Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы анализа и интерпретации данных патопсихологического эксперимента
Результаты патопсихологического эксперимента, как известно, оформляются в виде заключения. Однако формулированию текста заключения предшествует важный и нередко весьма трудный этап – анализ, сопоставление и обобщение разнообразных экспериментальных данных. Сложность этого этапа связана с тем, что адекватная оценка любого выявленного симптома нарушения психической деятельности зависит от всего экспериментального контекста. Достоверная квалификация патопсихологических симптомов требует учета и объективной оценки всей экспериментальной ситуации в целом. Остановимся на некоторых общих положениях, которые необходимо учитывать при интерпретации экспериментальных данных. 1. Известно, что отношение больных к эксперименту варьирует в зависимости от их болезненного состояния. Поэтому правильная оценка отдельного симптома, например, ослабления запоминания, может быть достигнута только при условии учета этого состояния. В итоге результат ослабления запоминания у депрессивного больного трактуется как показатель его эмоционального состояния, в то время как такой же экспериментальный факт в иных случаях является свидетельством нарушений мнестической деятельности. 2. При интерпретации экспериментальных данных необходим учет взаимодействия экспериментатора и испытуемого. Патопсихологический эксперимент в сфере этих отношений не имеет единого неизменного шаблона. Поэтому учет всевозможных особенностей стиля, замечаний, реплик экспериментатора становится совершенно необходимым при интерпретации результатов. Особую важность приобретает учет взаимодействия экспериментатора и больного при реализации обучающего эксперимента. В этом случае квалификация одной и той же ошибки до и после обучения будет, естественно, совершенно различной. 3. Известны случаи, когда больные в силу различных патологически измененных установок превратно толкуют опыт или противостоят инструкции. При таких условиях экспериментатор вынужден проводить исследование, по существу видоизменяя экспертную мотивацию, используя иные способы установления контакта с больным. Очень важно учитывать любой такой "выход" из ситуации экспертизы при анализе результатов. В противном случае эксперимент в целом или результаты по отдельным пробам могут оказаться недостоверными.
4. Интерпретация результатов патопсихологического эксперимента с необходимостью требует учета особенностей проведения каждой отдельной пробы. Действительно, как подчеркивает Б.В. Зейгарник, патопсихологические методики, несмотря на наличие четких инструкций, все же предполагают известную свободу в выборе вариантов предъявления. Так, например, если в опыте на запоминание и воспроизведение слов экспериментатор усиливает значимость своей оценки, то результаты такого эксперимента будут более показательны для оценки отношения испытуемого к работе, недели для оценки его запоминания. В ходе эксперимента такие непрограммируемые заранее вариации возникают всегда, они отражают процесс поиска экспериментатором особо значимых приемов исследования, наиболее полно раскрывающих патопсихологическую картину нарушений психики больного. Именно поэтому сопоставление результатов по различным методикам становится обязательным при интерпретации эксперимента в целом. 5. Сопоставление данных, полученных при выполнении различных методик, необходимо еще и по другим основаниям. Известно, что выполнение задания больным нередко вызывает осознание своего дефекта, своих ошибочных решений; в этом случае больные сами стремятся найти пути компенсации, опорные пункты для исправления дефекта. Разные задания предоставляют различные возможности для этого. Часто затрудняясь в более легких заданиях, больной успешно решает более трудные. Иногда больные самостоятельно находят удачные формы коррекции или компенсации своих трудностей, чаще, пытаясь себе помочь, они осложняют работу. Правильно разобраться в этих вопросахи, главное, сформулировать рекомендации для дальнейшей коррекционной работы можно только при сопоставлении результатов разных задании.
Техника интерпретации
Интерпретация результатов эксперимента основывается на подробном анализе первичных протоколов исследования. Поэтому надежность интерпретации зависит во многом от четкого и квалифицированного ведения протоколов опыта. Процесс анализа данных состоит из нескольких этапов.
