Проблема «национальной безопасности». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема «национальной безопасности».



Литература

Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года № 1024 "Вопросы Совета безопасности Российской Федера­ции".

Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 949 «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции национальной безопас­ности Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации».

Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года № 4235-1 «О безопасности».

Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне".

Федеральный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 года "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Фе­дерации".

Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Федеральный закон Российской Федерации 2001 года «О чрезвычайном положении».

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении». Распоряжение Президента Российской федерации. О Государственной комиссии по созданию Министерства обороны, армии и флота Российской федерации. № 158 – рп, от 4 апреля 1992 года (личный архив автора). Соглашения между государствами – участниками Содружества независимых государств. Российская газета, 21 февраля 1992 года. Владимир Дворкин. Предложения по основным направлениям ядерной стратегии Российской Федерации. Стратегическая стабильность №3, 1998 год. Оборонные тезисы. М.: Институт политического и военного анализа. 2004.:60 С.И ванов Сергей. Вооруженные силы России и ее геополитические приоритеты. Россия в глобальной политике. Т. 2. № 1. январь–февраль, 2004. С. 42. Константин Щипачев. "Нужны срочные коррективы". Лунев Андрей. Несущие возмездие. Красная звезда. 3203. 28.10.2004.

Термин «национальная безопасность «появился в политологии сравнительно недавно – в середине 40-х годов ХХ века, хотя считается, что в современный политический лексикон его ввел еще президент США Т. Рузвельт в 1904 г., когда в послании Конгрессу он отмечал значение Панамского канала для безопасности Соединенных Штатов.

Конечно, о безопасности в рамках собственных границ заботились все государства с момента их возникновения, а методы ее обеспечения были у всех одинаковы – строительство крепостей, развитие армии, флота, словом, укрепление обороны, с которой длительное время отождествлялась национальная безопасность. И до конца Второй мировой войны это понятие употреблялось в смысле «оборона» или «обороноспособность» в их традиционном духе, отражающем естественное стремление любого государства к защите своей территории и границ.

Первым понятие «национальная безопасность» в категориях национальных интересов определил в 1943 г. американский социолог и журналист У. Липпман (ему же принадлежит авторство таких признанных терминов, как «общественное мнение» и «холодная война»). Согласно предложенному им определению, «государство находится в состоянии безопасности, когда ему не приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии при необходимости защитить эти интересы путем войны» В следующем году в США была создана общественная Ассоциация национальной безопасности.

Разделение понятий «оборона» и «безопасность» было связано с тем, что стратегия приобретала настолько комплексный характер, что требовалось новое понятие. Термин прижился, поскольку начавшаяся вскоре конфронтация двух сверхдержав имела не только и даже не столько военный, сколько политический, экономический, идеологический и морально- психологический смысл, рассматривалась как соревнование двух социальных систем. Следствием этого стало принятие в 1947 г. в США «Закона о национальной безопасности»

В СССР термин «национальная безопасность» не применялся, его смысловым эквивалентом служило понятие «государственная безопасность», которое трактовалось как состояние защищенности советского государства от внутренних и внешних угроз. Считается, что этот термин был узаконен в 1934 г., когда при образовании Народного комиссариата внутренних дел СССР в нем было создано Главное управление государственной безопасности. В 1936 г. термин «государственная безопасность» был включен в текст Конституции СССР (пункт «и» статьи 14) и его начали официально употреблять в документах и актах органов власти.

Не вдаваясь в рассмотрение проблемы толкования понятия «национальное государство»                     

- важная сама по себе, она выходит за рамки нашего курса, - отметим, что и американский, и советский подход к безопасности был государственно- центричным. В условиях противостояния на мировой арене двух социальных систем именно государство, а не общество или личность было основным субъектом обеспечения безопасности. Кроме того, «государственно-центричное» понимание безопасности исходило из вполне определенной политической модели, из представления о взаимодействии в мировой политике суверенных государств, когда они преследуют исключительно свои собственные интересы как приоритетные цели.

Первое понимание международной безопасности зафиксировано, например, в таком международно- правовом документе, как Устав ООН, статья 1 которого гласит, что Организация призвана «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарешений мира и роводить мирными средствами, в соответствии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Очевидно, что обеспечение международной безопасности как качества системы «в целом» должно быть прерогативой в первую очередь международных институтов, а лишь затем- отдельных государств. Не случайно один из важнейших органов ООН называется Совет Безопасности.

Мы рассмотрим роль военно- политических аспектов в структуре международной безопасности начала ХХ1 века, свойства военно-силовых инструментов, используемых в мировой политике, оружия массового уничтожения и обычных вооружений; особенности, связанные с деятельностью межгосударственных объединений и негосударственных субъектов в сфере международной безопасности, особенности обеспечения международной безоапсности в отдельных сферах (Мировой океан, космос, информационное пространство).

