Объект исследования и предмет познания ТГП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект исследования и предмет познания ТГП



Правоведческие науки

1) Историко-теоретические (ТГП, История)

2) Отраслевые (Конституционное, Административное и прочее право)

3) Межотраслевые (Прокурорский надзор, Предпринимательское право и иные)

4) Специальные/прикладные (Криминалистика, Судебная медицина, психология и прочие)

5) Юридические науки и учебные дисциплины, изучающие правоохранительные элементы государственного механизма и ряд иных институционально-правовых материальных образований государства.

6) Международные юридические науки и учебные дисциплины.

1) Обществоведческие

2) Исторические

3) Специальные/прикладные

ТГП изучает общие цементирующие свойства государственно-правовой действительности как единого и целостного объекта.

 

Объект исследования и предмет познания ТГП

 

Основные, общие для всех государств закономерности, противоречия и проблемы общественных отношений, возникающих при формировании, функционировании, развитии и гибели государства и права.

Общие закономерности

 

1) Возникновение, историческое развитие и функционирование государства и права.

2) Единство и соответствие типа государства и права, перехода одного типа государства и права к другому.

3) Сочетание в сущности государства и права общечеловеческих и классовых начал.

4) Соотношение типа и формы государства и права.

5) Формирование и функционирование государственного механизма и системы права.

6) Правотворческую и правоприменительную деятельность государства.

7) Соотношение нормы права и правоотношения.

8) Развитие демократии, законности и правопорядка.

9) Формирование правового государства.

 

Объект ТГП- взаимообусловленные явления государственно-правовой действительности, которые проявляются в реально происходящих в обществе юридических процессах и выражаются в правовых категориях, формах, институтах и закрепляются в соответствующих материальных источниках информации.

Предмет ТГП- общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

 

Структура ТГП

1) Теория государства

2) Теория права

Методология ТГП- наука о методах познания государственно-правовых явлений, категорий и понятий.

Виды

1) Универсальные принципы научного исследования и познания.

2) Формально-логические методы

3) Методы научного исследования и познания

3.1) Всеобщие

3.2) Общенаучные

3.3) Частные

 

Характеристика первобытного общества, причины происхождения государства. Социальные нормы первобытного общества

 

Научные гипотезы происхождения человека

1) Эволюционная

2) Космологическая

3) Теологическая

Первобытное общество- первая в истории развития человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до появления государства и права.

Первый период

Период родовых общин, присваивающей экономики и матриархата.

Источники власти

1) Вся родовая община.

2) Собрание

3) Власть в первобытном обществе занимал самый авторитетный.

4) Старейшина.

5) Наказание определялось по решению всех взрослых членов.

Второй период

В сиу ряда объективных и субъективных причин постепенно происходили процессы, с одной стороны, объединения родовых общин в более крупные социальные образования- племена, появляются патриархальные семьи.

Причины

1) Оборона и захват чужаков, с целью их дальнейшей эксплуатации.

2) Неблагоприятные последствия инцеста.

3) Общность культуры.

Социальные элементы

Племя- одна из форм объединения первобытных людей, основанное на единой территории, общности языка, религии, культуры и социальных норм, а также имеющее единые органы управления.

Фратрия- более сложное, в отличие от родовой общины, социальное объединение людей первобытного общества. Оно включает в себя существовавшие ещё родовые общины, а также вновь образованные патриархальные семьи, совет старейшин, военных или гражданских вождей.

Совет старейшин

1) Организация общей хозяйственной деятельности.

2) Организация военных действий.

3) Решение споров.

4) Обсуждение санитарно-гигиенических вопросов.

5) Прочие важные родоплеменные вопросы.

 

Политические предпосылки

1) Необходимость обеспечения безопасности внутри общества.

2) Регулирование отношений между социальными группами внутри территориальных образований.

Пути образования государства

1) Восточный

1.1) Китайский

1.2) Египетский

1.3) Индийский

2) Западный

2.1) Афинский

2.2) Римский

2.3) Древнегерманский

 

Государство

 

Точки зрения

1) Социологическая

2) Классово-экономическая

3) Юридическая

4) Политическая

Государство- это система органов, осуществляющих политическую власть в обществе на определённой суверенной территории.

Признаки государства

 

Власть- форма социальных отношений, характеризующаяся способностью одних людей влиять на действия других людей и социальных групп по средствам экономических, правовых, политических механизмов, с помощью авторитета, традиций и насилия.

