Отчет мбоу «сош № 27» города череповца. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчет мбоу «сош № 27» города череповца.



Отчет МБОУ «СОШ № 27» города Череповца.

Экскурсия в школьном музее «Защитники вологодского неба «740 ИАП и 13 ОБ ВНОС». й

Экскурсовод: Здравствуйте уважаемые гости! Вы находитесь в музее 27 школы города Череповца  «Защитники Череповецкого неба». Наш музей носит имя Героя Советского Союза Алексея Николаевича Годовикова, который погиб, защищая в годы Великой Отечественной войны Вологодское небо…

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война,  и весь народ встал на защиту своей родины.

Девушка-зенитчица:  В один миг все переменилось, до неузнаваемости. Враг рвётся к Москве, а мой родной Череповец стал прифронтовым городом. В нём размещают  госпитали, отдавая под них здания школ. В одной из них 1 школе я еще совсем недавно училась. На промышленных предприятиях стали производить военную продукцию. Мою маму, отправили на сооружение окопов. Дома мы повесили затемнение на окна, заклеили их крест на крест бумагой, чтобы они не пострадали в случае бомбежки. Мы надеялись, что город не станет линией фронта, но всё же готовились к его защите.
Экскурсовод: 740 ИАП был сформирован в августе 1941 г. В это время он назывался 283 ИАП. С начала сентября 1941 г. действовал на Ленинградском фронте. С ноября 1941 г. Входил в состав 148 ИАД (истребительной авиадивизии) ПВО, в которой находились 740, 731, 964 ИАП и 13 отдельный батальон ВНОС.    9 января 1942 г. полк переименовали  в 740 ИАП. В 740 ИАП служили 23 лётчика.

Главной боевой задачей 740 ИАП была защита северной железной дороги, которая связывала блокадный Ленинград и Череповец. Северная железная дорога имела большое стратегическое значение, она связывала фронт с тылом – это был крупнейший транспортный узел, немецкое командование многократно пыталось помешать передвижению поездов к фронту, но благодаря мужеству и героизму советских лётчиков им не удалось. Лётчики  ИАП, получив сигнал боевой тревоги «На вылет!», немедленно поднимали свои самолёты в воздух.

Девушка-зенитчица: Мы понимаем, что наши Сталинские соколы рисковали каждый день, защищая Вологодское небо. Гордимся, что первый немецкий самолёт в нашем небе был сбит лётчиком Лёшей Годовиковым.

Это скромный, незаметный воин,

Из когорты сталинских орлов,

Принакрытые белой завесой

Вологодские стынут леса.

И над этим заснеженным лесом

Поднимал он свой «Миг» в небеса.

Сердце гнева и мужества полное,

Точен пуль беспощадных ответ.

И от встречи с ним «Юнкерсы» чёрный

Оставляли дымящийся след.

И как клятва святая героя,

Как завет для однополчан,

Прозвучало: «Не брошу боя!

Нет патронов – иду на таран!»

       Экскурсовод: Вспоминает лётчик 740 ИАП, боевой товарищ  А.Н. Годовикова, Лейфман Михаил Абрамович.

