Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования



Задачи исследования

Основные задачи исследования:

 

- провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

- определить уровень физического развития и функционального состояния детей школьного возраста 15-16 лет, занимающихся вольной борьбой;

- выявить уровень физической работоспособности и физической подготовленности, детей школьного возраста 15-16 лет, занимающихся вольной борьбой.

Методы исследования

 

Для сбора, обработки и анализа необходимой информации и решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:

- информационно-аналитические: анализ и обобщение данных научно-методической литературы и беседы;

- педагогические: наблюдение и контрольно-педагогические тестирования;

- медико-биологические: измерение массы и длины тела, динамометрия, спирометрия, пульсометрия.

- методы математической статистики.

В данной последовательности в этом разделе главы описывается характеристика применения каждого указанного метода исследования и указываются решаемые с их помощью частные задачи.

Информационно-аналитические методы:

Анализ и обобщение данных научно-методической литературы. Проведен анализ учебно-методической и научной литературы по вопросам определения физической работоспособности, а также физического воспитания детей 15-16 лет. Анализировался и обобщался опыт работы специалистов в области физической культуры, школьного физического воспитания, по оптимизации форм и средств развития физической подготовленности детей. В общей сложности было проанализировано 39 документальных источника.

В ходе исследования были проведены беседы с тренерами СДЮСШ «Локомотив», ДЮСШОР «Вымпел» и СДЮСШОР по борьбе города Брянска, а также с учителями физической культуры общеобразовательных школ. Всего в опросе приняло участие 22 человека(12 тренеров и 10 учителей физической культуры).

Педагогические наблюдения проводились в процессе всей исследовательской работы.

В процессе учебно-тренировочных занятий у детей школьного возраста учитывались: специфика учебно-тренировочного процесса, состав и объем тренировочных нагрузок.

Полученные результаты в процессе педагогических наблюдений использовались для теоретического анализа полученных результатов, управления и корректировки учебно-тренировочным процессом.

Контрольно-педагогические тестирования.Проводились с целью объективного анализа физической работоспособности и физической подготовленности юношей школьного возраста (15 - 16 лет) занимающихся в секции вольной борьбы. В период с октября 2014 года по февраль 2015 года проходило изучение уровня физической работоспособности функционального состояния и физической подготовленности юношей, занимающихся в СДЮСШ «Локомотив».

Все исследования проводились в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школе «Локомотив» города Брянска.

В исследования принимали участия только мальчики в возрасте 15–16 лет, всего было исследовано 50 человек (юношей).

При выборе контрольных упражнений, характеризующих физическую подготовленность испытуемых, мы руководствовались возможностью получить наиболее полную характеристику моторики учащихся. Они были направлены на выявление уровня развития физической работоспособности и основных двигательных качеств:силы, быстроты движений, скоростно-силовых качеств и выносливости (Головачев А.И., Бутолов Э.Л., Богданов П.Б., Полотоцкий В.Л., 1998; и др.).

Для тестирования двигательных умений и навыков использовались тестовые задания, утвержденные и рекомендуемые к использованию Приказом Минспорта России от 27.03.2013 года № 145 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба».

Для определения координации и ловкости использовался челночный бег 3х10 метров, он проводился в легкоатлетическом манеже физкультурно-спортивного комплекса «Локомотив», с высокого старта по два человека. Результат фиксировался ручным хронометром с точностью до десятых долей секунд. Обязательным условием было пересечение обусловленных линий одной ногой, повороты выполнялись как без помощи, так и с помощью рук, фальстарты не допускались.

Для оценки уровня развития мышечной силы рук, верхнего плечевого

пояса, проводили подтягивание на перекладине из виса закрытым хватом сверху, каждый раз из неподвижного положения (пауза 1–2 с), без рывков и маховых движений ногами, подбородок выше уровня перекладины. Измерение велось по количеству раз выполненного упражнения.

Для тестирования силовой выносливости нами использовалось тестовое задание – подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке. Для выполнения данного упражнения давалась одна попытка, счет результатов велся после касанием ног гимнастической стенки. При выполнении данного упражнения ноги в коленном суставе должны быть прямые.

