Во имя Аллаха милостивого милосердного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во имя Аллаха милостивого милосердного



Раздел 1. Упражнения для индивидуальных занятий.

 

Мы хотим напомнить, что память выступает в психике человека как единый процесс, и отделить один вид памяти от другого оказывается непросто. Предлагаемые задания помогут развивать основные виды памяти вашего ребенка, если на то будет воля Всевышнего Аллаха. Желаем вам усердия и удачи!

 

I. Эти упражнения помогут прежде всего развитию кратковременной памяти.

Повтори цифры и буквы.

Назовите ребёнку ряд цифр и попросите повторить. Комбинации из цифр могут быть различны. Цифры надо произносить, избегая ритмического ударения, и заранее не предупреждать об их количестве. Ребёнку помладше предложите варианты из трёх цифр, если у него получится, переходите к более сложным. Радуйтесь с ребёнком его победам.

А) 3 - 5 – 9,  7 – 9 – 1 – 4, 1 – 8 – 3 – 4, 9 – 5 - 3 – 0

Минимум один из четырёх предложенных вариантов должен быть правильным.

  7 – 5 – 2-, 1 – 4 – 8 – 10, 2 – 4 – 7, 9 – 1- 8 – 3.

 

9 – 4 – 2, 1- 3 – 5 – 9, 5 -1 – 7 – 3, 9 – 3 – 2 – 7 – 1.

Если ваш ребёнок умеет писать эти цифры, вы можете предложить по памяти их написать.

 

Б) Если мама хочет, так же можно тренироваться с арабскими цифрами.

  Вы можете менять комбинации по своему усмотрению. Пусть Вас не пугает незнание арабского. У вас есть шанс вместе с вашим малышом учиться. И помните, что хадис нашего пророка Мухаммада : «Тому, кто отправляется за знаниями, Аллаха облегчит дорогу в Рай».                                                                                   

 

٤ ٦ ١                           (увахид, ситта, арба)

 

 ۵ ۲ ۱۰ ۹                        (ти’са, а’шара, иснан, хамса)

 

۱ ۷ ۳ ۲                 (иснан, саляса, саб’га, увахид)

    

 ۵ ۸ ٦ ٤                (арба, ситта, таманья, хамса)  

Вы можете менять комбинации по своему усмотрению. 

 

В) арабские буквы

                                                                        

 

        ﺡ   ﺐ  ﺃ      ﻡ        (мим, алиф, ба, ха)

 

ﻱ   ﺱ ﻥ ﻕ             (каф, нун, син, яйа)

 

ﺱ   ﺯ ﺝ ﻂ                            (та, джим, за, син) 

 

ﻛ   ﺬ ﺙ ﺥ                         (ха, са, за, кяф)

  

Повтори цифры и буквы в обратном порядке.

Ребёнку достаточно объяснить так:

«Я назову тебе несколько цифр, а ты повтори их наоборот. Я скажу: «1-2-3», а ты ответишь: «3-2-1».

А) 4 – 7 – 9, 5 - 8 - 3 - 6, 1 – 3 – 9 – 6, 7 – 4 – 9 – 0.

Варианты комбинаций могут быть любые.

 

Б)  ٣ ٢ ١                       (увахид, иснан, саляса)

 

      ٧ ٦ ٥                      (хамса, ситта, саб’га)

 

     ۱۰  ۹ ۸                 (таманья, ти’са,’шара)

 

    ۵ ٤ ١ ٦                 (ситта, увахид, арба, хамса)

 

В)      ﻱ ﻡ ﺕ                     (та, мим, яйа)

 

           ﺝ  ﺃ ﮐ                     (кяф, алиф, джим)

 

           ﺩ  ﻅ   ﻂ                      (та, за, даль)

 

       ﻭ ﻉ ﺭ ﻩ ﻡ            (мим, ха, ра, айн, ва)

 

3. Повтори фразу.