Политическая власть- оказание воздействия государством в лице всей своей системы органов при помощи сил и средств на поведение, деятельность и отношения людей и общества.

Целью такого воздействия является решение задач внутренней и внешней политики.

Властвующие- субъекты права, которые занимают должности в органах публичной власти и в силу закона имеют соответствующие полномочия по принятию обязательных для всех решений.

Политическая власть основывается на идеологии- системе взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

Легальная политическая власть- формально-юридически осуществляется правомерно, не оценивается этически.

Легитимность политической власти- признанность большинством.

Виды идеологий

1) Демократические\правовые

2) Недемократические

Территория государства

1) Суша

2) Внутренние территориальные воды

3) Прилежащая зона

4) Недра

5) Воздушное пространство в пределах установленных границ.

Делимитация- карты

Демаркация- обозначение на местности.

 

Типология государств

 

Это классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются существенными в определённой теории государства. (Четвернин Владимир Александрович)

Формационный подход

Критерии деления

1) Развитие производственных отношений.

2) Господствующая форма собственности.

3) Классовое деление.

Типы государств

1) Рабовладельческое

2) Феодальное

3) Буржуазное\капиталистическое

4) Социалистическое

Типы цивилизаций

1) Древнейшие

2) Средневековые

3) Современные

Стадии развития

1) Этнографическая\древняя

2) Политическая\государственная

3) Цивилизационная

Форма государства

 

Наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо выражения, а также и внутреннее строение, структура, определённый и оперативный порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от амфорного материала, содержания или содержимого.

Форма государства- организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима (Корельский Виктор Михайлович).

Форма государства зависит от: типа государства, конкретно-исторических условий существования, от исторических традиций формирования осуществления государственной власти, национального состава, идеологии лиц обладающих государственной властью (идеологические, политические, экономические, правовые, географические, религиозные и др. факторы)

Режимы: демократическая, недемократическая, интегрированный/авторитарный.

Формы: монархии (абсолютная, ограниченная), республика (президентская, парламентарная, смешанная), форма территориального устройства: унитарные, федеративные.

Политический режим

Способы, приёмы и методы которыми осуществляется власть в государстве.

Демократия

1) Народ единственный источник власти.

2) Принцип верховенства закона.

3) Принцип разделения властей.

4) Институт непосредственной и представительной демократии.

5) Принцип сменяемости власти.

6) Принцип гласности власти.

7) Реальная работоспособность демократических механизмов.

8) Политический плюрализм.

9) Защита различных форм собственности.

10) Провозглашение и защита прав человека.

11) Запрет цензуры СМИ.

12) В деятельности государства преобладает метод компромисса и ограничиваются методы насильственного принуждения.

Тоталитаризм

1) Народ не главный источник власти.

2) Не реализуется принцип верховенства закона.

3) Нет фактического разделения властей.

4) Отсутствие институтов демократии.

5) Отсутствие выборности.

6) Отсутствие политического плюрализма.

7) Обязательная идеология.

8) Приоритет в пользу государственной собственности и ограничение остальных её видов.

9) Для граждан «Запрещено всё, что не разрешено», для власть имущих «Разрешено всё, что не запрещено».

10) Цензура.

11) Система террора.

Форма правления

Профессор Морозова Людмила Александровна полагает, что форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

1) организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

2) взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

3) компетенцию этих органов.

Монархия

Высшая государственная власть принадлежит единоличному правителю монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Абсолютные монархии- государственная власть характеризуется максимальной полнотой власти в руках одного человека.

Ограниченная монархия:   власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, в том числе в законодательной и судебной власти; правительство формируется из представителей партий, победивших на выборах; глава правительства- лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте; законы принимаются парламентом, а подписывает их монарх.

Ограниченная

1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, в том числе в законодательной и судебной власти;

2) правительство формируется из представителей партий, победивших на выборах в парламент;

3) исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;

4) главой правительства является лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

5) законы принимаются парламентом, а подписание их монархом является формальным действием.

Дуалистическая

Имеется конституция и парламент, однако главенствующую роль играет монарх.

Парламентарная

1) полномочия монарха формально и фактически ограничены компетенцией высшего законодательного органа;

2) монарх осуществляет в качестве главы государства только лишь представительные функции;

3) правительство формируется парламентом и ответственно перед ним;

4) исполнительная власть полностью принадлежит правительству.

Республика

Форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

1) высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);

2) ограничен срок полномочий представительных органов публичной власти;

3) действующим законодательством предусмотрена юридическая ответственность органов публичной власти перед населением страны.