Для оценки уровня развития быстроты движений, выполнялся бег на дистанции 30 метров с высокого старта (одна попытка), соблюдая зоны безопасности до стартовой линии и после линии финиша (время фиксировалось по ручному секундомеру).

Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств мышц нижних конечностей нами применялся прыжок в длину с места (измерение проводилось по общепринятым правилам отсчета длины прыжка, учитывался лучший результат по трем попыткам).

При определении уровня развития выносливости использовалось тестовое задание бег на 800 метров. Выполнение данного норматива производилось в легкоатлетическом манеже физкультурно-спортивного комплекса «Локомотив». Круг манежа 200 метров, испытуемым предлагалось пробежать четыре круга. Время фиксировалось по ручному секундомеру.

Все тестирования проводились в физкультурно-спортивном комплексе «Локомотив».

Медико-биологические методы исследования.По данным ученых, важнейшим критерием оценки здоровья, интегрально отражающим состояние функциональных систем организма и степень их зрелости, является уровень физического развития человека (Данилова Н.Н.,1998; Дубровин В.И., 1999; и др.).

При определении уровня физического развития юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы мы оценивали длину, массу тела и кистевую динамометрию, это связанно с тем, что данные показатели являются наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями.

При определении длины тела использовался антропометр системы Мортина. Исследуемый стоял спиной к вертикальной стойке в положении «смирно», касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планка опускалась до соприкосновения с головой. Положение головы было таким, что верхний край слухового прохода (козелок уха) и наружный угол глазницы находились на одной горизонтали.

Для исследования массы тела применялись эллектронные (медицинские) весы. Взвешивание исследуемого лица проводилось утром, без верхней одежды и обуви. Вес определялся в килограммах.

Кистевая динамометрия измерялась с точностью до 1 кг при помощи ручного динамометра без рывка и без прижатия руки к другим частям тела (Дубровин В.И., 1999; Селуянов В.Н., 2001; и др.).

Для определения степени адаптации и выявления резервных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем у испытуемых экспериментальных групп в условиях покоя и физической нагрузки нами определялись жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений, задержка дыхания после вдоха (проба Штанге).

Жизненная емкость легких определялась с помощью спирометра. Перед началом исследованием с каждым испытуемым был проведен инструктаж о правильности выполнения теста: испытуемый становился лицом к водяному спирометру, брал в удобную для него руку мундштук спирометра, делал предварительно глубокий вдох и плотно удерживал губами мундштук, максимально выдыхая весь воздух в трубку. Исследование проводилось трижды с регистрацией наибольшего результата. Оценка проводилась на основании сравнения полученной величины жизненной емкости легких со средними ее величинами (Амосов Н.М., Бендет Я.А., 1989; Дубровин В.И., 1999;).

Пульсометрическое измерение проводилось с целью выявления состояния сердечнососудистой системы, а также для определения уровня влияния физической нагрузки на организм испытуемых во время учебных занятий (Дубровин В.И., 1999;). Во время измерения пульса в покое предлагался пятиминутный отдых. Испытуемый находился в положении сидя, после чего в этом же положении проводилось измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Фиксация количества сердечных сокращений производилась за 30 секунд и умножалось на два. Измерение велось в подсчете количества ударов за минуту (уд/мин).

Для определения физической работоспособности использовался гарвардский степ-тест наиболее удобный и информативный тест, разработанный в Гарвардском университете США (Бруа, Дилл) в 1942 году и предназначенный для количественной оценки восстановительных процессов после дозированной мышечной работы (Дубровин В.И., 1999;).

Проведение гарвардского степ-теста в ходе педагогического эксперимента осуществлялось автором с привлечением медицинских работников в количестве двух человек – медицинских сестер работающих в СДЮСШОР «Локомотив», в котором проходило тестирование.

Испытуемым демонстрировалось правильное выполнение теста, а затем им давалось время для самостоятельного его опробования.