Вы можете использовать не все предложенные фразы в один день. Здесь приводятся примеры фраз для неоднократной тренировки вашего ребёнка. Сразу нужно использовать не менее четырёх фраз, при этом одну из фраз ребёнок должен повторить без ошибки.

 

- Коран - это Книга всего человечества;

- Маленький котёнок спит на коврике;

- Как интересно! Морские львы в цирке играют в мяч;

- Каждый мусульманин знает пять столпов Ислама.

 

- А в зоопарке крокодил читает намаз;

- Летом на даче всегда интересно;

- Карим, я еду в мечеть и приглашаю тебя с собой», - сказал сыну отец;

- Моя семья самая дружная. Со мной живут: папа. Мама, я, моя сестра и брат.

 

 

- Друг хороший – это тот, кто друзьям своим не врёт;

- Мама сделала омовение и пошла молиться;

- «Я тебя любого люблю!» - сказала мама слониха малышу слонёнку;

- На улице стемнело и настало время вечерней молитвы.

 

- Мой старший брат читает намаз;

- Шла с базара кошка, у кошки лукошко;

- Моя мама в головном уборе самая красивая;

- Шахада – это первый столп Ислама.

 

- В этом году мой брат первый раз держал пост;

- «А почему ты не спишь?» - спросила мама. – «Я делаю тасбих» (поминание Всевышнего Аллаха). – Ответила дочь.

- Появились облачка на светлом небе;

- Нет Бога, кроме Аллаха.

 

   Обратите внимание, как ваш ребёнок справляется с этими заданиями, что вызывает у него сложности: ему трудно сосредоточится, он пытается, но не может вспомнить предложенных цифр, букв или фраз. Возможно, вашему малышу легче повторить что-то одно (например, фразы).

   Не стремитесь добиться от него правильных ответов на все виды заданий. Тренируйте его память с помощью этих заданий в любом месте и в любое время, так как они не требуют наглядных пособий. Используйте эти игры – задания на улице, в транспорте, в любую минуту, - когда у вас и у вашего ребёнка есть настроение и желание.

 

Запомни действия.

   Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к буфету, возьми маленькую чашку, поставь ее на стол в зале. И после того, как папа попьет чай, принеси чашку обратно».

     Такие задание направлены на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Проводите такие задания регулярно и в самых разных ситуациях. Не забывайте, что чем младше ребенок, тем больше это должно выполняться в форме игры. Часто у детей причиной невыполнения учебных заданий является неумение удержать условие задачи в голове. Такие задания помогут вам, если на то будет воля Всевышнего, а также помогут развить сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.

 

5. «Пиктограмма».

 Расчертите на листочке 5 квадратных окошек. Теперь продиктуйте малышу 5 простых слов. Каждое слово требуется нарисовать в отдельном окне. Через некоторое время вместе с малышом вспоминайте слова по рисунку.

Если вы это же предложите сделать через более длительный период времени, то это поможет развитию долговременной памяти.

 

II. Этот вид заданий рассчитан преимущественно на развитие слуховой памяти.

 1. Запомни слова.

Назовите ребёнку все слова и попросите повторить те, которые он запомнит.

 Если ребёнок с первого раза запомнил 5-6 слов, говорит о том, что у него хорошая слуховая память. Это относится к детям старше пяти лет. Если это не произошло, не сердитесь, а аккуратно тренируйте ребёнка в этом направлении.

А) кот, пост, слон, вера, рука, дом, хадж, мак, шум, намаз.

 

Послушай, и повтори хадис.

После каждого хадиса, предложите ребёнку поставить себе оценку в прямоугольнике:

- Чистота – половина веры.

 

- Спешка от шайтана – старание от Аллаха.

 

- Нет молитвы без омовения.

 

- Рай находится под ногами ваших матерей.

 

- Скажи: «Бисми Лляхи и ешь правой рукой».

