Электронные книжные магазины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Электронные книжные магазины



1. Альпина Бизнес букс - http://www.alpina.ru

2. Бизнес-книга - http://www.bizbook.ru

3. Издательская группа "Дело и сервис" - http://www.dis.ru

4. Издательский Торговый Дом "КноРус" - http://www.book.ru

5. Издательский Торговый Дом "Питер" - http://www.piter.com

6. Интернет-магазин "Колибри" - http://www.colibri.ru

7. Интернет-магазин "Озон" - http://oz.by/books/

8. Интернет-магазине Библион - http://www.biblion.ru

9. ООО торговое предприятие "Бизнес-пресса" - http://www.bpressa.ru

10. Интернет-магазин ведущего российского электронного издательства ИД "РАВНОВЕСИЕ" - http://www.ravnovesie.com

в) программное обеспечение: нет

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийный проектор, мультимедийная доска, ноутбук, компьютеры, ксерокс.

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Дисциплина изучается двумя разделами, соответствующими двум частям курса. После прочтения лекций и проведения практических занятий по первому разделу (общетеоретическим основам прогнозирования и планирования) проводится контрольная работа, по результатам которой оценивается степень усвоения студентом общеметодологических аспектов прогнозирования и планирования траектории развития макроэкономических процессов.

После прочтения лекций и проведения практических занятий по теме: «Функциональные прогнозы», проводится контрольная работа - Анализ прогнозов развития торговли в Воронежской области.

После прочтения лекций и проведения практических занятий по теме: «Прогнозирование и программирование социально - экономического развития региона», проводится контрольная работа - Экономико-математические модели, используемые для расчета прогнозируемого изменения количественных параметров.

После прочтения лекций и проведения практических занятий по теме: «Прогнозирование социально-экономического развития страны», проводится контрольная работа - Анализ прогноза социально-экономического развития стран.

После прочтения лекций и проведения практических занятий по теме: «Прогнозирование динамики и структуры национальной экономики», проводится контрольная работа - Структура национальной экономики: сферы, сектора, комплексы, отрасли.

После прочтения лекций и проведения практических занятий по теме: «Прогнозирование и планирование производственной инфраструктуры и развития сферы обслуживания», проводится контрольная работа - Общественное питание: понятие; состав; отраслевые особенности и показатели.

После прочтения лекций и проведения практических занятий по теме: «Макроэкономическое прогнозирование и планирование развития отраслей производственной сферы», проводится контрольная работа - Агропромышленный комплекс (АПК): понятие; цели функционирования; основные сферы.

Кроме этого, студент в ходе подготовки к одному из практических занятий должен написать эссе по дискуссионному вопросу темы этого практического занятия. (Эссе, как правило, это сочинение небольшого объема, представляющее логически увязанные между собой и доказательные свободные рассуждения на заданную тему). Это, с одной стороны, является формой промежуточного контроля самостоятельной работы студента (КСР), а с другой, - основой для обязательного написания реферата по самостоятельно выбранной студентом теме.

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов самостоятельной индивидуальной работы студентов.

Для лучшего усвоения материалов учебного курса “Макроэкономическое планирование и прогнозирование” предполагается следующая процедура изучения.

А. Усвоение лекционного материала

1. Предварительное ознакомление с календарно-тематическим планом изучения дисциплины и выяснение перечня вопросов, содержащихся в соответствующем разделе рабочей программы курса и рассматриваемых на конкретной лекции. Это позволяет уяснить логику изложения материала.

2. Для более четкого усвоения материала целесообразно в качестве основных моментов использовать словарь терминов, материалы соответствующих сайтов Интернета, бегло просмотреть соответствующий раздел учебных и учебно-методических пособий.

Нужно учесть, что в учебном пособии представлены только основные положения читаемой лекции. Это, с одной стороны, избавляет студента от необходимости детального конспектирования, а с другой, - предварительное ознакомление с содержанием лекции позволяет более осмысленно включиться в творческий процесс восприятия читаемого материала.