 

Существует также Неправительственный совет национальной безопасности России, учрежденный в 2000 году. Основной целью этого совета является создание устойчивых российских идеологий национальной безопасности интеллекта, культуры и здоровья, и идеологическое противодействие наркотизации России.

Сторонники традиционного узкого понимания национальной безопасности, как безопасности, прежде всего государственной, склонны подчинить интересы личности и общества интересам государства. Приверженцы либерально-демократического подхода к национальной безопасности трактуют ее более широко как безопасность индивидуума, общества и государства, в основе которой лежит приоритет безопасности личности и обеспечение ее прав и свобод.

Вопросы национальной безопасности находятся в центре внимания ведущих стран мира. Так, в США для этих целей в 1947 году создан СНБ (Совет национальной безопасности) в составе президента, вице-президента, государ­ственного секретаря и министра обороны. Основная его задача - интеграция внутренней, внешней и военной политики в интересах обеспечения националь­ной безопасности. Аппарат СНБ возглавляет помощник президента по нацио­нальной безопасности. Каждый президент США ежегодно разрабатывает и представляет конгрес­су в секретном и несекретном вариантах доклад "Стратегия национальной бе­зопасности США".

В Великобритании за национальную безопасность страны отвечает министр обороны.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В Военной доктрине конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

В разделе «Военно-политические основы» характеризуются военно-политическая обстановка, основные угрозы и обеспечение военной безопасности, а также военная организация государства.

Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, для сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена, благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

В нашем так называемом «политическом классе» до сих пор не вызрело понимание самой простой и в тоже время наиболее сложной вещи: Российская Федерация – не усеченный СССР. Это другое государство, у которого другие задачи, другие возможности (не обязательно меньше), другие союзники и противники, другие опасности и другие способы борьбы с опасностями.

В целом, общая система национальной безопасности РФ то – есть состояние защищенности ее национальных интересов от внешних и внутренних угроз, включает в себя военную, государственную, общественную и внутреннюю безопасность. Мы попытаемся рассмотреть несколько вопросов касающихся вопросов военной и невоенной безопасности безопасности, ВПК, и уроки современности для реформы армии и роль общества в этой реформе. Прежде всего на безопасность влияет геополитическое положение России.

 Термин "вероятный противник" несет в себе больше эмоциональной, пропагандистской окраски, чем конкретного содержания. Его использовали в своих выступлениях политики и в своих статьях журналисты в эпоху "холодной войны". Тогда это было оправданно. Сейчас ни мы, ни, скажем, страны НАТО такую терминологию больше не используют. Это не значит, что мир стал безопаснее. Просто и на Западе, и у нас пришли к пониманию того, что на смену акцентированной, явно выраженной угрозе пришел целый спектр неопределенных, многовекторных, внезапных угроз.

Для России можно сформулировать несколько основных угроз для ее национальной безопасности.

Условно эти проблемы безопасности можно разделить на те, которые влияют на все пространство безопасности всех стран СНГ. Или ряда регионов составе безопасности СНГ: Северо - Западной части СНГ; Западной части СНГ; Кавказской части СНГ; Средне - и Центрально – Азиатской части СНГ; Сибирско-Дальневосточной части СНГ.

  Иерархия пространства безопасности СНГ

 При этом на пространство безопасности России, как мирового игрока, воздействуют процессы идущие и предполагаемы на пространстве Европы, Африки, Ближнего Востока, Центральной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки. Примером тому может служить проблема американской противоракетной обороны, как элемент передового базирования средств ядерного нападения, первый район которой расположен в Северной Америке (на Аляске), второй совместный морской компонент японо-американский в Японском море и Корейском полуострове, третий район планируется разместить на территории Польши и Чехии, а четвертый район на территории Великобритании, а радиолокационные станции в Норвегии и Гренландии. Не следует забывать и о совместной израильско-американской ПРО на Ближнем Востоке.

Основное влияние на уровень пространства безопасности оказывает угроза со стороны так называемого "международного терроризма", которая  носит очевидный характер.Все увеличивающиеся угрозы исламского терроризма при финансовой поддержке его основных центров со стороны Саудовской Аравии и Пакистана и не просчитанные последствия войны в Ираке на сегодняшний день являются основными. Несмотря на транснациональный характер террористических угроз, за ними всегда стоят конкретные государства. Другими словами, за формально внутренней угрозой, фактически стоит внешняя. Следует прямо сказать, что для  пространства безопасности России и СНГ главную угрозу представляет исламский терроризм, основными спонсорами которого являются Саудовская Аравия и Пакистан.

