Тема. Основные черты западноевропейского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Основные черты западноевропейского



Тема. Основные черты западноевропейского

Феодализма. Крестовые походы

 

Задания(выполнить используя текст лекции):

1) записать определения следующих понятий: феодализм, феод, феодал вассал, сеньор.

2) ответить на вопросы:

а)кто находился на верхней ступени феодальной лестницы? На нижней?

б)что означало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал»?

в)какие три сословия существовали в феодальном обществе?

г) на какие две категории делились крестьяне?

д)что такое барщина? Оброк?

е) что такое ярмарка?

Ж) как назывался союз торговых городов Северной Европы?

З) когда произошел окончательный раскол православной и католической церквей?

и)сколько было крестовых походов?Почему они назывались крестовыми? Какова их причина?

Й) какие духовно-рыцарские ордена были созданы в Палестине?

К)что такое инквизиция?

Текст лекции

Что такое феодализм. Феодализм -это:

1)отсутствие сильной власти (короля,императора),феодалы были хозяевами в своих феодах (даже жили по своим законам,судили крестьян,взимали с них штрафы,если они нарушали законы), наличие феодальной лестницы;

2)эксплуатация феодалами крестьян (феодал присваивает себе часть произведенного крестьянином продукта, плюс крестьянин обязан работать на участке феодала).

Классическое Средневековье в Европе (X—XIII

вв.) являлось временем расцвета феодализма. Слово «феодализм»

происходит от слова «феод» — наследственное земельное владение за

службу. Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто

предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором

(старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был

сеньором для всех жителей его феода.

К X—XI вв. в Европе почти вся земля оказалась поделенной на феоды.

В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора». Все феодалы стали

фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между

феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от

полного распада. Эту связь изображают в виде так называемой

«феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или

император — верховный владелец всех земель и верховный сеньор в

государстве. Считалось, что король раздавал большие области своим

вассалам — князьям, герцогам, графам. Те, в свою очередь, выделяли

отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным

вассалам — баронам. У баронов тоже были вассалы — рыцари. Слово

«рыцарь» в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве

феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни.

 

Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».

Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это

означало, что вассал служил только своему непосредственному сеньору.

Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцога, а

герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда

очень слабой.

Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от врагов. Вассал

по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная

служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За

остальные дни, проведенные в седле, он получал от сеньора особую плату.

В определенных случаях вассал также дарил подарки сеньору, выкупал его

из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.

 

Причины возникновения феодализма. В период Средневековья

войны были частым явлением. После распада империи Карла Великого все

страны Европы сотрясали кровавые усобицы. Еще страшнее в IX —X вв.

оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии и

Дании), арабов, венгров, которые временами грозили самому

существованию европейского общества. Для спасения от полного

Истребления и разорения нужно было иметь надежное войско.

Примерно с X в. происходят большие перемены. В городах главным

занятием жителей становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся

с римских времен, быстро растут. Появляются новые города.

К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе

можно было доехать до ближайшего города в течение одного дня.

Горожане к тому времени отличались от крестьян не только своими

занятиями. Они обладали особыми правами и обязанностями, носили

особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части —

крестьян и горожан.

Возникновение городов как центров торговли и ремесла. Складывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано

поступательным развитием общества. Росло население, росли и его

потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые

привозили купцы из Византии и восточных стран.

Первые города нового типа сложились как поселения купцов,

торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции, в

Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые римские города,

строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи, Пиза, Генуя,

Марсель, Барселона, Венеция. Одни купцы из этих городов плавали на

кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими

товары во все уголки Западной Европы. Возникли места обмена товарами

— ярмарки (ежегодные рынки). Особенно много их было в графстве

Шампань во Франции. Позже, в XII —XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пиратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным

занятием населения стала не торговля, а ремесло. Первоначально

ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Однако прокормиться

ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал

ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство.

Поэтому ремесленники стремились переселиться туда, где можно было

продать свои изделия. Это были районы ярмарок, перекрестки торговых

путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок

феодала либо монастырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка или

монастыря, позже такие поселения превращались в города.

Развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями. Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Окрестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие города (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами небольших государств-республик.

В других странах успехи городов были не столь впечатляющими.

Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали

свободными. Более того, свободным делался любой крепостной, бежавший

в город, если сеньор не мог его там найти и вернуть в течение одного года и

одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», — гласила

средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления.

Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не

удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили

короли и другие сильные правители. Жители Парижа, Лондона получили

свободу и многие права, но наряду с городскими советами этими городами

управляли также королевские чиновники.

 

Противоречия внутри городских общин. В борьбе против сеньоров

все горожане были едины. Однако ведущее положение в городах занимали

крупные купцы, владельцы городской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах

патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение

вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недовольны были

ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде

городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали

старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали

правителей из своей среды.

 

Значение средневековых городов. Горожане жили намного лучше,

чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью

владели своим имуществом, имели право с оружием в руках сражаться в

рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие

порядки способствовали успешному развитию городов и средневекового

общества в целом. Города превратились в центры технического прогресса

и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе

за централизацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются

товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и

крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со временем к

освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

 

Крестовые походы.

Раскол церкви. В Средние века в Западной Европе огромную роль

играла церковная организация во главе с папой римским.

Первоначально большинство христиан не признавали над собой власть

епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ

Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после

завоеваний Юстиниана находился под властью Византии.

Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые

отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе

с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, умелый и мудрый

правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем

необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный

авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала

Государство.

 

По мере усиления пап происходило расширение разногласий между

христианами Запада и Востока. Западную церковь называли

римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной

(истинной).

Изошел в 1054 г.

 

Организация католической церкви. По своему устройству                          католическая церковь напоминала «феодальную лестницу». Низшим звеном

были священники приходов. Приход объединял жителей деревни или части

города, которые молились в одном храме. Священниками становились

после особого обряда. Его проводил епископ — глава священников

епархии (области).

Приходские священники избирали епископа епархии. Епископы нескольких епархий часто находились под главенством архиепископа. Епископы и архиепископы подчинялись римскому папе.

 

Клюнийская реформа. Монашеские ордена. Колоссальным авторитетом пользовались монастыри. Жизнь монастыря определялась

уставом. Несколько раз в день монахи совершали совместную молитву.

Остальное время посвящали труду. Они работали на полях, пасли скот,

возделывали огороды, занимались торговлей и ремеслом. Монахи

переписывали книги, составляли хроники, открывали школы и больницы.

Чистоте монашеской жизни. Во владениях монастырей оказались земли с крестьянами. Монахи все меньше трудились сами и все больше жили за счет крестьян. Главы монастырей — аббаты окружали себя роскошью,стремились к наслаждениям.

Тема. Основные черты западноевропейского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.047 с.)