       Летчик 740 ИАП Лейфман: Летчику в конце 1941 года просто получить назначение в любую действующую авиачасть считалось за великое счастье. Только в Рязанской школе дожидались дальнейшего распределения по действующим авиаполкам свыше тысячи человек, тут даже "не в очереди стояли", а просто уповали на случай, чтобы оказаться на фронте. Техники не было, на чем летать не было, а живых пилотов, кадровых, еще из приграничных округов, - хоть пруд пруди. Тем более немцы стояли у окраин Москвы и Ленинграда, так кто тогда смотрел, в полк ПВО или в обычную авиадивизию тебя направляют? Люди руками-ногами хватались за любой свой шанс оказаться в бою, воевать в небе, а где, как, в каком звании и качестве - это было делом третьим.
На переформировке находился авиаполк с Лен фронта, который вскоре получил новый номер - 740-й ИАП ПВО под командованием майора Мальцева, начальником штаба был Фатюшенко, кто был комиссаром - точно не помню, политрук был нелетающий и я был зачислен в этот полк.
Командиром эскадрильи был Токарев, самый старший по возрасту и самый опытный из нас. Лётчики относились к нему не только с уважением, но и с почтением, т.к. знали, что ещё до войны, за отличное владение самолётом и участие в воздушном параде, Маршал Советского Союза вручил ему радиоприёмник.
Помню Николая Натоптанного. Когда он возвращался с вылета, то двигатель остановился. Он хотел прыгнуть с парашютом, но высота была маленькая, а внизу был лес. Затрещали ветви деревьев, удар… что было дальше он не помнит. Очнулся он уже в госпитале с переломом руки в двух местах и без глаза.
Моим механиком был Евстратов, оружейником звена был Дробин, инженером полка по приборам и спецоборудованию был Муртищев,  прибористом - Сорокин, укладчиком парашютов был старшина Кроленко. Когда мы стояли в Тихвине, то часть технического состава забрали на пополнение в пехоту, и летчики сами, лично помогали техникам снаряжать, заправлять самолеты, заряжать вооружение. Мы постоянно делились с технарями едой. Их кормили фактически впроголодь, по "блокадной фронтовой норме", а летный состав все таки пытались подкормить, как и положено - по 5-й боевой летной фронтовой норме. На наших столах иногда была колбаса, масло, сыр, но до конца 1944 года мы не получали белого хлеба, про который некоторые сейчас пишут, мол, только "летунам" его и давали. В сорок втором году в общий котел с пшенкой или овсянкой высыпалась одна банка американской тушенки, и это считалось, что нас всех накормили положенным по летному пайку мясом.
Я прибыл из Рязани в 740 ИА полк в начале января 1942 года. Общий налет к тому времени у меня составлял 32 часа. У немцев, выпускник авиашколы имел налет 300 часов... Надо мной сразу взял шефство наш ас, политрук Алексей Годовиков, но через месяц он погиб и был посмертно удостоен звания Героя.

       Экскурсовод:  Череповецкое небо во время Великой Отечественной войны, защищал отдельный батальон ВНОС, в состав которого в основном входили девушки. Из воспоминаний Кашниковой Александры Васильевны (бабушки нашего выпускника Мамонькина Михаила)…

       Девушка-зенитчица: Я тоже не могла оставаться в стороне. Мои неоднократные просьбы о направлении на фронт не давали успеха. Но в апреле 1942 году объявили комсомольский призыв девушек в армию, я поняла, что имею здесь преимущество.

Меня направили в противовоздушную оборону 13-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. (ПВО 13 ОБ ВНОС)

Готовили нас опытные командиры, нам не было никаких поблажек и никакой скидки. За короткое время мы должны были овладеть в совершенстве боевой, политической, специальной подготовкой, знать связь, все самолёты противника, союзников и советские. Нужно было на слух  по шуму мотора ночью, по силуэту днём, определить тип самолёта, высоту, скорость и это всё в считанные минуты, а потом по сигналу «ВОЗДУХ» передать донесение на пост, затем зенитчикам. Все девочки учились с большим воодушевлением. Мы рвались на фронт.

После окончания учёбы меня направили заместителем  начальника поста при батальоне. Службу несли на парашютной вышке, высотой 50 метров, круглосуточно, в мороз, снег, дождь, жару. Все бойцы были дисциплинированными, зорко охраняли Вологодское небо, северную железную дорогу от фашистских стервятников, которые много раз пытались прорваться к нашему городу. Но им это не удавалось.… Ведь по нашим сигналам зенитчики и истребительная авиация встречали врага яростным огнем.

Спустя некоторое время, в 1944 году наш 13 ОТ был снят с места расположения,   и мы направились на юг вслед за фронтом. Мы проехали Румынию, а затем были переведены в Югославию. Там я стала радисткой.

День Победы, 9 мая 1945 года я встретила в Белгр а де. Радости не было придела! Мы были горды за нашу Родину, за наш советский народ, одержавший такую великую победу!!!

СТИХОТВОРЕНИЕ «Зенитчица».

       Экскурсовод: Наш музей позволяет хранить память о героях Великой Отечественной войны, о подвигах и самоотверженном труде наших земляков. Мы собираем материалы для Книги Памяти нашей школы. Воспоминания прадедушек и прабабушек ребят нашей школы используются при проведении экскурсий в школьном музее «Защитники вологодского неба». Их судьбы, жизнь являются для нас примером самопожертвования, мужества, героизма. Мы помним их имена! Три года мы участвуем в шествии Бессмертного полка, с гордостью несем портреты наших близких!

На экскурсии «740 ИАП».

Отчет МБОУ «СОШ № 27» города Череповца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.01 с.)