Б. Усвоение материала практического  занятия

1. Подготовка к каждому практическому занятию должна начинаться с внимательного ознакомления с перечнем вопросов, рассматриваемых на этом занятии и уяснения сути рассматриваемой проблемы.

2. Затем следует внимательно прочитать соответствующий раздел конспекта лекций, соответствующие разделы методических указаний к практическим занятиям. Для уточнения используемых понятий целесообразно обратиться к словарю терминов, что позволяет определить место каждого понятия в системе представлений.

3. Для более глубокого изучения вопросов практическогог занятия целесообразно ознакомиться с информацией, содержащейся в рекомендованной литературе, обратив особое внимание на особенности отечественного и зарубежного опыта макроэкономического прогнозирования и планирования в процессе управления национальной экономикой, на тонкости проведения прогнозных и плановых обоснований и расчетов.

4. Кроме этого, целесообразно освежить знания, полученные ранее при изучении курсов, рассматривающих аналогичные проблемы. При этом следует учесть специфику решения проблем прогнозирования и планирования, рассматриваемых в курсе “Макроэкономическое планирование и прогнозирование” и в предшествующих курсах.

Заключительной формой контроля является экзамен, по результатам которого окончательно оценивается уровень знаний о теоретических и методологических основах, о методических подходах макроэкономического планирования и прогнозирования, а также оценивается приобретенные практические навыки проведения прогнозно-аналитических и плановых обоснований и расчетов необходимых и возможных траекторий развития макроэкономических процессов.

Оценочные средства (ОС)

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Управление как процедура выработки и реализации управленческого решения.

2. Классификация планирования по модели управления национальной экономикой (директивное, индикативное).

3. Формы индикативного планирования (конъюнктурная, структурная, стратегическая):

4. Классификация планирования по сложности и предсказуемости планируемого процесса (ординарное и стратегическое).

5. Принцип: составной элемент системы методологии исследования; основное правило поведения системы.

6. Принцип пропорциональности и сбалансированности: особенности ранжирования понятий; теоретическая база.

7. Принцип комплексности: теоретическая база; особенности выбора факторов, учитываемых при разработке плана

8. Принцип пропорциональности и сбалансированности: особенности ранжирования понятий; теоретическая база.

9. Подходы, реализующие принцип пропорциональности и сбалансированности (определение приоритетов; создание резервов).

10. Принцип повышения эффективности общественного производства: теоретическая база; «повышение эффективности».

11. Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности.

12. Исследовательский тип прогнозирования и интуитивный тип прогнозирования:

13. Подходы исследовательского типа прогнозирования (нормативно-целевой, инерционно-генетический): сходство и различия в использовании.

14. Классификация прогнозных исследований по временному признаку (долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный), особенности и основания их группировки.

15. Демографический прогноз. Особенности расчета прогнозируемых характеристик населения как потребителя благ и услуг.

16. Экологический прогноз. Состояние и проблемы взаимоотношения общества и окружающей среды.

17. Прогнозируемые характеристики величины наносимого ущерба и возможных мероприятий по снижению до минимума этого ущерба.

18. Прогноз природных ресурсов. Особенности учета воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов.

19. Прогноз развития науки и техники. Особенности разграничения исследований в цепочке "идея - производство" на фундаментальные, прикладные и опытно-производственные.

20. Рассмотрение региона как подсистемы федерации, и экономики региона как подсистемы национальной экономики.

21. Характеристика сложившегося уровня социально-экономического развития региона в целом и отдельных отраслей (системообразующих, системообслуживающих и сопутствующих).

22. Процедура разработки концепции развития региона на прогнозируемый период.

23. Особенности определения и согласования будущей специализации района с учетом интересов федерации и территории.

24. Экономико-математические модели, используемые для расчета прогнозируемого изменения количественных параметров.

