Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация поверхностей городских площадей
Площади являются одним из главных компонентов улично- дорожной сети города. Высотная организация их поверхности во многом зависит от условий рельефа. Так, при расположении пло- щади на крутом склоне возможность существенного преобразования рельефа ограничена, и поверхность площади в большей мере приб- лижается к его естественному очертанию, отличаясь в отдельных деталях. Если при решении вертикальной планировки улиц главное внимание уделяется удовлетворению требований удобства движе- ния и организации отвода поверхностных вод, то в вертикальной планировке площадей не меньшее значение имеют и условия зри- тельного восприятия пространства. При значительных размерах площади придание достаточных для стока воды уклонов может создать настолько большую разность отметок между отдельными ее частями, что выступающая поверх- ность в центральной части пространства образует па уровне чело- веческого роста невидимую зону нижней части застройки противо- положной стороны. Неблагоприятное впечатление остается и от вида открытой поверхности с множеством рядов гребней и лотков. Такая поверхность видна пешеходу под острым углом зрения, когда продольные размеры скрадываются, а вертикальные воспри- нимаются в истинную величину. Представшая перед глазами вол- нообразная поверхность может перечеркнуть достоинства архитек- туры зданий, сооружений или окружающего ландшафта. Классические примеры градостроительного искусства свидетель- ствуют, что эстетические качества площадей с поверхностью, решен- ной в разных уровнях, значительно выше, чем площадей в одном уровне. Необходимость пропуска транспортного движения часто ог- раничивает возможности формирования поверхности площади. Проектировщик вынужден укладываться в тс возможные перепады высот между отдельными частями площади, которые соответствуют допустимым уклонам для движения транспорта. В зависимости от выполняемых функций принято выделять сле- дующие разновидности площадей: главные площади общественных центров; перед крупными общественными зданиями и сооружения- ми, торговыми центрами; транспортные с развязкой движения в одном и разных уровнях; вокзальные; предзаводские; колхозных
рынков. Специфичность отдельных видов площадей существенно влияет на размеры, конфигурацию участка, планировочное решение и ха- рактер благоустройства. Но в отношении высотной организации поверхности различия между ними проявляются не так ярко, что позволяет ограничиться рассмотрением вопросов проектирования вертикальной планировки площадей общественных центров и двух разновидностей транспортных площадей. ПЛОЩАДИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ Высотное решение площадей во многом определяется условиями рельефа. Наилучший эффект может быть достигнут, когда естест- венные уклоны планируемой территории не превышают 10... 15%о- По мере увеличения уклонов задача усложняется, так как во всех случаях спланированная поверхность не должна иметь крутизну более 30%о. Поэтому на крутых склонах площади могут иметь не- сколько уровней, решенных в виде террас. При решении площадей общественных центров, площадей перед отдельными зданиями и сооружениями, вокзальных и других боль- шое значение имеет размещение доминирующего здания. Организа- ция рельефа площади, т. е. устройство ступеней, наклонных панду- сов, ведущих к этому зданию, подчеркивает его местоположение. Повышение или понижение уровней отдельных частей площади позволяет выявить пространственное расположение зданий, интер- валов между ними, разбиваемых участков. Решения в разных уров- нях применяют в основном для площадей в пешеходных безтранс- портных зонах. При высотной организации поверхности таких пло- щадей необходимо предусматривать возможность въезда транспор- та на отдельные уровни. Наиболее рациональным высотным решением является одно- скатная наклонная поверхность площади (рис. 54, а). При двускат- ной организации поверхности важно правильно расположить гре- бень, разделяющий две сопрягаемые плоскости. Гребень обычно ориентируют на ось замыкающего площадь квартала или домини- рующее здание, он может быть горизонтальным или наклонным с подъемом в сторону здания (рис. 54, б, в). Следует стремиться, чтобы на площадях вытянутой формы гребень проходил по длинной
