Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макетирование как метод воспроизведения композиции.

Поиск

Макетирование как метод воспроизведения композиции.

Макетирование – творческий процесс поиска архитектурной композиции.

Цели и задачи: изучение в практических упражнениях вопросов формообразования, развитие объёмно-пространственного мышления, обучение технике макетирования.

Макет в архитектуре – одно из средств выражения архитектурной мысли, способ передачи информации об архитектурной форме; является временным обобщённым представлением в крупных массах и относительно отвлечённых формах, несёт в себе обобщённое функциональное и конструктивное содержание, одно из средств достижения оптимального ответа на поставленную задачу.

Модель – натуралистическое законченное изображение в уменьшенном размере архитектурного сооружения со всеми деталями, с имитацией цвета, материала.

Обобщённая трактовка формы в виде простых геометрических тел обеспечивает ясность восприятия пропорций элементов, соотношение их массы с пространством.

Пространственность и массивность являются основой для таких понятий, как структурность, конструктивность, тектоничность формы.

Макет даёт представление о пространственных связях и соотношениях объёмных элементов, хорошо передаёт лёгкость формы, её прочность и устойчивость. Макет, как предметный носитель образа, организует восприятие формы. Восприятие силуэта и восприятие массы различно: если силуэт воспринимается в двух измерениях, то масса воспринимается в пространстве. Преимущество макетного метода перед графическим в наглядности поиска композиции объёмной формы, во взаимосвязи с пространственным её положением.

 

Макетирование как средство раскрытия особенностей восприятия объёмно-пространственной композиции.

В работе над композицией происходит постоянное зрительное соотнесение одного элемента с другим, происходит восприятие напряжённости, возникающей между элементами. Визуальное равновесия при восприятии объёмно-пространственных форм – это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находитcя в устойчивом положении, и наоборот. “Несбалансированная композиция выглядит случайной, временной, и, следовательно, необоснованной. Её элементы стремятся к изменению своего места и формы с тем, чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре.”

Равновесие всегда определяется зрительной осью. Роль оси в архитектуре – организация системы. Положение оси равновесия меняется в зависимости от изменения массы элементов и их взаимного расположения по трём координатам.

Архитектурная композиция воспринимается в движении, и в зависимости от положения зрителя может изменяться характер равновесия: с одних позиций она может казаться уравновешенной, с других – менее уравновешенной или совсем неуравновешенной.

 

Понятие о композиции.

Композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием.

Целостность композиции и единство её элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмерности.

Началом структурного единства формы может быть её монолитность, внутреннее равновесие компонентов.

Архитектурная композиция – это целостная художественно выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям. В центре внимая объёмно-пространственной композиции, лежат факторы, связанные с природой человеческого зрения и психологией восприятия объектов архитектуры.

 

Макеты геометрических форм.

Построение развёрток простых геометрических форм.

Практическая работа № 1.

Построение и выполнение простых геометрических форм с размерами граней 5×5 см (призма, куб, пирамида, цилиндр, конус) на подоснове.

 Материалы и инструменты: ватман, картон, клей ПВА, резак, карандаш, ластик, металлическая линейка.

Методические указания:

1) на листе ватмана расчертить карандашом развёртку будущей геометрической формы; скомпонавать развёртку на листе, чтобы при дальнейшем вычерчивании развёртка не зашла за край бумаги (развёртка должна быть цельная).

2) развёртка должна содержать припуски бумаги (для дальнейшего склеивания граней).

3) наметить на развёртке линии сгибов.

4) резаком (также это может быть иголка), легко надавливая, провести с помощью линейки по линиям сгибов. Это способствует лёгкому сгибанию граней, препятствует образованию неровных углов.

5) клей ПВА нанести на припуски тонким ровным слоем, затем склеить грани. Для качественной склейки припуски с внутренней стороны придавливают линейкой, чтобы бумага прочно приклеилась.

6) Аналогичная операция повторяется с другими частями геометрической формы.

Практическая работа № 2.

Построение и выполнение врезки двух геометрических тел.

Материалы и инструменты: ватман, картон, клей ПВА, резак, карандаш, ластик, металлическая линейка.

Выполнение работы по врезке аналогично ходу работы в практической работе №1.