 

- Нет бога, кроме Аллаха.

 

- Ислам – это пять столпов: шахада, намаз, пост, закят, хаджж.

 

- Одно из наилучших дел – это упоминание Аллаха.

 

- Кто молится пять раз в день, того грехи ПРОСТЯТСЯ.

 

- Не относится к моей общине тот, кто не УВАЖАЕТ СТАРШИХ.

 

4. Загадки.

Загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Мы предлагаем вашему вниманию загадки, которые близки в первую очередь именно детям мусульманам.

 

 Первый вариант. Прочитайте ребёнку загадку. Попросите ответить, о чём или о ком идёт речь. Побеседуйте с ним, на тему загадки.

 

-Ему молитвы мы читаем. Его страшимся мы и чтим. Его мы просим, умоляем. Ему возносим все хвалы. (Аллах)

 

- Ровные ряды стоят об Аллахе говорят. (Читающие намаз или мусульмане)

 

- Скромная идёт, а на голове платок несёт. (Мусульманка)

 

- Он взобрался на минбар и сказал: «Аллах Акбар!» (Имам)

 

- Их увидеть невозможно, но они всегда с тобой. Один справа другой слева. Знай об этом милый мой. (Ангелы)

 

-Он злой, противный, хуже всех. Вредит он людям постоянно. Его задача сбить с пути нас, и трудится он неустанно. (Шайтан)

 

- Эти слова нам очень ценны. Рай заслужить помогут они. Знать мусульманам их надо. Ведь эти слова… (Шахада)

 

-Он создан был из глины, и стал нашим отцом. К Исламу вёл людей он: примером и добром. (Адам)

-Это столп Ислама, всем вам знакомый он. Его Аллаху посвящаем, не кушаем мы и не пьём. (Пост)

 

Второй вариант. Вы читаете загадку, просите отгадать, а затем просите изобразить, то о чём шла речь в загадке.

 

- Что за дом стоит пред нами с месяцем и куполами. (Мечеть)

 

 

 


- Там сады цветут для нас и дворцы построены. Реки разные текут, слуги преданные ждут…. Только нужно постараться, чтоб нам всем туда добраться. (Рай)

 

 


- Идёт гора, а на ней два горба. (Верблюд)

 

 

 


- Эта книга – просто чудо. К нам спустилась с небес. В ней законы нашей жизни и знамений целый лес. (Коран)

 

 

 


Послушать и нарисовать.

Попросите ребёнка послушать то, что вы прочитаете. Затем попросите рассказать или задайте вопросы, помогающие ответить, а затем нарисуйте то, о чём вы прочитали.

 

«Слон поднял голову и увидел на ветке маленькую белочку. У неё был хвост такого же красно-коричневого цвета, как и она сама, и ослепительно сверкающие огромные глаза. Выглядела она просто очаровательно. Белочка грызла орех и улыбалась». [6; 6].

 


- «Храбрый слон», стр.4.

«После очередной ванны слон осмотрел окрестности своим острым взглядом. Везде было полным – полно зелени: большие деревья, заросли кустарника, молодые побеги. Немногим раньше он уже съел огромное количество зелёных листьев, и теперь был сыт. Но вот уже много часов слон ничего не пил, и его мучила жажда. Вокруг не было ни реки, ни озера». [6;4].

 

 

III. Задания, представленные ниже помогут развить зрительную память вашего малыша.

Нарисуй, что запомнил».

Рисунки расположены по мере увеличения сложности задания. Один рисунок вы показываете не более 5 секунд, а затем просите ребёнка нарисовать то, что он запомнил.

 

     
 
 
 

 

 

 


Что изменилось».

А). Перед ребенком разложите от трех до двенадцати картинок (в зависимости от возраста), попросите посмотреть на них и назвать. После этого предложите закрыть глаза. В это время вы меняете местоположение картинок, затем просите открыть глаза и сказать, что изменилось. Вы можете в начале игры предупредить, что ребенок должен запомнить, а можете не предупреждать. Вы также можете спросить ребенка о картинках через час, на следующий день. Тогда это поспособствует развитию долговременной памяти.