оси площади, так как поперечный гребень скрадывает пространство площади и образует зону невидимости. Так, при удалении попереч- ного гребня на 100 м от края площади и уклоне 20%0 его превыше- ние составляет 2 м; примерно настолько же срезанной снизу будет восприниматься застройка противоположной стороны. Если по усло- виям рельефа необходимо расположить гребень в поперечном на- правлении, то лучше соотносить его с фасадом здания или соору- жения, центрально расположенного на площади (рис. 54, г). Поверхность с несколькими параллельными гребнями (рис. 54, д) в большей степени применима для площадей, расчлененных в плане элементами благоустройства. Совпадение линий гребня и лотков с бордюрами скрадывает кажущуюся неровность простран- ства. Четырехскатная поверхность площади может быть выпуклой или вогнутой (рис. 54, с, ж). Предпочтительной является вогнутая поверхность, однако лишь при условии устройства закрытого водо- отвода. Размещение поперечного гребня при выпуклой форме зри- тельно сокращает глубинность пространства. Ярусное решение площади показано на рис. 54, з. По мере дви- жения в сторону более низких отметок все больше возрастает разность уровней между пологой верхней террасой и поверхностью транспортных проездов. Сопрягающие откосы при отсутствии лест- ниц могут иметь крутизну до 1: 1,5, а при их наличии— 1:4. При размещении здания на верхней террасе следует учитывать, что лестницы или пандусы, направленные в его сторону, подчеркивают его местоположение. На небольших площадях, окруженных плотной застройкой, рез- кие переходы между разными уровнями рекомендуется делать у входа на площадь или в сужениях между отдельными частями при сложной конфигурации. Их осуществление на самой площади приводит к трудностям координирования объемов зданий. ТРАНСПОРТНЫЕ ПЛОЩАДИ С КОЛЬЦЕВЫМ ДВИЖЕНИЕМ При проектировании площадей с организацией саморегулируе- мого движения по кольцу вокруг круглого островка высотное положение поверхности кольцевого проезда и островка практиче- ски полностью зависит от высотного решения вливающихся на кольцо проезжих частей улиц. Отметки пересечения осей улиц с кольцевым проездом, найденные из продольных профилей улиц, позволяют установить направление и величину уклонов на участках кольца между смежными устьями вливающихся в него улиц. При недостаточном уклоне уточняют отметки точек сопряжения осей улиц с проездом и изменяют проектные линии продольных профилей улиц на подходе к площади. Знание отметок и величин уклонов на участках кольцевого проезда позволяет осуществить градуирование линии (обычно по оси проезда). Для отвода поверхностных вод кольцевому проезду придается поперечный уклон. Направление поперечного уклона к центральному островку, более соответствующее условиям движения по кривой, вызывает сложности в формировании поверхности и выполнимо лишь при условии организации закрытого водоотвода. Поэтому, учитывая ограниченную скорость транспортных потоков на кольце, обусловленную характером саморегулирования движе- ния, чаще поперечные уклоны устраивают направленными в сторону тротуара. Величину поперечного уклона обычно принимают до 20%о,
однако-стабильный поперечный уклон обычно удается создать лишь на небольшом участке кольца в удалении от вливающихся в него улиц. Необходимость размостки его поверхности с проезжими ча- стями улиц вынуждает плавно изменять поперечный уклон. Поэтому по отмеченным на градуированных линиях точкам и величине по- перечного уклона проводят проектные горизонтали лишь на отдель- ных отрезках кольцевого проезда, после чего осуществляется плавное изменение их наклона, а иногда — раздвижка с целью осу- ществления сопряжения с проезжей частью улиц. Последователь- ность действий здесь полностью идентична проектированию поверх- ности перекрестков улиц. Выполненная вертикальная планировка проезжей части позволяет выразить проектными горизонталями и поверхность кольцевого островка. По высоте его возвышения над проезжей частью проходят места выхода горизонт-алей на борт, и точки одноименных горизон- талей соединяют линиями с учетом придания поверхности желаемой формы. Подобным же образом после проектирования поверхности проезжей части решается и поверхность других элементов, нахо- дящихся относительно нее в другом уровне (тротуары, направляю- щие