Примечание: во время построения развёртки следует указать на одной и форм место врезки.

Геометрический вид формы.

Вид формы композиционного элемента определяется:

1) стереометрическим характером очертания поверхности фигуры;

2) соотношением размеров формы по трём координатам.

Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания условно можно разделить на несколько групп:

1. формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, - куб и параллелепипед.

2. Формы, образованные плоскостями имеющие неперпендикулярные грани, - пирамиды, призмы, многогранники.

3. Включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, - шар, цилиндр, конус, формы с гиперболическими и параболическими поверхностями.

4. Бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криволинейные поверхности.

Наиболее употребительна первая группа в архитектурной композиции.

Форма композиционного элемента в зависимости от соотношения величин измерений по трём координатам может быть объёмной, плоскостной и линейной.

Объёмная форма характеризуется относительным равенством величин по трём координатам.

Плоскостная форма характеризуется развитостью по двум координатам при подчинённой третьей.

Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими.

 

Величина формы.

Величина формы рассматривается как:

1) соотношение протяжённости формы по трём координатам;

2) как соотношение двух или более форм между собой;

3) по отношению к человеку.

Масса.

Масса – (в художественно-композиционном плане) это свойство на основе ассоциативного восприятия рассматривается как массивность.

Массивность – свойство объёмно-пространственных форм имеет ряд особенностей:

1) с изменением формы по величине, при прочих равных условиях, изменяется масса. Большая форма воспринимается более массивной.

2) Массивность формы изменяется в зависимости от степени объёмности, плоскостности или её линейности.

3) Массивность зависит от плотности заполнения формы материалом.

4) На массивность формы влияет материал, из которого она сделана, его цвет и фактура.

 

Фактура и её свойства.

Под фактурой подразумевается характер поверхности того слоя художественного произведения, который непосредственно воспринимается зрителем.

Обработка поверхности независимо от её величины воспринимается как фактура при определённой частоте повторяющихся элементов, иначе эти элементы будут восприниматься как членение формы.

Если число элементов на поверхности велико, а величина их мала, то они не воспринимаются глазом и поверхность выглядит гладкой.

Если элементы воспринимаются как самостоятельные части формы, то зрительно они выглядят не как фактура, а как членения поверхности формы.

Восприятие фактуры поверхности зависит от положения зрителя к объекту. При отдалении от поверхности отдельные элементы, ранее воспринимаемые как членения формы, будут сливаться в общий фон и выглядеть как фактура поверхности.

Фактура в определённой степени характеризует объёмно-пространственную форму и всегда являлась одним из средств художественной выразительности.

Светотень. Источник света.

Свет обеспечивает возможность восприятия зрителем объёма, поверхности и пространства.

Распределение светотени при восприятии объёмно-пространственных форм может меняться от полной затемнённости до максимальной освещённости. Это может зависеть как от направления света, так и от силы источника света.

Цвет.

Цвет – это визуальный эффект, вызванный смешиванием испускаемого света, преломленного или отражённого света.

Основными характеристиками цвета является:

  1. Цветовой тон.
  2. Насыщенность (яркость цвета).
  3. Светлота цвета.

Цвета делят на три группы:

1) Основные (жёлтый, красный, синий);

2) Составные (оранжевый, фиолетовый, зелёный);

3) Дополнительные (цвета, расположенные на противоположных концах цветового круга).

Цветовой тон – это качество, которое прежде всего и всегда отличает один цвет от другого и определяется соответствующим его место в спектре – жёлтый, красный, синий, зелёный и т. д. в системе цветов кругового спектра все промежуточные цвета будут иметь свой цветовой тон. Например, между жёлтым и красным – оранжевый и т. д.

Насыщенность (яркость) – это степень отличия хроматического цвета от равного с ним по светлоте ахроматического цвета (серого), т. е. бóльшая или меньшая выраженность в цвете его цветового тона. Спектральные цвета обладают наибольшей насыщенностью. Для получения мало насыщенного цвета достаточно добавить белил (выбеливание цвета) или чёрной краски (тусклые цвета).

Светлота хроматического цвета определяется степенью близости его к белому цвету (так же как и светлота ахроматических цветов).