В такие игры вы можете играть и находясь на кухне, готовя ужин. Предложите ребенку рассмотреть на полке несколько предметов (ваза, кастрюля, горшочки, чайник, миска, разные сорта варений – все, что придумаете). Пусть ребенок их рассмотрит и назовет. Затем он отворачивается, а вы производите замену нескольких предметов и спрашиваете, что изменилось.

 

     Б). Расскажите вашему малышу историю о том, как девочка Фатима принесла из леса много разных грибов (или ягод, цветов, листьев деревьев) и потом Фатима решила их нарисовать. В процессе рассказа выставляйте картинки с изображением этих предметов, которые затем уберите. Далее дайте ребенку чистый лист бумаги, карандаши и попросите по памяти нарисовать, что же принесла Фатима из лесу. Такие истории вы сами можете придумать очень много. Фантазируйте и наблюдайте!

 

Повтори за мной».

Помните детскую игру, в которую мы все играли в детстве: «Море волнуется раз». Поиграйте в такую игру с вашим ребенком. Вы покажите ему различные действия, а он пусть затем повторит. И наоборот. В эту же игру можно играть с детьми в группе. Благодаря таким играм нашим маленьким мусульманам легче будет запомнить движения в намазе.

     Эта игра поможет и развитию двигательной памяти.

 

 

IV. Упражнения, представленные ниже рассчитаны на развитие долговременной и эмоциональной памяти.

      Вариантов таких заданий много. Можно расспросить ребёнка, что было в выходные дни, вспомнить подробно, как выглядит, например, игрушка у друга. Или, посетив мечеть, расспросить, как она выглядит и.т.д. Полезно помогать ребёнку вспоминать свои ощущения: например, представить его, что он держит в руке камень. Спросите, какой камень чувствует ребёнок: большой или маленький, лёгкий, тяжёлый, гладкий, шершавый и.т.д.

 

1. Давай представлять.

А) Малыш давай представим, что насупила зима.

Какая зимой стоит погода?

Что происходит с деревьями?

Какие зимой могут выпадать осадки?

Во что играют ребята на улице?

На чём можно кататься зимой?

Какую одежду носят зимой люди?

 

А теперь, нарисуй зимнюю картинку.

 

 


Б) А теперь вспомни, что бывает летом.

Какая бывает погода?

Как выглядят деревья?

Как выглядит земля?

Как летом можно отдыхать?

В какие игры можно играть летом на улице?

Нарисуй, что ты делаешь летом.

 

 


 

В) Закрой глаза и представь, что ты в лесу.

Что ты слышишь?

Что ты видишь под ногами?

Что окружает тебя?

Каких зверей и птиц ты видишь в лесу?

 

Постарайся нарисовать всё, что ты себе представляешь.

2. Рассмотри рисунок и запомни.

Ребёнку помладше можно задавать не все вопросы, попробуйте с половины.

А) А теперь закрой картинку и ответь на вопросы.

Кто нарисован на картинке?

Что делает девочка?

Что она держит в руке?

Что стоит на столе?

Что нарисовано на скатерти?

Что нарисовано на кружке?

Что нарисовано у девочки на платье?

 


Проверьте с ребёнком, все ли ответы правильны.

Подумай, какую оценку ты можешь себе поставить.

 

Б) Рассмотри рисунок и запомни его.

Что нарисовано на картинке?

Где сидит птенец?

Какое дерево изображено на рисунке?

Что у птицы в клюве?

Какая погода изображена на картине?

Перечисли всё, что тебе удалось запомнить.

 

 

А теперь открой картинку и проверь, всё ли в твоих ответах было правильно.

Какую же оценку ты поставишь себе?

 

 

Запомни и выполни.