островки, обособленное полотно трамвая, разделительные по- лосы и др.). Ниже приводятся два примера вертикальной планировки пло- щади с кольцевым проездом, решаемой различно в зависимости от направлений уклонов, формирующих площадь улиц. Рис. 58 иллюст- рирует случай, когда одна из улиц проходит по дну тальвега. Уклон тальвега как бы обтекает кольцевой островок (водораздельная точка с отметкой 196,34). Поперечный профиль проезжей части улиц, вливающихся со склонов тальвега при сопряжении с кольце- вым проездом, преобразуется из двускатного в односкатный, обра- зуя при этом поперечные лотки, ухудшающие условия движения. При размещении площади на косогорном участке (рис. 59) можно осуществить проектную поверхность, исключая пропуск воды через перекресток. Для этого проезжие части вливающихся в пло- щадь улиц принимают односкатный профиль, обеспечивающий отвод вод по лотку кольцевого проезда у тротуара в лоток выхо- дящих из площади улиц. На те же улицы отводится вода и с низо- вого участка кольцевого проезда, где устроен водораздел — искусст- венное возвышение, позволяющее придать лоткам уклон 10%о в сто- рону улиц . ПЛОЩАДИ ПРИ ПЕРЕСЕЧЕНИИ УЛИЦ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ
Вертикальную планировку площадей при пересечении улиц в разных уровнях производят комбинированным методом с построе- нием профилей и проектных горизонталей (рис. 60), так как, про- ложив проектные линии в продольных профилях пересекающихся улиц, можно обеспечить требуемые габариты сооружений, преду- смотреть допустимые уклоны основных проездов и съездов, выпол- нить сопряжения наклонных участков вертикальными кривыми. Особенность проектирования состоит в том, что на участке пересечения переломные точки продольного профиля обычно близко отстоят одна от другой, что усложняет вписывание вертикальных кривых. Длины пандусов должны быть не менее суммы тангенсов вертикальных кривых, вписанных в смеж- ных переломных точках проектной линии. В условиях города для сокращения длины пересечения уменьшают уклоны (ниже предель- ного значения) и радиусы вертикальных кривых.
Планировка застройки на сложном рельефе Застройка территорий со сложным рельефом при их рациональ- ном использовании обладает большими художественными достоин- ствами -по сравнению с равнинной поверхностью. Но следует учи- тывать и отрицательные стороны размещения застройки на крутых склонах. К ним относятся: повышение стоимости строительства как за счет применения специальных типов зданий и увеличения земля- ных работ, так и за счет усложнения технологии их возведения; увеличение строительно-эксплуатационных затрат на тр.анспортное обслуживание территорий (снижение скорости движения, удлине- ние расстояний поездки из-за развития трассы улит, затраты на вертикальный транспорт и др.); вынужденная децентрализация уч- реждений обслуживания в связи с сокращением радиусов пешеход- ной доступности при больших уклонах; усложнение прокладки под- земных "инженерных сетей (особенно самотечных). -В большинстве случаев территория для размещения или разви- тия города неравнозначна по уклонам и степени расчлененности: она.может состоять из участков различной крутизны и линейных- размеров, разделенных по вертикали на различную высоту. Соче- тание этих показателей позволяет выделить три разновидности рельефа по степени сложности для> городской 'планировки [2J: 1) рельеф малой сложности — слабохолмистый, со средними укло- нами до 50%о и глубиной вертикального расчленения 20... 100 м, оказывающий в основном влияние «а структурное членение функ- циональных зон города и выбор трасс отдельных улиц и дорог, связывающих расчлененные структурные элементы города; 2). рель- еф средней сложности — сильнохолмистый, со средними уклонами более 50%о и глубиной расчленения до 200 м, влияющий как на структурное членение функциональных зон города, так и на пост- роение системы транспортных и пешеходных коммуникаций-и си- стемы общественных центров; 3) рельеф большой сложности — го- ристый, со средними уклонами более 50°/оо и глубиной расчленения
свыше 200 м, имеющий определяющее вляние на функциональное зонирование территорий города, выбор направления его территори- ального развития и структурную организацию селитебной терри- тории
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.069 с.) |