Хроматические цвета воспринимаются как “тёплые” и “холодные”, в зависимости от того, с каким цветом они сравниваются. Например, в группе тёплых (красных) цветов оранжевый будет теплее, чем малиновый, в группе холодных – фиолетовый теплее синего и т. д.

Впечатление о “весомости” цвета зависит главным образом от характеристики по светлоте и насыщенности. Чем темнее цвет, тем он “тяжелее”. Более насыщенные цвета воспринимаются как более тяжёлые, нежели малонасыщенные.

Разные цвета, размещённые на одной и той же плоскости, воспринимаются нами то более близкими, то более удалёнными от нас. Это так называемое явление выступающих и отступающих цветов (пространственные свойства) можно легко заметить, рассматривая спектр: тёплые цвета кажутся ближе, холодные – дальше.

Кроме цветового тона на пространственные свойства цветов влияют: насыщенность и светлота, т. е. чем насыщеннее цвет, тем он воспринимается ближе к нам.

Цветовые отношения – цветовой контраст и нюанс – основа цветовых сочетаний всюду, где цвет выступает в качестве художественного элемента.

Такие свойства цвета, как “весомость”, придают архитектурному сооружению впечатления лёгкого и тяжёлого, большого или малого. Это зависит от светлоты, насыщенности и характера цветовой поверхности.

 

Сочетание цветов.

Тёплые цвета – красный, оранжевый – цвета огня и солнца, воспринимаются как мажорные звучания; холодные – зелёный, синий ассоциируются с зеленью, небом, рождают впечатления спокойного состояния, простора, лёгкости. Светлые и яркие цвета, в противоположность тёмным и серым действуют радостно, бодряще.

Из различных сочетаний отдельных цветов наибольшей гармонией обладают любые пары дополнительных цветов. Также гармоничные сочетания дают цвета, расположенные на малых интервалах цветового круга., цвета, близкие по цветовому тону, по светлоте и насыщенности. Выразительность таких сочетаний обусловлена цветовым единством, так как при малых интервалах цвета воспринимаются не как сочетания, а как оттенки одного и того же цвета.

Гармоническое согласование – не в подыскании наилучших цветов вообще, а в отыскивании наилучших отношений цветов друг к другу, т. е. нахождение цветового синтеза.

Цвет и свет.

Известно, что свет оказывает огромное влияние на цветовую характеристику предмета. При приближении или удалении источника света насыщенность цвета поверхности увеличивается или уменьшается. При изменении угла падения света также происходит изменение цвета: его тона, насыщенности и светлоты, так как в этом случае на цветовую характеристику плоскости влияет отражённый свет. На изменчивость цвета влияет и предметная среда, т. е. отражённый свет (рефлексы). Цвет предмета – это те цвета солнечного спектра, которые он не отражает, поглощая все остальные. Белым мы воспринимаем цвет предмета, когда все упавшие на него лучи света полностью отражаются обратно. Чёрным же воспринимаем цвет предмета тогда, когда он полностью поглощает падающий свет.

При очень сильной освещённости цвет воспринимается менее насыщенным, белесоватым а в тени, наоборот, - более насыщенным. Сильный солнечный свет объединяет цвета, уничтожает различия в цветовом тоне; рассеянный же дневной цвет даёт предметную многоцветность.

 

Практическая работа № 3.

Построение и выполнение геометрических тел, с учётом деформации (разрушения) их геометрических форм при помощи фактуры, цвета, тона. Материалы и инструменты: ватман, картон, клей ПВА, резак, гуашь, тушь, кисти.

Методические указания:

1) начертить три развёртки геометрических форм.

2) начертить на развёртках фрагмент орнамента, искажающего поверхность.

3) тушью залить фрагмент орнамента на развёртке первой геометрической формы.

 

 

4) На второй развёртке поле вокруг фрагмента орнамента выполнить в виде аппликации

5) Третья развёртка остаётся без искажения.

6) склеить фигуры и установить на подмакетник.

 

Практическая работа № 4.

Архитектурная тектоника”.

Понятие тектоники в архитектуре возникло как результат совместной деятельности архитектора и инженера, взаимосвязью художественного и технологического способов мышления и деятельности в материале; пластически разработанная и художественно осмысленная конструкция сооружения.

