Курс состоит из 4  разделов: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс состоит из 4  разделов:



Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практи­ческое значение

Раздел II. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях.

Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.

Раздел IV. Значение патопсихологии для теории общей психологии и психиатрии.

Цель курса

Ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о ме­тодологии, теоретических основах, эмпирических задачах и мето­диках психологической диагностики психических расстройств.

Задачи курса:

—познакомить студентов с основными теоретическими и методологическими положениями патопсихологии, основными прин­ципами и задачами патопсихологического исследования и диагностики;

—сформировать представления о патопсихологических синдро­мах и механизмах психических расстройств;

—познакомить с диагностическими методами патопсихологии.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

8 семестр. Курс готовит студентов к психодиагностической и экспертной работе с психически больными различного профиля.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны:

— знать основную феноменологию нарушений высших психических функций при различных нарушениях психики;

—овладеть принципами патопсихологического синдромного анализа;

—уметь составить обоснованный план патопсихологического обследования больных с различной нозологией.

II. Содержание лекционного курса

Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практи­ ческое значение

Тема 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии

Патопсихология как отрасль клинической психологии, изучаю­щая психологические закономерности нарушения, распада психи­ческой деятельности и личности у больных психическими заболе­ваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клиничес­кой психологии: а) влияние различных общепсихологических те­орий на становление патопсихологии (ассоциативная психология психология сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология психо­анализ, гуманистическая психология и др.); б) естественнонауч­ные традиции общей психологии в России, влиявшие на развитие патопсихологии (значение идей И.М.Сеченова, И.П.Павлова роль школы В.М.Бехтерева и др.); в) влияние психиатрических кон­цепций на становление патопсихологии (С.С.Корсаков, П.Б.Ганнушкин, Э.Крепелин, Э.Блейлер и многие другие). Основополага­ющий вклад Б.В.Зейгарник в развитие патопсихологии: разработ­ка теоретических основ, методологии исследования, психологи­ческой феноменологии психических нарушений.

Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология. Отличие современной отечественной патопсихологии от современной зару­бежной Abnormal Psychology. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный пред­мет изучения.

Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.

 

Тема 2. Методологические основы и теоретические проблемы патопсихологии.

Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях – методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии – фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций, их опосредствованном строении и произвольном характере функционирования; о системном строении дефекта, о личности как относительно позднем «продукте» индивидуального развития и др.

Психология отношений В.М. Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики.

Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем:

1) изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.); влияние индивидуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов;

2) изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях, возможностей психологической коррекции этих нарушений;

3) изучение изменений личности больных с различными психическими заболеваниями, роли личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции;

4) выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для различных заболеваний; соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома;

5) проблема соотношения распада и развития психики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.007 с.)