Эти задания читаются два раза. Ребёнку необходимо запомнить задание и выполнить его.

А) Нарисуй пять кружков разного цвета и размера. Средний кружок должен быть синего цвета, а последний - жёлтого.

 

Б) нарисуй пять треугольников разного цвета и размера: первый треугольник – самый большой, а последний - красного цвета.

 

 

 

 


В) Нарисуй пять облаков разного цвета и размера. Четвёртое облако должно быть синего цвета, последнее – самым маленьким, а из второго идёт дождь.

Г) Нарисуй четыре гриба разного цвета и размера: первый жёлтого цвета, на шляпе четвёртого лежит листочек, а средний - самый маленький.

 

 


Давай вспоминать.

 Лежа на кровати, вместе с малышом постарайтесь вспомнить, какие вещи есть у вас в другой комнате или в шкафу с игрушками:
- Я помню розового пушистого зайчика.
- А я коврик для намаза.
Кто больше?

 

Приложение.

 

Арабские цифры.

1 - ۱    (увахид) – глухая ﺡ

2 - ۲ (иснан) - межзубная ﺙ

3 - ۳    (саляса) - межзубная ﺚ 

4 - ٤ (арба)

5 - ٥ (хамса) хрипящая ﺥ-

6 - ٦ (ситта)

7 - ٧ (сабг’а) г –

8 - ٨ (таманья)

9 - ٩ (тис’а)

10 - ۱۰ (а’шара) а’-

 

 

Арабский алфавит.

 ﺃ - алиф                                      ﺽ - дад(эмфатический,глухой)

ﺏ - ба                                         ﻁ -та(эмфатический,взрывной)

ﺕ - та                                          ﻅ - за (зазубный, шумный)

ﺙ     - са (межзубная)                    ﻉ - айн (гортанный, взрывной)

ﺝ - джим                                      ﻍ - гайн (щелевой, шумный)

 ﺡ - ха (глухой, на выдохе       ﻑ - фа

 ﺥ - ха (хрипящий)                   ﻖ - каф (шумный, взрывной)

 ﺩ    - даль                                      ﻜ - кяф

 ﺫ  - заль (межзубная)               ﻝ - лям

ﺭ       - ра                                          ﻡ - мим

ﺯ  - за                                           ﻥ - нун

ﺱ - син                                          ﻩ - ха (глухой, щелевой)                                                 

 ﺶ - шин                                      ﻮ - ва (губно-губной,щелевой)

ﺺ  - сад (эмфатический, глухой)  ﻱ - яйа (средненёбный,щелевой)

 

 

Литература.

1. Дыйауддин Шихабуддин Но как достичь такого знания. – 2001.

  1. Ахмад фон Денффер. «Ислам для детей», 1997
  2.  Сайфуллина. Т. Сейфуллина Э. «Али на улице».

 

  1. Истории о Пророках. Состовитель Абдель Хамид Джуда Ас- Сахар, 2001
  2. «Мир муравьёв» автор Харун Яхья, 2001
  3. «Храбрый слон»
  4. Сорок хадисов имама ан-Навави Перевод: Владимир Абдулла Нирша. – М., 2001.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000
  6. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех». – М., 2000.
  7. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М., 2001.
  8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб, 1999.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М., 2002. – Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.
  10. Мухаммад али аль-Хашими Личность мусульманина согласно Корану и Сунне Перевод: Владимир Абдулла Нирша. – М., 2001.
  11. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1970.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1998
  13. Коран. Перевод смыслов Э.Р. Кулиева. – М., 2003.
  14. Сахих аль-Бухари (краткое изложение). Перевод: Владимир Абдулла Нирша. – М., 2003.
  15. Дмитриева В. Развитие интеллекта в раннем возрасте: Задания, упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи. – 2-е изд. – СПб. – 2003.

 

 

Содержание.

Предисловие………………………………………………………………….1.