Выделяют три варианта представления о тектонике:

1) Конструктивная тектоника – непосредственная демонстрация конструктивной структуры;

2) Художественная тектоника – пластическая форма отражает принципиальные особенности работы конструкции;

3) Ложная тектоника или атектоника – декоративные формы искажают представление о несущих способностях и напряжениях конструктивных элементов.

 

 

2.3.2. Архитектурно-тектонические системы:

1) стоечно-балочная;

2) стеновая;

3) каркасно-сводчатая.

Стоечно-балочная система возникла в эпоху неолита, когда люди, жившие в пещерах и ямах, научились покрывать свои землянки естественными материалами – листьями и глиной, возводя каркас из стоек, для которых использовались стволы деревьев и “балок”, роль которых играли ветки деревьев. В геологическом понимании тектоники эти сооружения можно было назвать тектоническими, но с точки зрения архитектуры – нет, потому что сооружения не являлись архитектурой как результатом художественного осмысления действительности.

Стеновая тектоническая система – это древнейший комплекс сооружений включает в себя эстетически обработанную (выглаженную) стену, и чёткую пространственную структуру, и образ монументальной крепости.

Стоечно-балочная система, сохраняя свою конструктивную суть и логику, претерпевала пластические эволюции в течение веков.

В Древнем Египте храмовая архитектура создавалась специально для поддержания культа божества. Основным композиционным средством был масштаб (немасштабность здания человеку, сверхчеловеческий масштаб). Художественно-тектоническая выразительность храмового пространства достигалась не только разделением её элементов на несущие и несомые, но и пропорциями огромных столбов-колонн и их пластической обработки. Также большую роль играл ритм колонн. В результате пристроек, совершавшихся в разные периоды и при разных фараонах, ритм колонн изменялся, а колонны имели различные пропорции.

В Древней Греции появился ордер как развитая конструктивно-эстетическая система в архитектуре. Особая упорядоченность частей постройки, сообщавшая сооружению гармоничность, уравновешенность, устойчивость и имевшая определённую систему значений, была закономерным результатом, следствием и частью системы взглядов, философии, обычаев и всей жизни Древней Эллады. Было найдено соответствие между строением колонны и человеческим телом.

В Древнем Риме появилась стоечно-арочная конструкция. “Изобретение свода породило совершенно новую архитектурную форму – прямая, чистая выхоленная линия греков перегнута Римом в плавную дугу”.

В эпоху Древнего Рима были созданы образцы безупречных в тектоническом отношении сооружений – мосты (акведуки, виадуки), в которых единство материала (камня), формы, конструкции и окружения достигнуты в полной мере.

В постройках романской  архитектуры доминировала масса стены. Каменная балка не могла обеспечить перекрытия больших пролётов, необходимых для зальных помещений, возникли и стали развиваться различные формы сводов, распор которых поглощался массивной стеной.

В эпоху готики происходит перерождение стоечно-балочной системы в каркасную для облегчения веса здания. Стена несущей способностью не обладала, а отделяла внешнее пространство от внутреннего. Тектоническая способность формы имеет эмоционально-эстетическую силу воздействия на человека. Сверх масштабность не подавляет человека, а возвышает и приближает к богу.

Архитектура Возрождения – стремление идеализировать и канонизировать ордерные системы, найти рецепты “вечной красоты”.

Стиль барокко – атектоничен, пластика зданий существовала независимо от конструкций.

Классицизм – роль ордера – накладные декорации на фасаде ввиде пилястр и полуколонн, идея выражения ордерных композиций, показать порядок, абсолютизм.

Новые материалы и конструкции:

1) пространственно-решётчатая конструкция;

2) складчатая конструкция;

3) оболочки;

4) конструкции из пространственно искривлённых поверхностей;

5) висячие покрытия;

6) конструкции из тросов, ткани или тонких листов металла.

Ритм.

Ритм – это закономерное чередование элементов во всём пространстве.

Метр – частный вариант ритма, использующий только закономерность повтора.

Например: чередование опор, проёмов, ряд кладки и т.д.

Ритмические и метрические ряды зависят от прогрессий, которые разделяются на:

1. Геометрическую где каждое последующее число Н раз больше предыдущего.

