Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировая культура 1919 г.-начало 1990-хгг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
11. Особенности духовной сферы культуры. Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества. Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта. Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Духовная культура имеет некоторые важные черты, которые отличают ее от других областей культуры: — в отличие от технической и социальной культуры, духовная культура неутилитарная, бескорыстная. Духовная культура нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-нибудь внешних по отношению к ней утилитарных задач; — в духовной культуре человек в сравнении с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Свобода творчества проявляется уже в старинных мифах. Немаловажное значение она имеет в любой религии. Безграничное пространство для творчества представляет искусство; — творческая деятельность в духовной культуре — это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли; — духовная культура чувствительно реагирует на внешнее влияние в области культуры: она способна ощущать изменения в жизни людей и откликаться на них изменениями в себе, она находится в постоянном напряжении и движении, является самой уязвимой областью культуры: люди в трудных жизненных обстоятельствах тяготятся ею. 12.Культура Московского государства – средневековый тип культуры. Период Средневековья имеет особое значение в истории русской культуры. Эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах, и ее "отзвуки" наша культура испытывала вплоть до начала XIX века, когда "коренной" архаизм провинции "встречается" с воображаемым средневековьем романтизма. В северо-восточных землях в начале 14 столетия главенствующая роль начинает переходить от Владимирского к Московскому княжеству, которому, однако, еще целое столетие пришлось отстаивать свое первенство у Твери. Москва входила с состав Владимирских земель, будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси. В 1324 году митрополит Петр покидает Владимир и обосновывается в Москве, перенеся сюда таким образом резиденцию главы церковной власти русских земель. В конце 14 века в Москву была перевезена главная святыня "старой" столицы - икона Владимирской Богоматери. Постепенно Москва становиться центром формирования новой культуры. Архитектура московского княжества и близких ему земель 14 – начала 15 века, получившая название "раннемосковского зодчества", наследует от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных храмов с позакомарным завершением. Однако в знаменитых резных поясах звенигородского Успенского собора на Городке заметны балканские влияния; многолепестковые розы на его фасаде и заостренная килевидная форма завершающих его объем закомар указывают на влияние готической архитектуры. Килевидная форма арок позднее (от XVI до XIX вв.) станет знаком "московского" и шире – "русского" направления в архитектуре. С конца XV в. наступает новый этап в развитии русского зодчества. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Шатровый стиль – стиль церковного зодчества, сложившийся в Московском княжестве в XVI в., отличающийся устремлённостью ввысь, торжественностью, нарядностью. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного итальянцу Аристотелю Фиораванти. В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство, в котором нашли отражение достижения в области военно-инженерной мысли: Нижегородский кремль, кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове; реконструированы стены Новгородского кремля, каменные стены и башни Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Соловецкого, Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и других монастырей. Итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в. стал построенный Федором Конем грандиозный Смоленский кремль (1595-1602). Зодчество XVII в. также обнаружило тенденцию к усилению светских мотивов, к “обмирщению”, отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины XVII в. является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный русскими зодчими во главе с Баженом Огурцовым. Культовая архитектура постепенно утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства. Церкви становятся похожими на светские хоромы. Широкое применение цветных изразцов, фигурного кирпича, разнообразных декоративных деталей придавало постройкам живописность и нарядность. Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого “нарышкинского (или московского) барокко” – архитектурного стиля второй половины XVII в., сочетающего внешнюю пышность и декоративность с чёткостью и симметричностью здания. Живопись конца 14 – начала 15 века освещена двумя крупнейшими явлениями русской (и мировой) культуры – творчеством византийского мастера Феофана Грека и русского иконописца Андрея Рублева. Манера Феофана отличается монохромностью палитры, использованием резких пробелов, редкой выразительностью лаконичных пятен и линий, под которой угадывается сложный символический подтекст, близкий распространенному в то время в Византии учению исихазма. Иконы Рублева по мягкости колорита и трактовке формы, создающих настроение мягкой лиричности, умиротворенности, - ближе к поздневизантийской живописи балканских стран 15 века. На конец 14 века приходится важнейшее событие русской истории – в 1380 г. в битве на Куликовом поле объединенное князем Дмитрием Ивановичем под "рукой Москвы" воинство одержало первую серьезную победу над Ордой. Расцвет культуры был связан с подъемом национального самосознания. Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV – начала XVI вв. был Дионисий (ок. 1440-1502 или 1503). Он написал ряд икон, часть фресок Успенского собора Московского Кремля, расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастиряВ русской культуры XVII в. изменеия происходят в живописи, в которой всё отчётливее начинают проявляться реалистические тенденции. Художественным центром стала Оружейная палата, которую с 1655 г. возглавлял Б. М. Хитрово. Реалистические тенденции в станковой живописи ярче всего проявились в работах С. Ушакова. Центральной темой его творчества было изображение человеческого лица. Образование. Хотя губительные последствия иноземных вторжений отрицательно сказались на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, все же традиции письменности и книжности, заложенные в ХI-ХII вв., удалось сохранить. Многочисленные сведения о существовании училищ для детей и об учителях-”книжниках” содержатся в житиях русских святых ХIV-ХV вв. Такие училища существовали, как правило, при церквях, учителями в них были в основном представители низшего духовенства. Начинали обучение с семи лет. Учили чтению, письму, церковному пению и счету. В XV в. такие училища существовали не только в городах, но и в сельской местности. Книгопечатание. Подъем культуры со второй половины XIV в. сопровождался развитием книжного дела. В XIV в. на смену дорогому пергаменту пришла бумага. Изменилась графика письма – вместо строгого “уставного” письма появились так называемый полуустав, а с XV в. и “скоропись”. Книги, предназначенные для индивидуального чтения, назывались “четьи”. Наиболее распространенным типом “четьей” в XV в. стали сборники смешанного состава, которые исследователи называют “библиотеками в миниатюре”. Книгопечатание отвечало государственным потребностям и началось по инициативе государственной власти, поддержанной церковью. В 1563 г., когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Во главе типографии стали дьякон одной их московских церквей Иван Федоров и его помощник и соратник Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел “Апостол” – первая русская датированная печатная книга. В этой же типографии был издан в 1565 г. “Часослов”. Русская литература XIV-XV вв. унаследовала от древнерусской литературы публицистичность. О росте национального самосознания свидетельствовало возрождение общерусского летописания в конце XIV – начале XV в. Первый общерусский свод был составлен в Москве в начале XV в. (так называемая Троицкая летопись). Одним из самых значительных произведений русского летописания стал Московский свод 1479 г. В основе воинской повести, нового популярного жанра, лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Воинские повести – это светские произведения, близкие к устному творчеству. Выдающийся памятник повествовательной литературы воинского жанра – “Повесть о разорении Рязани Батыем”. До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи – плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. В XVII в. появился придворный и школьный театры. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре в период правления царя Алексея Михайловича. Древнерусская традиция русской культуры 14-17 века способствовали изменениям, которые куснуться культуры России в 18 веке. 13. Григорий Сковорода – просветитель, философ, поэт. Григорий Сковорода (1722-1794гг) – руський и украинский странствующий философ, поэт, баснописец и педагог, оказавший влияние на всю восточнославянскую культуру. Он получил высшее образование в Киевской академии, прекрасно владел многими язиками. Свои знания расширил во время путешествия по странам Европы. Педагог по призванию Г. Сковорода читал курс лекцій поэтики в Переяславском колегиуме, но нетрадиционный поход к преподаванию вызвал недовольство начальства. Г. Сковорода вынужден был оставить коллегиум, С 1769 года он выдет образ странствующего філософа – просветителя. За период с 1769 по 1774 год Г. Сковорода написал 30 басен, составивших сборник «Басни харьковские». Басни он писал прозой, впервые в украинской литературе сделав басню самостоятельным жанром. В своїх банях он открывал мысли, что и в философских трактатах: о глубокой духовной жизни человека, о счастье «сродного труда», высмеивал пустоту и глупость, стремление к чинам привелегиям. утверждается, что о людях судят «не по убору и словам, но по делам»(басни «Ворона и Чиж», «Старуха и горшочек»). Григорий сковорода выступал как поэт. Большинство стихав написано в период с 1757-1782 год, и они вошли в сборник «Сад божественних песен», Он воспивал жизнь на лоне природы, естественность человеческого бытия, противопоставляя суете горожан, погоне за багатством и чинами. (2 Ах поля, поля, зеленне»). Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия. В своей философии Сковорода был близок к пантеизму, поскольку подобно Спинозе отождествлял бога («высочайшее существо») и «всеобщую мати нашу натуру». При этом мир этот безначален, и символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами». Эта природа порождает охоту, а охота — труд. Весьма терпимо Сковорода относился к язычеству, видя в нем подготовку человеческого рода к принятию християнства. По отношению к религии предлагал средний путь между «курганами буйнаго безбожія» и «подлыми болотами рабострастнаго суеверія» Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некий «симболичный мир», связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из «двух естеств» — видимой (тварной) и невидимой (божественной), материи и формы. Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.009 с.) |