  Значительное влияние на изменении уровня безопасности оказывают процессы трансформации вооруженных сил США и расширение НАТО на Восток в регионы Кавказа Средней и Центральной Азии, не снижаемые сотрудничеством в рамках Совета Россия - НАТО. Появление серых неконтролируемых зон в Европе и дисбаланс в вооружениях порождают новые проблемы в контроле над обычными вооружениями. Приблизившейся к границам СНГ Североатлантический альянс, невнятно обосновывающий свое продвижение к Черному и Каспийскому морю, создающий свои базы в Средней Азии и не уменьшающий ни одной реальной угрозы, будь то наркомания или незаконная миграция, несет угрозу общему пространству безопасности своими решениями действовать без определения границ своих действий. Настораживает и возможное развязывание нового вооруженного конфликта с Ираном, непосредственно примыкающего к южным границам СНГ. Страны- члены НАТО сократили частично свои военные арсеналы, однако и оставшиеся силы многократно превосходят военные возможности стран СНГ, что не может настораживать общественность наших стран.

 Угроза со стороны США и НАТО для пространства безопасности является на сегодняшний день угрозой гипотетической, но вполне вероятно может стать реальной. В политическом плане это может сказаться в вычленение блоком НАТО калининградского анклава и создание предпосылок для давления на Россию под угрозой размещения вдоль границ воинских контингентов участников блока. В военно-технической сфере - это модернизация бывшей инфраструктуры ВС СССР и Варшавского блока, способствующей развертыванию крупных передовых группировок войск, которые реально могут представлять угрозу странам СНГ и России. Увеличение глубины воздействия тактической авиации НАТО с аэродромов новых членов, практически на глубину европейской части России. Расчленение системы базирования Балтийского флота на Калининградскую и Санкт – Петербургскую и резкого сужения действий Черноморского флота.

Проблемой, влияющая на пространство безопасность на южных рубежах, но о которой политкоректно стараются не распространятся политики, это  пористость и наличие спорных участков границы между Китаем и Казахстаном, Китаем и  Вьетнамом, Китаем и Тайванем. Не исключается  непредсказуемость развития событий, при развале  империи коммунистического Китая и возможных конфликтов в приграничных областях, в частности на границах с СУАР КНР, из-за  слабо прикрытых территориальных претензий и  демографического давления к соседним приграничным странам, декларируемые во внутриполитических дискуссиях. 

Значительное влияние на пространство безопасности оказывают очаги напряженности на Ближнем Востоке, связанные с угрозой возможных несанкционированных пусков одиночных ракет, в том числе и с ядерными боеголовками с территорий КНДР, Ирана, Пакистана. Между этими государствами налажено сотрудничество и обмен ракетными технологиями. Территория России и СНГ находится в их зоне досягаемости и поражения.

Не менее сказываются на пространство безопасности замороженные конфликты (Приднестровья, Южного Кавказа), нерешенные балканский и арабо-израильский конфликт. Нерешенность территориальных проблем, вопросов территориальной целостности, как в Европе (Косовский конфликт), так и на ее границах (Грузия, Армения, Азербайджан).Нестабильная обстановка  в Средней и Центральной Азии (на границах Узбекистана и Таджикистана) и Афганистане. Ситуация в них может привести к локальным конфликтам с перспективой вмешательства в нее соседних стран, при определенных обстоятельствах и государств входящих в НАТО (под предлогами и прикрытием ООН, ОБСЕ).

Литература

Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года № 1024 "Вопросы Совета безопасности Российской Федера­ции".

Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 949 «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции национальной безопас­ности Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации».

Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года № 4235-1 «О безопасности».

Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне".

Федеральный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 года "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Фе­дерации".

Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Федеральный закон Российской Федерации 2001 года «О чрезвычайном положении».

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении». Распоряжение Президента Российской федерации. О Государственной комиссии по созданию Министерства обороны, армии и флота Российской федерации. № 158 – рп, от 4 апреля 1992 года (личный архив автора). Соглашения между государствами – участниками Содружества независимых государств. Российская газета, 21 февраля 1992 года. Владимир Дворкин. Предложения по основным направлениям ядерной стратегии Российской Федерации. Стратегическая стабильность №3, 1998 год. Оборонные тезисы. М.: Институт политического и военного анализа. 2004.:60 С.И ванов Сергей. Вооруженные силы России и ее геополитические приоритеты. Россия в глобальной политике. Т. 2. № 1. январь–февраль, 2004. С. 42. Константин Щипачев. "Нужны срочные коррективы". Лунев Андрей. Несущие возмездие. Красная звезда. 3203. 28.10.2004.

Проблема «национальной безопасности».

В течение последних десятилетий ХХ века человечество впервые в своей истории оказалось перед лицом проблем, напрямую угрожающих самому существованию цивилизации. Главной из них стала проблема выживания, обеспечения безопасности. Ответ на вопрос, «что такое безопасность?» не так прост, как это может показаться. В настоящее время существует несколько подходов к пониманию природы безопасности.