2. Арифметическую – (1, 2, 3, 4 и т.д.); так же отношения характеризуются разностью (1-4-7-10-13 и т.д.)

3. Гармоническую последовательность членов, строящихся на величинах обратных ряду арифметической прогрессии 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т.д.

Простой метрический ряд – повторяется одна и та же форма и интервал.

Сложный метрический ряд – параллельно повторяется не один, а несколько одинаковых интервалов и объёмов: а, б, с, объединённых одним крупным метром.

Ритмический ряд – когда интервал или элемент количественно меняется в определённом отношении.

Наиболее широко используется в архитектуре горизонтальные и вертикальные ряды (шаг колонн, проёмов, облегчение массивности объёма по вертикали). Для создания динамичной композиции используют диагональные и параболические направления.

Ритм двумерный, при котором движение распространяется от центра к периферии расходящимися вонами. (кессонированные плафоны, структуры сводов, замощение площадок и т.д.)

Протяжённость ритмического ряда. Минимальное число элементов, при котором человек улавливает закономерность в ряду – -3. Наиболее устойчивое представление о наличии ритма 7+(-) 2 элемента.

Ритмическую закономерность в построении фронтальной поверхности более всего можно обнаружить в ярусных вертикальных композициях, где отчётливо проявляется тектоническая выразительность.

Метрический порядок как закономерность может развиваться бесконечно, но в художественной композиции повторность должна иметь определённые пределы, т.е. ряд должен обладать ограниченной протяжённостью, иметь начало и конец.

1. В одних случаях остановка ритма выражается естественными границами формы, в других – конец и начало обозначаются необычность решения крайних элементов или примыкающих к ним интервалов (их уменьшение или увеличение).

2. Возможны решения при которых пластически выделяется центральная часть протяжённого ритмического ряда путём уплотнения или разряжения организуемой формы.

3. Однообразие и монотонность ритмического ряда преодолевается перебивкой элементов, введением “случайных” звеньев, нарушающих закономерность чередования форм.

4. Ритмы, в которых движение пластической темы становится не линейным, но двумерным.

5. Такие поверхности, как плоскость, цилиндрическая и сферическая поверхности относят к метрическому порядку, поскольку каждый их участок тождествен соседнему, т. Е. постоянно сохраняется одна и та же кривизна. Если кривизна закономерно изменяется как в конических сечениях (кроме окружности), то это характеризует ритмическое изменение.

Практическая работа № 5.

Метр – ритм.

Построить плоскостную композицию путём аппликации на формате листа А-4. Композиция включает в себя:

1 простой метрический ряд;

2 сложный метрический ряд;

3 ритмический ряд;

4 сочетание ритмического и метрического ряда.

Методические указания: элементы для каждого ряда берутся определённого цвета. Соотношения прямоугольников элементов могут быть в пределах 1:1; 1:3; 1:5. Прямоугольники могут располагаться только параллельно или перпендикулярно по отношению друг друга и к краю листа.

Материалы и инструменты: ватман, клей ПВА, резак, ножницы, металлическая линейка, цветная бумага.

Практическая работа № 6.

Метр – ритм.

 

Выполнение композиции из геометрических объёмов на понятие ритма и метра на подмакетнике размерами 20×40 см.

Построить ритмический ряд, последовательно изменяя массивность объёмов простого метрического ряда. Каждый последующий объём ритмического ряда отличается от предыдущего на один (несколько объёмных элементов, наращиваемых к исходному объёму в определённой закономерности). Интервалы между объёмами остаются постоянными.

Материалы и инструменты: ватман, клей ПВА, резак, линейка.

Практическая работа № 7.

Нюанс.

 

Выполнение композиции из геометрических объёмов на понятие нюанс на подмакетнике размерами 10×25 см.

Трансформация простой геометрической форму формы и преобразование её в объём бионики.

Методические указания: число объёмных элементов 3-5;

склеивание простых геометрических форм и их трансформации осуществляется техникой “встык”.

Материалы и инструменты: клей ПВА, ножницы, резак, металлическая линейка, ватман.

 

 

Практическая работа № 8.

Контраст.