Раздел 1. Упражнения для индивидуальных занятий……………………..7.

     Упражнения для развития кратковременной памяти……………….7.

     Упражнения для развития слуховой памяти………………………..10.

     Упражнения для развития зрительной памяти……………………...20.

     Упражнения для развития долговременной

 и эмоциональной памяти…………………………………………….23.

Раздел 2. Упражнения для групповых занятий…………………………….28.

Приложение…………………………………………………………………..31.

Литература……………………………………………………………………32.

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО МИЛОСЕРДНОГО

Стремится к знанию душа всегда, когда услышит,

Но не учу я никогда то знание, что собираю ненасытно.

А на уроках я сижу и ничего не понимаю,

Поскольку знание мое лишь в книгах,

Ведь только там, не в голове его я сберегаю.

И если в памяти знание хранить не будешь, осмысляя,

То грош цена тем книгам, в которых знание ненасытно накопляешь.

(Дыйауддин Шихабуддин

Но как достичь такого знания, с.242).

«Праведность - от Аллаха, а воспитанность – от родителей». (Аль-адаб аль-муфрад» аль-Бухари). Так говорил наш пророк Мухаммад . Дети даны родителям во временное пользование, дети - «украшение мирской жизни» («Пещера», 18:46). Взрослый человек помогает ребенку освоить глубины и потенциал собственного внутреннего мира и адаптироваться к современным условиям жизни. Он должен суметь передать ребенку накопленный опыт, заложить в нем стремление к знаниям и саморазвитию. Об этом знали и те, с кого нам сегодня необходимо брать пример. Так, например, мать Суфьяна ас-Саури всегда делала следующее наставление сыну: «Сынок, приобретай знание, свое пропитание я обеспечу, прядя пряжу и продавая нити. Смотри, не отступай от пути знания. Сынок, когда ты напишешь десять предложений, то посмотри на себя. Есть ли в тебе какие-либо изменения, когда ты ходишь, сидишь, стоишь? Если же знание не изменило тебя в положительную сторону, то значит ты занимаешься пустыми вещами, от которых нет ни пользы, ни вреда.»

     Воспитание молодого поколения – это весьма сложный и ответственный момент в жизни каждой семьи. И, стремясь вложить в своего ребенка нравственные, духовные, моральные принципы и идеалы, мы не только закладываем благоприятную основу для жизни будущих поколений, но и получаем возможность обрести прощение Всевышнего Аллаха в Судный День по милости Его. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются (и он перестает получать награду за них), кроме трех: непрерывной милостыни, знания, которыми пользуются люди, или праведных детей, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него». (Муслим). Поэтому уже сегодня мы должны задуматься о той основе, которую закладываем для своего будущего и будущего наших детей.

 

В книге, которую вы держите в руках представлены игры, задачи и упражнения по развитию памяти у детей. Память играет важную роль для ориентировки человека в жизни. Как отмечал известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, без памяти у человека не было бы ни прошлого, ни будущего, ни настоящего; не было бы и внутренней жизни человека, поскольку именно содержание памяти создает тот план, на котором она развертывается. Один бедуин сказал: «Буква в уголке твоего сердца лучше, чем десять в твоих книгах». Память позволяет нам сохранить то, что мы приобретаем из жизненного опыта и в ходе обучения: это и аяты Священного Корана, и имена Всевышнего Аллаха, и изречения нашего пророка, и движения намаза, и слова мамы и папы, и красота родного края. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к этой жизни, а значит это поспособствует спасению в мире ином. Пророк Мухаммад сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова, запомнил их и передал (другим) так, как слышал». (ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.)  Среди людей есть такие, которые слушают то, что имеет отношение к знанию, но не запоминают, не применяют и не передают это другим. Они подобны гладкой поверхности земли, которая не впитывает воду или портит ее для всех остальных. Да убережет нас Всевышний от такого бесполезного получения знаний.