Первый подход основан на объективном понимании этого феномена и исходит из понимания безопасности как проявления способности объектов (различных социальных систем) сохранять свои качества при различных отрицательных воздействиях. В этом контексте безопасность трактуется как определенное свойство (атрибут) системы, часто отождествляемое с устойчивостью. Развитием этого подхода является понимание безопасности как формы саморегулирования системы, которая позволяет системе сохранить свое качество.

Второй подход основывается на признании субъектного характера феномена безопасности. В этой связи возникновение феномена рассматривается в контексте обеспечения защищенности как самого субъекта, так и его интересов, ценностей и т. п. Субъектное понимание безопасности составляет основу деятельностных, ценностных и других определений безопасности.

Понимание феномена безопасности как производного от интереса закреплено в нашей стране законодательно. В статье 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Таким образом, на законодательном уровне определено, что безопасность- это состояние, отрицающее опасность. Статья 3 указанного Закона устанавливает, что «угроза безопасности- совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Система официально принятых «взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности» закреплена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, действующая редакция которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24.

Термин «национальная безопасность «появился в политологии сравнительно недавно – в середине 40-х годов ХХ века, хотя считается, что в современный политический лексикон его ввел еще президент США Т. Рузвельт в 1904 г., когда в послании Конгрессу он отмечал значение Панамского канала для безопасности Соединенных Штатов.

Конечно, о безопасности в рамках собственных границ заботились все государства с момента их возникновения, а методы ее обеспечения были у всех одинаковы – строительство крепостей, развитие армии, флота, словом, укрепление обороны, с которой длительное время отождествлялась национальная безопасность. И до конца Второй мировой войны это понятие употреблялось в смысле «оборона» или «обороноспособность» в их традиционном духе, отражающем естественное стремление любого государства к защите своей территории и границ.

Первым понятие «национальная безопасность» в категориях национальных интересов определил в 1943 г. американский социолог и журналист У. Липпман (ему же принадлежит авторство таких признанных терминов, как «общественное мнение» и «холодная война»). Согласно предложенному им определению, «государство находится в состоянии безопасности, когда ему не приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии при необходимости защитить эти интересы путем войны» В следующем году в США была создана общественная Ассоциация национальной безопасности.

Разделение понятий «оборона» и «безопасность» было связано с тем, что стратегия приобретала настолько комплексный характер, что требовалось новое понятие. Термин прижился, поскольку начавшаяся вскоре конфронтация двух сверхдержав имела не только и даже не столько военный, сколько политический, экономический, идеологический и морально- психологический смысл, рассматривалась как соревнование двух социальных систем. Следствием этого стало принятие в 1947 г. в США «Закона о национальной безопасности»

В СССР термин «национальная безопасность» не применялся, его смысловым эквивалентом служило понятие «государственная безопасность», которое трактовалось как состояние защищенности советского государства от внутренних и внешних угроз. Считается, что этот термин был узаконен в 1934 г., когда при образовании Народного комиссариата внутренних дел СССР в нем было создано Главное управление государственной безопасности. В 1936 г. термин «государственная безопасность» был включен в текст Конституции СССР (пункт «и» статьи 14) и его начали официально употреблять в документах и актах органов власти.

Не вдаваясь в рассмотрение проблемы толкования понятия «национальное государство»                     

- важная сама по себе, она выходит за рамки нашего курса, - отметим, что и американский, и советский подход к безопасности был государственно- центричным. В условиях противостояния на мировой арене двух социальных систем именно государство, а не общество или личность было основным субъектом обеспечения безопасности. Кроме того, «государственно-центричное» понимание безопасности исходило из вполне определенной политической модели, из представления о взаимодействии в мировой политике суверенных государств, когда они преследуют исключительно свои собственные интересы как приоритетные цели.

Первое понимание международной безопасности зафиксировано, например, в таком международно- правовом документе, как Устав ООН, статья 1 которого гласит, что Организация призвана «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарешений мира и роводить мирными средствами, в соответствии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Очевидно, что обеспечение международной безопасности как качества системы «в целом» должно быть прерогативой в первую очередь международных институтов, а лишь затем- отдельных государств. Не случайно один из важнейших органов ООН называется Совет Безопасности.

Мы рассмотрим роль военно- политических аспектов в структуре международной безопасности начала ХХ1 века, свойства военно-силовых инструментов, используемых в мировой политике, оружия массового уничтожения и обычных вооружений; особенности, связанные с деятельностью межгосударственных объединений и негосударственных субъектов в сфере международной безопасности, особенности обеспечения международной безоапсности в отдельных сферах (Мировой океан, космос, информационное пространство).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.094 с.)