 

Выполнение композиции из геометрических объёмов на понятие контраст. На подмакетнике размерами 20×20 см разместить два параллелепипеда со сторонами 3-5 см, высотой 3-10 см. выявить контраст в форме, фактуре, членениях.

Материалы и инструменты: клей ПВА, линейка, резак, ватман.

Практическая работа № 9.

                                     Симметрия.

Выполнение композиции на ватмане А-3 формата техникой аппликация на понятие симметрия и асимметрия. Композиция включает в себя семь позиций:

1 - Зеркальную симметрия;

2 - Симметрия переноса;

3 - Симметрия вращения;

4 - Винтовую симметрия;

5 - Дисимметрия;

6 - Антисимметрия;

7 - Асимметрия.

Материалы и инструменты: ватман, клей ПВА, резак, ножницы, металлическая линейка, цветная бумага.

 

 

   

 

Основные виды композиции.

 

Существует три вида композиции:

1) Фронтальная;

2) Объёмная;

3) Пространственная.

Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной, с подчинением глубинной координаты. Фронтальная композиции воспринимается зрителем при движении вдоль неё или по направлению к ней. Такими композициями являются фасады зданий, обращённые к пространствам улиц и площадей, рассчитанный на восприятие со стороны этих открытых пространств.

Объёмная композиция имеет относительно равномерное развитие по трём координатам пространства (или с преобладанием вертикальной координаты) и, как правило, характерна замкнутостью поверхностей элементов, организующих такую композицию. Объёмная композиция воспринимается при движении зрителя вокруг неё.

Пространственная композиция характеризуется преобладанием пространства над элементами, формирующими его. В такой композиции зритель воспринимает и оценивает и оценивает в основном качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Элементы композиции могут развивать и организовывать восприятия зрителя по глубинной, фронтальной или вертикальной координатам. Пространственная композиция с преобладанием глубинной координаты называется глубинно-пространственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства.


 

Фронтальная композиция.

Практическая работа № 8.

Фронтальная композиция.

Выявить заданную фронтальную поверхность, решая её как фронтальную композицию, используя все основные приёмы выявления фронтальной композиции.

Методические указания:

1. Выполнить несколько эскизов карандашом и выбрать наиболее удачный вариант;

2. Вычертить на подоснове.

3. Вычертить развёртки деталей (объёмов) и склеить их.

4. Наклеить детали на подоснову.

Материалы и инструменты: ватман, резак, клей ПВА, металлическая линейка.

 

 

    


 

Объёмная композиция.

Практическая работа № 9.

Объёмная композиция.

Выполнение объёмной композиции в макете, с применением основных приёмов её выявления.

Методические указания: работу выполнить на подмакетнике 20×40 см. объёмные формы могут быть: параллелепипед, правильная трёхгранная призма, четырёхгранная призма.

Материалы и инструменты: ватман, клей ПВА, резак, металлическая линейка, картон.

 


 

Практическая работа № 10.

Задание 1.

Цель задания. Подготовить планшет.

Задача задания. Создать эскизную расплашентовку в масштабе и перенести ее на планшет.

Методическое обеспечение.

1. Формирующие упражнения на распланшетовку.

2. Формирующие упражнения на подбор шрифта в соответствии со стилем архитектурного памятника.

Условие.

1. Планшет подготовить произвольного размера в соответствии с распланшетовкой.

2. Перенести надписки на планшет и закомпановать их в соответствии с рапланшетовкой.

Материалы и инструменты: ДВП или фанера, ватман, клей ПВА, рапидограф для графической подачи надписей.

 

 

Задание 2.

Цель задания. Выполнить анализ архитектурного памятника по пропорциональным отношениям. Понять закономерные соотношения общего и соподчиненных частей в архитектурном сооружении.

Задача задания. Уметь применить все виды пропорциональных отношений.

Методическое обеспечение. Формирующие упражнения на понятие пропорциональных отношений архитектурного сооружения.

Условие. Задание выполняется на отксерокопированном аналоге архитектурного памятника цветной тушью. Аналог и соответствующие надписи с анализом пропорциональных отношений распологаются на планшете в зависимости от распланшетовки.

Задание 3.

Цель задания. Выполнение главного элемента архитектурного памятника.

