Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценности византийской культуры в культуре Киевской Руси.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мир Византии, мир христианства, привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце Х в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели — воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, — все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и навсегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь. 63. Культура Украины ХХ ст. Художественно – стилевое разнообразие. Украинская культура XX в. развивалась на фоне очень сложных социально-политических и исторических событий — гражданской войны и военного коммунизма, массовой эмиграции интеллигенции и массовых репрессий, коллективизации и индустриализации, Великой отечественной войны, культа личности и «эпохи застоя», господства коммунистической идеологии и прочих следствий тота-литарного политического режима. В новейшем периоде развития украинской культуры можно выделить следую-щие этапы: • период национального возрождения (1917—1933 гг.), характеризующийся острым военно-политическим противостоянием, гражданской войной, тоталитарными репрессиями; • период господства соцреализма, стихийного подъема национального сопротивления, период «оттепели» с движением «шестидесятников», период дальнейшей русификации украинской культуры и национально-духовного обновления (1933— 1991 гг.); • период украинского независимого государства — возрождение национальной культуры (с 1991 г. по настоящее время). В начале ХХ ст. культура Украины, с одной стороны, продолжала развивать народные, демократические традиции ХIХ ст., а с другого - шел активный поиск новых форм, использование достижений других национальных культур. Это конкретно оказалось в двух ориентациях: 1) сохранение национально-культурных традиций (народническая теория); 2) ориентация на западноевропейский процесс в околице художественной культуры ("европеизация", "космополитизм", "модернизм"). Традиционные тенденции:романтизм и неореализм объединялись с развитием футуризма, символизма. Так, специалисты выделяют “новую школу” украинской прозы (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобилянська). И. Франко писал, что представители этой школы стремились целиком “модерным” европейским способом изобразить своеобразность жизни украинского народа. Такое направление в украинской литературе, как футуризм, прежде всего связанный с М. Семенком, который был одним из его главных теоретиков, основателем первого литературного объединения футуристов (Киев, 1913г.).Короткий период национального возрождения на Украине начинается после победы Февральской революции 1917 г. в России. Центральная Рада как представи-тельный орган украинского народа одним из первых своих постановлений провоз-глашает главным приоритетом культурной жизни и образовательной политики возрождение родного языка. В литературе появляется новая украинская поэзия, развиваются такие модернистские течения, как символизм, футуризм, возникает группа «Неоклассиков». Выдающимися представителями украинской поэзии этого этапа были В.Чумак, В. Сосюра, П.Тычина, М. Рыльский. С установлением советской власти на Украине, образованием Украинской ССР в составе Советского Союза, украинская культура развивается в рамках так называемой «советской культуры», под которой понимаются все культурные явления и процессы на культурном пространстве бывшего СССР в период с 1917 по 1991 гг. В конце 20-х — середине 30-х гг. на всей территории Советского Союза происходило грандиозное строительство (Турксиб, Днепрогэс, Харьковский Тракторный и др.), требующее от граждан массового энтузиазма, а, зачастую, и трудового героизма, основанного на нерушимой вере в существующий строй. Художественный метод реализма в искусстве был волюнтаристски соединён с политическим определением «социалистический», что на практике привело к выхолащиванию самого содержания искусства, к его подчинению идеологии. Одновременно в изобразительном искусстве этого периода оформляется «неофициальное искусство», лишённое выхода к широкой публике из-за запретов, налагаемой официальной цензурой. Окончательное разделение «официального» и «неофициального» искусства закрепилось после разгона всех художественных группировок (1932) и образования Союза художников. В «подполье» оказались все направления, не соответствующие канонам соцреализма. Усилилось преследование деятелей науки, образования, искусства, чьи взгляды и творчество не соответствовали коммунистической идеологии и личным вкусам Сталина. Диктатура пролетариата превращалась в личную диктатуру вождя. Многие деятелей культуры того времени были репрессированы. Период с 1950-х по 1960-е гг. в советской истории связан с развенчанием культа личности Сталина и либерализацией общественной жизни. Начинается массовая реабилитация людей, осуждённых и казнённых в период сталинских репрессий.Переворот в мировоззренческих установках, демократизация общественной жизни оказали огромное влияние на целое поколение советской интеллигенции 60-х гг. — «шестидесятников» — художников, поэтов, писателей, общественных деятелей. Период 1970-х — 1980-х гг., названный позже «периодом застоя» характеризовался усилением цензурного контроля и, вместе с тем, развитием неформального искусства, отражающего реальные процессы в жизни общества.1970-е гг. — время возникновения такого явления в культурной и общественно-политической жизни страны, как движение правозащитников (диссидентов). С начала 70-х гг. украинские художники, творческие интересы которых были далеки от принципов социалистического реализма, обращаются к монументальному искусству.Развитие монументалистики было обусловлено тем, что связь стенописи с архи-тектурой позволяла свободнее использовать разнообразные стили, художественные языки, пластические решения, приемы и технологии, чем в живописи и скульптуре. С 1991 г. — года распада СССР и начала строительства независимого украинского государства — возникают принципиально новые условия для развития культуры, свободной от диктата коммунистической идеологии и тисков тоталитарного режима. Множество произведений нового смыслового характера появляются в мастерских художников, писателей, драматургов. Поисковый вектор нового искусства, его мировоззренческая, аксиологическая, этнокультурная парадигматика становится всё более разноплановой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.008 с.) |