направления налоговым ор­ганом (органом государственного внебюджетного фонда, та­моженным органом) налогоплательщику требования об уп­лате налога.

Обязанность считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответству­ющего налога (если оно не было отозвано налогоплатель­щиком или возвращено банком, а также если на момент предъявления поручения налогоплательщик не имеет иных неисполненных требований, предъявленных к счету, кото­рые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплатель­щик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований) при наличии достаточно­го денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с мо­мента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо ор­ганизацию связи.

Обратим внимание, что моментом исполнения обязанно­сти по уплате налога является не срок списания кредит­ным учреждением платежа с расчетного счета, а момент предъявления в банк поручения на уплату налога (при на­личии достаточного денежного остатка). Это означает, что, если, например, банк принял платежное поручение налого­плательщика, но, несмотря на наличие достаточных средств, не списал платеж с расчетного счета, обязанность по уплате налога считается исполненной. С этого момента обязанность по своевременному зачислению налога в бюд­жет лежит на банке. Аналогичное правило применяется при уплате налога наличными денежными средствами.
Если налог не уплачен в установленный срок, то нало­гоплательщику направляется требование об уплате нало­гов (сборов) и затем производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплатель­щика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 46, 47, 48 НК РФ).

Требование об уплате налога — это направленное нало­гоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установ­ленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Оно направляется налогоплательщику при на­личии у него недоимки (ст. 69 НК РФ).
Взыскание налога с банковского счета органи­зации. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.порядке.

Принципы построения налоговой системы в РФ.

Действие налоговой системы определяется рядом принципов, в соответствии с которыми разрабатываются нормативно-правовые акты в сфере налогообложения.

К таким принципам, в частности, относятся:

2. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать установленные законом налоги и сборы.

3.  Принцип справедливости налогообложения. Налоги подлежат установлению с учетом реальной способности налогоплательщиков к их уплате.

4. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Установленные и сборы не должны иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных и иных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физ. лиц или места происхождения капитала.

5. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Суть данного принципа сводится к тому, что установленные налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не допускается установление налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

6. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ст. 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

7. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Смысл данного принципа сводится к тому, что ни на кого не должна возлагаться обязанность по уплате налогов сборов, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, либо установленных в ином порядке, отличном от положений, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ. При этом установление законов допустимо только федеральными законами.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Суть данного принципа заключается в том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

9. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.024 с.)