Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознательное и бессознательное.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С точки зрения современной науки и философии, «психика» (психическая деятельность) и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. Психика включает в себя 3 уровня: 1. Сознание связано с деятельностью коры головного мозга 2. Подсознание – это психические процессы, возникающие под влиянием сложных поведенческих программ, доведенных до автоматизма и ставших навыками. 3. Бессознательное – элемент неосознанной сферы психической деятельности, процессами в подкорке. Под бессознательным понимаются сновидения, оговорки, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного. К проблеме бессознательного в истории философии обращались Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Но наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в 20 веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Согласно Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру: 1) «Оно» – безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные). Оно подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половой инстинкт. 2) «сознательное Я» - посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними. 3) Сверх-Я – это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора. Нежелательное влечение может быть: 1) Вытеснено в бессознательное незаряженным, загнано в самые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; 2) Сублимировано (сублимации – возвышение), т.е. на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование и т.д.). Т.о., вся жизнь человека по Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо. Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Фрейда Карл Густав Юнг подверг критике пансексуализм своего учителя, доказывая, во-первых, недоступность анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытеснения сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение культуры и творчества только с позиций либидо. В своей оригинальной концепции бессознательного Юнг исходил из того, что бессознательное: 1) Вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; 2) Вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания; 3) Действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую степень развития. Вопросы к лекции №13: 1. Что такое сознание? 2. Какой подход к сознанию выдвигают материалисты? 3. Что такое солипсизм? 4. Что представляет собой психика и какова ее структура? 5. Какую структуру психики предложил З. Фрейд? Лекция №14.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.008 с.) |