Задача задания. Выполнить в бумажной пластике главный элемент данного сооружения.

Методическое обеспечение. Формирующие упражнения на методы макетного изображения главного элемента.

Условие. Задание выполняется из ватмана.

Материалы  и инструменты. Ватман, нож, клей ПВА.

Задание 4.

Цель задания. Выполнение анализа по пластическим отношениям архитектурного памятника.

Цель задания.

1. Выявить на фасадах зоны детального обобщенного решения объемной формы.

2. Методами членения выразить масштабность объема.

Условие. Задание выполняется на ватмане.

Материалы  и инструменты. Ватман, нож, клей ПВА.

Задание 5.

Цель задания. Выполнение ан6ализа на понятие симметрии и асимметрии.

Задача задания. Обобщить и выявить архитектурные элементы, которые формируют симметрии. Или асимметрию сооружения.

Условие. Задание выполняется их ватмана.

Материалы и инструменты. Ватман, нож, клей ПВА.

Задание 6.

Цель задания. Выполнение анализа на понятие статики и динамики архитектурного сооружения.

Задача задания. Обобщить и выявить архитектурные элементы, которые формируют статику или динамику сооружения.

Методическое обеспечение. Формирующие упражнение на методы изображения статики, динамики.

Условие. Задание выполняется из ватмана.

Материалы и инструменты. Ватман, нож, клей ПВА.


4.2.

Контрольные вопросы.

1. Роль макетирования в архитектуре.

2. Материалы. Техника исполнения.

3. Общее понятие об основных свойствах форм.

4. Средства архитектурной композиции.

5. Основные виды композиции.

6. Фронтальная композиция. Её виды.

7. Приёмы и средства построения фронтальной композиции.

8. Объёмная композиция. Её виды.

9. Приёмы и средства построения объёмной композиции.

10. Пространственная композиция.

11. Неограниченное архитектурное пространство.

12. Ограниченное архитектурное пространство.

13. Построение и выявление ограниченного архитектурного пространства.

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

- Об общих закономерностях композиционного построения объектов, комплексов;

- О различных методах и средствах архитектурного проектирования;

знать:

- Основные виды композиции и свойства объёмно-пространственных форм;

- Закономерности построения объёмно-пространственных форм;

- Средства и приёмы достижения при создании объёмно-пространственных форм;

уметь:

- Решать несложные индивидуальные композиционные задачи при построении объёмно-пространственных объектов;

- Аккуратно и грамотно выполнять все виды композиции, по утверждённым эскизам и бумажной пластике.


 

Список литературы.

 

1. Степанова А.Ф. “Объёмно-пространственная композиция” – М., 1993.

2. Стасюк Н. Г., Киселёва Т. Ю., Орлова И. Г. “Основы архитектурной композиции” – М., 2004.

Макетирование как метод воспроизведения композиции.

Макетирование – творческий процесс поиска архитектурной композиции.

Цели и задачи: изучение в практических упражнениях вопросов формообразования, развитие объёмно-пространственного мышления, обучение технике макетирования.

Макет в архитектуре – одно из средств выражения архитектурной мысли, способ передачи информации об архитектурной форме; является временным обобщённым представлением в крупных массах и относительно отвлечённых формах, несёт в себе обобщённое функциональное и конструктивное содержание, одно из средств достижения оптимального ответа на поставленную задачу.

Модель – натуралистическое законченное изображение в уменьшенном размере архитектурного сооружения со всеми деталями, с имитацией цвета, материала.

Обобщённая трактовка формы в виде простых геометрических тел обеспечивает ясность восприятия пропорций элементов, соотношение их массы с пространством.

Пространственность и массивность являются основой для таких понятий, как структурность, конструктивность, тектоничность формы.

Макет даёт представление о пространственных связях и соотношениях объёмных элементов, хорошо передаёт лёгкость формы, её прочность и устойчивость. Макет, как предметный носитель образа, организует восприятие формы. Восприятие силуэта и восприятие массы различно: если силуэт воспринимается в двух измерениях, то масса воспринимается в пространстве. Преимущество макетного метода перед графическим в наглядности поиска композиции объёмной формы, во взаимосвязи с пространственным её положением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.017 с.)