25. Особенности методики оценки величины показателей с помощью однопродуктовой модели, межотраслевых моделей и отраслевых моделей.

26. Объекты отраслевого прогноза.

27. Разработка предварительной гипотезы динамики отраслей; разработку собственно прогноза развития конкретной отрасли.

28. Информационная база подготовки предварительной гипотезы развития отраслей на прогнозируемый период.

29. Аналитический этап разработки собственно отраслевого прогноза.

30. Прогноз социально-экономического развития стран: решаемые задачи; состав; структура; особенности разрезов.

31. Логика и процедура прогнозирования динамики развития страны; содержание этапов; специфика используемого информационного массива.

32. Система макроэкономических показателей, характеризующих экономический рост: содержание, особенности расчета.

33. Структура экономики: сущность; понятие оптимальной; условия формирования высокоэффективной отраслевой структуры.

34.  Структура национальной экономики.

35. Сущность рыночной экономики.

36. Отрасли экономики.

37. Специфика определения прогнозируемых показателей трудовых ресурсов как производителя благ и услуг.

38. Прогнозирование использования трудовых ресурсов: методики расчета; используемые балансы трудовых ресурсов, балансы труда.

39. Социальная политика государства: понятие; составные элементы; нормативы.

40. Уровень жизни: понятие, система показателей; социальные нормативы; методики обоснования.

41. Реальные доходы: понятие; методики расчета; баланс денежных доходов и расходов населения.

42. Факторы, существенно влияющие на показатели реальных доходов на душу населения.

43. Сфера обслуживания: понятие; состав; отраслевые особенности и показатели.

44. Торговля: понятие; цели; состав; особенности; показатели функционирования.

45. Макроэкономическое планирование торгового комплекса.

46.  Общественное питание: понятие; состав; отраслевые особенности и показатели.

47.  Макроэкономическое прогнозирование и планирование развития образования, жилищно - коммунальных услуг, туризма.

48. Важнейшие отрасли экономики и межотраслевые комплексы: понятие; особенности и проблемы функционирования.

49. Подходы к формированию оптимальной структуры и этапы формирования межотраслевых комплексов.

50. Промышленность: понятие; проблемы, пути и этапы формирования оптимальной структуры промышленного производства.

51. Оценки и методики определения спроса на промышленную продукцию.

52. Макроэкономическое планирование объема промышленного производства; его ресурсное обоснование.

53. Агропромышленный комплекс (АПК): понятие; цели функционирования; основные сферы;

54. Отраслевые особенности элементов АПК.

55. Прогнозирование и планирование АПК.

56. Задачи, методы, подходы к определению необходимого и возможного объемов производства и услуг отраслей АПК.

57. Строительный комплекс: цели, составные элементы, технологические особенности.

58. Прогнозирование и планирование строительного комплекса: цели; методики расчетов производства по отраслям комплекса; ресурсное обоснование.

Разработчики:   

РГТЭУ                     к.э.н., доцент                                    В.О. Барсегян

(место работы)            (занимаемая должность)                                        (инициалы, фамилия)

           РГТЭУ                        к.э.н., доцент                                        Л.В. Саргина

(место работы)            (занимаемая должность)                                      (инициалы, фамилия)

ВФ РГТЭУ                  к.э.н., доцент                                    М.Н. Волкова

(место работы)            (занимаемая должность)                                        (инициалы, фамилия)

          ВФ РГТЭУ                 к.э.н., доцент                                        О.В. Беспалова

(место работы)            (занимаемая должность)                                      (инициалы, фамилия)

 

Эксперты:

          

ВГТУ                     к.э.н., доцент                                    А.Б. Шивцова

(место работы)            (занимаемая должность)                                        (инициалы, фамилия)

           ВГУИТ                        д.э.н., доцент                                        И.П.   Богомолова

(место работы)            (занимаемая должность)                                      (инициалы, фамилия)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.028 с.)