Президентская

1) президент избирается совершеннолетними гражданами государства;

2) президент является одновременно главой государства и правительства;

3) президент формирует состав правительства;

4) правительство несет ответственность перед президентом;

5) отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

Парламентская

1) президент избирается парламентом;

2) парламент формирует правительство;

3) глава правительства – лидер партии, которая имеет большинство депутатов в парламенте;

4) правительство несет ответственность перед парламентом.

Унитарное

Единое государство, части которого не обладают признаками государственности.

1) единой системой органов публичной власти – представительных (законодательных), исполнительных и судебных;

2) одноуровневой иерархической и отраслевой системой нормативных правовых актов;

3) общей финансовой и налоговой системой;

4) единым гражданством;

5) отсутствием государственного суверенитета и атрибутов государственности у территориальных элементов (областей, департаментов, округов, графств и т.п.).

Виды

1) Абсолютные унитарные государства.

2) С административно-территориальными единицами.

3) С автономными областями.

Федеральное

Форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены федерации (земли, республики), наряду с федеральной конституцией и федеральными органами государственной власти, имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

1) двухуровневой системой органов публичной власти – федеральные и субъектов федерации (региональные) представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти;

2) двухуровневой иерархической и отраслевой системой нормативных правовых актов – федеральных и субъектов федерации;

3) двойной финансовой и налоговой системой – федеральной и субъектов федерации;

4) разграничением компетенции (полномочий и предметов ведения) между федерацией и ее субъектами, закрепленной либо в конституции, либо в федеративном договоре;

5) двухпалатным строением парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации.

Виды

1) в зависимости от способа образования федеративного государства федерации бывают

· Союзными- образуются на основе объединения независимых государств в результате договора, соглашения.

· Децентрализованными-

Виды

1) Международные государственные союзы и организации.

2) Международные парламентарные организации.

3) Международные неправительственные организации.

4) Международные судебные организации.

5) Конфедерации.

Государственный механизм

Структура

Зависит от формы государства.

В тоталитарных и монархических государствах государственный аппарат имеет жёсткую централизацию и иерархию. Структура только вертикальная. Главы этих государств самостоятельно решают вопросы устройства государственного аппарата.

В демократических, республиканских и\или конституционных монархиях структура государственного аппарата и вертикальная (по региональному делению), и горизонтальная (между ветвями власти).

Структура государственного аппарата также определяется через разделение компетенций и 

Указ президента о структуре и системе фед органов исполнительной власти.

Руководство СФ

Председатель СВ

Заместитель председателя СФ

Комитеты и комиссии СФ

Комитет СФ по конституционному законодательству.

Комитет СФ по правовым и судебным вопросам.

Комитет СФ по делам Федерации и региональной политике.

Комитет СФ по вопросам мастного самоуправления.

Комитет СФ по обороне и безопасности.

Комитет СФ по бюджету.

Комитет СФ по финансовым рынкам и денежному обращению.

Комитет СФ по взаимодействию со Счётной палатой РФ.

Комитет СФ по международным делам.

Комитет СФ по делам СНГ.

Комитет СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Комитет СФ по социальной политике и здравоохранению.

Комитет СФ по образованию и науке.

Комиссия СФ по делам молодёжи и туризма.

Комитет СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности.

Комитет СФ по промышленной политике.

Комиссия СФ по естественным монополиям.

Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комитету.

Комитет СФ по делам Севера и малочисленных народов.

Комиссия СФ по информационной политике.

Комиссия СФ по национальной морской политике.

Комиссия СФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.

Комиссия СФ по вопросам развития институтов гражданского общества.

Комиссия СФ по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.

Члены СФ, не входящие в комитеты СФ.

Временные комиссии СФ

Аппарат СФ

Руководство аппарата СФ

 

Ведение СФ

1) Изменения границ между субъектами.

2) Подтверждение введения военного или чрезвычайного положения.

3) Решение вопроса о применении ВС РФ за границей.

4) Назначение выборов президента.

5) Назначение на должность судей Конституционного, Верховного и ((Арбитражного суда)).

6) Назначение на должность и освобождение от неё Генпрокурора.

7) Главу счётной палаты и половину её аудиторов.

Постановления СФ принимаются большинством от общего числа сенаторов.

Структура ГД

Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству.

Комитет ГД по труду и социальной политике.

Комитет ГД по бюджету и налогам.

Комитет ГД по финансовому рынку.

Комитет ГД по экономической политике и экономике.

Комитет ГД по науке и наукоёмким технологиям.