Согласно описанной методике, в гарвардском степ-тесте физическая нагрузка задавалась в виде восхождения на ступеньку высотой 50 сантиметров. Испытуемым предлагалось на протяжении 5 мин совершать восхождение на ступеньку с частотой 30 раз в 1 минуту. Каждое восхождение и спуск слагались из 4 двигательных компонентов: 1 – подъем одной ноги на ступеньку; 2 – испытуемый встает на ступеньку двумя ногами, принимая вертикальное положение; 3 – опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, и 4 – опускает другую ногу на пол. Для строгого дозирования частоты восхождений на ступеньку и спуска с нее использовался механический метроном, установленный на частоте 120 ударов в минуту.

В этом случае каждое движение соответствовало одному удару метронома. Гарвардский степ-тест проводился при строгом учете времени с применением механического и электронного секундомера.

Физическая готовность испытуемых оценивалась путем подсчета частоты пульса. Сразу же после окончания восхождения испытуемый садился на ступеньку. Регистрация частоты пульса велась на 2-й, 3-й и 4-й мин, восстановительного периода. При этом подсчитывалась сумма частот сердечных сокращений (ЧСС) за первые 30 с, каждой минуты. Результаты тестирования выражались в виде индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ). Эта величина рассчитывалась из следующего уравнения:

t – время восхождения на ступеньку;

f – число сердечных сокращений за первые 30 с, 2-й, 3-й и 4-й мин., восстановления.

Величина гарвардского степ-теста характеризуется скоростью восстановительных процессов после достаточно напряженной физической нагрузки. Чем быстрее восстанавливается ЧСС после теста, тем меньше величина f1 + f2 + f3 и, следовательно, тем выше индекс гарвардского степ-теста.

ИГСТ Оценка
< 55 Плохая
55–64 Ниже средней
65–79 Средняя
80–89 Хорошая
> 90 Отличная

Результаты тестирования и оценки физической работоспособности полностью приведены в 3 главе.

Функциональная проба по Квергу включает 30 приседаний за 30 с, максимальный бег на месте – 30 с, 3мин, бег на месте с частотой 150 шагов в минуту и подскоки со скакалкой – 1 мин. Комплексная нагрузка длится 5 мин. Сразу же после нагрузки в положении сидя измеряют ЧСС в течение

30 с (Р), повторно – через 2 (Р2) и 4 мин (Р3). Индекс оценивается по формуле:

    длительность работы (в сек) х 100

                                           2х(Р1 + Р2 + Р3).

 

Результат Оценка
>105 очень хорошо
99–104 хорошо
93–98 удовлетворительно
<92 слабо

Методы математической статистики

Для обработки полученных в ходе исследования данных нами были использованы следующие методы математической статистики:

- вычисление средней арифметической величины (X), среднего квадратического отклонения от средней величины (s), ошибки среднего арифметического (±m);

- выявление процентного соотношения.

 

Организация исследования

Организация исследования проводилась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы «Локомотив» города Брянска, с октября 2014 по апрель 2015 гг. и состояли из четырех этапов.

На первом этапе исследования (октябрь 2014 года) была разработана общая программа исследования, включающая определение проблемы, постановку цели и задачи. Основное внимание в данный период было уделено изучению литературных источников, нормативных документов и сбору первичной информации.

На втором этапе исследования (ноябрь 2014 года – февраль 2015 года) проводилось исследование, в процессе которого производился отбор юношей 15-16 лет, занимающихся вольной борьбой. Нами была сформирована условна одна группа, всего в эксперименте приняло участие 50 юношей занимающихся в секции вольной борьбы.

 Выбор возрастного диапазона участников эксперимента был обусловлен рядом причин, к числу основных можно отнести возраст 15-16 лет наиболее подходящий для изучения уровня физической подготовленности, в связи с тем, что у изучаемого контингента уже сформированы на определенном уровне основные физические качества, и они объективно могут характеризовать уровень физической подготовленности занимающихся. Данный период, также является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развивать те или иные качества удается с трудом.

На данном этапе также был проведен основной педагогический эксперимент, который был направлен на определение уровня физической работоспособности, физической подготовленности, функционального состояния и физического развития юношей 15-16 лет занимающихся в секции вольной борьбы.

На третьем этапе исследования (март - апрель 2015) производилось обсуждение и обработка полученных результатов, а также окончательное завершение написания дипломной работы.

Подробно анализ физической работоспособности, физической подготовленности, функционального состояния и физического развития юношей 15-16 лет описывается в третьей главе.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.004 с.)