1. Вначале необходимо обобщить все экспериментальные факты, обнаруживающие состояние испытуемого и его изменения в ходе эксперимента. Здесь же бывает полезно сопоставить жалобы больного относительно его состояния с теми объективными данными, которые удалось выявить. Это особенно важно, когда имеются различия в состоянии больного на психологическом эксперименте и в отделении стационара, или при расхождении субъективной и объективной картин, отражающих состояние испытуемого. Чрезвычайно важно при интерпретации оценивать состояние больного с самого начала в связи с тем, что это является фоном для оценки результатов эксперимента по другим параметрам. 2. Следующим этапом является оценка мотивированности испытуемого в эксперименте. Здесь необходимо выяснить, была ли принята больным ситуация "экспертизы", как она осознавалась, в какой степени вся ситуация эксперимента регулировала деятельность больного. Особую важность для понимания мотивации больного представляют моменты "выхода" из ситуации эксперимента, или потеря мотива экспертизы. Для ответа на эти вопросы экспериментатору следует обобщить все мельчайшие нюансы поведения больного, его эмоциональные реакции, способы и формы взаимодействияс экспериментатором. Необходимо сопоставить реакции больного на трудности в работе, его отношение к указаниям экспериментатора. Большое значение имеет оценка заинтересованности больного в исследовании в целом или ограниченный, одномоментный интерес к отдельным методикам. В оценке мотивационного аспектадеятельности больных немалую роль играет анализ спонтанных,случайных высказываний, оговорок, юмора. Важно также учитывать в контекстевсего эксперимента все вопросы, которые задавались больным. В результате сопоставления этих фактов делается вывод об общей мотивированности больного в ситуации эксперимента и о различных вариантах нарушения мотивации. Дальнейшим этапом работы по интерпретации экспериментальных данных является оценка мотивационного аспекта познавательной деятельности больных, а также данных о состоянии эмоционально-волевой сферы, вычленяемые из результатов работы больных по отдельным методикам. Здесь следует учитывать понимание больными инструкций, способы выполнения, т.е. всю совокупность экспериментальных данных, получаемых в каждом конкретном методе. На этом этапе интерпретации особенную значимость приобретают оценки результатов выполнения методик, направленных на выявление особенностей эмоционально-волевой сферы больных. Кроме того, значимыми для оценки личностных особенностей испытуемых являются результаты выполнения любой методики. Как известно, любой прием актуализирует у больных определенное отношение, установку, мотив деятельности, вызывает специфическую эмоциональную окрашенность работы. Сопоставление всех этих данных и представляет собой работу на данном этапе интерпретации. 4. Следующим этапом в анализе экспериментального материала является сопоставление результатов выполнения различных методик. Обычно анализируется весь экспериментальный материал, причем из разных методик вычленяются данные, характеризующие состояние психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление) и умственной работоспособности (темп, равномерность, скорость и т.д.). Здесь очень важно сопоставлять не только типы нарушений внутри отдельных психических процессов, скажем, все данные о нарушениях внимания или восприятия, но и там, где возможно, сравнить различные уровни внутри одной психической функции. Например, чрезвычайно важно выявить соотношение непосредственного и опосредованного запоминания, восприятие наглядного и вербального материала, проанализировать и сравнить операциональные и динамические компоненты мыслительной деятельности.
При выполнении такого анализа следует опираться на выработанную в патопсихологии систематику расстройств познавательной деятельности, созданную в работах основоположника отечественной патопсихологии Б.В. Зейгарники её учеников. В результате работы по всем вышеперечисленным этапам экспериментатор получает квалификацию выявленных психических нарушений, иными словами, патопсихологические симптомы. Его задачей теперь является сопоставление патопсихологических симптомови, по существу, формулирование и обоснование особого патопсихологического синдрома, понимаемого как совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, сформулированных в психологических понятиях. Таковы самые общие положения и принципы интерпретации результатов патопсихологического эксперимента. Естественно, что значимость различных симптомов при поиске ведущего патопсихологического синдрома во многом зависит от клинической задачи, от цели эксперимента. В связи с этим необходимо более конкретно остановиться на формах работы по интерпретации экспериментальных данных при различных задачах патопсихологического исследования.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.01 с.) |