Комитет ГД по энергетике.

Комитет ГД по транспорту.

Комитет ГД по обороне.

Комитет ГД по безопасности.

Комитет ГД оп международным делам.

Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике.

Комитет ГД по вопросам местного самоуправления.

Комитет ГД по регламенту и организации работы ГД.

Комитет ГД по культуре.

Комитет ГД по делам национальности.

Комитет ГД по делам молодёжи.

Комитет ГД по делам ветеранов.

Комиссия ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.

Комиссия ГД по

Аппарат ГД

Управление документационного и информационного обеспечения.

Управление по связям с общественностью и взаимосвязям

Ведение ГД

1) Назначение и освобождение от должности: главу ЦБ.

2) Главу счётной палаты и половины её аудиторов.

3) Уполномоченного по правам человека.

4) Амнистия

5) Недоверие президенту.

6) Заслушивает ежегодные отчёты правительства.

Полномочия

1) Принятие устава.

2)

Функции государства

Признаки функций

1) Устойчивая предметная деятельность отраслей общественной жизни без регулирования которых, государство не может обойтись.

2) Функции выражают сущность государства.

3)

4) Реализуются только в определённых правовых и организационных формах и особыми методами, характеризующие власть и общество на конкретно-историческом этапе общества.

5) Функции государства конкретизируют цель государственного управления.

6) Каждая функция имеет свой объект, свою сферу общественных отношений.

7)…

Виды классификаций функций

По принципу разделения властей:

1) Законодательные.

2) Судебные.

3) Управленческие.

По времени:

1) Постоянные.

2) Временные.

По социальной значимости:

1) Основные.

2) Вспомогательные.

По воздействию:

1) Внутренние и внешние.

2)

Факторы

1) Развитие НТП.

2) Развитие негативных явлений.

Внешние функции государства

1) Лоббирование зоны внешних интересов.

2) Поддержание мирового порядка.

3) Международное и меж государственное сотрудничество.

4) Военная деятельность и за пределами своих территорий.

Формы осуществления функций

Правовые формы

1) Правотворческая

2) Правоприменительная

3) Оперативноисполнительная

4) Правоохранительная деятельность

5) Контрольно-надзорная

Не правовые формы

Однородная деятельность

1) Регламентирующая

2) Хозяйственная

Правовое государство

Это государство, функционирование которого основано на верховенстве права, а основной функцией является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Впервые термин правового государства появился в книге «Конечные основания права».

Правоведческие науки

1) Историко-теоретические (ТГП, История)

2) Отраслевые (Конституционное, Административное и прочее право)

3) Межотраслевые (Прокурорский надзор, Предпринимательское право и иные)

4) Специальные/прикладные (Криминалистика, Судебная медицина, психология и прочие)

5) Юридические науки и учебные дисциплины, изучающие правоохранительные элементы государственного механизма и ряд иных институционально-правовых материальных образований государства.

6) Международные юридические науки и учебные дисциплины.

1) Обществоведческие

2) Исторические

3) Специальные/прикладные

ТГП изучает общие цементирующие свойства государственно-правовой действительности как единого и целостного объекта.

 

Объект исследования и предмет познания ТГП

 

Основные, общие для всех государств закономерности, противоречия и проблемы общественных отношений, возникающих при формировании, функционировании, развитии и гибели государства и права.

Общие закономерности

 

1) Возникновение, историческое развитие и функционирование государства и права.

2) Единство и соответствие типа государства и права, перехода одного типа государства и права к другому.

3) Сочетание в сущности государства и права общечеловеческих и классовых начал.

4) Соотношение типа и формы государства и права.

5) Формирование и функционирование государственного механизма и системы права.

6) Правотворческую и правоприменительную деятельность государства.

7) Соотношение нормы права и правоотношения.

8) Развитие демократии, законности и правопорядка.

9) Формирование правового государства.

 

Объект ТГП- взаимообусловленные явления государственно-правовой действительности, которые проявляются в реально происходящих в обществе юридических процессах и выражаются в правовых категориях, формах, институтах и закрепляются в соответствующих материальных источниках информации.

Предмет ТГП- общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

 

Структура ТГП

1) Теория государства

2) Теория права

Методология ТГП- наука о методах познания государственно-правовых явлений, категорий и понятий.

Виды

1) Универсальные принципы научного исследования и познания.

2) Формально-логические методы

3) Методы научного исследования и познания

3.1) Всеобщие

3.2) Общенаучные

3.3) Частные

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.151 с.)