В психологии существует немало классификаций видов памяти.

  I. В одной из таких классификаций выделяется 4 вида памяти, когда за основу берется характер психической активности: 1. Двигательная, или моторная память характеризуется запоминанием, сохранением и воспроизведением различных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков (ходьба, письмо и т.п.). Признаки хорошей моторной памяти: физическая ловкость, сноровка в труде, «золотые руки». 2. Эмоциональная память. Это память на чувства, она сигнализирует человеку о том, как удовлетворяются наши потребности, интересы, участвует в формировании нашего отношения к окружающему миру. Пережитые чувства сигнализируют человеку либо к побуждению действовать, либо наоборот удерживают от действий. Эта память учит чувствовать, сопереживать другому человеку. Эмоциональная память может оказываться сильнее других видов памяти. 3. Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, звуки и запахи, вкусы. В связи с этим выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память. 4. Словесно-логическая память. Это память, которой одарил Всевышний Аллах только человека. Она невозможна без развития речи и имеет огромное значение для развития словесно-логического мышления. От ее развития зависит развитие всех остальных видов памяти.

II. В зависимости от целей деятельности разделяют память произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память запоминает и воспроизводит те события, когда отсутствовало специальное намерение что-либо запомнить. Если человек специально ставит для себя целью что-то запомнить, то мы можем говорить о произвольном запоминании.

III. В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала выделяют кратковременную и долговременную память. Кратковременная память позволяет запомнить материал мгновенно и хранит информацию непродолжительный промежуток времени. Долговременная же память имеет длительный срок хранения материала после многократного повторения и воспроизведения. Долговременная память помогает человеку запомнить его имя, адрес, таблицу умножения. Хотелось бы чтобы и на запоминание сур Священного Корана у нас была хорошо развита именно долговременная память. Как сказала пророк Мухаммад : «Поистине, человек который помнит Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет продолжать держать их в подобном положении, то удержит их, если же отпустит их, они убегут» (со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими; Аль-Бухари). 

Необходимо отметить, что все виды памяти связаны друг с другом. Практически невозможно отделить один вид памяти от другого. Поэтому часто говорят о том, что память может быть и зрительно-слуховая или слухо-речевая. Такова мудрость и сила Всевышнего, сотворившего человека наилучшим творением.

Память необходимо развивать с раннего детства. В раннем возрасте ребенок больше всего запоминает эмоционально насыщенные ситуации и ощущения. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно. Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью. Известно, что дети дошкольного возраста легко запоминают бессмысленный материал (например, считалки) или объективно осмысленные, но недостаточно понятные или вовсе непонятные им слова, фразы, стихотворения. В качестве причин, лежащих в основе такого запоминания, называют интерес, который вызывается у детей звуковой стороной этого материала, особое эмоциональное к нему отношение, включение в игровую деятельность. К началу систематического обучения дети уже запоминают стихи, суры Корана, хадисы. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. За счет многократных повторений дети запоминают необходимый материал. В младшем школьном возрасте психические функции интеллектуализируются. В задачи школьного обучения входит и формирование осмысленной логической памяти, которая значительно улучшается с помощью использования различных вспомогательных средств и способов запоминания и припоминания (выделение смысловых опор (наглядных, словесных), смысловое соотнесение, составление плана, классификация, группировка, структурирование, схематизация, установление аналогий и др.). Если в младшем школьном возрасте ребенок все еще преимущественно опирается на механическую память, то уже в средней школе у ребенка могут возникнуть сложности в обучении. Теперь школьнику необходимо понять, а потом запомнить. Как писал известный отечественный психолог Л.С.Выготский, что если для ребенка раннего возраста мыслить – значит вспоминать, то для подростка вспоминать – значит мыслить. Аль-Халил сказал: «Выбирайте в книгах небольшую часть, с тем, чтобы заучить, и читайте как можно больше, с тем чтобы понять». Память становится логизированной, запоминание сводится к установлению и нахождению логических отношений. В этом заключается огромная значимость для развития важнейшей психической функции человека – абстрактного мышления. При работе с детьми необходимо учитывать и те виды памяти, которые оказываются у них наименее развитыми.

Выбор заданий зависит не столько от возраста, сколько от уровня развития ребенка. Одно и то же задание может оказаться непосильным для детей семи лет и легко выполняться пятилетними. Важным условием является заинтересованность ребенка в совместных со взрослым занятиях. Желательно сделать их систематическими, придать им игровую форму, тогда ребенок будет их ждать. Пророк Мухаммад  говорил: «Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного» (со слов Айши; аль-Бухари и Муслим). Занятия не должны быть продолжительными, чтобы ребенок не устал и завершил начатую работу. Начинать лучше с того, что заведомо по силам ребенку, чтобы создать у него уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказывать помощь. В одних случаях – это организующая помощь – взрослый лишь мобилизует внимание ребенка, активизирует его. Для ребенка полезна эмоциональная поддержка, одобрение. Но помните, что злоупотреблять этим не надо, придерживайтесь «золотой середины» Ислама. Помощь должна быть дозированной, не делайте задания за ребенка и не забывайте похвалить его за старания.

       Для занятия советуем выделить специальное место и время. Не переходите к новым заданиям, пока не выполните начатое – это способствует формированию волевых качеств. Старайтесь при этом развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ребенку вспомнить. Одни лучше оперируют слуховыми образами, другие лучше запоминают при участи зрительно-двигательных анализаторов. Интересно знать, что органы зрения человека «пропускают» почти в пять раз больше информации, чем органы слуха и в тринадцать раз больше, чем тактильную информацию. Поэтому лучше запоминается зрительный ряд, чем словесный, устный.

  Для развития памяти можно использовать любые ситуации, игры, в которых ребенок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы идете в мечеть и проходя по улице обращайте внимание ребенка на различные признаки, по которым можно найти дорогу обратно. После прогулки спросите ребенка, что он увидел по пути в мечеть и в мечети. Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова (например, остановка, автобус, дерево, цветы), посоветуйте объединить близкие слова по каким-нибудь признакам, ситуациям (остановка-автобус, дерево - цветы, фонтан -… и т.д.). Это поможет припоминанию, и ребенок в последующих заданиях будет использовать такой прием. Такой метод запоминания, рекомендуемый психологами сейчас, использовали уже давно. Так, Абу Зар‘а сказал: «Ахмад ибн Ханбаль знал наизусть миллион хадисов, и его спросили: «Как тебе удалось это знание?». Он ответил: «Я заучил (хадисы) и разделил их по главам».

       Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользоваться различными приемами, помогающими вспомнить тот или иной материал, находить свой «узелок на память». Это может быть картинка, смежное понятие или что-то иное, помогающее вспомнить. Необходимо стремиться к тому, чтобы запоминаемый материал навсегда оставался в нашей памяти, особенно если это касается айятов Корана или высказываний пророка . Некоторые из предшественников даже заболевали, когда забывали что-либо из полученных знаний. Шу‘ба сказал: «Я учу хадис, и если я его забываю, то начинаю болеть». Также передают со слов Ибн `Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Плохо будет, если кто-нибудь из вас станет говорить: «Я забыл такой-то и такой-то айат», (ибо не сам он забыл), а заставил его забыть (Аллах) так продолжайте же заучивать Коран наизусть, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды, (освобожденные от пут)». (Аль-Бухари).

Некоторые советы по запоминанию мы можем получить и от авторитетных, знающих людей, следующих установлениям Аллаха. Так аль-Бухари советовал: «Я не знаю другого более полезного средства для запоминания, чем сильное желание и неустанное повторение». Аль-Халил ибн Ахмад сказал: «Больше стремись пов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.17 с.)